1 (2015-06-19 18:31:10 отредактировано Новости)

Тема: Неожиданный тупик сырьевой экономики РФ

http://resfed.com/wp-content/uploads/2014/11/logo1.png

Неожиданный тупик сырьевой экономики РФ

19.06.2015   

ГМК «Норильский никель» не смогла найти финансы у китайских «партнеров» и отказалась от освоения ряда медных и золотых месторождений в Забайкальском крае. С аналогичной проблемой столкнулись или сталкиваются практически все российские сырьевые компании: в стране почти невозможно вести рудную разработку.

Немного о случае с «Норникелем»:

ГМК «Норильский никель» решила не разрабатывать месторождения в Забайкальском крае с запасами 7,4 млн унций золота и 900 тыс. тонн меди. Компания была готова продать их китайским инвесторам или как минимум разрабатывать вместе, но привлечь партнеров не удалось.

Совет директоров «Норильского никеля» решил отказаться от разработки четырех месторождений меди и золота в Забайкальском крае, сообщила вчера компания. Это месторождения Култуминское (запасы меди — 624 тыс. тонн, золота — 4 млн унций, серебра — 31 млн унций, железа — 33 млн тонн), Зергунское (запасы — 283 тыс. унций золота и 136 тыс. унций серебра), Лугоканское (ресурсы — 302 тыс. тонн меди, 1,9 млн унций золота, 19,3 млн унций серебра) и Серебряное (запасы золота — 1,3 млн унций, серебра — 19,2 млн унций). «Норникель» вернет имеющиеся лицензии на разработку Зергунского и Лукоганского и отзовет заявки на добычные лицензии по двум другим месторождениям.

Примечательно, что одна из богатейших сырьевых горно-металлургических компаний РФ не рискнула взять на себя риски и начать осваивать эти месторождения в одиночку. А ведь только по итогам последних 3 лет основные владельцы ГМК «Норникель» — структуры олигархов Владимира Потанина и Олега Дерипаски — вывели в виде дивидендов из компании более 9 миллиардов долларов! Так что ссылаться на нехватку средств здесь неуместно.

http://resfed.com/wp-content/uploads/2015/06/821c5701369990e82022e04ab2142c95.jpg

Уже почти четверть века в РФ длится катавасия вокруг одного из крупнейших в мире Удоканского месторождения меди. В сентябре 2008 года наконец-то тендер на разработку этого месторождения с запасами в почти 20 миллионов тонн меди выиграла компания фестивального бухарского олигарха Алишера Усманова «Металлоинвест» (через входящий в нее Михайловский ГОК). К 2016 году «Металлоинвест» обещал тогда построить на месторождении полноценный горно-обогатительный комбинат мощностью в 480 тысяч тонн катодной меди. При этом первая очередь предприятия должна была заработать еще в 2014 году, а общие затраты должны были составить около 4-5 миллиардов долларов (в том числе, 1000 километров ЛЭП, около 35 километров путей железной дороги и так далее).

И каковы же успехи талантливых россиянских олигархов?

«Металлоинвест» не привлек инвесторов на Удокан

«Металлоинвест» пока не может привлечь партнеров для освоения Удоканского медного месторождения. Китайский фонд Hopu Investments не реализовал в 2014 года опцион на выкуп 10% в проекте.

Опять тоже самое. Никаких ГОКов, никакой добычи меди, ничего вообще на Удоканском месторождении не построено. Конечно, можно это списать на чудовищные климатические условия, полное отсутствие инфраструктуры и т.п. причины, но ведь не сделано вообще ничего! Поэтому сейчас освоение Удокана перенесено плавно на 2019 — 2021 годы.

Выясняется интересная закономерность: российские «олигархические» компании не в состоянии сами реализовать сколько-нибудь крупный рудный проект (если не считать отдельных историй с разработкой небольших медных, железорудных или золотых месторождений на Урале, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке). Компании либо пытаются безуспешно прибегнуть к помощи иностранных (теперь — китайских) «партнеров», либо уповают полностью на государство.

http://resfed.com/wp-content/uploads/2015/06/0_5f1e1_7b2eb1a0_XL.jpg
Окрестности Удокана

В связи с последним обстоятельствам возник даже небольшой скандал вокруг компании «Русская платина» солнечного чеченского бизнесмена Мусы Бажаева. Напомним, два года назад «Русская платина» сумела оттеснить «Норникель» и получить лицензии на разработку  месторождений платиноидов у Норильска (Черногорское и часть Норильска-1). При этом она якобы запросила у государства 220 миллиардов рублей поддержки. Сейчас «Русская платина» это опровергает, но вкупе с информацией о приобретении Бажаевым за более чем 200 миллионов евро курорта на Сардинии, выглядит это пикантно. В духе россиянского бизнеса: национализация убытков и приватизация прибылей, на которые и приобретается пафосная недвижимости на Западе.

Без государственной поддержки в виде выделения десятков миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния и потом уже кредитов от ВТБ, не может построить железную дорогу Элегест-Кызыл-Курагино для разработки Элегестского угольного месторождения Тувинская энергетическая промышленная корпорация (ТЭПК) бизнесмена Руслана Байсарова. Общая стоимость проекта в Туве составляет более 200 миллиардов рублей. Господин Байсаров совсем недавно удачно окэшился, продав акции «Стройгазконсалтинга» за примерно 5 миллиардов долларов. Но денег на собственный проект у бедного буратины, ах и увы, совсем нет, посему три четверти расходов должны, по его мысли, профинансировать российский бюджет и банк ВТБ.

В целом, за последние четверть века в РФ не было введено в эксплуатацию практически ни одного нового крупного рудного месторождения. А ведь черная и цветная металлургия является вторым по размеру источником валютных поступлений в РФ после компаний ТЭКа. Не будет преувеличением сказать, что все компании сидят на советской ресурсной базе, в лучшем случае инвестируя относительно скромные средства на локальную модернизацию уже имеющейся инфраструктуры. Безусловно, исключения есть, но их можно реально пересчитать по пальцам.

Например, это ввод в строй в 2013 году Русской медной компанией (РМК) Михеевского ГОКа мощностью в 70 тысяч тонн катодной меди в Челябинской области. И то это произошло благодаря кредитным линиям экспортных кредитных агентств Финляндии и Германии — Finnvera и Euler Hermes, на сумму в 250 миллионов долларов под поставку современного западного оборудования (в РФ собственное тяжелое машиностроение недееспособно). В связи с санкциями против РФ поставки оборудования для запланированного РМК следующего, Томилинского ГОКа, находятся под вопросом.

Нежелание сырьевых компаний инвестировать всерьез в рудные проекты в России обусловлено и поведением временщиков, стремящихся урвать самые легко добываемые ресурсы и быстро освоить бюджетное (банковское) финансирование. Так, ГМК «Норникель» в 2013 году сформулировала это следующим образом:

Компания фокусируется на «первоклассных активах»: это проекты, которые приносят не менее 1 млрд долларов выручки в год, свыше 40% рентабельности по EBITDA и насчитывают рентабельные запасы на срок более 20 лет.

В условиях РФ применительно к ГМК такими активами могут быть только шахты, ГОКи и месторождения, которые начали разрабатываться сталинскими рабами (или воспитанниками систем оздоровительных лагерей ГУЛАГа, кому как удобнее) еще в 30-40-х годах прошлого века. С построенной инфраструктурой, энергетикой и так далее. Никаких иных рудных активов такого рода в РФ более нет: везде надо строить с нуля новую инфраструктуру, везде чудовищные климатические условия, безлюдная пустыня и гигантское транспортное плечо. А там, где условия чуть получше приполярной тундрыкак на Еланском и Елкинском медно-никелевых месторождениях в Воронежской областиолигархи входят в клинч, в котором и стоят годами.

Дочерняя компания люксембургского металлургического гиганта Evraz (ранее — «ЕвразХолдинг», принадлежит Абрамовичу и Абрамову), «Евразруда» поступает с советскими месторождениями по такой же схеме: выкапывает все легкодоступные рудные пласты, а затем просто бросает шахты и карьеры. Например, в 2013 году компания продала республике Хакасия всего за 10 миллионов рублей «Абаканский рудник», «Абаза-Энерго», «Тейский рудник», «Тейские энергосети» и Мундыбашскую обогатительную фабрику в Кемеровской области. Причина проста: за 12 лет эксплуатации этих активов «Евразруда» выбрала все легкодоступное сырье, а затем предпочла избавиться от «балласта».

К середине второго десятилетия XXI века существующая в горно-рудной отрасли РФ практика разграбления советского наследия пришла к закономерному итогу. Денег, интеллекта и сил у компрадоров на новые проекты нет. Отсутствие национального капитала, грабительский характер бизнеса в колониальной экономике, неуклюжая и идиотская налоговая система даже при зачаточном экологическом законодательстве привели лишь к бесплодному хищничеству. А оно в свою очередь поставило естественный предел дальнейшему развитию пост-советской схемы «выкопали — вывезли». Теперь даже копать нечего и некому.

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_tgG9mS9d8a.jpeg

resfed.com