Тема: Год 1792-й. Театральная жизнь Борисоглебского уезда. Село Алабухи.

1792 год. Октябрь месяц.

Можно ли себе представить, что в то время, когда Городничий г. БОРИСОГЛЕБСКА,  Тамбовского наместничества – Секунд майор ДОРОФЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ НОВИКОВ, по темной улице Охлябинской, по  раскисшей уличной грязи в кибитке ехал к своему дому, когда Станичная и Солдатские слободы словно вымирали, погружаясь в непроглядную темноту, которую разбавляли только в разноголосый лай собак,  в нескольких десятках верст, в селе Алабухи, с населением в тысяча семисот душ обоего пола жителей, звучало: «Представление начинается!», и в театре графа Воронцова начинался очередной сезон осенних спектаклей.

Re: Год 1792-й. Театральная жизнь Борисоглебского уезда. Село Алабухи.

(Немного отступления.)

Евстигней Фомин.
Он прожил всего 38 лет и умер за четыре года до рождения Михаила Глинки, основоположника русской оперы. Имя его оказалось надолго забытым, а многие сочинения – навеки утерянными. Между тем он был предшественником русских композиторов-классиков, особенно в оперном жанре.
Евстигней Фомин родился 5 августа 1761 года в Петербурге в семье солдата-артиллериста. Рано осиротел и в шестилетнем возрасте был отдан в воспитательное училище при Академии художеств, где учился пятнадцать лет. В те годы там наряду с общеобразовательными предметами, живописью и скульптурой преподавали и музыкальные дисциплины. Евстигней выучился игре на клавикордах, брал уроки композиции, а также освоил дирижерское искусство.
Фомин был старательным учеником, но и судьба его баловала. Академию он окончил с отличием в 1782 году и был на три года отправлен в Италию, в Болонью, для занятий под руководством знаменитого музыканта – падре Джованни Баттиста Мартини, учителя самого Вольфганга Амадея Моцарта. А в 1785-м Фомин под именем Эугенио Фомини был избран в члены Болонской филармонической академии.
В 1786 году композитор возвратился в Петербург, где написал свою первую оперу «Новгородский богатырь Василий Боеславич» на либретто Екатерины II. Императрица, как известно, не только была любительницей оперы и других искусств, но и сама сочиняла либретто, поручая известным композиторам писать на них музыку. В том же году премьера первой оперы Фомина с громадным успехом состоялась в Эрмитажном театре.
Но не нужно было счастливцу возвращаться в Россию! Странно, но после первых успехов талантливый музыкант попал в опалу и был отправлен в Тамбовскую губернию – в канцелярию Гавриила Державина. Как такое могло случиться? Зависть коллег, соратников?..
Дальнейшая биография Фомина почти неизвестна. В 1788 году он написал одну из наиболее известных своих опер, «Американцы», на либретто 19-летнего Ивана Крылова. Но дирекция императорских театров не приняла ее к постановке, и только незадолго до смерти автора опера увидела сцену.
В дальнейшем Фомин сочинял музыку как «свободный художник» и почти тайно. В Тамбове в 1788 году анонимно было опубликовано либретто его знаменитой оперы «Ямщики на подставе»: копия рукописи была обнаружена лишь в 1933 году в архиве Державина. Это была первая русская классическая опера, целиком основанная на народных песнях. Никогда раньше русские композиторы не создавали своих сочинений на основе русских песен: они использовали только фрагменты.
Лишь после смерти императрицы Екатерины, в 1797 году, Фомин получил жалкую должность репетитора придворных театров и помогал певцам разучивать оперные партии. Непризнания и унижения привели композитора к болезни, и «русский Моцарт» умер 28 апреля 1800 года. Место его погребения неизвестно.
В ХХ веке несколько опер Евстигнея Фомина были с успехом поставлены на сценах театров Москвы и Ленинграда. Мелодраму «Орфей» исполняли на концертах, посвященных 250-летию Ленинграда. В некоторых театрах его оперы ставят и в наше время.
https://zen.yandex.ru/lecture

Re: Год 1792-й. Театральная жизнь Борисоглебского уезда. Село Алабухи.

Есть такое произведение Бориса Евсеева –«Евстигней».

«Борис Евсеев - прозаик широко известный, лауреат нескольких литературных премий, финалист "Большой книги" двух последних сезонов… Но его новый роман - это настоящее открытие, счастливое совпадение двух талантов - автора и его героя. Сам музыкант по образованию, Борис Евсеев, по сути, вводит в отечественную культуру совершенно новое лицо, и какое! - великого композитора, гения русской музыки Евстигнея Фомина. Загадочная и трагическая жизнь Фомина - обладателя диплома Болонской филармонической академии, - невостребованного в России до конца жизни, воссоздана по редким архивным документам. Екатерина II и Павел I, Иван Бецкой и Николай Шереметьев, падре Мартини и аббат Маттеи, Петр Скоков и Леопольд Моцарт, Гаврила Державин и Яков Княжнин, актер Дмитревский и палач Шешковский - каждый из них занял свое место на страницах этой историко-биографической партитуры.»

И есть в этом романе данный ниже абзац. Трудно представить в действительности этого эпизода, так как губернаторство Державина, у которого был в помощниках Фомин, закончилось в 1788 году, а театр в Алабухах был организован в 1792 году. Но суть не в этом, суть в театре.

…Граф Воронцов Александр Романович предпочитал заниматься не тамбовскими финансами, а собственным своим именьем, Алабухой.
Раскинувшееся не так чтоб совсем уж близко от Тамбова, близ живописного берега реки Вороны, имение сие казалось среднерусским яблочным раем. Только херувимов с арфами и амуров с театральными стрелами в Алабухе и не хватало. А стоило б завести: в противоположность наместнику Гудовичу, Воронцов прекрасного не чурался.
Поразмыслив обо всем об этом, Державин затребовал к себе Фомина. Расхаживая вкруг него, стал говорить о музах, о стихотворстве. Затем помянул нелестно наместника Гудовича. Потом, спохватившись - говорит ненужное, - речь свою выправил:
- Ты б, Евстигнеюшка, в Алабуху, в имение графа Воронцова на время съездил. С Александр Романовичем об тебе беседу я уж имел: и встретят тебя, и обиходят. Тут ведь - жалоба на тебя. Знаю: вздор! А отъехать тебе надобно. Глядишь, жалоба и позабудется. А ты бы в Алабухе его сиятельству постановку с музыкой в театрике тамошнем взял да и устроил. Еще лутче - комическую оперу представь. Вдруг "Ямщиков" своих с графскими людьми осилишь? Их, "Ямщиков", и представь! Театрик у графа, конечно, не наш, не тамбовский. Музыкантишки - едва смычками елозят... Да уж решено, езжай. Только гляди мне: оперой его сиятельство должон доволен остаться. А на премьеру - кого надо пригласим, кого надо и ублажим перед нею. Тем часом и купчишки Фавстовы - папаша с дочерью - вдруг о тебе позабудут. Как говорится: с глаз долой, из сердца вон!

Глава тридцать вторая Алабуха

В Алабухе дело пошло споро.
За три недели и увертюра? и все партии "Ямщиков" небольшим оркестром из графских крепостных были разучены. С певцами - опять-таки людьми графскими - пришлось повозиться дольше. Тут уж в ход пошла не выучка, а природная сметка не знающих нот певцов. Незнающие исхитрились: призвали малолеток, и те - каждый в свою очередь на слух - стали запоминать кусочки петых все теми же певцами партий. И в необходимое время, тонко скуля, нужные мелодийки певцам подсказывать.
Дело двигалось весьма и весьма пристойно. Весь состав "воздушного театра" (в аглицком парке, "на воздусях" расположенного) ликовал: свое, российское поют и разыгрывают, с их собственной жизнью ясное сходство имеющее!
Близилось время премьеры. По вечерам, после работ, заглядывали любопытные из дворовых. Окрестные помещики присылали справляться: когда же?
Но тут в один из первых еще теплых и ясных осенних дней приключилась с Фоминым странная история.
Попал он к вечеру в одну из окрестных крестьянских изб.
Изба метеная, чистая. А по размеру - громадная. Определили его туда за ради ужина. Графский повар занемог, а в той избе громадной - выполнявшей время от времени роль заезжего двора - кормили, по уверенью, хоть и просто, а сытно.
Уже и смерклось. Тонкий прерывистый голосок выводил в сенях простую - на трех звуках качаемую - колыбельную.
Стукнув дверью, Фомин вошел.
- Сей час несу, барин!
Расторопная, понятливая девица. Опрометью скрылась за занавесками. В углу горящая лучина, вставленная в треножный железный светец, на столе берестянка с солью.
Почти тотчас на стол - горшок щей. Щей прихлебнул - понравилось.
Зато не понравилось другое: вышла неслышно из-за занавесок цыганка не цыганка, а скорей сорным ветром в тамбовские края из новоприобретенных земель занесенная крючконосая молодая турчанка. Может, и гречанка.
Молча села. Мордашка, окромя носа, вполне прелестная. Правда, глядит без сорому: прямо в зенки.
Евстигнеюшка сразу засобирался уходить. "Это откуда в тамбовской глуши такая смелая дама?" - прошлепал губами тихонько.
Ответа не было.
Гречанка меж тем прерывисто вздохнула, а затем мелко, почти не раскрывая рта, засмеялась:
- А дай-ка я тебе, батюшка барин, погадаю. Сунь руку мне...
- Не барин я.
- Да уж вижу. И то еще вижу: скоро в северные края отсюда удалишься.
Фомин смолчал. Но уходить передумал. Ладошку правую мимо стола, косовато пришедшей сунул. Страсть как хотелось узнать: что впереди? Слава? Хлебное место? Безбедная жизнь? Новые оперы? Амуры?
- А богат никогда не будешь. Разве в конце жизни пенсион получишь. А то, может, и обойдут еще... Да еще... Ох!.. Есть особа одна...
Гречанка перекрестилась. На столе откуда ни возьмись явились карты.
- Так та особа тебя и в Петербурге и где хошь сыщет, коли получше от нея не спрячешься. Да только ее слишком не бойся. Бойся - подземных покоев в прекрасном доме, да короля бубей, да еще валета веревочного. Где-то близ них - и трефовая дама. Уж она-то тебе не спустит!
- Кто сия дама?
Фомин не узнал своего голосу.
- Дама важная, дама приближенная. Платье на ней серебристо-малиновое, драгоценное. В руках - ларец блещущий. В ларце то ль письмецо, то ль прошение. Вот она ларец к глазам поближе подносит! Вот тебя, горемычного, как в зеркале, видит! Кривится... Ох... Потом улыбается покровительственно. А после навек о тебе горемычном забывает... Теперь садится и пальцами чудно так - вроде струны - перебирает. Не твоей ли души ниточки она перебирает-сучит?.. Нет и никогда не будет тебе через ту даму покою! Даже и после смерти - чую - мыслию к ней будешь устремляться! А еще... Не через сию ль даму трефовую - слава твоя будет украдена, а потом и развеяна? Только нет, нет... Не дама сия в том виновата... А вот кто? Враз тебе и не скажу... Вижу одно: множество зим уйдет, прежде чем слава твоя опять на листы уляжется. Правда, ни сам ты, ни род твой о том никогда не узнаете...
Фомин вскочил.
Многое из того, что предчувствовалось, что наплывало едким туманом во время страшных питерских наводнений, - было гречанкой изложено заново.
- Так не бывать же тому! - крикнул капельмейстер в сердцах. Потом, приглядевшись, спросил подозрительно: - Сама чернявая, а по-нашему гладко лопочешь. Откуда взялась?
Валашка я... Из Валахии. У тамошнего господаря при дворе жила. А как сказала - так оно и будет. А лет тебе осталось в юдоли нашей скорбной... - Гречанка возвела очи к небу.
Не дожидаясь цифры лет, кинулся Фомин из избы вон.
- ...дцать... дцать!.. Неслось ему вослед.
Сколько в точности годов осталось - он узнать не хотел. Страшился. Да и поди разбери: то ли тринадцать, то ли все тридцать.
Страх рос. Едва ведь жив убрался!
Убраться-то убрался, однако ж, одолевая страх, вернулся. Стуча зубами, спросил:
- Так с-с-колько ж годов осталось?
- Для таких дел у меня человечишко особенный есть... А езжай-ка ты с ним на погост, он тебя шкурой воловьей обернет, все как есть узнаешь.
Названный человечишко тут же из-за занавесок и выступил. С виду смирен, рыжеват. А только оглядывается все время, вроде боится кого.
- Скорей решайся, барин! Оно ведь до Питера доскакать - и ночи нам не хватит!
- Чего молотишь! Какие отсюда до Питера доскачки! Ума рехнулся?
- Идем, идем, баринок! Не хочешь до Питера - так хоть до погоста доскачем. Вот и шкура твоя прибыла.
Из соединенной с избой подклети выступил черный вол, за волом, бекая, выскочил серый с белой во лбу звездою баран. Вол заревел тоскливо, а баран, подойдя к капельмейстеру и еще раз бекнув, ткнулся сочувственно в ногу.
От сего тычка Евстигнеюшка враз охромел.
Баран ткнулся в другую - другая нога словно бы отнялась.
- Вяжи его тесней! - крикнул вполголоса рыжий. Связали и здесь же, в избе, у стола, кинули на пол. Сами ушли. Должно быть, бражничать.
- До полуночи тебе тут вылеживаться, - сказала, уходя, валашка. - А уж после полуночи...
Не договорив, а лишь огладив рослого вола по бокам и подпихнув барана в зад, вместе со зверями и с помощничком своим рыжим где-то в подклети пропала. Правда, вернулась, загасила лучину.
Темень стала почти непроглядной...
Чуть погодя кто-то завозился за занавесками, раздался не то вздох, не то всхлип.
- Не боись, барин! Помогу тебе... А только как развяжу - беги поскорей отседа, а лучше уезжай вовсе. Уж больше года как здесь карты ходячие объявились. Так и говорят: мы, мол, не люди, мы карты ходячие, карты гадальные! Люди - не люди, а только ох и гадко тем, кого они в шкуры зашивают, приходится! Даже и разума зашитые лишаются часто!
Тускло блеснул нож, веревка обвисла, дверь от удара распахнулась...
Тут кинулся капельмейстер бежать со всех ног.
Тем же вечером поздним, до смерти перепугав бессвязными речами воронцовского управляющего, укатил Евстигнеюшка на княжеских лошадях, впряженных в простую бричку, в Тамбов, так и не услышав им самим с тщанием и любовью приготовленных "Ямщиков".
А жаль! Год спустя была сия опера в Алабухе все ж таки представлена. И с немалым успехом. Граф Воронцов Александр Романыч оказался истинным любителем музыки. Да и обученье певцов с оркестром зря не пропало. Были рукоплесканья, и были вскрики. Были незримые полеты амуров со стрелами и херувимов с тихими небесными песнями.
Но была во дворе, близ воздушного театра с колоннами, замечена и скалившаяся на отзвучавшую музыку крючконосая валашка. Рядом с ней равнодушно жевал вол, подскакивал дурашливый баран. И только рыжый помощничек куда-то сгинул!
Правда, о той алабухинской премьере узнал Фомин много позже. Из приватного письма. Из самой же Алабухи, кроме воспоминаний о черном воле и о дурашливом баране, окромя палящих кожу искорок гадания - вывез он песни. Петые крестьянами и дворовыми, въелись они в память сильней, чем слова валашки, оказались прочней ветхого времени, звонче заснеженных российских степей.
И уж теперь никакие перемены мест, никакие обстоятельства жизни, никакие грехи и обиды не могли эти песни из нутра его вытравить...
Жизнь тамбовская за время Евстигнеюшкина отсутствия изменилась.
Положение Державина шатнулось сильней.

Re: Год 1792-й. Театральная жизнь Борисоглебского уезда. Село Алабухи.

На а теперь о самом театре. Среди многих домашних театров  театр гр. А. Р. Воронцова, существовавший (около 1793-1805) в селе Алабухи Тамбовской губернии, а затем в селе Андреевское Владимирской губернии выделялся особо. . В репертуар входили в первую очередь пьесы русских драматургов. В труппе насчитывалось от 50 до 60 человек, включая музыкантов, живописцев, машинистов, портных, парикмахеров и т.п.; артисты, получавшие ежегодное вознаграждение деньгами и вещами, делились на «первостатейных» (13-15 человек) и «второстатейных» (6-8 человек). Во главе труппы стоял «директор театра» из крепостных актёров (сначала И. Петров, затем Ф. Яковлев). Лучшей актрисой и певицей считалась М. Каптелова, первым актёром — Ф. Яковлев, затем Я. Кирилов.

Александр Романович Воронцов удалился от государственных дел по собственному желанию, так как он, благодаря свой прямоте, нежеланию подлаживаться, поступаться своими убеждениями, нажил себе много врагов среди Фаворитов Екатерины II, к деятельности которой он относился критически, что и высказал в записке, поданной Александру I, когда тот призвал его снова на службу в качестве государственного канцлера . Эта записка интересна и потому, что указывает на характерную черту Воронцова.— его гуманность: он осуждает Анну Иоанновну за ее жестокость, суровость: «В царствование императрицы Анны невероятное множество было несчастных жертв, казненных, истязанных и в заточение разосланных по зверским видам немцев. Кто читал дела, производившияся о сих несчастных (из числа коих славный Волынский, безвинно казненный), тот без ужаса не мог видеть всех безчеловечий, тогда, происходивших». Эту черту—гуманность и справедливость отмечает в Воронцове и его современник И. М. Долгорукий. Она проявляется и в его духовном завещании, в котором он не забывает своих служащих и слуг, оставив им деньги, пенсию, свое платье, отпустив на волю некоторых из крепостных. К телесным наказаниям он не прибегал, о чем можно судить но следующему месту из письма главноуправляющего имениями Посникова к брату А. Р. Воронцова Семену Романовичу от 29 апреля 1807 года,: управляющий Дугин жестоко обращается с одним из дворовых «забыв, что он не имеет власти его наказывать, и что от покойного графа то накрепко запрещено». То же подтверждают и некоторые другие письма.
Это гуманное отношение Воронцова к подчиненным интересно отметить, так как оно характеризует личность основателя одного из крепостных театров. Театр мог быть основан Воронцовым не только потому, что он любил и понимал театральное искусство, но отчасти потому, что он, как человек образованный и гуманный, понимал и пользу, которую может принести театр его крепостным. Многие уже из современников Воронцова смотрели на устройство крепостных театров, как на, блажь, как на бесполезную трату денег. Так, в одном из писем к Воронцову от некоего Ивана Андреева, написанном 12 Февраля 1794 года, мы читаем, что у одного из приятелей Андреева, статского советника имеется 8 сыновей и 5 взрослых дочерей, которых не с чем выдать замуж. Это обстоятельство заставляет автора письма обратиться со следующими словами к А. Р. Воронцову: «Ваше Сиятельство безфамильны, и благодаря Бога имеете довольные избытки, но не лучше ли пособить ближнему по возможности, чтобы он мог хотя двух дочерей выдать замуж, нежели расточать сокровища на театры. Правда, что Вы имеете надежные способы удовлетворить и тому и другому, когда только пожелаете, но однакож и то правда, что театры не приумножали Вам ни достойной славы в жизни, ни достойной памяти по смерти, коих люди обыкновенно в общежитии ищут. А оказанная помощь нуждающемуся ближнему не только увеселить надолго чувства и сердца как даятеля, так и принимателя, но она то делает человеков в обществе и любезными и почтенными».
Театр был основан в 1792 году в имении Алабухах Тамбовской губернии. Из ведомости Алабухского правления за 1792 год мы видим, что театр в Алабухах заведен по повелению Александра Романовича, которому и даются отчеты расходов на, театр, хотя это имение принадлежало двум братьям—ему и Семену Романовичу. Упомянутая ведомость дает нам сведения о том, что для театральных представлений было построено особое здание так как там мы читаем, что «за срубку для театра связи» «заплачено алабухским малороссиянам и русским крестьянам Еремею Погребнякову и Борису Мурненку с товарищи — 35 руб.». Что представлял собою построенный театр, мы, к сожалению, не знаем, так как в бумагах Воронцовых мне не удалось найти никаких указаний по этому вопросу. По видимому, сцена была средней величины, так как на занавес пошло 46 аршин крашенины, и колец на нее была пришита сотня. Существовали в театре примитивные кулисы и картины, нарисованные нa посконном холсте, которые были раскрашены белилами и травяными красками, причем первых пошло 20, а вторых 3 Фунта. Освещался театр при помощи сальных плошек.
В 1794 году, когда А. Р. Воронцов, после удаления от государственной службы, поселяется в имении Андреевском, Владимирской губернии, он переводит туда же и театр из Алабух. Здание для театра в Андреевском начало строиться или приспособляться в 1793 году, так как к 15 января 1794 года, по донесению управляющего села Андреевского, «театр приходит к отделке, и для писания кулис потребны краски, о коих реэстр петербургским живописцом.. подан», а 22 января он же пишет, что «театр на следующей неделе столярною работою окончится, а живописную в оном работу с завтрешняго дня продолжать начнем». Театральный инвентарь из Алабух, очевидно, был перевезен в Андреевское, где и начались регулярно устраиваемые спектакли. Конечно, привезенным инвентарем обходились только первое время, так как уже в самом начале 1795 года из Москвы пересылается в Андреевское большое количество «театральных уборов», а также сотни аршин холста, тысячи штук обойных гвоздей, пуды различных красок, предназначавшихся, конечно, для написания новых декораций.
Репертуар для театра вырабатывался заранее, иногда на целый год, чаще же отдельно на весенний и осенний сезон, так как спектакли устраивались весной и осенью, летом же делался перерыв, и летнее время употреблялось на «выученье новых пьес и тверженье старых», по приказу А. Р. Воронцова. Второй перерыв делался зимой, когда Воронцов уезжал в Москву. Время начала весенних спектаклей находилось в зависимости от Пасхи: спектакли начинались в Фоминое воскресенье, о чем мы имеем приказ Воронцова, и оканчивались к 1 июня. Изредка, впрочем, спектакли продолжались и дольше. Время начала и окончания осенних спектаклей было самое неопределенное; начинали их в промежуток от 30 августа до 2 декабря, кончали временем отъезда А. Р. Воронцова в Москву, временем, которое было неопределенно — с декабря по Февраль. Спектакли происходили обычно три раза в неделю вторникам, четвергам и воскресеньям ; до установления такого порядка было некоторое колебание: один год спектакли происходили только но воскресеньям, другой— но воскресеньям и средам. В один вечер давалось иногда по 2 пьесы, если они были небольшого размера, причем большею частью комедия и комическая опера и редко две комедии. Первые годы, пока, еще артистами не было разучено большое количество пьес, мы встречаем в репертуаре одного года повторение одной и той же пьесы два и даже 3 раза; так это было в 1797 году, когда из 57 пьес 36 были сыграны по два, а 10 но три раза. Однако, постепенно, когда количество разученных пьес увеличивалось, повторения встречаются редко и даже совсем исчезают. Некоторые из пьес встречаются во всех без исключения списках, имеющихся в архиве, другие, промелькнув раз или два, быстро сходят со сцены. Одновременно с составлением репертуара распределялись и роли между актерами, которые разучивали их иногда даже в продолжении целого года.. Забота о том, чтобы роли разучивались хорошо, возлагалась на директора театра, который должен был, по выражению Воронцова, «о сем иметь особое попечение». Он должен был позаботиться о том, чтобы роли были списаны и розданы актрисам и актерам, а также о том, чтобы каждую роль, знали двое, «дабы остановки не было в театр».
Имелись в театре Воронцова и афиши, в которых писалось название пьесы, род ее, количество действий и перечислялись действующие лица с указанием имен артистов, игравших их.
Если мы обратимся к самому репертуару, то увидим, что в его состав входят исключительно комедии и комические оперы, и только один раз была поставлена трагедия «Дмитрий Самозванец» Сумарокова,. Такой несколько односторонний репертуар объясняется, может быть, отчасти тем, что А. Р. Воронцов был более склонен к веселым комедиям и операм, но скорее, думается, тем, что исполнение трагедий было не под силу доморощенным артистам из крепостных и не могло удовлетворять Воронцова, как человека с развитым вкусом. Что это было так, подтверждает единственная попытка поставить трагедию, попытка, которая, по видимому, кончилась крахом, после чего также попытки больше не повторялись. Количество же комедий и онер, которые ставились на сцене Воронцовского театра, было довольно велико: оно доходит, по сохранившимся сведениям, до 93 пьес (см. приложение II), распределенных по неделям и дням того или иного сезона, и значительно превосходит это число, если принять во внимание составленные списки пьес без дальнейшего распределения, но так как у нас нет данных, что все они были сыграны, то оставляем их в стороне. Из 92 сыгранных пьес — 71 комедия, 21 комическая опера и одна трагедия. Как комедии, так и оперы, принадлежат частью к переводным, частью к оригинальным произведениям, причем последних несколько больше: 47 из 92. Из переводных первое место занимают пьесы с Французского языка— 35 пьес, значительно меньше с немецкого — 8; одна переведена с английского, одна с итальянского. Время выхода в свет игранных пьес различно : начиная с 50-х годов XVIII столетия и кончая 90-ми, причем громадное большинство относится к 80-м годам— 45 пьес, меньше всего к 50-м 7 пьес; пьес, вышедших в остальные десятилетия, взято приблизительно поровну (несколько более десятка); можно отметить, что пьесы, вышедшие или впервые представленные на сцене в 90-х годах, относятся к первой половине этого десятилетия, и лишь одна из всех представленных пьес появилась впервые на русской сцене в 1798 г. («Бедность и благородство души» Коцебу). Интересно, что и среди пьес, которые не игрались на сцене Воронцовского театра, но были им куплены и имелись в театре, мы наблюдаем то же явление — отсутствие пьес второй половины 90-х годов и начала XIX столетия. Думается, что это можно объяснить тем обстоятельством, что указом Павла I от 1797 года запрещалось ставить пьесы на частной сцене раньше, чем они были сыграны на императорской и прошли через цензуру. Пьесы же и на правительственных сценах в XVIII веке ставились далеко не всегда сейчас же после появления в свет, поэтому и неудивительно, что на домашней сцене они появлялись несколько лет спустя после выхода.
По своему характеру пьесы, игравшиеся на сцене Воронцовского театра, были довольно разнообразны и принадлежали перу разных авторов. Из переводных больше всего ставились комедии. Мольера (10), из русских—-Княжнина (5), затем Сумарокова, (3) и Соколова (3); из произведений же других авторов (20 иностранных и 21 русских) было взято по одной комедии, изредка, но две. Часть пьес, и переводных и оригинальных, носят псевдоклассический характер, как комедии Мольера, Сумарокова, Княжнина. Другая часть, самая большая, принадлежит к числу бытовых пьес, рисующих часто и крестьянскую среду («Точильщик» Николаева, «Мельник и сбитеньщик соперники» Плавильщикова), а не только помещичью или дворянскую, носящих и общественно - сатирический характер («Несчастье от кареты» Княжнина, «О время!» Екатерины II, комедии Фонвизина). Затем имеются в репертуаре комедии сентиментального характера, мещанские драмы или слезные комедии («Чадолюбивый отец» Дидро, комедии Коцебу, «Точь в точь» Веревкина, «Судейские именины» И. Соколова). Наконец, и комедии - шутки нашли себе место на сцене Воронцовского театра («Нашла коса, на камень» Козодавлева, «Выдуманный клад» И. Соколова). Хотя, как видим, характер играемых комедий и был разнообразен, но все таки наибольший интерес, очевидно, возбуждали те пьесы, в которых имеется бытовой элемент. Это подтверждается и тем фактом, что чаще всего играются именно эти пьесы : среди пьес, повторяющихся почти каждый год, а в начале существования театра и несколько раз в год, они занимают первое место; из остальных же пьес часто играются те, которые вообще были популярны и часто игрались на сцене правительственного и других театров. Иногда, среди репертуара театральных пьес имеется на. тот или иной день пометка, что музыканты сыграют одну или две из своих пьес. Оркестр у Воронцовых был организован значительно раньше, чем театр, так как уже в 1776 году покупаются струны для музыкальных инструментов, с 1794 года платится пенсия (30 руб. в год) бывшему капельмейстеру у отца А. Р. Воронцова-—Петру Яблочкину. Оркестр был, по видимому, хорошо обучен, так как играл самые разнообразные вещи: симфонии, концерты, сонаты, дуэты, трио, квартеты.

(Продолжение.)

Re: Год 1792-й. Театральная жизнь Борисоглебского уезда. Село Алабухи.

(Продолжение.)

Труппа театра Воронцова была довольно значительна, насколько можно судить по сохранившимся бумагам (см. Приложение III). На протяжении 14 летнего существования театра мы встречаем имена 17 артисток, из которых более значительными, судя по тому, что они всегда в списках помещались на первом месте, получали наибольшее вознаграждение и имели большое количество ролей, были Марфа Коптелова, Матрена Полякова, Наталья Яицкая, Мария Бахтеряева, Анна Баранчеева, Анна Ногаева. Артистов было в труппе значительно больше: нам известно 48 имен; среди них лучшие — Яков Кириллов, Клим Анофриев, Николай Гнездарев, Александр Баранчеев, Кузьма Яицкий. Одновременно же в труппе бывало до 10 артисток и до 30 артистов. Все артисты и артистки делились на первосортных и второсортных, или, как они назывались в бумагах, на актеров первой и второй статьи, иначе «маленьких» артистов. Во главе театра стоял директор, каковым был сначала артист Федор Яковлев, а позже Иван Петров, который нигде в числе артистов не упоминается. Имелся в труппе и суфлер из среды артистов же, а именно Федор Поляков. Часть артистов одновременно исполняла и роли музыкантов, как это часто встречалось и в других театрах того времени, но такие двойные обязанности несли не первостатейные артисты, а лишь небольшие. Музыкантов насчитывалось в оркестре 38 человек. Кроме музыкантов принимали участие в оркестре и «музыкантские» ученики, которых было 16 человек.
В число музыкантов н музыкантских учеников входили только мужчины; наоборот, хор состоял, но крайней мере первое время, только из женщин, и их было немного — всего 12 человек; один раз только упоминается в бумагах поющий в «Добрых солдатах» Григорий Климов. Но такой исключительно женский хор был, очевидно, неудовлетворителен и потому среди «певческих» учеников мы встречаем имена не только девочек, но и мальчиков (6 девочек и 6 мальчиков). Некоторые из женщин, принимавших участие в хоре, упоминаются также и среди пляшущих, которых было всего 13 человек.
В ведомостях в числе лиц, имеющих отношение к театру, перечисляются также 21 человек «разночинцев, которые также в театре играют» ; очевидно, здесь имеются в виду статисты.
Особые лица, в количестве 8 человек, прислуживали при перемене декораций, особые (7 человек) занимались уборкой театра и носили название полочистов; во главе их, по видимому, стоял смотритель театра.
Артисты и музыканты проходили предварительную школу, которая находилась в Алабухах. В реестре дворовых людей в Алабухах, составленном в июле 1793 года, названы « обучающееся театральным действиям» 4 актера и 7 актрис; все они не старше 19 лет, девицы не моложе 11, мужчины — 14 лет. Надо отметить, что все они, по крайней мере, мужчины предварительно проходили и общеобразовательную школу, так как в одном из писем Гавр. Ром. Державина к А. Р. Воронцову (от 23 декабря 1788 года) мы читаем, что мальчики, учащиеся в Тамбовском народном главном училище, успели в пауках, что доказывается их письмами. Эта письма и написаны как раз теми мальчиками, имена которых мы встречаем сначала в числе обучающихся «театральным действиям», а позже в числе артистов. Для обучения музыкантов была тоже особая школа в Алабухах, куда и отправлялись мальчики, которые учились играть на скрипке у Зотова, а на духовых инструментах у Феклистова. Интересен один документ, сохранивший эта имена и несколько обрисовывающий этих лиц. Это рапорт управляющего Ф. Булатова А. Р. Воронцову от 4 ноября 1792 года. В нем мы читаем следующее: «Прошлаго 1791 года декабря от 21-го дня пущенное Вашего Сиятельства повеление, в коем между протчем соизволили приказать о поведении бывшаго офисианта, a ныне музыканта Зотова разсмотря Вашему Сиятельству донесть, а как ево бытности здесь протекает целый год, а во оное немалое время вел себя добрым, постоянным, прилежным, трезвым, верным образом, за что и заслужил доверенность препоручением ему учение набранных для скрыпищной музыки мальчиков, а капельмейстеру Феклистову по невоздержности ево оставлена в смотрение одна духовая музыка валторны и Флейты, содержаще же ему Зотову определено мною, жалованья в год пятнадцать рублей, харчевых шесть рублей, а всего денежнаго двадцать один рубль, то в разсуждении нынешних ево рачительных мальчикам изучениев не позволите ли Ваше Сиятельство для ободрения впредь таковаго поведения приказать хоша малую часть к прежде определенному содержанию прибавить, на что милостивой Вашего Сиятельства буду ожидать резолюции».
По мере выучки и артисты и музыканты отправлялись из Алабух в Андреевское, о чем свидетельствуют упомянутый выше реестр дворовых Алабухского дома за 1793 год и письмо управляющего Алабухами к А. Р. Воронцову от 23 сентября 1793 г. По видимому, позже, когда театр вполне укрепился и развился в Андреевском, обучение музыкантов, певчих, а, может быть, и артистов, происходило там жe, так как с конца 90-х годов певческие и музыкантские ученики помещаются в ведомостях села, Андреевского.
Одни и те же актеры играли и в комедиях, и в операх; по большей части каждый из них имел большое количество ролей, особенно женщины, а именно до 45, и очень редко меньше 10, причем эти роли довольно разнохарактерны, о чем можно судить по одной бумаге, сохранившей список ролей, которые играл Яков Кириллов. Вот эти роли: в операх—1. Училище ревнивых — роль Власа купца; 2. Сбитеньщик — Болдырева купца; 3. Счастливая Тоня — Старолета; 4. Служанка-госпожа — Уберта; 5. Точильщик — Антропа; в комедиях: 6. Мизантроп — Филинта; 7. Ненависть к людям и раскаяние—Якова слуги; 8. Чадолюбивый отец — Доберсона отца; 9. Школа клеветы — Якова Денкгольма; 10. Честное слово — полковника Ладова; 11. Недоросль— Вральмана; 12. Хвастун — Просто дума; 13. Братом проданная сестра—Честена,; 14. Скупой—Гарпагона,; 15. Проказники—доктора Ланцетина; 16. Севильский цирюльник—доктора Бартало; 17. Бедность и благородство души — Генриха Плума; 18. Скапиновы обманы—Аргаита; 19. Жорж Данден— Жоржа Дандена; 20. Любовь лекаря — Сганареля; 21. Точь ж точь — Мирона Капелькина; 22. О время — Непустова; 23. Притворнаи Агнеса — барона Старолеса; 24. Нескромный— Тразимона; 25. Три брата совместника— Тигрова; 26. Слепой видущий — лекаря Лемпезея; 27. Притворный комедиант — графа Старовека.
Артисты и музыканты гр. Воронцова получали за свой труд, вознаграждение, как денежное, так и вещевое. Денежное вознаграждение выдавалось за целый год сразу, иногда в конце", иногда в начале года. Сумма вознаграждения разным артистам была неодинакова и зависела от значительности артиста и от количества исполняемых им ролей. Вознаграждение артистам колеблется между 50 коп. и 15 рублями, хотя надо сказать, что первая цифра вознаграждения для артистов встречается очень редко, чаще низшая расценка все таки доходит до 2 рублей. То или иное вознаграждение артистам назначалось самим Воронцовым, что доказывает один из сохранившихся списков театрального вознаграждения за 1801 год. Здесь проставлено количество ролей, старых и новых, сыгранных тем или иным артистом, цифра вознаграждения и объяснение Воронцова, почему дано именно такое вознаграждение; такое объяснение дается в том случае, если назначается высокое вознаграждение за малое количество ролей. Так, например, вознаграждение в 10 рублей дается тем лицам, которые играют больше 30 ролей, и рядом некоей Настасье Яицкой, которая разучила всего 7 ролей, но, объясняет Воронцов, она «хотя и немного роль играла, но ныне много ей выучить назначается». Рядом с таким объяснением имеются разные вознаграждения за неодинаковый труд без всяких комментариев; например, две артистки имеют вознаграждение в 5 рублей, хотя одной разучено 22 роли, а другой — 8; очевидно, тут принято во внимание значительность ролей первой н второй артисток. Аналогичное явление имеем и в вознаграждении артистов; так, Яков Кириллов за 27 ролей получает вознаграждение в 12 рублей, Николай Гнездарев за 44 роли имеет всего 7 рублей. Что талант артистов действительно принимался во внимание, доказывает и то обстоятельство, что в одной из ведомостей за 1797 год артисты разделены на две группы — первой и второй статьи, и первым поставлено вознаграждение от 6 до 12 рублей, вторым от 2 до 6 рублей. Принималось во внимание при назначении вознаграждения еще одно обстоятельство — продолжительность артистической деятельности, так как в той же ведомости в особую графу внесены новые актеры, которые вознаграждаются суммой от 1 до 8 рублей. Кроме денег артистам выдавалось и полотно или холст, некоторым же чулки, причем здесь не всегда выдерживался принцип деления артистов на более и менее значительных, так как одинаковое вознаграждение в виде трубки полотна выдавалось и тем артистам, которые получали большее денежное вознаграждение, и имевшим небольшое, хотя все таки, по большей части, лица, получавшие более крупные деньги, имели и более лучшие и ценные вещи; в одной же из ведомостей, именно 1801 года, прямо указывается, что всем актрисам выдано сверх денежного награждения по трубке холста, маленьким же актрисам по 20 аршин холста. Кроме денежного и вещевого вознаграждения, которое получали все артисты, некоторые из них имели и случайные доходы; напр., А. Р. Воронцов дарил на именины суммы в размере 2 рублей, или без указания повода то 4, то 5 рублей; музыканты кроме того получали отдельно за копирование нот; так, в отчете за 1804 год мы между прочим читаем, что но приказанию Воронцова «изпрошены у князя Волконскаго портиции Осмеяннаго скупца, за написание с оных копиев заплачено музыкантам двенадцать рублей». Эта заметка интересна, так как показывает, что Воронцов ценил труд своих актеров или музыкантов и оплачивал особо работу, не входящую в круг их ежедневных обязанностей. Помимо таких экстренных выдач, носивших характер награды, артисты наряду с прочими дворовыми людьми одевались за счет помещика, так как их имена мы встречаем в ведомостях, в которых указано, кому из дворовых сделано то или иное платье. Наряду с прочими дворовыми они получали и хлебное довольствие.
В таком же положении, как артисты, находились и прочие служащие в театре, но их вознаграждение было значительно меньше и получали они, кроме музыкантов, все одинаково. Музыканты имели от 1 рубля до 5; ученики музыкантов в разные годы от 50 коп. до 3 рублей, «пляшущия бабы» по 50 копеек, лица, менявшие декорации, по 1 рублю, полочисты по 50 коп.; из вещей, подаренных всем этим лицам, упоминаются только чулки и платки для женщин.
Вознаграждение директора театра нигде не обозначено, на одной же из ведомостей, именно за, 1801 год добавлено рукой А. Р. Воронцова, что директору театра он сделает награждение сам. Суфлеру шло вознаграждение одновременно и за суфлерство и за игру, как актеру, причем оно немногим выше, чем вознаграждение актеров с таким же количеством ролей, что и у суфлера; так, артист за 9 ролей обычно получал 5 рублей, суфлер за 8 и «исправное суфлерство» — 7 рублей. Наконец, смотритель театра имел 4 рубля в год.
Переходя к вопросу о театральном инвентаре, можно сказать, что он, конечно, не может и сравниться по количеству и качеству с инвентарем театра Шереметева или Шаховского, но был несколько богаче, чем во многих помещичьих театрах, где платья делались, по преимуществу, из коломянки, крашенины и китайки. Конечно, и в театре Воронцова эти материи играли большую роль, но наряду с ними употреблялась и другая, как сукно, шерсть, «мишурная парча», полубархат, плис, пестрядь, шелк, камлот, кумач, кисея, холст. Но такой разнообразный материал для платья мы видим только уже к моменту окончания существования театра, в Андреевском. При основании же театра гардероб артистов был очень несложен. В начале было куплено для шитья платья артистам 83 аршина крашенины разных цветов, 15 аршин холста, 13 ½  арш. коломянки и 3 аршина кисеи, и из этого материала с помощью лент разных цветов, «мишуры желтой широкой на окладку кафтанов», небольшого количества кружева, бисера были сделаны необходимые костюмы; на подкладку для платья был куплен посконный холст. Далее было сделано несколько пар обуви, куплено 7 шляп разных фасонов — треугольные, круглая, ямская и т. п., две сабли, серьги, чулки, трубка, табакерка, несколько гребенок, несколько пряжек для башмаков, двое очков, и это — все, что было куплено сразу для костюмировки. Для грима было куплено румян получше (по 20 коп. коробка) и похуже (по 5 коп. бумажка), а также просто сандалу и вина, из которых приготовлялись румяна домашним способом.
Но такие элементарные костюмы, какие были сделаны в начале существования театра, не могли надолго обслужить все надобности: разучивались новые пьесы, нужны были и новые костюмы, и постепенно театральный гардероб увеличивается; покупаются в Москве и пересылаются в Андреевское различные «театральные уборы», как чепчики, мантильи, сюртуки, плащи, кафтаны, мундиры, перчатки, украшения на голову и т. и. Для гримировки покупаются не только румяна, но п пудра (сразу 2 пуда), помада, черный пластырь для мушек; для завивки волос покупаются также «припекальные щипцы».
К моменту ликвидации театра театральный гардероб уже довольно сложен. В описи вещей (см. Приложение IV), назначенных частью для Владимирского театра, частью для кладовой имеется до 50 мужских костюмов, среди которых есть суконные мундиры, камзолы с рукавами и без них, немецкие и русские кафтаны, иногда довольно богатые (напр. «мишурной парчи под золото, на белой китайчетой подкладке» или две таких же «под серебро»), докторские мантии, балахоны, крестьянские рубахи, лакейские ливреи. Женских костюмов значительно меньше — всего 12: мантии, юбки, телогреи и сарафаны. Кроме платья в описях имеются и другие принадлежности туалета, как разные головные уборы — фуражки, каски, кокошники, повязки, венчики шляпы; есть и цветы для букетов, веера, бусы и т. п. Затем в описи встречается довольно много военных принадлежностей, как ружья, шпаги, сабли, шпоры, рапиры, пистолеты и даже «перо турецкое серебреное с зеленым камешком, с пятью перышками и с цепочками» или сабля «турецкая булатная, у коей ручка с цепочкой серебряная, оправа под золотом, ножны обшиты черным плисом, по концам и в средине две гайки серебряный под золотом». Последнее указывает, что владелец театра заботился не только о том, чтобы для представления было лишь самое необходимое, но и о том, чтобы, но возможности, создавалась обстановка, соответствующая изображаемому событию.
Довольно большие расходы делались Воронцовым для оркестра; вплоть до 1804 года в ведомостях постоянно встречаются в числе покупок — музыкальные инструменты, струны, подставки, нотная бумага и ноты, причем ноты покупались обычно в большом количестве ;так в 1776 году сразу их покупается 118; в 1804 году —на 127 рублей, а эта сумма очень велика, если принять во внимание, что первоначально на всю организацию театра в Алабухах было ассигновано 100 рублей, которые были израсходованы и на постройку театра, конечно, из готового леса, и на устройство декораций, и на костюмы.
Театр Воронцова существовал до самой смерти его основателя, т. е. до конца 1805 года. О дальнейшей его судьбе не сохранилось точных сведений. Правда, мы имеем среди бумаг Воронцовых одну опись театрального имущества, назначенного для «Володимирскаго театра». Эта опись не имеет даты, но, судя по большому количеству костюмов, перечисляемых в ней, относится, несомненно к последнему времени существования театра. Вероятно, она была сделана еще при жизни А. Р. Воронцова, так как в одном из писем управляющего имением Андреевское, написанном 19 декабря 1805 года, т. е. через 2 недели после смерти А. Р. Воронцова, он пишет его брату и наследнику, что «кладовыя со всеми вещами и вообще дом с принадлежащею к нему наличностью в присутствие господина коллежскаго советника Захара Николаевича Посникова вновь переосвидетельствованы и с прежними описями поверены». Почему в описи театр назван Владимирским — неясно, по, думаю, что здесь имеется в виду тот же Андреевский театр, который мог получить это название потому, что он находился во Владимирской губернии. Может быть, А. Г. Воронцов предполагал еще более расширить свой театр, сделать его как бы губернским, а не только местным, тем более, что в это время во Владимире еще не было театра, который был основан в 1847 году. Несомненно только одно, что театр после смерти А. Р. Воронцова кончил свое существование, так как в ведомостях о приходе и расходе по имениям Воронцовых после 1805 года нет графы расходов на театр.
Из рассмотрения материала, относящегося к истории театра А. Р. Воронцова, можно сделать следующие выводы.
Этот театр был тесно связан с личной волей самого А. Р. Воронцова, так как возник по его приказу, развивался под его руководством и кончил свое существование с его смертью.
Труд артистов ценился владельцем театра, и многие из них, невидимому, не несли никаких других обязанностей.
Театр в продолжение своего 14-летнего существования постепенно развивался и совершенствовался.

Афиша театра Воронцова: Севильский цирульник, опера в 4-х действиях.
Действующие лица:
Граф Алмавиво…. Полунин.
Бартало, опекун Розины….Баранчеев.
Розина, его питомица….Марфа.
Дон Базиль, органист…. Николай Гнездарев.
Фигаро, цирульник….Федор Поляков.
Моложайка  (служители)….Орлов
Быстрякъ (служители Барталовы)…Фирсов.
Нотариус….Атичкин.
Алкад….Крупнов.
Алгвазилы и слуги….

С. Щеглова. 1926 год.
Язык_и_литература_Текст__т_1-8__Науч-исслед_инст_речевой_культуры_Т_1_вып_1-2.