Re: Всё об УГМК
ПРАЖСКИЙ ТЕЛЕГРАФ, 18.05.2016, 17:05 (О проблемах/долгах чешского актива УГМК)
Американские горки Aircraft Industries
Противоречивая информация поступает о ситуации в компании Aircraft Industries, лидере авиационной отрасли ЧР, принадлежащей российскому УГМК. В то время как ряд СМИ сообщают о том, что половина сотрудников компании находится в принудительном отпуске, другие их коллеги информируют о получении крупного заказа на поставку 20 турбовинтовых L-410 UVP-E20 в Китай.
С 3 мая 2016 г. компания Aircraft Industries вынуждена реагировать на заявление о признании её неплатежеспособной. С этим иском в суд обратился кредитор авиастроителей – фирма Aero Vodochody Aerospace, которой Aircraft Industries не выплачивает 38,3 млн. крон. По данным агентства ЧТК, общая задолженность авиастроителей составляет порядка 400 млн. крон.
О проблемах на Aircraft Industries стало известно ещё в начале 2015 года. Руководство компании неоднократно выражало обеспокоенность сложившейся на рынке ситуацией. Как показало дальнейшие развитие событий, опасения были небезосновательны.
По данным портала ATO.ru, за 2015 год Aircraft Industries поставила клиентам по всему миру всего восемь самолётов L-410UV (три борта ушли в ЮАР, кроме того, в числе получателей Непал и Бангладеш). При этом в Россию не была продана ни одна машина.
«Российский рынок является для нас ключевым. Мы продолжаем поставлять продукцию своим партнёрам в РФ, но поскольку контракты с ними заключены в рублях, мы теряем серьёзные деньги. В итоге потери могут составить несколько миллионов крон», – сообщили «Пражскому Телеграфу» в пресс-службе чешской компании в феврале прошлого года.
Более того, 4 декабря 2015 года генеральный директор Aircraft Industries Илона Плшкова объявила о приостановке основного авиационного производства, занимающегося постройкой турбовинтовых самолётов серии L-410, и об отправке с 8 декабря всех его сотрудников в принудительный отпуск с сохранением 60% заработной платы.
Как пояснила Плшкова, приостановка работы Aircraft Industries связана с практически полным прекращением продаж в 2015 году выпускаемых заводом самолётов. Последнее вызвано, прежде всего, экономическим кризисом в России и соответствующим прекращением поступления заказов со стороны российских региональных авиаперевозчиков, которые сами оказались в затруднительном финансовом положении.
После введения Европейским Союзом санкций против России завод также потерял заказчика в лице Министерства обороны России, с 2011 года купившего не менее 11 самолётов L-410UVP-E20. О том, что 550 сотрудников всё ещё находятся в принудительном отпуске, подтвердил Чешскому телевидению глава профсоюзов Йозеф Стршедула, заявивший и о наличии проблем с выплатами задолженностей поставщикам.
По информации ЧТ, многомиллионный долг у Aircraft Industries имеется, например, перед компанией Aero Vodochody, которая поставляет шасси для L-410. Ситуация настолько серьёзная, что Стршедула её обсуждал лично с премьер-министром Богуславом Соботкой. Следует подчеркнуть, что в Aicrcraft Industries отказались комментировать вопрос задолженностей, как и слухи о возможном переводе производственных мощностей самолёта L-410 в Российскую Федерацию.
Производство в России
Однако 7 апреля стало известно, что в Свердловской области началось строительство нового завода, на котором будут выпускать региональные L-410UVP-E20. Проектная мощность производства составит двенадцать L-410 в год, планируется создать 250 рабочих мест. Завершить возведение объекта планируется в 2017 году. На этот же год намечен выпуск первых шести воздушных судов.
Возведение мощностей осуществляется в соответствии с договором производственного франчайзинга, заключенного Aircraft Industries и «Уральским заводом гражданской авиации» (УЗГА, входит в ОПК «ОБОРОНПРОМ» – ГК «Ростехнологии») в декабре 2015 года. По данным российского издания «Коммерсант», лицензия Aircraft Industries была предоставлена на срок в 30 лет.
УЗГА намерен инвестировать 500 млн рублей собственных средств, в Минпромторге РФ зарезервирован ещё 1 млрд субсидий в рамках госпрограммы «Развитие авиационной промышленности в 2013-2025 гг.». «Уральская горно-металлургическая компания» деньги в проект решила не вкладывать, ограничившись предоставлением площадки под строительство и соглашением с УЗГА о передаче технологий по производству L-410.
«Благодаря созданию предприятия в Екатеринбурге, мы сможем производить судна по российским стандартам. В дальнейшем предполагается локализация производства L-410 более чем на 50%. Речь идёт, в первую очередь, о замене бортового оборудования и двигателя. Кроме того, на 2017 год запланирован выпуск российского шасси для L-410», – заявил генеральный директор УЗГА Вадим Бадеха.
По его словам, в ходе реализации проекта планируется и создание новых версий L-410, в том числе с поплавковым шасси, с оснащением пилотажно-навигационным комплексом российского производства. Будет проведена и работа по оснащению самолёта лыжными шасси, в том числе для освоения Арктики и Антарктики.
Экспертное мнение
Как полагают авиастроители, основной интерес собственников УГМК в реализации этого проекта состоит в увеличении европейской «дочкой» Aircraft Industries объёма производства узлов и деталей на своей промплощадке, так как пока на Урале будет проводиться только крупноузловая сборка. С другой стороны, эксперты указывают, что УГМК сможет расширить свои рынки сбыта.
Попытки сделать это предпринимаются УГМК уже несколько лет: предприятие, в частности, неоднократно предлагало свою продукцию Минобороны РФ. Однако до запрета на приобретение иностранной техники министерство не шло навстречу компании. «Официально производителем самолётов будет УЗГА, а значит, покупать L-410 смогут как российские госкомпании, так и Министерство обороны», – сообщил «Ведомостям» источник, близкий к проекту.
Он также пояснил, что Aircraft Industries продолжит покупать часть комплектующих на российских заводах, собирать их в Чехии и перепродавать екатеринбургскому предприятию для последующей крупноузловой сборки. Но эксперт инвесткомпании QB Finance Дмитрий Кипа полагает, что через три года Aircraft Industries может потерять российский рынок, где её заменит УЗГА.
А генеральный директор консалтинговой компании Infomost Communications Борис Рыбак убеждён, что спросом у частных авиакомпаний L-410 будет пользоваться лишь в том случае, если УЗГА выстроит правильную ценовую политику и предложит клиентам систему обслуживания и техсопровождения бортов. «Самолёт будет продаваться в России, если его цена по текущему курсу не будет превышать 5-6 млн долларов. Твёрдых договоров у компании пока нет, поэтому о перспективах производства говорить рано», – отметил авиаэксперт.
Китайский прорыв
Вместе с тем в Aircraft Industries «Пражскому Телеграфу» сообщили, что нынешний год должен стать переломным для компании. В 2016 году руководство предприятия рассчитывает нарастить объёмы продаж до 18-20 самолётов. Помимо твёрдых контрактов на поставку воздушных судов в Индию, страны Африки и Россию, Aircraft Industries30 марта подписала меморандум о взаимопонимании с China Aviation Supplies Company (CASC) о поставке в Китай 20 самолётов L-410 UVP-E20 в течение пяти лет на общую сумму свыше 126 млн долларов.
«До конца года Aircraft Industries планирует поставить в Китай первые пять машин. Получателем самолётов станет Синьцзянская авиакомпания общего назначения, входящая в состав Синьцзянского производственно-строительного корпуса. Важным условием реализации этого проекта является одобрение сертификата самолёта L-410 управлением гражданской авиации Китая», – рассказала ПТ руководитель отдела маркетинга Aircraft Industries Нора Страдалова.
Кроме меморандума о взаимопонимании, между Aircraft Industries и Синьцзянским производственно-строительным корпусом заключено соглашение о промышленном сотрудничестве, которое предусматривает создание в городе Шихецзи Синьцзян-Уйгурского автономного района центра поставки L-410, технического обслуживания и ремонта воздушных судов, а также обучения пилотов и технических специалистов.
Для справки:
Холдинг УГМК является второй по величине металлургической компанией в РФ и объединяет активы 47 предприятий, расположенных в 11 регионах России. УГМК контролирует выпуск около 40% российской катодной меди, цинка и около 50% свинца, четверть рынка проката цветных металлов, а также более половины европейского рынка медных порошков. Контрольный пакет акций принадлежит Искандеру Махмудову и Андрею Козицыну.
Aircraft Industries a.s. – авиастроительная компания, специализирующаяся на производстве ближнемагистральных пассажирских самолётов. Компания была создана на базе чешского аэрозавода LET, основанного в 1936 году и производившего спортивные и военные самолёты, в том числе «Як» и «Эл» (L-jets).
Опубликовано в газете «Пражский телеграф» №18/362 // Источник