Тема: Педагогическое регионоведение в Борисоглебске
ОСВОЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ БГО
Губанова Е.Н.
Анализируя опыт России в построении образовательных систем региона, представляется целесообразным выделить следующие направления включения регионального содержания в образовательный процесс.
I напраление – полипредметное базовое. Данное направление предполагает обязательное включение регионального содержания в базовое путем диффузного и равномерного распределения его по таким учебным предметам, как география, история, биология, литература, музыка и др. При таком построении программ региональный материал используется для расширения и углубления основных тем и разделов базового содержания. Обобщенные идеи, понятия, законы, закономерности обосновываются с помощью конкретных знаний. В процессе такого обучения реализуются установки, характерные для краеведческого принципа: следовать от частного к общему и от общего к частному; вести учащихся от доступных непосредственному наблюдению объектов к глубоким выводам и обобщениям, от эмпирической видимости к постигаемой теоретической сущности предметов и явлений конкретной системы региона.
Так, в Республике Саха из общего количества часов по литературе до 20% учебного времени выделяется на национально-региональный компонент. Тема "Фольклор" предполагает изучение фольклорных произведений разных жанров. Через якутские народные сказки, мифы учащиеся знакомятся с неповторимой природой Якутии, бытом, традициями народа. В программах X-XI классов предлагается отразить пребывание И.А. Гончарова в Якутии, период жизни Н.Г. Чернышевского, высказывания Л.Н. Толстого о якутском искусстве, описание жизни якутов в рассказах В.Г. Короленко и т.п. Местный материал программы не является самоцелью, а служит звеном, способствующим более глубокому усвоению и закреплению тех знаний, которые предусмотрены программой.
II направление – полипредметное повышенное. Реализация данного направления в базовых курсах повышенного уровня предполагает изучение регионального содержания за счет выделения дополнительных часов. Вопросы регионального компонента рассматриваются в русле общего научного содержания и поэтому рассредоточены по разным темам. В связи с этим возникает необходимость обобщить и систематизировать эти знания, представить их как целостность на обобщающих уроках.
Заслуживает внимания реализация этого направления в опыте педагогов Кургана, Новгорода. Там создана концепция регионального образовательного стандарта, в котором определена цель, задачи регионального компонента, охарактеризованы его основные содержательные блоки (человек и природа, человек и история, человек и культура). В числе задач преподавания регионального компонента названы следующие: формирование у учащихся целостной картины прошлого и настоящего края; приобщение молодого поколения к социокультурным и эстетическим ценностям населения края; развитие трудовых и предпрофессиональных навыков на основе краеведческой деятельности; воспитание чувства ответственности за будущее своего края и страны; выявление в произведениях народного декоративно-прикладного искусства связи конструктивных, декоративных, изобразительных элементов.
III направление – монопредметное углубленное. Данное направление представляет собой углубленное изучение регионального содержания, которое реализуется на специально отводимых уроках, факультативах: часы выделяются из вариативной части базисного плана. Система образования должна помочь каждому человеку адаптироваться к жизни в данном регионе ко всему спектру региональных особенностей, поэтому она берет на себя выполнение социального заказа государственных структур на подготовку вариативных программ новых учебных предметов, что позволяет познакомить школьников с многообразным миром истории, географии региона, соприкоснуться с богатым культурным наследием «малой Родины». Некоторые регионы России, работая по такой схеме, предполагают 2-3 учебных предмета (в основном это география, история, национальный язык). Другие регионы рекомендуют комплекты таких программ.
Реализация национально-регионального компонента в Красноярском крае предполагает следующее содержание регионального компонента на первой ступени обучения при шестидневной учебной неделе [258, с. 53]
Учебные предметы Классы Общее кол-во
II III IV
Литература Красноярского края 34 34 34 102
Художественная культура Красноярского края 34 17 17 68
Край, в котором мы живем 34 17 17 68
Физическая культура 34 34 34 102
Учитель свободен в выборе программ, которые он может использовать в своей педагогической деятельности.
IV направление – монопредметное интегративное. Оно ориентировано на подготовку комплексных курсов, в которых все аспекты регионального содержания находятся во взаимосвязи. Такое направление познания предусматривает соединение многочисленных разрозненных и неполных данных о своем крае из отдельных областей знания в единую комплексную дисциплину (Л.Ф. Греханкина).
Данные направления послужили диссертанту основой для разработки схемы национально-регионального компонента. Схема
Своеобразный опыт обучения школьников – представителей различных национальных общин – накоплен в Москве. Комитет по образованию г. Москвы разработал в 1994г. концепцию, подтверждающую целесообразность школ и классов с этнокультурным (национальным) компонентом. Предусмотрена государственная поддержка таких учебно-воспитательных учреждений. Во избежание этноцентрической ориентации, в этих учреждениях рекомендуется билингвизм и доступность для иных этнических групп. Основу межкультурного диалога составляет курс «Москвоведение». Образовательная практика, следовательно, отражает, с одной стороны, возрастающее самосознание народов России, с другой стороны, - направлена на формирование у подрастающего поколения осознания ценности каждого этноса, субэтноса, каждой культуры, субкультуры.
Уникальный опыт освоения регионального компонента осуществляется в школах №№ 209 и 141 города Москвы. Учредители этих учебных заведений озабочены возрождением русской культуры и видят свои задачи в том, чтобы воспитать у учащихся духовно-гражданское, национально-патриотическое сознание на основе гуманитарных принципов при углубленном изучении русской истории, литературы, фольклора и культуры.
В 8-х классах 209 московской школы была апробирована программа «Культура моего народа». Программа включает 4 подраздела: историческая география России (география и культура), народная и официальная культура России, национальные традиции в искусстве, прошлое и настоящее фольклора. Разделы предусматривают изучение нескольких тем: национальный характер, славянская мифология, церковь и становление русской государственности, традиционные праздники, былины и сказки, народные промыслы, русские народные игры и т.п. Деятельность этой школы – один из способов изучения и защиты русской культуры.
Вследствие иммиграции, во многих регионах произошли не только существенные демографические изменения, но и заметно трансформировалась этнокультурная ситуация. В России в будущем прогнозируется устойчивый рост иммиграции. Основной поток – переселенцы из ближнего зарубежья. В настоящее время в России от 10 до 15 млн. иммигрантов. Резко увеличились национальные диаспоры из Азербайджана, Армении, Таджикистана, Молдавии и других республик бывшего СССР. Интенсивная иммиграция приводит к резкому изменению населения отдельных регионов. Например, в Краснодарском крае в 1978-2001 гг. число турок-месхетинцев выросло с 2,2 тыс. до 15-16 тыс., курдов – с 2,3 тыс. до 10 тыс. В Воронежской области число украинцев выросло с 90 тыс. до 140 тыс.
Дети иммигрантов учатся во всех типах общеобразовательных школ: русскоязычных, национальных, с этнокультурным компонентом. В рамках целевой федеральной программы «Русский язык на 2002-2005 гг.» реализованы проекты преподавания русского языка как неродного для учащихся из семей иммигрантов и некоренного населения. Такого рода проекты осуществлялись в общеобразовательных заведениях Воронежской области, Красноярского края и Москвы. Программой предусмотрено ознакомить с русской культурой, привить уважение к нормам и правилам поведения в современном российском обществе.
Анализ сложившихся в педагогике взглядов на сущность национально-регионального компонента и его место в обучении учащихся образовательных школ дал возможность разработать подходы к изучению национально-регионального компонента образования.
1. Исторический подход дает возможность показать учащимся динамику развития условий жизнедеятельности населения своего края, его культуры и социально-экономической сферы.
2. Географический подход позволяет раскрыть особенности окружающей природной среды, территориальные различия природных комплексов, факторы их формирования и причины изменений их во времени, особенности территориальной организации производственных сил, позволяет показать результаты взаимодействия природных факторов.
3. Благодаря демографическому подходу школьниками осуществляется познание тех или иных особенностей, присущих населению региона: его национального, возрастного и социального состава, динамики воспроизводства, особенностей быта, региональных традиций, проблем межнациональных отношений.
4. Экономический подход дает возможность познать территориальные особенности становления и развития народного хозяйства области, проследить за динамикой и перспективой развития различных отраслей ее экономики, рассмотреть проблемы рационального природопользования, принципы районирования территории. Кроме того, он дает возможность всесторонне изучить современные проблемы экономики, возможности ее интеграции в народное хозяйство России, динамику развития ее внутренних и внешних экономических связей.
5. Социальный подход позволяет раскрыть сложившуюся в регионе ситуацию в сфере социального обслуживания населения, состояние общества, проблемы его благополучной и безопасной жизнедеятельности.
6. Культурологический подход дает возможность познакомить учащихся со сложившимися в крае обрядами, традициями, показать причинно-следственные связи и взаимозависимости между элементами Природа – Человек – Предметная среда.
Регионализацию образования следует рассматривать как процесс максимального приближения образовательной сферы к реальным потребностям школы с учетом специфики региона, его культурно-исторических особенностей. При исследовании освоения национально-регионального компонента в образовательном пространстве мы исходили из специфики региона. В этой связи регион представляет интерес как историческое, социальное, географическое, культурное пространство, в котором происходит формирование условий для жизни и развития человека, для реализации его творческого потенциала.
Как правило, национально-региональный компонент представляет не только область, город как таковой с его зданиями и сооружениями, административными и общественными институтами, но и всё многообразие возможных форм и способов взаимодействия человека с этнокультурной средой. При этом субъектами взаимодействия и диалога культур выступают, с одной стороны, личность, а с другой – краевая этнокультурная среда.
Национально-региональный компонент, на наш взгляд, – это определяемая этнокультурной средой единица изучения и воссоздания всей этнокультурной среды в целом, а также отдельных ее элементов. Как дидактическая единица, региональный компонент представляет собой часть содержания отдельных школьных и вузовских дисциплин, аспект содержания внеклассной работы и часть содержания различных занятий, практикуемых в центрах дополнительного образования. Это содержание касается освоения культуры и духовности родного народа, формирования ориентации человека на региональную культуру как ценность, сохранение, воспроизводство и приумножение культурного достижения региона. Самой крупной культурологической и одновременно дидактической единицей в национально-региональной системе образования и воспитания оказывается этнокультурная среда.
Разработанные нами теоретические положения легли в основу обучающего эксперимента, осуществленного в 1997-2009 годы в Воронежском регионе.
В экспериментальном исследовании диссертанта приняли участие средние общеобразовательные школы, прогимназии, гимназии, школы-интернаты, педагогические училища и колледжи Воронежской области. В эксперименте участвовали 457 учебных заведений. Реализация национально-регионального компонента в непрерывном образовании осуществляется путем создания учебно-методического комплекта, включающего разработанный исследователем экспериментальный стандарт для школы, авторские учебные программы и учебные пособия «Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе», «Народные промыслы Воронежского края (глиняная игрушка)», монографии «Художественно-эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства (на материале Центрального Черноземья)» и «Национально-региональный компонент в начальном образовании (на материале ДПИ Воронежского края)». Для повышения квалификации учителей создан фотоальбом «Мастера художественных ремесел Воронежского края». Управлением культуры и образования города Воронежа изданы такие книги, как «Воронежская историко-культурная энциклопедия», «Воронежская область: исторические города», «Славянский мир: историко-культурное издание», «Народный костюм Воронежской губернии конца XIX – начала ХХ века», «Человек. Творчество. Инициатива», способствующие освоению регионального компонента в образовании. Выпуск учебно-методических пособий, справочно-информационных изданий сделал возможным использование регионального содержания в педагогическом процессе Воронежского края.
В изучении регионального компонента было использовано три уровня подачи материала.
Первый уровень – пассивный — предполагает использование краеведческого подхода в процессе обучения. Краеведческий материал используется как основа изучения федерального содержания, для расширения и углубления основных базовых компонентов уже имеющегося содержания. Здесь рационально использовать учебные комплекты типа «Мой Воронежский край».
Второй уровень – эпизодический. Изучение в единстве общезначимых научных знаний (федеральный компонент) и регионального содержания эпизодически подкрепляется внеклассной деятельностью.
На втором уровне рационально использовать совокупность мероприятий, реализующих внеклассные возможности образовательного процесса. Примером может служить участие школьников в международных экологических проектах.
Третий уровень – моделирующий, он направлен на создание региональных школьных курсов различных предметных областей. Регионализация образования помогает каждому школьнику адаптироваться к жизни в данном регионе по всему спектру региональных особенностей.
Условием успешного процесса освоения национально-регионального компонента является разработка и реализация курсов подготовки и повышения квалификации всех работников образования региона. Способность педагога органически связать базовый (федеральный) компонент содержания образования с особенностями региона, его исторической, географической, экономической, экологическо-социальной, культурной спецификой, выраженной в региональном компоненте, становится одной из ценностей педагогического образования.
Педагоги должны систематически приобретать и обновлять специально структурированные знания теории и практики национально-регионального обучения и воспитания; расширять представления о многокультурном воспитании как социокультурном феномене; знакомиться с идеями, содержанием, моделями и методами обучения и воспитания. При повышении квалификации преподавателей надо учитывать особенности той или иной этнокультурной образовательной среды, в которой работают учителя. Это означает, что программы переподготовки учителей, наряду с раскрытием в культурах российских народов общих элементов и традиций, приобщением к мировой культуре, дальнейшим развитием толерантного отношения к другим культурам, одновременно должны принимать в расчет культурные особенности и запросы тех или иных регионов.
В связи с этим мы поддерживаем мнение А.П. Лиферова: «Региональная политика – это всегда социальная деятельность. Несомненно, что на пороге XXI века в проведении такой политики образование займёт ведущее место».
Можно утверждать, что возникло новое направление в образовательном пространстве, берущее начало в лучших традициях русской педагогической науки; в то же время оно представляет современные тенденции образования на новом уровне, в изменившихся условиях, национально-региональный компонент образования становится органическим связующим звеном в условиях осознания роли новых взаимоотношений между территориями нашей страны.
Таким образом, освоение национально-регионального компонента в системе непрерывного образования может решаться при признании того, что национальные системы обучения и воспитания должны стать органичным знаменателем этнического и культурного многообразия. Всем составным частям такого разнообразия следует адаптироваться друг к другу.
Ведущими положениями в освоении национально-регионального компонента, на наш взгляд, являются:
- освоение национально-региональной культуры, духовности родного народа, обогащение ее культурой народов совместного проживания, ориентация человека на региональную культуру как ценность, приобщение к ценностям мировой культуры;
- сохранение, воспроизводство и приумножение национально-культурного достояния региона;
- подготовка к жизни и профессиональной деятельности с учетом традиционного уклада, трудовых традиций народа и требований, возникающих при переходе к новым экономическим отношениям. Национально-региональная система образования предполагает адаптированность к культурному и природному наследию территорий и ее народа.
Освоение национально-регионального компонента в системе непрерывного образования, на наш взгляд, включает в себя:
- понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- организацию общения с людьми разных национальностей, религиозных верований и социальных групп;
- формирование собственных взглядов на историческое наследие народов края, на проблемы взаимоотношения общества и природы, социально-экономического развития региона;
- знание архитектурного стиля зданий своего города, села, деревни;
- понимание изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведениям регионального искусства;
- знание истории возникновения народных ремесел региона и основных этапов их развития;
- понимание особенностей развития современного народного декоративно-прикладного искусства того или иного региона. Всё это в целом определяется этнокультурной средой региона.