Тема: К вопросу о 17-м годе

"Честный разговор" Николая Бурцева с Валентиной Бобровой   не только расширяет кругозор в области "АНТИНИКЕЛЯ", но и даёт неожиданные ответы на непростые вопросы. В прямом смысле революционные.
     Вот часть диалога:
     Бурцев: Кто ваши противники? 
     Боброва: УГМК. Хотят внедриться в нашу область...и просто всё уничтожить. ...административный ресурс работает.  ...  Мы же против постановления правительства идём...
     Бурцев: Почему разногласия в "Антиникеле"? Зачем их нужно было множить, дробить? На ваш взгляд?
     Боброва: Любое дробление - это плохо. Я уверена, что всё это делают власти.
(Можно и согласиться, хотя соображения казаков в пользу дробления движения на независимые группы кажутся здравыми и убедительными. К тому же Бобровой кажутся дежурства казаков в поле излишеством и делом нецелесообразным, лучше де "решать вопосы в кабинете". Странно только, что в "дроблении" и  разногласиях подозревается власть. - А.С.)
     Бурцев: То есть,  все разногласия, которые есть в антиникелевом движении - это всё спланировано?
     Боброва:  Не знаю, кто всё это делает, власти или тёмные силы ... но сталкиваются лбами русские люди.... Ещё ничего не происходит, а вот такая ненависть,  злоба - просто поражает. Вот откуда всё это взялось? Откуда всё это идёт?
(Имеется ввиду вражда между группами Антиникеля? Или ненависть власти к движению вообще? - А.С.)
     Бурцев: И какой ответ вы нашли для себя?
     Боброва: Ответ только один. Я человек православный, верующий и думаю, что когда русские люди предали свою веру православную, отечество своё в 17 глду, вот с тех пор, наверное, ниточка-то и вьётся.

     Глубокомысленное заключение! Именно с 17- го! А до этого ни вражды между выступавшими против власти (как и в данном случае, со слов В.Б.), ни предательства в среде выступавших, более того, злобы и даже зверства от Степана до Емельяна и не наблюдалось на святой Руси! И все злодеи и их губители честно молились своим богам и крест носили.
     Любопытен  в этой связи ещё один религиозный аспект. Безбожная советская власть, открыв месторождение не решилась чернозёмы губить, законсервировала месторождение, как раз пожалев отечество. Теперь же богобоязненная власть прячется от казаков в кабинетах, а священника борисоглебского отправили в ссылку в село за поддержку Антиникеля. Или как-то не так?.
     Предательство, злоба, ненависть, откуда всё идёт? Вопрос прямо для Путина. "А знает ли он?" Да успокойтесь, знает. Но взвешивает, не зашкалит ли градус на Хопре, тогда можно и с церковью вопрос решить, и с казаками,  а либо послать всех к такой матери, как Ельцин, расстреляв "Белый дом". И взять прощение у патриарха.
     P.S.В целом же деятельность Бобровой не могу не приветствовать. Надо воевать с властью,  хоть с хоругвями, хоть с шашкой. Будь это в советское время - поддержал бы добычу. Сейчас же поддержка освоения месторождения не принесёт людям добра. Рабочие места - служба на галерах. Заработать и умереть? Буржуи умеют экономить на технике безопасности.

2

Re: К вопросу о 17-м годе

Сорокин А С пишет:

. Будь это в советское время - поддержал бы добычу.

Я медленно выпадаю в осадок! Оказывается забота о будущем зависит от того какая форма на средства производства на дворе!А что-ж не сказать откровенние: Поддержал бы т.к. в то время был во ВЛАСТИ(Какорин тому пример),а при той власти сам и близкие и в санаториях и пансионатах бы жили....,а ныне нет у меня власти вот и фрондирую...

Я за свободные джунгли!..

Re: К вопросу о 17-м годе

dima1 пишет:

Я медленно выпадаю в осадок! Оказывается забота о будущем зависит от того какая форма на средства производства на дворе!А что-ж не сказать откровенние: Поддержал бы т.к. в то время был во ВЛАСТИ(Какорин тому пример),а при той власти сам и близкие и в санаториях и пансионатах бы жили....,а ныне нет у меня власти вот и фрондирую...

Не выпадай только из дравого смысла. Я в ТО время во власти, как раз и не был. Стал в ВАШЕ время.
А форма власти очень даже важна. Когда у власти олигархи, которые задушат за 300% дохода (сам с бородатым не споришь?), тут и говорить не о чём. И в санатории я ездил не чаще таких же как ты сварщиков.
А кто ваших любимцев отроков порешил, Глеба да Бориса? Не такой же русский христианин? До 17 года?
И - почему русские-то? А Варфаламеевская ночь? Тож до 17 года!
P.S. Да и что МОЯ ВЛАСТЬ? Я  властью не распоряжался в своих интересах. Каким был, таким и остаюсь.

4 (2013-03-22 09:10:42 отредактировано Штирлиц)

Re: К вопросу о 17-м годе

Сорокин А С пишет:

Будь это в советское время - поддержал бы добычу. Сейчас же поддержка освоения месторождения не принесёт людям добра.

Занятно, что ОБЕ власти пытаются спихнуть грехи друг на друга. Одни говорят - нам досталось разваленное производство, другие - наше производство развалили.
Одни говорят - всё экологическое загрязнение с советских времен, другие - буржуины всё загадили.
И никто не виноват. От беда-то!

Не так показателен ответ на вопрос, как стойкое отсутствие ответа на него.
А.Фомин

5

Re: К вопросу о 17-м годе

Сорокин А С пишет:

P.S. Да и что МОЯ ВЛАСТЬ? Я  властью не распоряжался в своих интересах. Каким был, таким и остаюсь.

Спасибо за заботу о моём здоровье!Только всё-ж не понял как связано форма общественного строя и забота о будущем своих потомков?...С "бородатым" в этом вопросе согласен,только всё-ж не пойму почему в Совдепии рудник бы по твоим представлениям был бы благом?Вон и штандартенфюрер в недоумении..

Сорокин А С пишет:

А кто ваших любимцев отроков порешил, Глеба да Бориса? Не такой же русский христианин?

Не-е-е-е!Святополк говорят был язычником ...а вообще то история с Борисом и Глебом мутная.,но несмотря на то что по твоим представлениям солнце над Россией взошло только в 17 году,эти люди жили и творили и сейчас уже их судит Высший Судья,нам вообще то со своими ошибками разобраться а не пенять на предков...

Я за свободные джунгли!..

Re: К вопросу о 17-м годе

Штирлиц пишет:

Занятно, что ОБЕ власти пытаются спихнуть грехи друг на друга. Одни говорят - нам досталось разваленное производство, другие - наше производство развалили.
Одни говорят - всё экологическое загрязнение с советских времен, другие - буржуины всё загадили.
И никто не виноват. От беда-то!

И только Штирлиц не при делах. От, дела-то...

Re: К вопросу о 17-м годе

Сорокин А С пишет:
Штирлиц пишет:

Занятно, что ОБЕ власти пытаются спихнуть грехи друг на друга. Одни говорят - нам досталось разваленное производство, другие - наше производство развалили.
Одни говорят - всё экологическое загрязнение с советских времен, другие - буржуины всё загадили.
И никто не виноват. От беда-то!

И только Штирлиц не при делах. От, дела-то...

А что, задело? smile

Не так показателен ответ на вопрос, как стойкое отсутствие ответа на него.
А.Фомин

Re: К вопросу о 17-м годе

Был такой литературный журнальчик при СССР в Ленинграде, назывался "Аврора". Там году в 91-м мне попалась мозгвыносящая статья под названием "Коммунистов - вешать, вышедших из партии - четвертовывать".
Ну почему мы не мыслим рационально? Почему из крайности в крайность? Или СССР, или либерастия. Или Сталин с его НКВД, или анархия с погромами. Русские северный народ, но в головах порой как у папуасов, какой-то шурум-бурум.

Нас бы скрестить с немчурой, вот это была бы сверх-нация: наш размах и их чёткость smile)

Кто жил в Борисоглебске, тот в цирке не смеётся

Re: К вопросу о 17-м годе

dima1 пишет:

нам вообще то со своими ошибками разобраться а не пенять на предков...

Вот это я и Бобровой толкую.

dima1 пишет:

Святополк говорят был язычником ..

Язычник - не язычник - нутро человеческое. Не зависит от 17 года. И раньше, и позже, и у нас, и по всему свету. Иван Грозный тоже язычник? "Пошалил", слава те господи.Чего русских, христиан заклятых,  в святые-то  чинить?

Штирлиц пишет:

А что, задело?

А то и задело, что ты говоришь не про дело. Я о предательстве, злобе и ненависти, а ты опять о производстве, да - кому что досталось. Я тебя по этой теме уже отсылал к Коммари. Лучше меня знаешь.

дядя Серёжа пишет:

Ну почему мы не мыслим рационально? Почему из крайности в крайность?

Ваше "рационавльное" мышление -

дядя Серёжа пишет:

скрестить с немчурой

- ?
За шутку сходит. А всерьёз?

Re: К вопросу о 17-м годе

dima1 пишет:

по твоим представлениям солнце над Россией взошло только в 17 году,эти люди жили и творили и сейчас уже их судит Высший Судья,

А это уж - по твоим представлениям. Судит их сейчас Дима1, да ему подобные.  Факт. Только им, судимым,  ни жарко, ни холодно. По моим представлениям. Не согласен?

11

Re: К вопросу о 17-м годе

Штампами лупит да все , ну какие там мысли пытаетесь рассмотреть, я не понимаю )

Re: К вопросу о 17-м годе

Бровко пишет:

Штампами лупит да все , ну какие там мысли пытаетесь рассмотреть, я не понимаю )

Это о предложении "скрестить"?

Re: К вопросу о 17-м годе

Две беды у членов КПСС-ЕР: полное отсутствие самоиронии и невероятная узость мышления.
Жалко, Ленин помер. В смысле, вот бы он натягивал сейчас Зюганова с Грызловым, вот бы троллил!.. О-о-о! smile Кстати, о скрещивании. Ну, не буду о Крузенштерне и прочих Тотлебенах. "Учись, учись у немца, проклятая коммунистическая обломовщина!" Кто сказал?

Кто жил в Борисоглебске, тот в цирке не смеётся

14

Re: К вопросу о 17-м годе

Сорокин А С пишет:

Вот это я и Бобровой толкую.

Я вроде об этом

Re: К вопросу о 17-м годе

дядя Серёжа пишет:

"Учись, учись у немца, проклятая коммунистическая обломовщина!" Кто сказал?

Учить - не скрещивать.  Вы уж, дядя, раз советуете, откройте тему с подробным изложением, что и как? Реплики подавать, да гадости говорить - не уровень Тотлебена. Предлагайте конкретно, а другая сторона оценит. Возможно в вашем же стиле.

Re: К вопросу о 17-м годе

Бровко пишет:

Я вроде об этом

Ну, это - само собой.

Re: К вопросу о 17-м годе

Сорокин А С пишет:

       Боброва:  Не знаю, кто всё это делает, власти или тёмные силы ... но сталкиваются лбами русские люди.... Ещё ничего не происходит, а вот такая ненависть,  злоба - просто поражает. Вот откуда всё это взялось? Откуда всё это идёт?

    Бурцев: И какой ответ вы нашли для себя?
     Боброва: Ответ только один. Я человек православный, верующий и думаю, что когда русские люди предали свою веру православную, отечество своё в 17 году, вот с тех пор, наверное, ниточка-то и вьётся.

     "Просто отринуты были общечеловеческие ценности, которые, видимо, освободившимся народом были восприняты как ценности чуждого им мира, строя. Какие? Честь, достоинство, сострадание, милосердие...Их отринули не в 17-м, нет! Тогда всё удалось сохранить. И доказательство тому  - война 1941-го, про которую Михаил Рощин  сказал: "Будь проклята война, наш звёздный час". И в которую заповедь "человек человеку друг, товарищ и брат" была реализована, наверное, в высшей степени.
     А вот когда в 1991-м рубль победил и премьер Павлов обобрал значительную часть населения... Вот тогда, в 1991-м всё и завертелось.
                      Олег Табаков,  (не коммунист, возможно, тоже верующий)), АиФ, №13, 27 марта 2013 г.

18

Re: К вопросу о 17-м годе

Сорокин А С пишет:

Честь, достоинство, сострадание, милосердие...Их отринули не в 17-м, нет! Тогда всё удалось сохранить.

Ага! Особо "Экспроприация эспроприруемого..."

Я за свободные джунгли!..

19

Re: К вопросу о 17-м годе

dima1 пишет:

Сорокин А С пишет:

    Честь, достоинство, сострадание, милосердие...Их отринули не в 17-м, нет! Тогда всё удалось сохранить.


«Партийное бюро, – докладывал посланный на Дон московский коммунист М.Нестеров, – возглавлял человек... который действовал по какой-то инструкции из центра и понимал ее как полное уничтожение казачества... Расстреливались безграмотные старики и старухи, которые едва волочили ноги, урядники, не говоря уже об офицерах. В день расстреливали по 60-80 человек... Во главе продотдела стоял некто Голдин, его взгляд на казаков был такой: надо всех казаков вырезать! И заселить Донскую область пришлым элементом...» ( Член РКП Замоскворецкого района М.В.Нестеров ЦА ФСБ РФ. С/д Н-217. Т.4. С.149-153. Заверенная в Казачьем отделе копия).

Другой московский коммунист К. Краснушкин докладывал в ЦК большевистской партии: «Комиссары станиц и хуторов грабили население, пьянствовали... Люди расстреливались совершенно невиновные – старики, старухи, дети... расстреливали на глазах у всей станицы сразу по 30-40 человек, с издевательствами, раздевали донага. Над женщинами, прикрывавшими руками свою наготу, издевались и запрещали это делать...» (Сокольнического района) Константин Константинович Краснушкин ГАРФ. Ф.1235. Оп.83. Д.8. Л.43-52. Заверенная копия. ЦА ФСБ РФ. С/д Н-217. Т.4. С.138-145, 145 об. Машинописная копия).
...."жиды-комиссары"  поголовно истребляют все казачье население,
дома сжигают, женщин, детей и стариков вырезывают, предварительно измучив  и
отрубив им руки и ноги.
.... Трупы женщин  и детей, обгорелые, с отрубленными руками, оставались
на улице и пожирались свиньями.
... красноармейцы  забирают добро  из  сундуков,  хлеб, скот,  лошадей. Насилуют десятилетних  девочек.
....В  Вешенской   станице  красные
обесчестили одну женщину,  затем  заперли  ее в хате  вместе с  пятью малыми
детьми, обложили соломой и зажгли.
... В одной из  станиц  с целью  изничтожить  казачество вырезали  животы у
беременных женщин, хватали детей  за  ноги и  разбивали им головы  о столбы,
руководствуясь, очевидно, декретом Ленина о том,  что  все казаки от 9 до 80
лет  должны  быть  сметены с  лица  земли. 
http://lib.ru/HISTORY/FELSHTINSKY/krasnyjterror1.txt


Сорокин А   вам врать не надоело?

Re: К вопросу о 17-м годе

Мальчиш пишет:

Сорокин А   вам врать не надоело?

Чай не я сказал:

Сорокин А С пишет:

  Олег Табаков,  (не коммунист, возможно, тоже верующий)), АиФ, №13, 27 марта 2013 г.

Блевать не надоело?  Из какого унитаза черпаешь, мальчик?

21

Re: К вопросу о 17-м годе

Сорокин А С пишет:

Блевать не надоело?  Из какого унитаза черпаешь, мальчик?

Сорокин А С пишет:

Блевать не надоело?  Из какого унитаза черпаешь, мальчик?

Из советского...
....докладывал посланный на Дон московский коммунист
...московский коммунист К. Краснушкин докладывал в ЦК большевистской партии:

Re: К вопросу о 17-м годе

Мальчиш пишет:

Сорокин А С пишет:

    Блевать не надоело?  Из какого унитаза черпаешь, мальчик?

Из советского...
....докладывал посланный на Дон московский коммунист
...московский коммунист К. Краснушкин докладывал в ЦК большевистской партии:


Ты с упоением цитируешь тексты, которым я не очень доверяю. Больно уж безудержные. Не очень доверяю и Солженицину, и Радзинсчкому. Кто их окоротит? Да и про Берию, хоть в плюсе, хоть в минусе - где правда? Нынче - всё до кучи. Дураков много, сочтут за факт. Ты отсеешь ложь? Но, как писал некто в форуме: "Все источники информации, которые могут лгать, надо полностью игнорировать." Как не согласиться? Или уж не увлекаться.
Я хоть пишу о том, что видел.

23

Re: К вопросу о 17-м годе

Из доклада К.К. Краснушкина
"О положении Хоперского района до эвакуации"
не позднее 26 июня 1919 г.

1. Партийная работа.

...Среди членов партии можно было слышать довольно часто неприличную ругань, сплетни, кумовство и др. провинциальные пороки, много из партийных товарищей и сочувствующих, назначенных в хутора и станицы, вели себя неподобающе: резко, вызывающе, эксплуатировали страх местного населения в свою пользу и, полагаю, активной агитационной работы вести не могли и не умели.

...Вместе с тем не мешает указать, что из центра стали присылать в июне месяце настоящую зеленую молодежь, от 16 лет, из Союза молодежи, и эти юнцы требовали себе ответственных должностей, с неохотой ехали в станицы на простую работу в комиссариатах, и были случаи отказа от работы и просьбы о возврате обратно. Конечно, пользы от этой молодежи можно было ожидать очень мало...

2. Советская работа.

...Кроме того, был целый ряд случаев, когда назначенные на ответственные посты комиссары станиц и хуторов грабили население, пьянствовали, злоупотребляли своею властью, чинили всякие насилия над населением, отбирая скот, молоко, хлеб, яйца и др. продукты и вещи в

свою пользу; когда они из личных счетов доносили в ревтрибунал на граждан, и те из-за этого страдали. На место смещенных и преданных суду попадали другие, которые чинили тоже самое. Эта вакханалия вызвала в июне месяце воззвание ревкома под заглавием: "Комиссары, подтянись!" Отдел розысков и обысков при ревтрибунале, а также те же комиссары при производстве обысков отбирали вещи и продукты совершенно беззаконно, на основании лишь личных соображений и произвола, причем, как видно было из переписок по дознаниям, отобранные предметы исчезали неизвестно куда. Эти отобрания и реквизиции производились сплошь и рядом, как можно было судить по жалобам письменным и устным, с совершением физических насилий. Эти действия, в особенности отдел розысков и обысков, настолько возбуждали население района, что было признано необходимым возможно скорейший разгон этого отдела, что, однако, не было приведено в исполнение, потому что наступил момент общего восстания в Хоперском районе и необходимости срочной эвакуации ввиду наступления деникинских банд. Деятельность ревтрибунала, основанного, вопреки декретам, по принципу смешанному: ревтрибунал плюс ЧК, с безапелляционными [приговорами], без участия защиты, при закрытых дверях, - была настолько резко вызывающа и настолько не соответствовала духу партии и Советской власти, что это бросается в глаза при поверхностном ознакомлении с его делами. Как будет видно дальше, одной из серьезных и главных причин всеобщего восстания в Хоперском районе была, несомненно, и террористическая по отношению к мирному населению политика ревтрибунала, руководимая неправильными указаниями из Граждупра и несознательному толкованию этих указаний руководителями трибунала, сначала председателя трибунала Германа, а затем Марчевского при непосредственном горячем участии сотрудников трибунала Цислинского и Демкина.

Дело в том, что трибунал разбирал в день по 50 дел, а поэтому можно судить, насколько внимательно разбирались дела. Смертные приговоры сыпались пачками, причем часто расстреливались люди совершенно неповинные: старики, старухи и дети. Известны случаи расстрела старухи 60 лет неизвестно по какой причине; девушки 17 лет по доносу из ревности одной из жен, причем определенно известно, что эта девушка не принимала никогда никакого участия в политике. Расстреливали по подозрению в спекуляции, шпионстве. Достаточно было ненормальному в психическом отношении Демкину во время заседания трибунала заявить, что ему подсудимый известен как контрреволюционер, чтобы трибунал, не имея никаких других данных, приговаривал человека к расстрелу. Ревтрибунал после приговора осужденных сажал в темный погреб и держал там до момента расстрела. Был случай, когда один осужденный, не имевший возможности двигаться, был пристрелен в этом самом погребе сотрудником Цислинским. Расстрелы производились часто днем на глазах у всей станицы по 30-40 человек сразу, причем осужденных с издевательствами, с гиканьем, криками вели к месту расстрела. На месте расстрела осужденных раздевали до гола и все это на глазах у жителей. Над женщинами, прикрывавшими руками свою наготу, издевались и запрещали это делать. Всех расстрелянных слегка закапывали близ мельницы, невдалеке от станицы. Результатом этого - около мельницы развелась стая собак, злобно кидавшихся на проходящих жителей и растаскивавших руки и ноги казненных по станице. Только в последнее время, уже в июне месяце, расстрелы как будто бы прекратились, в особенности после того, как, по моему убеждению, под давлением общественного мнения и нарастания озлобления среди населения райбюро потребовало от ревкома изменения политики ревтрибунала. Кстати, и из Граждупра последовало предложение умерить политику террора под благовидным предлогом того, что наступают мирные времена, а как мне кажется, под влиянием того, что Граждупр увидел результаты своих инструкций на деятельности зарвавшихся дельцов в ревтрибунале. С самого начала моего приезда я с помощью товарищей коммунистов из центра повел энергичную борьбу с райбюро и ревкомом, настойчиво требуя смещения состава ревтрибунала и предания его суду. Этого удалось почти добиться, однако наступил острый момент восстаний и, наконец, эвакуации, почему разрешение этого вопроса было отложено. Начало восстаний было положено одним из хуторов, в который ревтрибунал в составе Марчевского, пулемета и 25 вооруженных людей выехал для того, чтобы, по образному выражению Марчевского, "пройти Карфагеном по этому хутору". Вообще, чтобы выяснить всю неприглядную картину плохой советской работы в Хоперском районе, следовало бы произвести подробную ревизию всего делопроизводства всех советских учреждений в Хоперском районе, ныне эвакуированных], а также и в Граждупре, руководившем работой на местах. Характерно, что в то время, когда Хоперский ревком ввиду настоятельной нужды оказывать помощь сиротам, калекам, увечным и находящимся в Красной Армии, а также целого ряда других чисто местных причин образовал отдел социального обеспечения, Граждупр без объяснения причин приказал ликвидировать его. В то время, как Хоперский район был оторван от центра и был далек от какого-либо города, в котором мог бы получить быстро необходимые указания, образовал юридический отдел. Граждупр опять-таки приказал его ликвидировать, не дав возможности хотя бы временно юридическому отделу справиться с проведением в жизнь декрета о едином народном суде, декрета об отмене наследования, об актах гражданского состояния, об отделении церкви от государства, об опеке и попечительстве...

3. Военное положение.

-Трудно, однако, с уверенностью сказать, что казаки пошли на мобилизацию из симпатии к Советской власти, ибо эта последняя была достаточно дискредитирована в глазах населения всем тем, что мною описано раньше. Полагаю, что казаки скорее убоялись гражданской войны на своей земле и результатами ее. Нельзя закрывать глаза на то, что казаков приходилось уговаривать садиться в эшелоны и ехать: в ст. Филоновской мобилизованные были накануне ухода по станицам, если бы не энергичное устройство собеседования с ними не было проведено т. Мироновым, известным всем казакам.

4. ...От населения ст. Урюпинской и от должностных лиц мне стало известно, однако, сам я не имел возможности проверить это обстоятельство, что член Хоперского ревкома Рогачев судился за подлоги и растраты, а также был известен как взяточник при старом режиме.

Подтвердят изложенное и полнее дадут сведения следующие товарищи: 1. Москворецкого района - Нестеров. 2. Басманного района - Грибков. 3. Петергофского района - Гришанин и др., кого они укажут.

Член партии коммунистов (Сокольнического района) Константин Константинович Краснушкин

ГАРФ. Ф.1235. Оп.83. Д.8. Л.43-52. Заверенная копия.
ЦА ФСБ РФ. С/д Н-217. Т.4. С.138-145, 145 об. Машинописная копия.

24

Re: К вопросу о 17-м годе

Доклад М.В. Нестерова "О положении в Хоперском районе Донской области во время пребывания там Советской власти"

Не позднее 7 июля 1919 г.

        Будучи командирован ВСНХ в Донскую область в апреле месяце для организации совнархозов, я имел возможность ознакомиться почти за два месяца не только с экономической жизнью завоеванной местности, но и политической. Я находился в ст. Урюпинской, центре Хоперского района. Урюпинская от фронта в то время находилась приблизительно [в] 250-300 верст[ах], но в ней не было Совета, а был назначенный Гражданским управлением Донской области ревком; партийная организация также была не выборной, а назначенной сверху. Партийное бюро возглавлялось человеком, абсолютно не знающим быта казачества и неумеющим подойти узнать его, действующим, по его словам, по какой-то инструкции из центра, причем инструкция о терроре понималась, как полное изничтожение казачества. Партийное бюро почти ничего абсолютно не делало. За полтора месяца моего пребывания были один раз посланы в некоторые станицы агитаторы, и только. Среди рабочих агитации никакой не велось, их вообще держали в черном теле, собраний не устраивали, к творческой работе не допускали. Имелся совет профессиональных союзов, который не смел свое суждение иметь и который не привлекался ни к экономической работе, ни к политической, а в то же время на него можно было бы опираться, оттуда можно было бы черпать живую силу.
        Партийные собрания устраивались редко, и на них никаких отчетов о работе ревкома, военкома и других отделов не делалось. Членов партии при 300-тысячном населении округа насчитывалось около сотни с приезжими. Многие члены партии не имели представления о программе партии, некоторые - недавние правые соц[алисты]-рев[олюционеры], бундовцы и т.д. Партийное бюро, из слов председателя его, Выборнова, работало в полном согласии и контакте с ревкомом и вполне одобряло его политику. Но политика ревкома, на мой взгляд, очень и очень расходилась с общей линией центральных наших учреждений. Зная казаков раньше, еще при царском режиме, свободолюбивыми, имеющими еще в то время свою выборную гражданскую власть, привыкших к коллективизму в работе (там и сейчас можно встретить семьи человек по 25-30, работающих на коммунистических началах, без наемной рабочей силы, и обрабатывающих большие участки земли), теперь я встретил забитого казака, затерро-ризированного, боящегося незнакомому человеку сказать лишнее слово, враждебно относящегося к местным порядкам, к местной власти, сидящего по хуторам и боящегося показываться в окружной станице, а то чего доброго отберут лошадь, да и расстреляют. А расстрелы там были ужасные. Ревтрибунал расстреливал стариков казаков, иногда без суда, по донесению местного комиссара или по наговору соседки. Расстреливались безграмотные старухи и старики, которые еле волочили ноги, расстреливались казачьи урядники, не говоря уже, конечно, об офицерстве, все это, по словам местных властей, - по инструкции центра. Иногда в день расстреливали партиями по 50-60 человек. Руководящим принципом служило - "чем больше вырежем казачья, тем скорее утвердится Советская власть на Дону". Не было ни одной попытки подойти к казаку деловым образом, договориться мирным путем, а подход был один - винтовка, штык. Можно было почти каждый день наблюдать дикую картину, когда из тюрьмы вели партию на расстрел, здоровые несли больных, конвой с винтовками, револьверами разгонял с улиц по пути шествия прохожих. Все знали, что это обреченные на смерть. Часто мне приходилось видеть слезы у казаков, сочувствующих Советской власти при виде таких сцен. Они возмущались и спрашивали: "Неужели Советская власть несет такой ужас, мы не верим этому". Насколько бесцеремонно, не разбираясь, производились расстрелы, я характеризую одним примером: в ст. Тепикинской была казачка-старуха Е.Соина. Один сын ее мобилизован [был] Красновым, другой находился с ней. У нее на нежилом дворе соседка, ища курицу нашла в грядках винтовку и сообщила об этом ей. Она, еще не оправившаяся от сыпняка, встревожилась и пошла искать. Нашла сама еще четыре винтовки. В это время сын был в поле. Она пошла к дочери, где стоял продовольственный агент, рассказала этому агенту и спросила, что делать. Агент заявил, что здесь сейчас комиссар ревтрибунала Ларин, которому и сообщил об этом. Ларин был в плохом настроении, набросился на старуху Соину, говоря, что у нее сын у Краснова, что она скрывала винтовки и т.д., и составил протокол в том смысле, что у нее нашли винтовки, а не она сама пришла и сказала. Ее и сына арестовали и на другой день, без суда и следствия, расстреляли. Этот факт сообщаю со слов родственников расстрелянных. Таких фактов расстрела за подброшенные винтовки жители рассказывали довольно много. При обысках агенты ревтрибунала и власти отбирали последние стаканы, ложки, посуду, часто в свою пользу. Все это делалось на глазах казаков, которые возмущались, затаивали злобу против Советской власти, искренно страдали и ждали какого-нибудь спасения от местного произвола. Некоторые ждали какой-нибудь ревизии из Москвы, некоторые, конечно, ждали выступления казаков.
        Не лучше была политика продовольственная. Во главе продовольственного отдела стоял некто Гольдин. Его взгляд на казачество был таков: казаки - его враги, нагаечники, зажиточные, а посему до тех пор, пока всех не вырежем и не населим пришлым элементом Донскую область, до тех пор Советской власти там не бывать. Отсюда инструкции своим агентам, быть беспощадными с казаками. Агенты с винтовками, грубо врываясь в избы, не объясняя принципов монополии, не объясняя принципов Советской власти, требовали винтовкой хлеба, скота, масла, яиц и т.д. Вся эта реквизиция носила бессистемный характер, неорганизованный, часто зависела от произвола агента. Иногда отбирались дойные коровы на убой, чтобы потом распределить вместо убоя их между своими комиссарами. Был случай в ст. Безпле-мяновской, где реквизировали 30 голов на убой, из них 12 стельных коров. Казаки предупреждали, что это стельные коровы, но возражений не терпелось. Когда их стали резать, 12 коров повыкинули совсем взрослых телят. Этот факт рассказывал казак из Безплемяновской станицы.
        Такая неорганизованная, бессистемная, да притом же грубая реквизиция продовольствия без объяснения, куда идет продовольствие, почему отбирается, страшно раздражала население, а ужаснейший террор затыкал им рот, и они молчали, боясь пожаловаться на несправедливые действия агентов.
        Можно много было бы привести фактов несправедливого отношения к казакам местных властей, но все эти факты имели и имеют единственную основу - неверный подход к казачеству, непонимание их быта, игнорирование особых условий места. Местные власти, очевидно, думали, что раз в центре дают по 1/2 ф и 1/4 ф. хлеба на душу, значит, и здесь так надо. Так и было, хотя никто почти не брал этот паек, так как муки там было вдоволь и дешево, без карточек. Местный Совет народного хозяйства также был неправильно организован и работал очень плохо. Не было никакой связи с рабочими. Президиум был не избран, а назначен ревкомом. Связь с центром не поддерживалась, отчетность была никуда негодной.
        За неделю до эвакуацию Урюпинской была назначена мобилизация казаков. Агитации никакой перед этим не велось. Власть боялась мобилизации - и на всякий случай были мобилизованы коммунисты, которых вместо того, чтобы послать на агитацию для лучшего проведения мобилизации казаков, заперли в казарму.
        Накопившаяся злоба, недовольство казачества поведением местных властей вылились при мобилизации в некоторых станицах в восстания, которые при приближении Деникина разрастались. Было необходимо эвакуировать Урюпинскую, но и тут некоторые члены ревкома своих родственников отправили заблаговременно, вызвав возмущение рабочих и панику среди жителей.
        Эвакуацией руководил Выборнов, который не мог справиться со своей задачей, и все почти было оставлено неприятелю, как-то: часть хлеба, сельскохозяйственные] орудия, кожа, оборудование мастерских и др. Военный руководитель; трое членов ревкома уехали раньше, когда еще можно было оставаться на месте.
        В заключение я должен сказать, что весь этот печальный опыт с Донской областью должен в корне изменить политику по отношению к казачеству, иначе нам трудно будет завоевать обратно Донскую область. Необходимо не словами и не выправкой учить казаков коммунизму, а своим примером, делами, сделать их верными союзниками Советской власти. А это сделать можно.

        Член РКП Замоскворецкого района М.В.Нестеров
ЦА ФСБ РФ. С/д Н-217. Т.4. С.149-153. Заверенная в Казачьем отделе копия.

Re: К вопросу о 17-м годе

Если верить во всё изложенное, подтверждается именно факт, что проблемы, о которых говорится в начале темы, не родились в 17-м году. Они обострились.  И, что тоже факт, были с обеих сторон. И сегодняшнее проявление этих маразмов не новорождённые. Они в натуре человека, а события 17-го, 91-го, 13-го ли годов,способствуют их проявлению в той мере, насколько накален обстановка  в обществе.  Как и в том факт, что не обязательно быть атеистом, чтобы стать преступником.