Тема: Образование: Нужно переходить к подготовке собак и поваров для них
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МОДЕРНИЗАЦИЯ ИЛИ КРАХ?
Мы живём в период значительных реформ в области образования и наблюдаем, как всегда, неуклюжий эксперимент, в процессе которого «вместе с водой выплёскивают ребёнка». Я постараюсь удержаться от эмоций, процитировав лишь знаменитого педагога: «Никакая созидательная модернизация образования немыслима без опоры на свои вековые традиции. Игнорирование этих традиций ведёт к деградации общества и человека» (Г.Н. Волков, доктор пед. наук, заслуж. деятель науки РФ, лауреат премии им. К.Д. Ушинского). Его высказывание совершенно однозначно указывает на то, что в условиях модернизации нашего образования необходимо быть предельно аккуратными, чтобы не напортить в области перестройки образовательных учреждений и системы управления образованием. Здесь много сложных проблем, о которых я и хочу поведать читателю.
В области науки и образования мы на данный момент оказались в состоянии стагнации. И объясняется это несколькими обстоятельствами:
1) наука перестала интересовать общество из-за лёгкости и доступности знания (правда, в редуцированном виде), а также из-за наличия значительного количества педагогических и методических вариантов практически по всем обучающим дисциплинам;
2)требования к выпускникам разных образовательных ступеней упростились и доступ к соответствующим квалификационным категориям стал значительно выше;
3) образование как система воспитания гармонически развитой личности утратило актуальность и превратилось в значительно «заформализованный» процесс перемещения обучающегося с одной ступени на другую. От учащегося больше не требуется творческого подхода, достаточно обладать определённой суммой знаний по тому или иному предмету, и ты уже готов к выполнению каких-то определённых должностных обязанностей. В результате бюрократия царствует в образовании.
Исходя из сложившейся ситуации, мы должны чётко понимать и соблюдать в образовании следующие стратегические принципы.
1. Дети должны учиться бесплатно и получать фундамент подготовки в рамках единого образовательного пространства.
Сегодня у программ школьного образования должны быть не только функции передачи знаний и воспитания личности, но и защита сознания. Телевизор давно заменил книги. Компьютер, интернет, мобильные средства связи сократили живое общение. Почти 70% школьников не могут грамотно писать и читать на фоне общего нормального умственного развития. Очевидным также является тот факт, что стимулы, мечты и идеалы современных детей формируются не сами по себе. Мы были свидетелями целой эпохи, когда ребёнок был увлечён познанием, зачитывался фантастикой, грезил о своем вкладе в строительство будущего, хотел стать космонавтом и учёным. Этой волны в настоящее время нет! Нет того «чернозёма», с которого потом насыщались и вузы. Без этого говорить о науке как двигателе модернизации вообще очень сложно. Власть же приложила все усилия, чтобы сделать увлечённость познанием неинтересным в глазах детей и невыгодным в глазах родителей!
Говоря о воспитании, нужно заметить, что в современной школе была отринута система ценностей, характерная для советской и постсоветской России. Это привело к тому, что образовательная система оказалась дезориентированной и перегруженной: она перестала быть способной учить учиться. Грамотно вписать ребёнка в эпоху технологий, учить культуре обращения с массивами информации, мотивировать маленького человека на развитие своих способностей, двигать его по ступеням интеллектуального и духовного роста в соответствии с традициями – вот формула совершенствования стандартов образования.
Опорой в решении этой задачи может быть только многогранность школьного образования. Это можно решить в рамках обязательной и общедоступной максимально широкой палитры предметов (с учётом психофизиологических возможностей), гарантирующих полноценность развития человека и превращающих его в личность. И это особенно важно, иначе массовая культура раздавит школу.
2. Студенты должны иметь время для учёбы, достаточные средства для достойной жизни во время учёбы, получать полноценное образование по выбранным специальностям.
Не секрет, что львиная доля времени и сил студентов уходит на работу и подработку, что перспективы будущей работы у них туманны, что из процесса получения знаний получается процесс получения диплома. Очень важно понимать, что право на высшее образование – это не право приходить в вуз и сдавать экзамены, а это право полностью, на несколько лет, сконцентрироваться на получении специальности. В том числе работать в библиотеке, в том числе достойно питаться, а также восстанавливать силы. Студенты вузов сегодня получают стипендию в 20% от прожиточного минимума (1-2 тыс. руб.), а студенты ССУЗов и того меньше – 7%. Такое положение дел обязывает большую часть студентов к полной сосредоточенности на подработке, которая вытесняет учёбу. Хорошо ещё, если работа связана с приобретением какого-то полезного опыта, но в подавляющем большинстве это сфера торговли и услуг.
Угроза студенчеству связана ещё и с введением двухуровневой системы образования. Из газеты: «Бакалавриат – это сокращённая программа, которая даёт навыки профессии. На базе бакалавриата крайне сложно трудоустроиться, за рубежом бакалавры и вовсе могут рассчитывать не больше, чем на места лаборантов. Полноценное высшее образование, равнозначное специалисту, можно получить только по окончании магистратуры. А магистратура будет переводиться на платную основу, бюджетное финансирование останется только в так называемых «национальных университетах» и вузах федерального значения. Их в общей сложности не более 200. В Германии попытки «болагизации» закончились студенческими волнениями».
Но у нас в России, и тем более в регионе, пока нет серьёзного единого студенческого движения!
3. Педагогическая подготовка должна быть серьёзно усовершенствована, а учителя и преподаватели должны стать привилегированной профессиональной группой.
Работники образования входят в первую пятёрку снизу по уровню оплаты труда! Не будем брать Москву с её надбавками. По Воронежской области 30% работников образования получает всего лишь прожиточный минимум. Это вызывает необходимость работать на две ставки. Качество снижается. Запас прочности иссякает. Фактически страна стоит перед угрозой потерять эту часть интеллигенции как особую, ровно и мощно подготовленную социокультурную группу. Убеждена, что без поддержки преподавателей модернизация образования невозможна.
Конечно, и уровень требований к преподавателю должен повышаться. Если учитель, к примеру, не умеет пользоваться ИВТ, не использует новых методик – это удар по его авторитету в глазах ребёнка. Нужна творческая работа над программами повышения квалификации, концепция укрепления педагогических вузов, т.к. именно они могут быть мощной основой, откуда пойдут молодые кадры по всей системе образования.
Очень важно разработать специальный закон «О защите сельского учителя». Не будет сельского учителя – не будет школы. А без школы окончательно развалится и российское село.
4. Крайне необходимо государственно ответственное бережное отношение к учёному, научному сотруднику, аспиранту.
В доперестроечное время зарплаты профессора и депутата Верховного Совета были, по существу, одинаковыми. В настоящее время профессор обычного федерального вуза получает примерно в 7 раз меньше, чем депутат (что уж там говорить о сопоставлении с чиновниками из исполнительной власти и бизнесменами)! Такой разрыв недопустим, когда речь идёт о программе развития страны. Увлечённых интеллектуалов просто эксплуатируют, зная, что они не откажутся от науки. Появились вопиющие перегибы. Уровень оплаты руководителей, ректоров, проректоров, деканов, зав. Кафедрами иногда просто потрясает, а большинство рядовых учёных-преподавателей работает по «базовому тарифу». Необходимо вернуть статус учёного высшей квалификации, предусматривающий особые социальные гарантии и оплату труда.
Необходимо поддерживать аспирантуру и докторантуру. Стипендия в 2000 - 4000 р. ничтожно мала. Необходимо создавать все условия для эффективной научной работы аспирантов и докторантов, использовать гранты для публикаций.
В инновационной стратегии сказано, что численность занятых в науке людей планируется уменьшить к 2015 г. на 4%. И это уже на фоне проводимого сокращения научных кадров на 20%. За рубежом к науке относятся совершенно по-другому. В Финляндии, например, на 1000 человек, занятых в экономике, приходится 15 научных сотрудников (а у нас в стране – 6). И если в России 450 тысяч научных сотрудников, то в США – 1,5 миллиона. Примерно столько же в странах Евросоюза. Быстро растёт число учёных в Южной Корее, Тайване, Сингапуре.
5. Профсоюзы должны пристально контролировать процесс реформирования научной и образовательной сферы и всячески отстаивать права преподавателей, учёных и педагогов.
У нас же в этой области сложилась странная ситуация: профсоюзов не видно и не слышно. Пресса очень скупо освещает позиции профсоюзов в вопросах модернизации науки и образования. Создаётся такое впечатление, что в этой области у нас всё в порядке. Однако, как мы уже говорили выше, это далеко не так. Здесь наблюдаются процессы бюрократизации и формализации, ведущие к отчуждению педагога и учёного от плодов своего труда. Мелочная регламентация научно-педагогической деятельности значительно отвлекает работников от творческого отношения к своему труду и, в итоге, снижает качество выполняемой работы. Очень часто руководители научных и учебных заведений не выполняют своих обязательств перед работниками под различными предлогами. А профсоюзы никак на это не реагируют. Такое положение дел надо в корне менять.