Nerve
О жизни «на краю света»
Надо ли рассказывать эту историю? Ничего эпичного в
ней нет, разве что просматриваются параллели с недавним происшествием с
приемным калининградским подростком, серьезно пострадавшим (обморозившимся)
из-за жестокости опекуна. День-два событие рунет возмущало, а потом, как
водится, забылось, затерлось новыми ужасами, потрясениями, долларами-нефтями...
В нашем случае не будет ни рунета, ни новостей, даже имен-фамилий. По разным
причинам. Но история эта имела место быть совсем недавно в январе, в старинном
и, как водится, вымирающем селе Новохопёрского района Воронежской области,
вблизи приснопамятных медно-никелевых месторождений и даже в непосредственной
близости от богатейшего рудопроявления, именуемого по селу – Троицким.
Место действия истории, точнее, улица, когда-то густо
населенная, в два порядка, под крутой Лысой горой, рядом с Савалой и заболоченным
участком ее поймы, с богатыми лугами и садами, называлась в народе Пролетаркой.
Здесь заканчивается Московская часть села, и даже более того – это край
цивилизации и местный «конец света»: с электрических столбов новохопёрскими
электриками давно уже сняты провода, потому что и людей-то тут нет: кто умер,
кого дети увезли, кто поближе к центру перебрался. А если и ступает нога
человека, то человека, вооруженного тележкой для сбора металлов, или – летом –
хваткого заготовителя яблок и груш. Сады на Пролетарке продолжают цвести и
обильно плодоносить, невзирая на своих ушедших в небытие хозяев, а на склонах
Лысой горы много земляники. И красиво здесь очень. Мечта художника. Особенно
живописный вид открывается с вершины горы, на которой в начале ХХ века
располагался женский монастырь, разобранный в 30-ых гг. самими же жителями
села. На кирпичи. Историческое место. Так вот, в этом живописном историческом
месте, на краю света и села доживала свой девятый десяток одинокая бабушка, по
непонятной для нас причине не пожелавшая уйти в «интернат временного
пребывания», сиречь дом престарелых, работавший в Троицком несколько лет назад,
а затем, как водится сейчас, «оптимизированный» (закрытый), будто бы как «не
имеющий необходимых условий для содержания». Неизвестно нам, по какой причине у
старушки не было детей, и где обитали родственники, если они, вообще,
существовали в природе. А был у бабушки огород, который она продолжала
вскапывать вручную, кое-где в начале улицы – соседи – такие же, как и она,
пенсионеры, а еще «магазин на диване»: автолавка, привозившая бабуле
пропитание, и цивилизация, конечно: электричество плюс печка. Вот такая картина
мира. И наступила зима... Вы спросите, а как же с остальным-то? Зачем сразу про
зиму? А русская зима, дорогие мои, это одно из действующих (и совсем не
второстепенных!) лиц нашей истории. И истории страны, как нам из учебника
школьного известно. Зима – испытание для любого человека, а для пожилого –
задача иногда непосильная по ряду причин, из которых состояние здоровья – на
первом месте. А на втором – задачка – топить печку. Ту самую, до которой
«национальное достояние» не добралось и не планировало добираться. А у старушки
денег на него не оказалось и хлопотать было некому… Кульминацию нашей истории
мы можем представить потом, а что произошло после нее, рассказали медработники
местного ФАПа, ставшие ангелами-хранителями для бабули с Пролетарки, к которым
она попала с обморожениями и в состоянии, угрожающем здоровью, да и жизни: в 90
с лишним лет для ЧП много не надо. Врачей вызвали соседи по улице:
забеспокоились от того, что пару дней не увидели бабушку «в режиме реального
времени». Оказалось, что стало ей плохо, и она все это время (два или три дня)
лежала одна в нетопленном доме. Еще бы чуть-чуть и история закончилась другим
образом. Но бабушка выжила и находится в больнице. По народной мудрости: кому
жить – тот будет жить. Другой вопрос: как? Но на философские вопросы пусть
отвечают мудрецы, а на вопросы поприземленнее хотелось бы услышать ответы от
многих людей, так или иначе связанных с нашей историей. Только давайте
договоримся, что замечания, типа «сама виновата: не пошла в дом престарелых, не
наняла сиделку, не воспитала детей» и т.д. мы не рассматриваем. Дано: пожилой
(даже древний!) одинокий человек, находящийся в условиях, непригодных для его
проживания, без должной медицинской помощи («скорая» – не в счёт), без
присмотра вообще (соседи – чужие люди) и – зимой в старой нетопленной избе.
Условия: о том, что бабушка «была в наличии» знали те, кто начислял ей пенсию,
кто заносил ее в разные статистические отчетные списки служб социальной защиты;
наверное, значилась она и в списках поселения, вынимавшихся из папки накануне 9
мая: как минимум «труженицей тыла» бабуля при своем возрасте должна была быть.
Как вы уже догадываетесь в день выборов – депутатов ли, губернатора или еще
кого – человек с урной, опять же – со списком, шёл к домику для получения
голоса в пользу известной всем партии/политика, ведь вряд ли бабушка ходила на
избирательный участок за
Не буду делать выводы: вы – люди взрослые, сами всё
понимаете. Жизнь не стоит на месте – ни вообще, ни для каждого из нас. Кто бы
мог подумать, что бабуля, когда-то боевая и работящая труженица колхоза
«Ленинский путь», вместо «светлого коммунистического будущего», никуда не
перемещаясь, в своём родном селе, на своей родной улице, окажется на краю света
в смутных временах? Кошмарный сон? И да, и нет. В жизни каждого человека
наступает время, когда 2 литра воды в пластиковом ведре – непосильная ноша, а
подсчет денег на буханку хлеба – высшая математика. И великое благо – если
человек в этот момент может опереться на чью-то помощь. Но если помощи ждать
неоткуда – что тогда?.. Осмелюсь предположить, что рассказанная мной быличка –
не нечто из ряда вон выходящее и невозможное. Но очень хочется надеяться, чтобы
она не стала нормой. Вот чего я боюсь. А если у вас есть более оптимистичный
взгляд на всё это дело – снимаю шляпу и завидую вам «белой завистью»…
Комментарии0
Нет комменариев