Тема: История Хопёрского казачества: Казаки на Тамбовщине, Рязанщине, и друг
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ДИСЛОКАЦИИ ХОПЕРСКОГО КАЗАЧЕСТВА
(постановка проблемы реконструкции границ).
Мельников (Давыдов) П.И., к.ф.н., докт. ист., проф. МАН.
История Хопёрского казачества уходит своими корнями вглубь веков. Она тесно соприкасается с жизнью казаков, обитавших на берегу Днепра, Дона и их притоков. Об этом свидетельствуют данные исторической географии и других вспомогательных историко-краеведческих дисциплин (например, топонимики, гидронимики и др.). Если взглянуть ретроспективно вглубь истории, то можно обнаружить довольно интересные сведения о генезисе донского казачества, начавшемся ещё в конце ХV века.
Например, знаменитый русский историк С.Соловьев, переработав значительное количество источников, писал: «…вследствие географического положения древней России, открытости границ со всех сторон, соприкосновенности их со степями и пустынными пространствами, как вследствие одного из господствующих явлений древней русской жизни – колонизации – общество должно было постоянно выделять из себя толпы людей, искавших приволья в степи, составлявших передовые дружины колонизации, по имени зависевших от государства, на деле мало обращавших на себя внимания на его интересы и по первоначальному характеру своему, и по одичалости в степях, и по безнаказанности, которая условливалась отдалённостию от государства и слабостию последнего… Уже при Василии Ионовиче рязанские козаки хорошо знали места по Дону; при сыне Василия они здесь утверждаются, принимают от места название донских и становятся страшны ногаям, крымцам, азовам. На жалобы одного ногайского мурзы, что русские козаки грабят его людей, московское правительство отвечало: «Вам гораздо ведомо: лихих людей где нет? На поле ходят козаки многие, казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни козаки; и из наших украйн, с ними же смешавшись, ходят; и те люди как вам тати, так и нам тати и разбойники; на лихо никто их не учит; а учинив какое-нибудь лихо, они разъезжаются по своим землям». Не из одних, впрочем, жителей Рязанской области составлялись толпы донских казаков: на Дон шли и севруки – жители северной Украйны, подобно рязанцам, издавна славившиеся своею отвагою. Ногайский князь Юсуф писал в Москву в 1549 году: « Наши люди ходили в Москву с торгом, и, как шли назад, ваши козаки и севруки, которые на Дону стоят, их побили». Видим, что козаки городовые, находившиеся под ближайшим надзором государства, сделавши что-нибудь противное его интересам, уходили на Дон; так путивльские козаки, замешанные в деле о грабеже крымского гонца, Левон Бут с товарищами, сказывали: было их на поле шесть человек и весновали на Донце, потом пошли было в Путивль, но на Муромском шляху встретились с ними черкасские (малороссийские) козаки, 90 человек, взяли их с собою и крымского гонца пограбили; после грабежа Левон Бут сам-четверт пришел в Путивль, а двое товарищей его отстали, пошли на Дон. Русский гонец доносил: «Шли мы Волгою из Казани в Астрахань, и, как поравнялись с Иргызским устьем, пришел на нас в стругах князь Василий Мещерский да козак Личюга Хромой, путивлец, и взяли у нас судно царя Ямгурчея; я у них просил его назад, но они мне его не отдали и меня позорили». На жалобы Юсуфа ногайского царь отвечал опять: «Эти разбойники живут на Дону без нашего ведома, от нас бегают. Мы и прежде посылали не один раз, чтоб их переловить, но люди наши добыть их не могут. Мы и теперь посылаем добывать этих разбойников, и, которых добудем, тех казним…». Но Юсуф не переставал жаловаться. «Холопы твои, - писал он царю, какой-то Сары-Азман слывет, с товарищами, на Дону в тех и четырех местах города поделали да наших послов и людей стерегут и разбивают. Какая же это твоя дружба!..». Мы видели, как султан жаловался на донских козаков, приписывал им такие подвиги, о которых из других источников мы не знаем, например что они Перекоп воевали, Астрахань взяли. Вражда была постоянная между азовскими турецкими козаками и донскими русскими: московский посол Нагой писал к государю, что ему нельзя послать вести в Москву, «потому что азовские козаки с твоими государевыми козаками не в миру». Козаки были нужны московскому правительству в этих пустынных странах не для одного противодействия хищным азиатам: отпуская в Константинополь посла Новосильцева через Рыльск и Азов, государь велел послать проводить его до донских зимовищ донского атамана Мишку Черкашенина (прозвание это показывает, что Мишка был малороссийский козак), а с ним его прибору атаманов и козаков 50 человек» (Соловьёв, кн.3, с 670 – 672). Из этого отрывка достаточно хорошо видно, что уже в середине ХVI века донское казачество представляло собой серьёзную организованную силу, наводящую страх на соседей.
Отсюда логически следует, что само название «казак» появилось на заре строительства русского государства и сразу заняло значительное место в социальной стратификации русского общества. Поэтому на основе имеющихся у нас историко-географических данных можно утверждать следующее: пограничная зона так называемого «Дикого поля» стала постепенно заселяться казаками, которые по разным причинам селились на берегах Хопра, Медведицы и других рек ещё в ХV веке. Название «Дикое поле» употреблялось в Польше, Литве и на Руси. Казаки сами именовали его «Старым полем» или «Казачьим Присудом»: «Казачий присуд – в понятии наших предков, присуждённое Богом, историческое право казаков владеть старым полем, берегами рек Дона и Донца «сверху до низу» и «с низу до верху» (Губарев, с. 40). Как отмечено Соловьёвым, к казакам присоединялись крестьяне, бобыли и холопы из центральных регионов России. Так постепенно сложилась область Всевеликого Войска Донского, которая в XVI – XVII в.в. занимала пространство от Азова и Черкасска на юге до Тамбова и Аркадака на севере, от Воронежа на западе до Царицына на востоке.
В XVIII в. границы области Всевеликого Войска Донского несколько были сдвинуты на юг, по-видимому, из-за воин, которые вёл Пётр Великий. Петра интересовал корабельный лес, произраставший в Теллермановском лесу, о чем и говорится в следующей выписке из грамоты: «152.- 1757 г. марта 21. Выпись с грамоты 1703 г. сентября 24 и с отказных книг, данная из Тамбовской Провинциальной Канцелярии вотчины ставропигиальского Савво-Сторожезского монастыря Тамбовского уезда села Карплей прикащику Фёдору Иванову сыну Беляеву на отводную оной вотчины поместную землю со всеми угодьями, лежащую в тамбовском уезде от телермонскаго леса к речке Корочану и к березником.
(…) Степью от того ухожья до телермонскаго лесу со всеми угодьи и с липягами против того бортнаго ухожья по сказке сторонних людей земцов Тамбовскаго уезда села Черленаго полковых (казаков) Василия да Карпа Савиных, Провотора Иванова, что де тою степью владеют изстари по вотчиным крепостям Савина монастыря архимандрит с братью, и они Василий с товарищи вопче против своих улешей; а смежен тот Хоперской ухожей степь сверх реки Хопра с тамбовцом с Васильем порамзиным, нижней рубеж Шацкого уезда села Конабеева с крестьяны с Васильем Никифоровым с товарищи, да бортной их челобитчиков ухожей промеж реки Хопра и Вороны на степи близ новопостроеннаго городка отхожий липяг, слывет отделец, по мере длиннику и поперечнику с полверсты и больше; на реке Вороне подле новопостроеннаго городка на полугорье на дубудве грани земецкия одна указывает чрез построенный город на липяг, что слывет отделец, а другая в телермонской лес по граням и по тесам на дуб, что стоит в степи подле телермонскаго лесу на окраине на нем двеземецкия старыя грани заросли да тесы одна грань и тес указывает назад через телермонской лес к новопостроенному городу на первой дуб, другая вперед в степь прямо к речке Корочану и к Березникам; а смежно тот бортной ухожей села Горелова с полковым казаком с Савостьяном Кобелевым с товарищи, с другую сторону в углу промеж Орловскаго и долгов на дву дубах тесы указывают в степь к речке Корочану и к березникам, другая в телермонской лес через речку Грибановку и через речку Ворону на дуб, а дуб стоит на полугорье, переехав телермонской лес, против новопостроеннаго города, на нем две грани одна указывает назад, другая к Хоперской дороге, что ездят промеж Хопра и Вороны в казачьи городки».
Смещение границ к югу из-за воин с Турцией во многом и определило характер границ практически на весь век. О чем свидетельствует и карта области войска Донского, составленная М.П. Зубриловым (издание областного В.Д. статистического комитета) в, по всей видимости, XIX в. и опубликованная в качестве приложения к т.III “Истории казачества» Евгр. Савельева (переиздание 2.01.90г. ГКП ПГО «Южгеология» Зак. 1004 – 20000).
Исходя из приведённых исторических и историко-географических данных можно сделать вывод, что часть Воронежской, Тамбовской и Саратовской губерний исторически входили в область Всевеликого Войска Донского, а, следовательно, была территорией дислокации Хопёрского казачества. На вышеприведенной карте даже обозначен Хопёрский округ, который охватывал территориюот станицы Букановская на юге до Поворино на севере и от слободы Краснополье на западе до реки Бузулук на востоке.
Если же учесть более ранний период дислокации Хопёрского казачества в XVI – XVII в.в. по данным, например, 1570 г., то можно заключить, что в эту область входили кроме ныне существующих Поворинского и Борисоглебского районов, ещё и Грибановский, Новохопёрский, Калачеевский, Богучарский, Кантемировский и другие районы Воронежской области, не говоря уже о южных районах Тамбовской области и западных Саратовской.
Итак, если реконструировать историческую область дислокации Хопёрского казачества (т.е. северную границу Земли войска Донского), то мы можем смело включить в Хопёрский округ около 12 – 15 районов Воронежской области, а также некоторые районы Тамбовской и Саратовской областей.
Источники:
1. Соловьёв С.М. Сочинения. - книга III. – М., 1989.
2. Губарев Г.В. Казачий словарь – справочник. – т. 2.- Сан Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А., 1968.
Мельников (Давыдов) П.И.
К некоторым вопросам региональной археологии.
«Прошлое со своими историческими эпохами есть вечная действительность, в которой каждый из нас, в глубине своего духовного опыта, преодолевает болезненную разорванность своего бытия».
Н.А.Бердяев.
В последние десятилетия в российском обществе наблюдается положительная тенденция повышения интереса к историческому прошлому отдельных территорий страны, к их культурному и духовному наследию. По сути, с начала 80-х гг. прошлого века начинают активно развиваться глубокие и разносторонние региональные исследования. Региональные подходы представляют собой наиболее разумный ответ на вызовы российского, европейского и американского регионального разнообразия, ключи к его пониманию. Иными словами, если речь идет о попытке подлинного понимания истории страны, то учет регионального фактора неизбежен. Регион – это уникальный субъект, который сам себя выстраивает в процессе исторического развития. Регионы объединяют людей и дополняют друг друга, их корни лежат в глубокой истории и внутренней связи людей с определенными территориями.
И чтобы попытаться восстановить страницы нашей древней истории невозможно обойтись без помощи увлекательной, романтичной и фантастически интересной науки как археология.
В западной массовой культуре будь то художественная литература, кинофильмы или компьютерные игры, археолог изображается суперменом, вовлечённым в поиски некого артефакта наделённого сверхъестественными силами. Но это фильмы, не имеющие ничего общего с реальной профессиональной деятельностью специалиста.
История государств, народов, культур и религий, представленных сегодня на политической карте мира, всего лишь мгновение глобальной человеческой истории. Современная человеческая цивилизация, будь то европейская, азиатская или иная, не что иное, как продукт многотысячелетнего антропогенеза и культурогенеза отдельных и разрозненных популяций архантропов, палеоантропов и неоантропов. Место и время появления, которых до сих пор является предметом научных споров.
Вместе с тем история, предшествующая возникновению первых цивилизаций представлена скупыми материальными фрагментами прошлого: погребениями, посудой, орудиями труда и другими артефактами.
Археология призвана решать общеисторические задачи реконструкции прошлого человечества во всех его проявлениях путем обработки, систематизации и интерпретации вещественных источников, созданных руками человека. И для решения постановленных задач, археология тесно сотрудничает с такими науками как антропология, этнография, палеоботаника, геология и многими другими.
Исследование и изучение археологических источников в современных условиях требует привлечения междисциплинарных связей и методов естественных наук. Археология позволяет понять органичное единство прошлого и настоящего, показывает органическую связь истории человечества и природной среды обитания.
Археология призвана решать общеисторические цели и задачи, но отличается характером основных источников. В силу разных причин археологическое источниковедение имеет свою специфику из-за особого характера источников и разделение процесса их научного исследования на несколько ступеней.
Первая ступень – это выявление и накопление источников, вторая – изучение и обработка обнаруженных материалов, где подразумевается определение материала, технологии изготовления, назначения и конечный результат – классификация. Третья ступень является итоговой, здесь производится изучение и критика источников для исследования Древней истории человечества, что находит итоговое выражение в подготовке археологических отчетов, написании публикации, а также статей и монографий. Все эти ступени исследований и изучении неразрывно связаны между собой и обязаны присутствовать в работе любого археолога.
В системе гуманитарного, а особенно исторического знания место археологии постоянно возрастает. Нельзя обойтись без археологии и в общеобразовательном плане, особенно на уроках краеведения. Главную роль в этом играет постоянное ежесезонное накопление количества археологических открытий и ввод в научный оборот новых источников.
Таким образом, нет особой необходимости доказывать особую роль археологии и археологических исследований в общеисторическом процессе накопления и осмысления полученных данных.
За последнюю четверть конца XX начала XXI веков произошло много событий повлиявших на все сферы нашей жизни. Коснулись эти перемены и практической научно изыскательской деятельности полевой археологии. Изучение археологического наследия всегда было невозможно без качественной профессиональной подготовки. Оно требует также достаточных финансовых средств и материального обеспечения необходимой техникой и оборудованием. И если в 70-80 г.г. XX века на территории Воронежской области в течение одного полевого сезона работало несколько десятков археологических экспедиционных отрядов (экспедиций Института Археологии АН СССР, Воронежского университета, педагогического института, Тамбовского университета, инспекции по охране историко – культурного наследия и многих других), то в начале нового тысячелетия их число сократилось до считанных единиц. Практически всегда в экспедиционных археологических изысканиях принимали участие школьники, члены местных краеведческих и археологических кружков. Многие, из которых в последствии выбрали исторические факультеты наших ВУЗов став
профессиональными археологами.
Разумеется, возможности сотрудничества археологии и исторического краеведения в школе сопряжено с рядом определённых трудностей и не может быть сведено только к организации соответствующих музеев. Они могут быть гораздо многообразнее и шире, и это зависит от школьных учителей, учителей краеведов, энтузиастов своего дела. Людей, которые соединяют в себе педагогический талант, любовь к малой Родине и призвание археолога. Такие учителя в нашем регионе есть, они организовывают школьные кружки по историческому краеведению, ежегодно выезжают в полевые археологические экспедиции.
И, тем не менее, приходится признать, что историческое краеведение, к сожалению, пока не занимает в учебно-воспитательном процессе в школе достойного места.
Сами археологи стали заниматься связями с общественностью совсем недавно. Лишь с конца 90-х гг. прошлого века археологические организации существенно активизировали работу по разъяснению целей, задач и характера своей деятельности. Они стали активно пропагандировать общественную значимость изучения и сохранения археологического наследия. Не смотря на все усилия учёных, на карте Воронежской области открытых (зафиксированных) археологических памятников в разы меньше чем не исследованных и не поставленных на учёт.
«Среди лишённой истории домашней обстановки» (Бодийяр Ж.), археология даёт возможность обществу увидеть материальные воплощения чувства исторического времени в виде музейных экспозиций, популярных изданий, публичных выступлений учёных сообщениях средств массовой информации о деятельности научно-исследовательских учреждений. Очевидно, что охарактеризованная общественная функция региональной археологии оказывается одним из важнейших факторов в формировании национального самосознания.
Авдусин Д. А. Археология СССР. М., 1967; 2-е изд. М., 1977.
Авдусин Д. А. Основы археологии. М., 1989.
Авдусин Д. А. Полевая археология СССР. 2-е изд. М., 1980.
Алексеев В. П. Историческая антропология. М., 1979.
Амальрик А. С., Монгайт А. Л. Что такое археология? 3-е изд. М., 1966.
Вагнер Г. А. Научные методы датирования в геологии, археологии и истории. М., 2006.
Гарден Жан Клод. Теоретическая археология. М., 1983.
Клейн Л. С. Археологическая типология. Л., 1993.
Клейн Л. С. Археологические источники. Л., 1978; 2-е изд., доп. СПб., 1999.
Мартынов А. И., Шер Я. А. Методы археологического исследования. М; 2002.
Монгайт А. Л.Археология СССР. М; 1995.
Москаленко А. Н. Памятники древнейшего прошлого Верхнего и Среднего Дона. Воронеж, 1955.
Петров Н. И. Археология: учеб. пособие. СПб., 2008.
Проблемы реставрации. М., 1981.
Пряхин А. Д. История советской археологии. Воронеж, 1986.
Пряхин А. Д. Теоретические основы советской археологии. Л; 1969.