(Продолжение.)
Труппа театра Воронцова была довольно значительна, насколько можно судить по сохранившимся бумагам (см. Приложение III). На протяжении 14 летнего существования театра мы встречаем имена 17 артисток, из которых более значительными, судя по тому, что они всегда в списках помещались на первом месте, получали наибольшее вознаграждение и имели большое количество ролей, были Марфа Коптелова, Матрена Полякова, Наталья Яицкая, Мария Бахтеряева, Анна Баранчеева, Анна Ногаева. Артистов было в труппе значительно больше: нам известно 48 имен; среди них лучшие — Яков Кириллов, Клим Анофриев, Николай Гнездарев, Александр Баранчеев, Кузьма Яицкий. Одновременно же в труппе бывало до 10 артисток и до 30 артистов. Все артисты и артистки делились на первосортных и второсортных, или, как они назывались в бумагах, на актеров первой и второй статьи, иначе «маленьких» артистов. Во главе театра стоял директор, каковым был сначала артист Федор Яковлев, а позже Иван Петров, который нигде в числе артистов не упоминается. Имелся в труппе и суфлер из среды артистов же, а именно Федор Поляков. Часть артистов одновременно исполняла и роли музыкантов, как это часто встречалось и в других театрах того времени, но такие двойные обязанности несли не первостатейные артисты, а лишь небольшие. Музыкантов насчитывалось в оркестре 38 человек. Кроме музыкантов принимали участие в оркестре и «музыкантские» ученики, которых было 16 человек.
В число музыкантов н музыкантских учеников входили только мужчины; наоборот, хор состоял, но крайней мере первое время, только из женщин, и их было немного — всего 12 человек; один раз только упоминается в бумагах поющий в «Добрых солдатах» Григорий Климов. Но такой исключительно женский хор был, очевидно, неудовлетворителен и потому среди «певческих» учеников мы встречаем имена не только девочек, но и мальчиков (6 девочек и 6 мальчиков). Некоторые из женщин, принимавших участие в хоре, упоминаются также и среди пляшущих, которых было всего 13 человек.
В ведомостях в числе лиц, имеющих отношение к театру, перечисляются также 21 человек «разночинцев, которые также в театре играют» ; очевидно, здесь имеются в виду статисты.
Особые лица, в количестве 8 человек, прислуживали при перемене декораций, особые (7 человек) занимались уборкой театра и носили название полочистов; во главе их, по видимому, стоял смотритель театра.
Артисты и музыканты проходили предварительную школу, которая находилась в Алабухах. В реестре дворовых людей в Алабухах, составленном в июле 1793 года, названы « обучающееся театральным действиям» 4 актера и 7 актрис; все они не старше 19 лет, девицы не моложе 11, мужчины — 14 лет. Надо отметить, что все они, по крайней мере, мужчины предварительно проходили и общеобразовательную школу, так как в одном из писем Гавр. Ром. Державина к А. Р. Воронцову (от 23 декабря 1788 года) мы читаем, что мальчики, учащиеся в Тамбовском народном главном училище, успели в пауках, что доказывается их письмами. Эта письма и написаны как раз теми мальчиками, имена которых мы встречаем сначала в числе обучающихся «театральным действиям», а позже в числе артистов. Для обучения музыкантов была тоже особая школа в Алабухах, куда и отправлялись мальчики, которые учились играть на скрипке у Зотова, а на духовых инструментах у Феклистова. Интересен один документ, сохранивший эта имена и несколько обрисовывающий этих лиц. Это рапорт управляющего Ф. Булатова А. Р. Воронцову от 4 ноября 1792 года. В нем мы читаем следующее: «Прошлаго 1791 года декабря от 21-го дня пущенное Вашего Сиятельства повеление, в коем между протчем соизволили приказать о поведении бывшаго офисианта, a ныне музыканта Зотова разсмотря Вашему Сиятельству донесть, а как ево бытности здесь протекает целый год, а во оное немалое время вел себя добрым, постоянным, прилежным, трезвым, верным образом, за что и заслужил доверенность препоручением ему учение набранных для скрыпищной музыки мальчиков, а капельмейстеру Феклистову по невоздержности ево оставлена в смотрение одна духовая музыка валторны и Флейты, содержаще же ему Зотову определено мною, жалованья в год пятнадцать рублей, харчевых шесть рублей, а всего денежнаго двадцать один рубль, то в разсуждении нынешних ево рачительных мальчикам изучениев не позволите ли Ваше Сиятельство для ободрения впредь таковаго поведения приказать хоша малую часть к прежде определенному содержанию прибавить, на что милостивой Вашего Сиятельства буду ожидать резолюции».
По мере выучки и артисты и музыканты отправлялись из Алабух в Андреевское, о чем свидетельствуют упомянутый выше реестр дворовых Алабухского дома за 1793 год и письмо управляющего Алабухами к А. Р. Воронцову от 23 сентября 1793 г. По видимому, позже, когда театр вполне укрепился и развился в Андреевском, обучение музыкантов, певчих, а, может быть, и артистов, происходило там жe, так как с конца 90-х годов певческие и музыкантские ученики помещаются в ведомостях села, Андреевского.
Одни и те же актеры играли и в комедиях, и в операх; по большей части каждый из них имел большое количество ролей, особенно женщины, а именно до 45, и очень редко меньше 10, причем эти роли довольно разнохарактерны, о чем можно судить по одной бумаге, сохранившей список ролей, которые играл Яков Кириллов. Вот эти роли: в операх—1. Училище ревнивых — роль Власа купца; 2. Сбитеньщик — Болдырева купца; 3. Счастливая Тоня — Старолета; 4. Служанка-госпожа — Уберта; 5. Точильщик — Антропа; в комедиях: 6. Мизантроп — Филинта; 7. Ненависть к людям и раскаяние—Якова слуги; 8. Чадолюбивый отец — Доберсона отца; 9. Школа клеветы — Якова Денкгольма; 10. Честное слово — полковника Ладова; 11. Недоросль— Вральмана; 12. Хвастун — Просто дума; 13. Братом проданная сестра—Честена,; 14. Скупой—Гарпагона,; 15. Проказники—доктора Ланцетина; 16. Севильский цирюльник—доктора Бартало; 17. Бедность и благородство души — Генриха Плума; 18. Скапиновы обманы—Аргаита; 19. Жорж Данден— Жоржа Дандена; 20. Любовь лекаря — Сганареля; 21. Точь ж точь — Мирона Капелькина; 22. О время — Непустова; 23. Притворнаи Агнеса — барона Старолеса; 24. Нескромный— Тразимона; 25. Три брата совместника— Тигрова; 26. Слепой видущий — лекаря Лемпезея; 27. Притворный комедиант — графа Старовека.
Артисты и музыканты гр. Воронцова получали за свой труд, вознаграждение, как денежное, так и вещевое. Денежное вознаграждение выдавалось за целый год сразу, иногда в конце", иногда в начале года. Сумма вознаграждения разным артистам была неодинакова и зависела от значительности артиста и от количества исполняемых им ролей. Вознаграждение артистам колеблется между 50 коп. и 15 рублями, хотя надо сказать, что первая цифра вознаграждения для артистов встречается очень редко, чаще низшая расценка все таки доходит до 2 рублей. То или иное вознаграждение артистам назначалось самим Воронцовым, что доказывает один из сохранившихся списков театрального вознаграждения за 1801 год. Здесь проставлено количество ролей, старых и новых, сыгранных тем или иным артистом, цифра вознаграждения и объяснение Воронцова, почему дано именно такое вознаграждение; такое объяснение дается в том случае, если назначается высокое вознаграждение за малое количество ролей. Так, например, вознаграждение в 10 рублей дается тем лицам, которые играют больше 30 ролей, и рядом некоей Настасье Яицкой, которая разучила всего 7 ролей, но, объясняет Воронцов, она «хотя и немного роль играла, но ныне много ей выучить назначается». Рядом с таким объяснением имеются разные вознаграждения за неодинаковый труд без всяких комментариев; например, две артистки имеют вознаграждение в 5 рублей, хотя одной разучено 22 роли, а другой — 8; очевидно, тут принято во внимание значительность ролей первой н второй артисток. Аналогичное явление имеем и в вознаграждении артистов; так, Яков Кириллов за 27 ролей получает вознаграждение в 12 рублей, Николай Гнездарев за 44 роли имеет всего 7 рублей. Что талант артистов действительно принимался во внимание, доказывает и то обстоятельство, что в одной из ведомостей за 1797 год артисты разделены на две группы — первой и второй статьи, и первым поставлено вознаграждение от 6 до 12 рублей, вторым от 2 до 6 рублей. Принималось во внимание при назначении вознаграждения еще одно обстоятельство — продолжительность артистической деятельности, так как в той же ведомости в особую графу внесены новые актеры, которые вознаграждаются суммой от 1 до 8 рублей. Кроме денег артистам выдавалось и полотно или холст, некоторым же чулки, причем здесь не всегда выдерживался принцип деления артистов на более и менее значительных, так как одинаковое вознаграждение в виде трубки полотна выдавалось и тем артистам, которые получали большее денежное вознаграждение, и имевшим небольшое, хотя все таки, по большей части, лица, получавшие более крупные деньги, имели и более лучшие и ценные вещи; в одной же из ведомостей, именно 1801 года, прямо указывается, что всем актрисам выдано сверх денежного награждения по трубке холста, маленьким же актрисам по 20 аршин холста. Кроме денежного и вещевого вознаграждения, которое получали все артисты, некоторые из них имели и случайные доходы; напр., А. Р. Воронцов дарил на именины суммы в размере 2 рублей, или без указания повода то 4, то 5 рублей; музыканты кроме того получали отдельно за копирование нот; так, в отчете за 1804 год мы между прочим читаем, что но приказанию Воронцова «изпрошены у князя Волконскаго портиции Осмеяннаго скупца, за написание с оных копиев заплачено музыкантам двенадцать рублей». Эта заметка интересна, так как показывает, что Воронцов ценил труд своих актеров или музыкантов и оплачивал особо работу, не входящую в круг их ежедневных обязанностей. Помимо таких экстренных выдач, носивших характер награды, артисты наряду с прочими дворовыми людьми одевались за счет помещика, так как их имена мы встречаем в ведомостях, в которых указано, кому из дворовых сделано то или иное платье. Наряду с прочими дворовыми они получали и хлебное довольствие.
В таком же положении, как артисты, находились и прочие служащие в театре, но их вознаграждение было значительно меньше и получали они, кроме музыкантов, все одинаково. Музыканты имели от 1 рубля до 5; ученики музыкантов в разные годы от 50 коп. до 3 рублей, «пляшущия бабы» по 50 копеек, лица, менявшие декорации, по 1 рублю, полочисты по 50 коп.; из вещей, подаренных всем этим лицам, упоминаются только чулки и платки для женщин.
Вознаграждение директора театра нигде не обозначено, на одной же из ведомостей, именно за, 1801 год добавлено рукой А. Р. Воронцова, что директору театра он сделает награждение сам. Суфлеру шло вознаграждение одновременно и за суфлерство и за игру, как актеру, причем оно немногим выше, чем вознаграждение актеров с таким же количеством ролей, что и у суфлера; так, артист за 9 ролей обычно получал 5 рублей, суфлер за 8 и «исправное суфлерство» — 7 рублей. Наконец, смотритель театра имел 4 рубля в год.
Переходя к вопросу о театральном инвентаре, можно сказать, что он, конечно, не может и сравниться по количеству и качеству с инвентарем театра Шереметева или Шаховского, но был несколько богаче, чем во многих помещичьих театрах, где платья делались, по преимуществу, из коломянки, крашенины и китайки. Конечно, и в театре Воронцова эти материи играли большую роль, но наряду с ними употреблялась и другая, как сукно, шерсть, «мишурная парча», полубархат, плис, пестрядь, шелк, камлот, кумач, кисея, холст. Но такой разнообразный материал для платья мы видим только уже к моменту окончания существования театра, в Андреевском. При основании же театра гардероб артистов был очень несложен. В начале было куплено для шитья платья артистам 83 аршина крашенины разных цветов, 15 аршин холста, 13 ½ арш. коломянки и 3 аршина кисеи, и из этого материала с помощью лент разных цветов, «мишуры желтой широкой на окладку кафтанов», небольшого количества кружева, бисера были сделаны необходимые костюмы; на подкладку для платья был куплен посконный холст. Далее было сделано несколько пар обуви, куплено 7 шляп разных фасонов — треугольные, круглая, ямская и т. п., две сабли, серьги, чулки, трубка, табакерка, несколько гребенок, несколько пряжек для башмаков, двое очков, и это — все, что было куплено сразу для костюмировки. Для грима было куплено румян получше (по 20 коп. коробка) и похуже (по 5 коп. бумажка), а также просто сандалу и вина, из которых приготовлялись румяна домашним способом.
Но такие элементарные костюмы, какие были сделаны в начале существования театра, не могли надолго обслужить все надобности: разучивались новые пьесы, нужны были и новые костюмы, и постепенно театральный гардероб увеличивается; покупаются в Москве и пересылаются в Андреевское различные «театральные уборы», как чепчики, мантильи, сюртуки, плащи, кафтаны, мундиры, перчатки, украшения на голову и т. и. Для гримировки покупаются не только румяна, но п пудра (сразу 2 пуда), помада, черный пластырь для мушек; для завивки волос покупаются также «припекальные щипцы».
К моменту ликвидации театра театральный гардероб уже довольно сложен. В описи вещей (см. Приложение IV), назначенных частью для Владимирского театра, частью для кладовой имеется до 50 мужских костюмов, среди которых есть суконные мундиры, камзолы с рукавами и без них, немецкие и русские кафтаны, иногда довольно богатые (напр. «мишурной парчи под золото, на белой китайчетой подкладке» или две таких же «под серебро»), докторские мантии, балахоны, крестьянские рубахи, лакейские ливреи. Женских костюмов значительно меньше — всего 12: мантии, юбки, телогреи и сарафаны. Кроме платья в описях имеются и другие принадлежности туалета, как разные головные уборы — фуражки, каски, кокошники, повязки, венчики шляпы; есть и цветы для букетов, веера, бусы и т. п. Затем в описи встречается довольно много военных принадлежностей, как ружья, шпаги, сабли, шпоры, рапиры, пистолеты и даже «перо турецкое серебреное с зеленым камешком, с пятью перышками и с цепочками» или сабля «турецкая булатная, у коей ручка с цепочкой серебряная, оправа под золотом, ножны обшиты черным плисом, по концам и в средине две гайки серебряный под золотом». Последнее указывает, что владелец театра заботился не только о том, чтобы для представления было лишь самое необходимое, но и о том, чтобы, но возможности, создавалась обстановка, соответствующая изображаемому событию.
Довольно большие расходы делались Воронцовым для оркестра; вплоть до 1804 года в ведомостях постоянно встречаются в числе покупок — музыкальные инструменты, струны, подставки, нотная бумага и ноты, причем ноты покупались обычно в большом количестве ;так в 1776 году сразу их покупается 118; в 1804 году —на 127 рублей, а эта сумма очень велика, если принять во внимание, что первоначально на всю организацию театра в Алабухах было ассигновано 100 рублей, которые были израсходованы и на постройку театра, конечно, из готового леса, и на устройство декораций, и на костюмы.
Театр Воронцова существовал до самой смерти его основателя, т. е. до конца 1805 года. О дальнейшей его судьбе не сохранилось точных сведений. Правда, мы имеем среди бумаг Воронцовых одну опись театрального имущества, назначенного для «Володимирскаго театра». Эта опись не имеет даты, но, судя по большому количеству костюмов, перечисляемых в ней, относится, несомненно к последнему времени существования театра. Вероятно, она была сделана еще при жизни А. Р. Воронцова, так как в одном из писем управляющего имением Андреевское, написанном 19 декабря 1805 года, т. е. через 2 недели после смерти А. Р. Воронцова, он пишет его брату и наследнику, что «кладовыя со всеми вещами и вообще дом с принадлежащею к нему наличностью в присутствие господина коллежскаго советника Захара Николаевича Посникова вновь переосвидетельствованы и с прежними описями поверены». Почему в описи театр назван Владимирским — неясно, по, думаю, что здесь имеется в виду тот же Андреевский театр, который мог получить это название потому, что он находился во Владимирской губернии. Может быть, А. Г. Воронцов предполагал еще более расширить свой театр, сделать его как бы губернским, а не только местным, тем более, что в это время во Владимире еще не было театра, который был основан в 1847 году. Несомненно только одно, что театр после смерти А. Р. Воронцова кончил свое существование, так как в ведомостях о приходе и расходе по имениям Воронцовых после 1805 года нет графы расходов на театр.
Из рассмотрения материала, относящегося к истории театра А. Р. Воронцова, можно сделать следующие выводы.
Этот театр был тесно связан с личной волей самого А. Р. Воронцова, так как возник по его приказу, развивался под его руководством и кончил свое существование с его смертью.
Труд артистов ценился владельцем театра, и многие из них, невидимому, не несли никаких других обязанностей.
Театр в продолжение своего 14-летнего существования постепенно развивался и совершенствовался.
Афиша театра Воронцова: Севильский цирульник, опера в 4-х действиях.
Действующие лица:
Граф Алмавиво…. Полунин.
Бартало, опекун Розины….Баранчеев.
Розина, его питомица….Марфа.
Дон Базиль, органист…. Николай Гнездарев.
Фигаро, цирульник….Федор Поляков.
Моложайка (служители)….Орлов
Быстрякъ (служители Барталовы)…Фирсов.
Нотариус….Атичкин.
Алкад….Крупнов.
Алгвазилы и слуги….
С. Щеглова. 1926 год.
Язык_и_литература_Текст__т_1-8__Науч-исслед_инст_речевой_культуры_Т_1_вып_1-2.