1 (2013-05-22 16:32:45 отредактировано Мещеряков)

Тема: Краеведение: Борисоглебский драматический театр

Краеведение. Прошлое, собранное из осколков

Борисоглебский драматический театр имени Н.Г.Чернышевского отметил в 2012 году свое 75-летие – однако верно ли считать 1937 год датой его основания?

Обратимся для начала к предыдущей попытке систематизировать то, что известно о первых годах существования театра в стенах Народного дома, построенного до революции купцом Ефимом Мягковым. В сентябре 1997 года таких фактов нашлось немного.

Виталий Черников

Краевед Владимир Самошкин опубликовал тогда в газете «Борисоглебский вестник» статью, в которой, ссылаясь на документы городского архива, поведал, что Народный дом носил с 1928 года имя автора романа "Что делать?". Театром же (или "Зимним театром") он якобы стал именоваться приблизительно с 1930 года. "В 1929 году решением ВЦИК Борисоглебскому Народному дому было присвоено имя революционера-демократа Н.Г.Чернышевского", - сообщает историческая справка, подготовленная в местном архиве лет десять назад.

Но вот начало найденного мной в фонде N927 Государственного архива общественно-политической истории Воронежской области объявления: "14-го ноября 27г. в помещении театра НАРДОМ в 6 часов вечера назначается выпуск делегаток женского делегатского собрания созыва 1926/27г. На торжественное заседание приглашаются женщины-активистки, а также жены рабочих и служащих и делегатки нового состава". "Начало торжественного собрания ровно в 6 часов вечера, - извещает секретарь ячейки ВКП (б) при Уисполкоме Парцевский апорга (?) ячейки Агеева.- После торжественного заседания постановка драмкружка пьеса "МОЛОДОЙ ЕЛЬНИК". Прилагаемые при сем билеты в количестве 15 штук распределите между делегаток, вновь избранных активисток и часть выдайте женам рабочих и служащих".

Сюрприз подарила уцелевшая среди документов ячейки ВКП (б) при уездном отделе народного образования (фонд N1357) выписка из протокола N4 заседания Президиума Уисполкома. 9 октября 1926 года на нем слушали вопрос об эксплуатации театров, находящихся в Борисоглебске (Народный дом, правда, не упоминается). Обнаружив "наличие уголовно-наказуемых деяний со стороны администраторов театров", постановили передать дело помпрокурора для дальнейшего расследования. Вот из таких интригующих обрывков, без начала и развязки, и состоит львиная доля моего рассказа.

"Считать театральное объединение предприятием городского значения, а потому передать данное предприятие Президиуму Городского Совета с предложением усилить контроль за состоянием театрального хозяйства, а равно проследить за устранением недостатков", - еще один важный пункт постановления.

Несколько деталей того, что было потом, есть в фонде N39 (материалы городского райкома ВКП(б).

Партийная фракция при горсовете наметила на 18 мая 1928 года проработку деятельности работавших в Борисоглебске театров за зимний период, а также плана на лето "с учетом выполнения ранее вынесенных решений". О последних пока ничего неизвестно, да и заседание такое, судя по содержанию сохраненных протоколов, не состоялось. Более важной в тот год была проблема удовлетворения жилищных условий горожан, в одном из документов прямо отмечено: в Борисоглебске - острый жилищный кризис.

http://www.voronezh.ru/inform/news/2013/img/20Vulkan.jpg
Какое-то время в стенах Народного дома располагался кинотеатр "Вулкан.

Ярко иллюстрирует ситуацию обсуждавшееся на одном из заседаний заявление заведующего местной баней Петрова о выселении с квартиры при ней родственников его предшественника Никитина "ввиду того, что проживание частных жильцов и вообще отвод квартиры внутри бани недопустим, что вызывает справедливое нарекание посетителей". О том, чем живет местная сцена, удалось поговорить лишь 31 августа.

Поводом стали проходившая в округе неделя обороны страны и высказанное на заседании фракции предложение о пятикопеечной надбавке в эти дни на билеты в театр, кино, сады и на пиво в пользу ОСОАВИАХИМА. Один из участников обсуждения, тов. Ержембович выступил против надбавки на пиво, "мотивируя тем, что на подакционные товары наложения быть не может без постановления на то ВЦИКа". И своего, кстати, добился.

Незадолго до того случилось ЧП в городском саду. Вот описание происшествия из акта, составленного 7 августа агентом Земчасти Горхоза Д.В.Григорьевым:

"Арендаторы Горсада Правление клуба союза СТС и Пищевиков в лице Зав. Профклубом Романа Григорьевича ГАЛИНСКОГО без разрешения Горхоза сломали и перенесли на новое место зрительный зал летнего театра, оставив на бывшем месте театра только одну сцену и принадлежащее к сцене оборудование. Кроме того, на новом месте постановки зрительного зала было срублено три декоративных дерева".

Нарушение договора арендатором должно было привести к расторжению договора. Но и лишить горожан "культурного обслуживания чрез сад" не хотелось. Развязка этой истории не описана в тех документах, которые довелось изучить. Однако в конце года Галинский упомянут в решении фракции горсовета о работе театра "Нардом" - как его новый заведующий (замечу попутно, что и в ноябре-декабре 1928-го в документах по-прежнему отсутствует имя Чернышевского).

Работа театра протекала с убытком. "Пролетарские массы" посещали его слабо. Беспрерывно возрастающая задолженность Нардома различным учреждениям и лицам составила на 15 ноября 1928 года сумму в 11000 рублей. Планы бывшего заведующего театром Калинина об отоплении здания были признаны нереальными: деньги потратили, но систему не наладили.

Вот еще интересные строчки: "Считать заключенные договора с драмтруппой и оркестром тяжелыми, обратить на этот момент внимание Горпрокурора тов. Вершкова".

Как видим, некая постоянная труппа была приглашена работать сюда еще в 1928 году, однако руководство театра, по мнению местных властей, ей переплатило. Решили "проверить работоспособность штата театра и произвести очистку от негодного материала". Городскому же прокурору предложили "немедленно закончить" следственное дело Калинина.

Впрочем, для начала нужно было хотя бы выселить бывшего заведующего из здания (тот уже начал строить интриги против Галинского). А заодно и других "жильцов, пребывание которых не связано непосредственно с работой театра".

Даже лет через двадцать в этих стенах будут селить работающих здесь людей.

Продолжение истории (увы, без окончания) - в фонде N33 местного архива.

30 марта 1929 года президиум Борисоглебского городского Совета рабочих и красноармейских депутатов рассмотрел ходатайство Управления театрами о выделении из горбюджета дополнительной дотации в сумме 6000 рублей на оплату расходов по театрам. "Ввиду напряженности бюджета" было решено отказать. Более того, выяснилось, что некие средства уже незаконно израсходованы. Управлению театрами и Политпросвету предложили обеспечить их взыскание.

В протоколе упомянута работавшая в Борисоглебске труппа Сотникова - срок договора с ней истек, и служащие и рабочие театра должны были получить зарплату. Интересно, что "служащие и рабочие" вписаны в документ от руки вместо вычеркнутой "труппы", не выполнившей договор о постановке 20 спектаклей в клубах.

На следующем заседании выступал с докладом о работе Управления зрелищными предприятиями управляющий театрами Роман Галинский. Ему предстояло в недельный срок организовать комиссию для проведения полной инвентаризации.

Материальный ущерб должен был возместить упомянутый выше Калинин. Дело на него, похоже, все еще не завели. Непродуманное приглашение труппы за три месяца принесло убыток свыше 10 тысяч.

Один из последних пунктов решения президиума горсовета таков: "Предложить Окроно заключить с Горхозом договор на закрепление за ним зданий театров: Нардома и Модерн".

19 апреля принимался план летней работы УЗП по городу. Идею пригласить оперетту для горбульвара сочли нецелесообразной. Зато решили организовать здесь читальню, а также игру в шашки, шахматы и домино. Галинского отправили в Москву договариваться "о приглашении высококвалифицированных артистов для эстрады театра с идеологически выдержанным репертуаром". В программе командировки был и визит в Госцирк. Погрязшему в долгах Зимнему театру в связи с тяжелым финансовым положением снизили местный налог с постановок до 10 процентов - сроком, правда, до 15 мая.

В фонде N2 ГАОПИ ВО среди документов областного комитета ВКП (б) нас особо интересуют дела культурно-пропагандистского отдела. После объединения в 1928 году Воронежской, Курской, Орловской и Тамбовской областей в Центрально-Черноземную было создано театральное объединение ЦЧО.

"Советский театр - важнейшее звено агитпропагандистской работы, - заявил на состоявшемся в октябре 1931-го первом областном съезде по вопросам искусства его представитель Вольф. - До организации ТЕО театральное дело ЦЧО было в хаотическом состоянии: не было планов, отсутствовал учет сети. В результате - засорение репертуара вредными пьесами".

За несколько месяцев до того приступило к работе Управление театральными предприятиями, объединив "предприятия" Воронежа, Курска, Орла, Тамбова, Козлова, Ельца, Белгорода, Старого Оскола, Моршанска, Липецка, Острогожска. Организаторы предусмотрели "в производственном плане обслуживание городов Борисоглебска, Рассказово и других городов".

Почему же Борисоглебск упомянут отдельно?

http://www.voronezh.ru/inform/news/2013/img/20docum.jpg
Традиция проводить в стенах театра городские официальные мероприятия родилась еще в "доисторические времена".

В театральной жизни Центрального Черноземья назрели перемены. 19 декабря 1931 года датирована докладная записка в культпроп обкома директора ТЕО ЦЧО Гостева. Ее фрагменты я обнаружил среди экспонатов одной из "виртуальных выставок" документов на сайте архивной службы Воронежской области - и, конечно, тут же отправился в читальный зал ГАОПИ заказывать полную версию.

"К моменту приема театры КОЗЛОВА, ОРЛА, БОРИСОГЛЕБСКА, ЕЛЬЦА, ТАМБОВА, ЛИПЕЦКА не могли быть допущены к эксплуатации без мало-мальски сделанного ремонта крыш, отопления, канализации, полов, окон и прочее.

Из всех принятых театров вертящиеся сцены были только в ВОРОНЕЖЕ и ЕЛЬЦЕ.

Вместо примитивных сукон во всех театрах, за исключением Воронежа, Борисоглебска, Орла, на сцене - рваные, грязные тряпки".

Окончательную приемку большинства театров закончили к 15 октября, ремонт зданий - к 1 ноября.

Везде, включая и Борисоглебск, были поставлены "вертящиеся сцены, повешены бархатные или шерстяные сукна, установлено прожекторное освещение, частично отремонтирован инвентарь". Борисоглебская драма приступила к открытию сезона.

В то же время ТЕО столкнулось с проблемой "полного отсутствия планового формирования трупп" по области. Далее в письме сообщается: "Взятая установка на организованного зрителя дала положительные результаты по г.г.: Воронеж, Козлов, Борисоглебск по 1/1-32 г. ежедневно театр заполнен организованным зрителем".

Занялись сотрудники ТЕО и обеспечением возможности для летних гастролей столичных трупп. Были приняты меры по постройке летних театров в Тамбове и Липецке и к их расширению в Козлове. А в Борисоглебске возвести эстрадный открытый театр еще предстояло. Куда же делся тот, что переносили в 1928 году на новое место? Развалился?

Владимир Самошкин писал в 1997 году:

"В архиве самого театра, к счастью, сохранились (и находятся в прекрасном состоянии) книги приказов по театру, начиная с 1933 года. Так вот, из этих книг ясно видно, что до сентября 1937 года театр, официально называвшийся тогда "Борисоглебский театр имени Н.Г.Чернышевского", не имел постоянной труппы артистов, а лишь время от времени предоставлял свою сцену для гастролей иногородних театров (музыкальных и драматических) и эстрадно-концертных коллективов - в основном из Поволжья и Украины. Известно, что последним из них был Харьковский украинский ансамбль, гастролировавший в нашем городе с 28 августа по 6 сентября 1937 года".

Минувшим летом, правда, оказалось, что самые ранние из книг, которые пятнадцать лет назад довелось листать краеведу, исчезли. Однако вскоре случилось чудо. К 75-летней годовщине театра был организован его ремонт; в комнате, соседствующей с бывшим кабинетом покойного директора театра Владимира Мальшина, делали уборку - и наткнулись на коробку с какими-то бумагами. В другом месте ее сразу бы выбросили, а здесь стали изучать содержимое - и наткнулись на две пропавшие книги приказов.

Самая старая начата 15 января 1933 года. Из нее я узнал, к примеру, что осенью здесь работала Украинская труппа, детище проходившей в ЦЧО украинизации. В одной из папок местного архива случайно сохранился потрепанный клочок районной "Колхозной правды" за 20 октября 1933-го с анонсом двух спектаклей. Название обещанного на 20 октября не разобрать: бумага повреждена.

(Окончание следует).

Источник: газета "Воронежская неделя" N 12 (2101), 20.03.2013г.
Воронеж-Онлайн

LiveJournal Russian Om

2 (2013-03-27 11:26:46 отредактировано Мещеряков)

Re: Краеведение: Борисоглебский драматический театр

Краеведение. Прошлое, собранное из осколков

(Окончание. Начало в N12)

Виталий ЧЕРНИКОВ

Авторы пьесы – Старицкий и Черняхивский; уцелевшие обрывки букв позволяют предположить, что в тот день шел «Кармелюк», инсценировка романа украинского классика Михаила Старицкого о предводителе крестьянского восстания XIX века. 21-го борисоглебцы смотрели "Назара Стодолю" Тараса Шевченко. Украинскому составу предстояло в те дни создать культбригаду по обслуживанию грядущих октябрьских торжеств.

Согласно найденным в ГАОПИ Воронежской области документам 1934 года, руководство театра должно было обеспечить в конце года количество постоянных мест не менее чем 250 ударникам. В декабре обком Рабис (профсоюза работников искусств) объявил декадник ликвидации задолженности по профвзносам - не избежали задолженностей и в Борисоглебске. "Наряду с этим была вскрыта плохая работа коллективов по соцсоревнованию, ударничеству, мобилизации средств, обслуживанию рабочих и колхозников (Елец, Моршанск, Тамбов, Борисоглебск, Молодой театр, радиокомитет)".

Общие тенденции можно понять по цитате, где Борисоглебск не упомянут вовсе:

"За последние два года значительно улучшился репертуар театров и значительно улучшилось художественное качество исполнения. Правда, это в большей мере относится к театрам, объединяемым ТЕО, обеспеченным повседневным руководством со стороны ТЕО. Но и театры, принадлежащие другим организациям, значительно выровнялись и уже не дают чуждого пролетарской идеологии материала, который шел в сезонах 29/30 ("Сестры Жерар", "Потонувший колокол", "Парижские нищие" и др.) Рост художественного качества постановок в театрах непрерывно связан с политическим ростом и общественной активизацией работников театров…".

Директор местного историко-художественного музея Юрий Апальков показал мне два номера ежедневной газеты Борисоглебского райкома ВКП (б), РИК’а и Райпрофсовета "Колхозная правда" второй половины 1935 года - того самого, в начале которого город едва не переименовали по ходатайству районного съезда Советов в Каманин. На последней странице номера от 17 ноября, по соседству с сообщением о пропаже охотничьей собаки "породы Ловетачка", размещен анонс: в 9 часов вечера в гортеатре имени Чернышевского обещаны танцы, а на следующий день - спектакли "Лес" и "Коварство и любовь". На этой же газетной полосе сообщается: "Для вовлечения в театр широких масс рабочего зрителя администрация театра им. Чернышевского выпускает дополнительно 100 постоянных мест по более удешевленным ценам. Места будут распределены по производственным предприятиям города".

О начале зимнего сезона "Колхозная правда" сообщала 5 ноября. Открылся он 2-го пьесой Н.Погодина "Мой друг". Автор корреспонденции Д.Камбаров сообщает, что в 1935 году театр был переоборудован и стал более удобен для зрителей. "На первых местах установлены кресла. Улучшено отопление театра, увеличена раздевальня на один гардероб, в котором установлено три вешалки. Неплохо оборудован театр изнутри. Стены хорошо побелены, а панель покрыта масляной краской. Балконы заново переоборудованы".

Также в здании открылась читальня. Первые места в зале достались ударникам и были даже отмечены специальной надписью; эти билеты приобрели предприятия. "Только союз просвешенцев и райОНО отказались от билетов.

В месткоме просвещенцев заявили:

- Билетов нам не надо. Наших людей просвещать нечего. Они и так культурные".

Ниже помещены размышления... художественного руководителя театра Павла Трапезникова. В официальную хронологию данная публикация никак не укладывается, ведь считается, что он вступил в эту должность лишь через два года.

"Перед нами была поставлена задача создать театр для совхозно-колхозного зрителя, ни по репертуарной тематике, ни по форме не отличающийся от городского театра. Полуторагодичное существование театра (выделено мной. - В.Ч.) показало, что задача эта выполнена. Наши переходы с колхозно-совхозной площадки на городскую, и наоборот, для нас совершенно безболезненны. Наша продукция является доходчивой и в той, и в другой обстановке".

Приведу заодно и фразу из директорского приказа N128 по театру от 14 ноября 1944года, поводом для которого стало празднование 55-летия Павла Николаевича (особенности стиля сохраняю): "Организатором нашего театра, его бессменным художественным руководителем и ведущим актером вот уже в течение 10 лет является Заслуженным артистом РСФСР П.Н.Трапезниковым".

Допустим, что отсчет Трапезников (и даже его коллеги годы спустя!) вел с момента начала работы труппы в Воробьевке. История театра, созданного им в 1934 году при зерносовхозе "Воробьевский", оказалась короткой.

Предположим, Трапезников искал новое место работы и на какое-то время задержался в Борисоглебске, один либо с труппой. Но это не объясняет, почему в дальнейшем он сам называл датой начала работы здесь 1937 год (например, в анкете, которую заполнял в декабре 1944-го, вступая в партию), а о своем первом появлении в стенах местного театра вообще не упомянул.


http://www.voronezh.ru/inform/news/2013/img/27trtrtr.jpg
Первая постоянная труппа была зачислена в штат 20 сентября 1937 года.


Добавлю несколько деталей из книги приказов за 1935 год.

Перед началом сезона в театре сменилась власть. В августе директором стал И.О.Ильинский, новым администратором - А.Я.Зарапин. Фамилия последнего встречалась мне прежде - в конце 1934 года он вместе с Борисом Тамаровым и Павлом Трапезниковым создавал Первый совхозный театр в Воробьевском районе. В Борисоглебске, правда, Зарапин проработал недолго: уже через несколько дней после открытия сезона, 9 ноября он был освобожден от занимаемой должности по собственному желанию. Имя Трапезникова в приказах 1935 года мне не встретилось.

Все ближе год, с которого официально ведет отсчет своего существования театр. Сведения об этом периоде среди хранящихся в муниципальном архиве Борисоглебска материалов городского Совета народных депутатов все-таки более конкретны.

17 января 1936 года его президиум решал вопрос об оплате театру расходов в связи с организацией концерта в дни пленума горсовета. 14 апреля на заседании обсуждалась воспитательная работа в городских школах. Илье Ильинскому было поручено "организовать показ спектаклей для детей по доступным ценам, развернув вокруг спектакля культурно-воспитательные работы" (директору же кинотеатра "Модерн" Чарскому - обеспечить показ фильмов, разрешенных для просмотра детям).

20 апреля Ильинский выступает с докладом о работе театра. В разговоре участвует уполномоченный Воронежского УТЗП Жигачев. По итогам выступления президиум горсовета обязал директора к 15 мая "принять самые энергичные меры к тому, чтобы добиться продажи постоянных мест в театре среди предприятий и профорганизаций на летний сезон 1936 г. не менее 50%", произвести побелку наружного фасада зимнего театра и форсировать ремонт летнего. Заодно Ильинский оказался ответственным за организацию работ по подсадке в городском бульваре зеленых насаждений, устройство нескольких клумб "с разнообразными цветами" и окраску штакетника в зеленый цвет.

В репертуар летнего сезона было рекомендовано включить несколько детских дневных спектаклей. На том же заседании директору и бухгалтеру объявили выговор за систематическое расходование местного налога со зрелищ на нужды театра.

Ильинского предупредили: "в случае повторного нарушения сметно-бюджетной дисциплины к нему будут применены строгие меры воздействия".

"О дебиторской задолженности за свет театра имени Чернышевского и Осоавиахима" - девятнадцатый вопрос, обсуждавшийся на заседании президиума горсовета 20 декабря. На него пришел уже другой директор - по фамилии Кумеркин. Числящуюся по городскому Коммунтресту годовую задолженность за свет и воду решено "списать как безнадежную за счет прибылей Треста за 1936 г.". 19 апреля 1937-го театр упомянут среди предприятий и организаций, допустивших перерасход в 1936-м.

9 августа снова поднимается тема ремонта.

Афиши Харьковского украинского ансамбля, о гастролях которых упоминает краевед Самошкин, должно быть, висят на улицах. Первый концерт харьковчан уже состоялся, когда 29 августа на заседании в горсовете имя директора театра Кумеркина возникает в контексте, крайне далеком от искусства.

Семнадцатый параграф повестки дня звучит так: "О рассмотрении заявления директора театра имени "Чернышевского" Кумеркина о сложении с него штрафа в сумме 25 рублей, который наложен комиссией по наложению административных взысканий при Р.К. милиции от 17/VIII-37 года".

Из протокола выясняется, что "комиссия, наложившая штраф на гр-на Кумеркина в сумме 25 р. за загрязнение уборной, в своем постановлении от 17/VIII-37 г. за N38-10 не указало, на каком основании наложен штраф, т.е. какое обязательное постановление Горсовета нарушено и от какого числа, чем грубо нарушена инструкция НКЮ от 16 мая 1931 г".

Постановление о штрафе решено отменить - однако это последнее упоминание Кумеркина в документах горсовета. 9 октября на заседание президиума пришел месяцем ранее назначенный директором Александр Юрьин-Попов.

По версии Владимира Самошкина (увы, не знавшего о печатном выступлении Павла Трапезникова в 1935 году, а потому никак не объяснившего этот факт), незадолго до того в недрах Управления по делам искусств при Воронежском облисполкоме родилось решение о переводе в Борисоглебск колхозно-совхозного театра из Сосновки: то была трапезниковская труппа, прежде работавшая при зерносовхозе "Воробьевском". Это утверждение косвенно подтверждает анкета 1944 года, в которой Трапезников написал, что с 1934 по 1937-й работал в Воробьевке, Сосновке и Моршанске.

Решение о переезде в город целой труппы Самошкин называет неожиданным, но "только для непосвященных". "Дело в том, что 27 сентября 1937 года должно было произойти (и произошло) очередное изменение административных границ областей, по которому Сосновка отходила к Рязанской области. Поэтому естественно, что воронежские власти не захотели расстаться со своим едва встающим на ноги детищем - колхозно-совхозным театром, родившимся в апреле 1934 года на исконно воронежской земле".

В некоторых публикациях датой открытия первого сезона "нового" театра названо 15 сентября 1937 года.

Когда-то работая над своей первой статьей о его истории, я листал в Никитинской библиотеке подшивку "Коммуны" за тот год. Датированный 15 сентября номер областной газеты сам по себе крайне интересен. Читатели делятся своими соображениями по поводу будущего места для нового театра в Воронеже: преподаватель С.Герасимич считает, что таковым может стать площадь у нового здания обкома ВКП(б), а И.Ф.Гнедых от имени группы строительных рабочих завода "Электросигнал" предлагает использовать участок, прилегающий к весовому заводу. Вчера днем в Воронеж прилетело звено самолетов агитэскадрильи имени Максима Горького... В Дрязгинском районе зверски убит один из активнейших селькоров-общественников Григорий Петрович Шмелев... В кинотеатре "Спартак" идет "Чапаев" (анонсирован "Петр Первый")... В Первом закрытом театре планируются два концерта ансамбля Государственного цыганского театра "Ромэн"... В материале "Вредители в таловском совхозе" сообщается о том, что "выездная сессия спецколлегии областного суда начала слушанием дело о бывших работниках Таловского совхоза Сортсемтреста" (в одном из следующих номеров появится информация о том, что бывший директор совхоза В.И.Корн и бывший старший агроном А.М.Кун приговорены к расстрелу).

Печатных сообщений об открытии борисоглебского колхозно-совхозного театра имени Н.Г.Чернышевского найти не удалось.

Зато в номере "Коммуны" от 18 сентября я обнаружил заметку о прошедших в городе десятидневных курсах агитаторов: "22 товарища, выделенные первичными партийными организациями, изучили на курсах Конституцию СССР, новый избирательный Закон, сталинский устав сельскохозяйственной артели". Помню, подумал тогда: а что, если курсы проходили в здании бывшего Народного дома? А вдруг делегаты и спектакль какой-нибудь посетили?

Впрочем, согласно книге приказов, тридцать прибывших в Борисоглебск "работников художественно-творческого труда" были зачислены в штат колхозно-совхозного театра имени Н.Г.Чернышевского 20 сентября. Г.А.Брудинская, В.В.Говоров, К.К.Калужский, А.Н.Ремаев, - этим людям еще предстоит сыграть свою роль в истории местной сцены.

Вернемся к упомянутому выше протоколу заседания членов президиума Борисоглебского горсовета от 9 октября. Вопросы решались в тот день весьма для жителей важные: о ходе ремонта колодцев по городу, о его осенней очистке - в 1937-м город находился "в неудовлетворительном состоянии с точки зрения санитарии и гигиены". Близилось двадцатилетие Октябрьской революции, и в числе насущнейших вопросов - ход строительства памятника Ленину.

Наконец разговор зашел о финансовом положении театра. Юрьин принял дела недавно, однако уже обвинен в бездеятельности, из-за которой финансовое положение театра "находится в крайне напряженном состоянии". Ему предстоит "немедленно приступить к сбору средств за проданные постоянные билеты на 140 мест с предприятий и учреждений города и принять энергичные меры к максимальному распространению их, так как это мероприятие осуществляется слабо". На что же продавались билеты? Судя по книге приказов, труппа работала на других площадках города.

Двадцать дней спустя президиум горсовета заслушивает информацию о ремонте театра. Худрук заявил, что работы будут завершены к 5 ноября. Значит, все-таки сезон открылся не в сентябре, а 7 ноября? Так или иначе, первыми спектаклями на сцене Нардома стали "Год девятнадцатый" и "Гибель эскадры". Последний из названных, кстати, был не совсем премьерой: постановка с таким названием еще в конце 1934-го входила в репертуар трапезниковского театра.

(По другим данным, 8-го числа показывали все-таки не "Гибель эскадры", а горьковских "Мещан").

"Премьера прошла на ура, - сообщает Владимир Самошкин. - Правда, ее несколько омрачило одно маленькое происшествие. Один из актеров (приехавший из Москвы А.А.Снегирев), игравший роль буденовца, оказался сильно "под градусом" и так вошел в свою роль, что стал с обнаженной шашкой (настоящей) гоняться по сцене за двумя своими коллегами-недоброжелателями, выражаясь при этом нецензурными словами, которых, естественно, не было в тексте его роли. Вышел конфуз. Руководство театра заметалось, и вскоре с помощью подоспевших театральных пожарников "буденовец" Снегирев был за кулисами обезоружен и связан. Однако ничего не подозревавшая публика пришла в восторг от увиденного и подбадривала Снегирева громкими выкриками из зала: "Правильно! Руби их, белых гадов!"

Многие ли театры так эффектно начинали?

По итогам праздничного представления разгневанный директор подписал приказ о снятии Снегирева с работы - дальнейший текст вписан мелким почерком, видимо, чуть позже: "но принимая во внимание сердечное раскаяние и заверение т. Снегирева о недопущении впредь подобных явлений, на работе оставить условно, объявив ему строгий выговор...".

Прощать своих актеров руководство будет часто.

Источник: газета "Воронежская неделя" N 13 (2102), 27.03.2013г.

LiveJournal Russian Om

3 (2013-05-22 16:30:54 отредактировано Борисоглебск Online)

Re: Краеведение: Борисоглебский драматический театр

Губернские истории. Борисоглебские были

http://www.voronezh.ru/inform/news/2013/img/22Boriss.jpg
Разное помнят борисоглебские дома и улицы. Фото Михаила Вязового


Тягался с самим губернатором

В 1795 году городничим в уездном Борисоглебске был некто Флячко-Карпинский. Был он порядочным и честным чиновником.

В это время во главе Тамбовской губернии стоял Неклюдов. Он покровительствовал в Борисоглебске содержателю питейных сборов Котельникову. Последний наживал огромный барыш, и кое-что оседало в кармане губернатора (позднее его отдадут под суд Сената).

Не выдержав нападок, городничий направил Нелюдову письмо, где писал:

«Александр Македонский, Ваше Превосходительство, всегда челобитников одним ухом слушал, оставляя другое для ответчиков, но вы пожертвовали обоими для государственного вора Котельникова и тем самым нарушили свой долг оберегателя казенных интересов. Счастье Вашего Превосходительства и мое, что я не труслив, иначе в угоду Вашу публично совершалось бы корчемство и интересу казенному наносился бы ущерб.

Сию истину примите, Ваше Превосходительство, благосклонно, тем паче, когда имею честь напомнить вам об Императорском указе, данном генерал-прокурору Самойлову 1794 года августа 22 дня. Если же моя неробкость не нравится вам, и вы потребуете от меня, чтобы я был слепым, немым, глухим и в должности ничего не действующим, то извините, что меня одолел страх перед законом. На случай же Вашего Превосходительства гонений буду утешаться словами одного философа: хотящему быть добрым человеком надобно иметь или гораздо верных друзей или же великих неприятелей.

Соблюду и Эпиктово о терпении нравоучение, заключенное в сих двух словах: сноси и воздержись, я снесу и воздержусь - дондеже предан буду уголовному суду, в котором и надеюсь оправдаться. Один из премудрых сказал: тот человек несовершен, кто наперед видеть не умеет. И я, по силе понятия моего, со дня прибытия Вашего Превосходительства занявшись примечанием разных обстоятельств, положил за необходимость иметь кроме полицейской собственную архиву. Оная в критическое время совершенно мне поможет избавиться от притеснений вашей распутной канцелярии».

После этого письма и начавшихся очередных преследований со стороны губернатора Флячко-Карпинский был вынужден подать в отставку. Его даже отдали под суд уголовной палаты и Тайной экспедиции. Немало ему пришлось изведать огорчений, сидеть в тюрьме. И в 1804 году восторжествовала справедливость. По указу императора Александра Первого борцу с несправедливостью была назначена пенсия в триста рублей и ее выплачивали бывшему борисоглебскому городничему со дня его отставки.

Чиновник-правдолюб

В тридцатых годах XIX столетия в уездном Борисоглебске жил некий чиновник Казанский. Он постоянно утверждал, что повсюду отсутствует правда, и особенно в чиновничьем мире, который был падок на подношения и мзду. В это время в Борисоглебске местный питейный откуп открыл множество кабаков в неположенных местах и постепенно начал разорять крестьянство и горожан. Водку раздавали даже в долг и вскоре откупу задолжали огромнейшую сумму - около тысячи рублей.

Уездные власти смотрели на все это как на обыденное дело. Многие из чиновников были подкуплены.

Чтобы взыскать задолженность, избы многих крестьян и горожан ломали, отнимали разные пожитки и скарб. Казанский, видя все это, стал жаловаться тамбовскому губернатору, тогдашнему шефу жандармов А.Х.Бенкендорфу.

Написал он письмо и императрице, жене Николая Первого. В нем он писал:

"Августейшая монархиня, всемилостивейшая государыня! Вот уже четыре месяца, как я просил местное начальство взойти в исследование злоупотреблений борисоглебского откупа, от коего казенные крестьяне пришли в крайнее разорение. Однако, не видя никакого распоряжения, я нашел себя вынужденным отнестись к графу Бенкендорфу, но и здесь успел не более. Я хотел просить августейшего супруга вашего, нашего всемилостивейшего государя Николая Павловича, но известен будучи о милостях, кои он изливает на его сиятельство, я не осмелился повергнуть просьбу мою к стопам его.

Осмеливаюсь умолять вас, яко мать благоутробную и нелицеприятную: воззрите благосердным оком на угнетенный народ свой, гибнущий от злоупотребления власти сильных вельмож, которые не только не хотят открыть существующее зло, но сверх того сами более или менее увеличивают оное и, забыв долг присяги и христианства, похищают казну вашего величества. Для объяснения же подробно существующего зла желаю быть пред лицом вашего императорского величества".

Такими жалобами на "высочайшее имя" он нажил себе множество врагов. Однажды даже "неизвестные люди" схватили его, положили в телегу и привезли в один из загородных кабаков. Затем кабак заперли и с угрозами стали требовать от Казанского, чтобы он отказался строчить "доносы" и сделал "письменное показание о благоприятности винного откупа".

Потом его лишили места на службе.

И на этом преследование честного чиновника не закончилось. Вскоре его арестовала полиция и "томила голодом и жаждой". Правда восторжествовала лишь в 1841 году.

И грабили, и обирали крестьян…

В 1919 году по тогдашнему Борисоглебскому уезду стали распространяться слухи, что по селениям вскоре специальные реквизиционные отряды начнут изымать излишки хлеба. Лето 1918 года выдалось урожайным. Крестьяне не только запасались хлебом, но и вели успешную меновую торговлю с мешочниками. В некоторых селениях усиленно гнали самогон, ибо водка в продаже отсутствовала. Вскоре слухи подтвердились.

В апреле со станции Обловка в волостное село Подгорное нагрянул отряд в пятьдесят человек. Разделившись на партии по пять-шесть человек, они начали обход крестьянских изб. Внимательно осматривали хлев, амбары. Крестьяне ждали этих поборов и приготовились к приходу продотряда, закопали и спрятали хлеб. Пострадали от них более зажиточные крестьяне. Продотрядники увезли в Борисоглебск и на станцию Обловка несколько возов с хлебом.

Борисоглебский уезд неоднократно входил в состав прифронтовой полосы. Крестьянам Подгоренской волости приходилось ежедневно и во всякое время суток давать по двадцать и более подвод бесплатно. Заставляли их доставлять грузы, войска на своих лошадях и на своем корме. А до уездного Борисоглебска было неблизко – около семидесяти верст.

Особенно обременительным и разорительным для крестьян была доставка разных воинских чинов, их снаряжения и продовольствия, причем последнее часто бралось у самих крестьян. После этих воинских чинов часто прибывали разные инструкторы и ревизоры, "большею частью зеленая молодежь, часто плохо грамотная и невежественная, не знающая совсем того дела, по которому приехала, но очень самолюбивая, нахальная, самоуверенная и решительная, сильная своей безответственностью, как члены большевистской партии...".

Всю эту ораву нужно было не только "отвезти куда-нибудь, самое близкое верст за десять...", но и накормить. Всякие приезжавшие инструкторы и ревизоры норовили и еще что-нибудь получить. Кто-то не гребовал коровьим маслом, другие брали просо, подсолнечник. По сути, они и приезжали для этого, чтобы поживиться за счет крестьян.

Каждый день из Борисоглебска по телефонограмме предписывалось послать в город два воза ржаной соломы или воз сена. В крайнем случае довольствовались двумя мерами овса или несколькими пудами проса.

От всех этих поборов и тяжелой бесплатной подводной повинности "волость воем выла". А потом "еще больше завыла", когда был объявлен дополнительный сбор ржи в соответствии с посевной площадью каждого двора.

Закрыли мельницы

А.Л.Окнинский - чиновник из Петрограда, в 1918 году, спасаясь от голода, вместе с семьей приехал в Борисоглебский уезд губернии. Устроился на работу делопроизводителем в одном из волостных Советов. В 1920 году он благополучно эмигрирует в Латвию, и здесь по горячим следам написал свои воспоминания "Два года среди крестьян. Виденное, слышанное, пережитое в Тамбовской губернии с ноября 1918 года до ноября 1920 года".

Обосновался будущий белоэмигрант в Подгоренской волости. Была она небольшой по площади и состояла из волостного Подгорного, где проживало около 3500 крестьян и располагалось селение в двух с половиной верстах от станции Обловка.

В состав волости входили деревня Чуевская-Подгорная, где жило четыреста человек, Второе Верхнее-Чуевское с 3 тысячами селян, села Моисеево, Средняя Яруга и Чуевская Алабушка.

Как делопроизводитель Окнинский приметил, что в волостном селе было три ветряных мельницы (ветрянки) для размола ржи и три мельницы с лошадиной тягой. На первых двух мололи просо, на третьей - подсолнух для выработки масла. Все мельницы работали до осени 1919 года. Большевики издали декрет о сдаче хлебных остатков зерном, запретили перерабатывать в селах на мельницах просто в муку для печения блинцов и бить подсолнечное масло. В села были присланы так называемые мельничные надзиратели.

Один из них прибыл в Подгорное и повелел закрыть мельницы. В первую очередь он закрыл две на лошадиной тяге, а затем очередь дошла и до ветряков. Правда, закрыв три последние чисто из официальных требований, он, тем не менее, разрешил частным образом работу на них по ночам. По-видимому, посланец понимал, что такие запреты могут вызвать недовольство селян.

Владельцы мельниц сумели "отблагодарить" надзирателя. Добился открытия ветряка и один мельник, дав хорошую мзду советскому чиновнику. Несмотря на солидные растраты по подкупу надзирателя, мельники не остались в накладе. В село вскоре начался прилив так называемых мешочников, отвозивших в голодающую Москву пшено, муку и подсолнечное масло, меняя их на мануфактуру, драгоценности. Так что мельники ничего не потеряли, подкупив надзирателя. Они, наоборот, обогатились от такого притока мешочников. Их дела пошли в гору.

Такие смешные цены

Конечно, в начале девятнадцатого столетия уездный Борисоглебск в чистоте улиц не блистал. Но одно радовало - дешевые цены. Так, фунт хорошей говядины стоил 3,5 копейки. Чтобы укупить четверть ржи (хлеб в основном пекли из муки этого зернового злака), надо было уплатить 2 рубля 75 копеек. А вот четверть гречихи, о ценах на которую совсем недавно велись целые дискуссии, стоила два рубля. Можно было в уездном городке фунт печеного хлеба купить всего за... одну копейку.

В 1804 году любители-гурманы могли полакомиться свежими осетриной, икрой. Так, фунт осетрины борисоглебскому обывателю обходился в тринадцать копеек. Фунт паюсной икры можно было купить за двадцать копеек, а фунт зернистой икры стоил чуть дешевле. Всего без малого тринадцать копеек.

Тамбовщина, куда и относился уездный Борисоглебск, всегда славилась своим медом и воском. Так, фунт меда в городе стоил тоже совсем недорого - всего пятнадцать копеек.

Жилища в сельской местности отапливались соломой. Горожане топили свои печи дровами. И здесь тоже не было особых затруднений с топливом. На Борисоглебском рынке всегда можно было договориться с торговцем дров. Стоили они очень дешево. За пять копеек можно было купить приличный воз хороших дров.

Но не следует забывать, что тогдашние российские деньги, в том числе даже алтын и копейка, чего-то стоили. Слова "обвал", "девальвация", "падение курса" наши прадеды не знали.

Виктор ЕЛИСЕЕВ,краевед

Источник: газета "Воронежская неделя" N 21 (2110), 22.05.2013г.

4

Re: Краеведение: Борисоглебский драматический театр

Хотел загрузить афишу театра "Вулкан", но что-то не вышло...

Re: Краеведение: Борисоглебский драматический театр

hlmen пишет:

Хотел загрузить афишу театра "Вулкан", но что-то не вышло...

Ого! Было бы интересно посмотреть.

LiveJournal Russian Om

6

Re: Краеведение: Борисоглебский драматический театр

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_w2GLet0g8.jpeg

7

Re: Краеведение: Борисоглебский драматический театр

Получилось... Тираж 40 шт., т.е. не исключено, что такой в природе больше не существует smile

8

Re: Краеведение: Борисоглебский драматический театр

А вот и документ, который совершенно точно опровергает ныне существующую дату создания театра им. Чернышевского.
http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_EO045KMAUA.jpeg

9

Re: Краеведение: Борисоглебский драматический театр

А частушки "Злоба дня" небось и сегодня актуальны...

Я за свободные джунгли!..