Олег Трубицын
Олег Владимирович Трубицын
23 декабря 2012
2
Под знаком "Золотого Тельца"
Во времена «застоя» ходила в народе поговорка: «Тащи с работы каждый гвоздь – ты здесь хозяин, а не гость!». Данное руководство к действию с успехом применялось на практике; как мускулистыми пролетариями, так и хлипкой интеллигенцией, не говоря уже о работниках торговли. Подобным образом, население компенсировало себе не очень высокую зарплату, дефицит товаров народного потребления и ущемленное самолюбие. При этом никто особенно не возмущался. Правда была такая контора – ОБХСС, в которой суровые дяденьки бдительно следили за тем, чтобы хищения социалистической собственности не выходили за рамки дозволенного. И частенько не в меру обнаглевшие граждане получали свою законную «пятнашку», а кое-кто и «вышку».
Сегодня, когда ситуация начала выходить из под контроля, и с телевизионных экранов бурными потоками полились «громкие разоблачения», у нас вдруг проснулась совесть. Возмущаемся наглостью чиновников, крадущих миллиарды; безнравственностью врачей, преподавателей, гаишников, берущих «на лапу». И дело вовсе не в количестве нолей. Сам факт воровства (мздоимства), вызывает у среднестатистического россиянина противоречивые эмоции. Этакая смесь зависти (живут же люди!), досады (эх, почему не я!?), внезапно возникшего патриотизма (всю страну растащили!) и частично удовлетворенного чувства справедливости (все-таки попался, но не факт, что посадят).
Формула загадочного «русского менталитета»,так и не постигнутая до конца иностранцами, на самом деле достаточно проста: работать поменьше – иметь побольше. Вот и стремится наш человек, в силу своей природной лености, занять местечко потеплее. Правда, если поделить всех желающих на количество свободных вакансий – результат получится ничтожно маленьким. После подобных математических вычислений окончательно портится настроение, и библейское «не укради» приобретает совершенно противоположный смысл.
Многие приверженцы западной демократии говорят, что такого «воровского беспредела» как у нас, нет ни в одной европейской стране, забывая при этом, что существующий там порядок внедрялся в жизнь не одно столетие, причём воистину «драконовскими» методами. Небольшой экскурс в историю.
В Средневековой Европе не было презумпции невиновности. Обвиняемый должен был признаться в содеянном еще до начала суда. Те, кто отказывались это сделать, подвергались пыткам. Например подозреваемый должен был пройти три метра, неся на вытянутых руках кусок закаленного до красна железа. Если на ладонях были видны ожоги, то его признавали виновным. В Германии преступников живьем варили в кипящем масле. Во Франции их колесовали. Фантазия для изобретения изощренных мучений была у европейцев просто безгранична!
А теперь самое интересное. В Древней Руси смертной…. казни не было! Еще великий князь Владимир Мономах говорил: «Не убивайте и не повелевайте убивать, даже если кто и будет повинен в чьей-то смерти». Наиболее жестокие и суровые меры пришли к нам с именно Запада! Впервые юридически смертная казнь была закреплена на Руси в 1397 году. Её разрешили применять против злостных рецидивистов - за кражу, совершённую в третий раз. Надо отметить, что в мирное время уровень преступности на Руси был невысок. Так, за всё длительное время правления Ивана Грозного (1530-1584) было казнено около 4 тыс. человек. В средневековой Англии, Франции, Испании казнили намного чаще и за более незначительные прегрешения.
Наивно полагать, что радикальными способами можно заставить жить «по-совести». Безусловно, жесткие методы управления страной (Петр I, Сталин), на некоторое время, давали положительные результаты. Как правило – не надолго. Очень хочется верить, что такое понятие, как честный человек, окончательно не исчезнет из нашей жизни. К сожалению, это словосочетание всё чаще и чаще вызывает саркастическую усмешку.
Комментарии2
Штирлиц
24 декабря 2012
А теперь самое интересное.
"РУССКАЯ ПРАВДА 1072 г.
1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого."
Похоже некоторые забыли,что воровать надо в меру,поэтому их как бы разоблачают,но почему то , как раньше не сажают.