Тема: Позиция Гринпис по вопросу планируемой разработки никеля

Жители имеют право влиять на решения властей о разработке никелевого месторождения

Новость - 19 декабря, 2012

Позиция Гринпис по вопросу планируемой разработки Еланского и Ёлкинского месторождений никеля в Воронежской области.

http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/image/toxics/8166248297_778becb1a4_b.jpg

Активист Гринпис наблюдает за утечкой токсичных вод в Таливаара

Многие жители Воронежской, Волгоградской и соседних областей выступают против планируемых разработок медно-никелевых месторождений в Воронежской области. За последние месяцы прошли многотысячные митинги в более чем десяти населенных пунктах.

На сегодняшний день не существует доступного общественности проекта освоения месторождений (Еланского и Ёлкинского) в верховьях реки Хопер, известно только, что планируется строительство рудодобывающих шахт и обогатительного комбината. Однако уже сегодня ясно, что начало разработки месторождений, добычи и обогащения никелевой руды может оказать влияние на состояние окружающей среды. Ниже мы перечислим некоторые риски, наличие которых требует серьезнейшего участия общественности в принятии решений относительно этих месторождений.

Никель  — токсичный тяжелый металл. Работа предприятий по его добыче и обогащению характеризуется большим объемом выбросов как в атмосферу, так и в воду. В частности, существующие предприятия в Норильской и Мурманской областях выбрасывают в атмосферу соединения серы. Помимо этого, при выводе на поверхность большого количества породы и ее складирования в отвалах, воздушным путем могут разноситься частицы солей редкоземельных металлов.

В ноябре 2012 года в Финляндии произошла крупнейшая авария на шахте по добыче никеля Талвиваара, где для сульфидных руд применяется биологическое выщелачивание. В результате аварии на финской шахте загрязненные воды, содержащие высокие концентрации никеля и урана, распространились на многие километры. Залежи руды в Воронежской области находятся прямо под притоком Хопра — рекой Савалой —  и еще под шестью водоносными слоями. Река Хопер впадает в Дон, и при аварийных ситуациях вода с отходами производства может попасть в Дон и другие реки и водоемы.

Кроме того, работа обогатительного комбината предполагает значительный
расход воды, что может нанести серьезный ущерб бассейну реки Хопер, а,
значит, и Хоперскому государственному природному заповеднику, являющемуся одним из старейших заповедников в системе особо охраняемых природных территорий России.  Международную известность заповедник получил благодаря сохранению реликтового животного — русской выхухоли. Уже сама доразведка может нанести заповеднику определенный ущерб.

К сожалению, все процедуры, связанные с планированием освоения указанных месторождений, проходят в режиме информационной закрытости: не освещаются обоснования объявления конкурса, не публикуется и не представляется информация о проведении и о результатах  экологических экспертиз, своевременно не вовлекается задеваемое проектом население районов Воронежской области и соседних субъектов Российской Федерации, его позиция не учитывается при проведении оценки всех видов рисков проекта. Следует отметить, что выигравший конкурс на разработку месторождений холдинг «Уральская горно-металлургическая компания»  (в лице его структуры — «Медногорского медно-серного комбината») никогда не занимался производством никеля и не работал с сульфидными медно-никелевыми рудами.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», любая хозяйственная деятельность в Российской Федерации должна осуществляться на принципах потенциальной экологической опасности, а также запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. В связи с этим, мы считаем недопустимыми любые работы, связанные с освоением Еланского и Ёлкинского месторождений никеля в Воронежской области до тех пор, пока инициаторы не докажут жителям полную экологическую и социальную безопасность этих работ.

В связи с наличием вышеупомянутых рисков, мы требуем соблюдения базовых прав жителей: они имеют право знать, какие именно проекты планируется осуществлять, имеют право участвовать в принятии решений. Гринпис России считает необходимым проведение местного референдума, который бы дал возможность жителям высказать свое отношение к возможной добыче никеля. Такая форма учета мнения предусматривается российским законодательством.

По данным Роснедр, площадь Еланского месторождения составляет 28,9 кв. км. Прогнозные ресурсы меди оцениваются в 5,6 тыс. т, никеля – в 54,1 тыс. т, кобальта – в 10,3 тыс. т. Площадь Ёлкинского месторождения составляет 8,6 кв. км. Прогнозные запасы меди оцениваются в 54,6 тыс. т, никеля – в 393 тыс. т, кобальта – в 14,4 тыс. т.

Мы считаем, что не меньшее количество никеля возможно получить из существующих отвалов «Норильского никеля» и из вторсырья (в частности, авторециклинга, из свалок автомобилей). Такой способ получения никеля привел бы к уменьшению объемов отходов, не ставил бы под угрозу экосистему Хопра, и послужил бы примером ответственного отношения к использованию ресурсов. Отходы не должны выбрасываться в окружающую среду, они должны служить сырьем для производств.