Тема: Археология в Борисоглебске

К  некоторым  вопросам  региональной  археологии.
                                   «Прошлое со своими   историческими эпохами   есть вечная действительность, в которой             каждый из нас, в глубине своего  духовного опыта,     преодолевает  болезненную   разорванность своего
       бытия».   Н.А.Бердяев.



          В последние десятилетия в российском обществе наблюдается положительная тенденция повышения интереса к историческому прошлому отдельных территорий страны, к их культурному и духовному наследию. По сути, с начала 80-х гг. прошлого века начинают активно развиваться глубокие и разносторонние региональные исследования. Региональные подходы представляют собой наиболее разумный ответ на вызовы российского, европейского и американского регионального разнообразия, ключи к его пониманию. Иными словами, если речь идет о попытке подлинного понимания истории страны, то учет регионального фактора  неизбежен. Регион – это уникальный субъект, который сам себя выстраивает в процессе исторического развития. Регионы объединяют людей и дополняют друг друга, их  корни лежат в глубокой истории и внутренней связи людей с определенными территориями.
     И чтобы попытаться восстановить страницы нашей древней  истории невозможно обойтись без помощи увлекательной, романтичной и фантастически интересной науки как археология.
     В западной массовой культуре будь то художественная литература, кинофильмы или компьютерные игры, археолог изображается суперменом, вовлечённым в поиски некого артефакта наделённого сверхъестественными силами. Но это фильмы, не имеющие ничего общего с реальной профессиональной деятельностью специалиста.
      История государств, народов, культур и религий, представленных сегодня на политической карте мира, всего лишь мгновение глобальной человеческой истории. Современная человеческая цивилизация, будь то европейская, азиатская или иная, не что иное, как продукт многотысячелетнего антропогенеза и культурогенеза  отдельных и разрозненных популяций архантропов, палеоантропов и неоантропов. Место и время появления, которых до сих пор является предметом научных споров.
       Вместе с тем история, предшествующая возникновению первых цивилизаций представлена скупыми материальными фрагментами прошлого: погребениями, посудой, орудиями труда и другими артефактами.
Археология призвана решать общеисторические задачи реконструкции прошлого человечества во всех его проявлениях путем обработки, систематизации и интерпретации  вещественных источников, созданных руками человека. И для решения постановленных задач, археология тесно сотрудничает с такими науками как антропология, этнография, палеоботаника, геология и многими другими.                     
          Исследование и изучение археологических источников в современных условиях требует привлечения междисциплинарных связей и методов естественных наук. Археология позволяет понять органичное единство прошлого и настоящего, показывает органическую связь истории человечества и природной среды обитания. 
Археология призвана решать общеисторические цели и задачи, но отличается характером основных источников. В силу разных причин археологическое источниковедение имеет свою специфику из-за особого характера источников и разделение процесса их научного исследования на несколько ступеней.
          Первая ступень – это выявление и накопление источников, вторая – изучение и обработка обнаруженных материалов, где подразумевается определение материала, технологии изготовления, назначения и конечный результат – классификация. Третья ступень является итоговой, здесь производится изучение и критика источников для исследования Древней истории человечества, что находит итоговое выражение в подготовке археологических отчетов, написании публикации, а также статей и монографий. Все эти ступени исследований и изучении неразрывно связаны между собой и обязаны присутствовать в работе любого археолога.








В системе гуманитарного, а особенно исторического знания место археологии постоянно возрастает. Нельзя обойтись без археологии и в общеобразовательном плане, особенно на уроках краеведения. Главную роль в этом играет постоянное ежесезонное накопление количества археологических открытий и ввод в научный оборот новых источников.
              Таким образом, нет особой необходимости доказывать особую роль археологии и археологических исследований в общеисторическом процессе накопления и осмысления полученных данных.
     За последнюю четверть конца XX начала  XXI веков произошло много событий повлиявших на все сферы нашей жизни. Коснулись эти перемены и практической научно изыскательской деятельности полевой археологии. Изучение археологического наследия всегда было невозможно без качественной профессиональной подготовки. Оно требует также достаточных финансовых средств и материального обеспечения необходимой техникой и оборудованием. И если в 70-80 г.г. XX века на территории Воронежской области в течение  одного полевого сезона работало несколько десятков археологических экспедиционных отрядов (экспедиций Института Археологии АН СССР, Воронежского университета, педагогического института, Тамбовского университета, инспекции по охране историко – культурного наследия и многих других), то в начале нового тысячелетия их число сократилось до считанных единиц. Практически всегда в экспедиционных археологических изысканиях принимали участие школьники, члены местных краеведческих и археологических кружков. Многие, из которых в последствии выбрали исторические факультеты наших ВУЗов став профессиональными археологами.               
        Разумеется, возможности сотрудничества археологии и  исторического краеведения в школе сопряжено с рядом определённых трудностей и не может быть сведено только к организации соответствующих музеев. Они могут быть гораздо многообразнее и шире, и это зависит от школьных учителей, учителей краеведов, энтузиастов своего дела. Людей, которые соединяют в себе педагогический талант, любовь к малой Родине и призвание археолога. Такие учителя в нашем регионе есть, они организовывают школьные кружки по историческому краеведению, ежегодно выезжают в полевые археологические экспедиции.
          И, тем не менее, приходится  признать, что историческое краеведение, к сожалению, пока не занимает в учебно-воспитательном процессе в школе достойного места.
Сами археологи стали заниматься связями с общественностью совсем недавно. Лишь с конца 90-х гг. прошлого века археологические организации существенно активизировали работу по разъяснению целей, задач и характера своей деятельности. Они стали активно пропагандировать общественную значимость изучения и сохранения археологического наследия. Не смотря на все усилия учёных, на карте Воронежской  области  открытых   (зафиксированных) археологических памятников в разы меньше чем не исследованных и не поставленных на учёт.
       «Среди лишённой истории домашней обстановки» (Бодийяр Ж.), археология даёт возможность обществу увидеть материальные воплощения чувства исторического времени в виде музейных экспозиций, популярных изданий, публичных выступлений учёных сообщениях средств массовой информации о деятельности научно-исследовательских учреждений. Очевидно, что охарактеризованная общественная функция  региональной археологии оказывается одним из важнейших факторов в формировании национального самосознания.





                                     


     






Авдусин Д. А. Археология СССР. М., 1967;  2-е изд. М., 1977.
Авдусин Д. А. Основы археологии. М., 1989.
Авдусин Д. А. Полевая археология СССР. 2-е изд. М., 1980.
Алексеев В. П. Историческая антропология. М., 1979.
Амальрик А. С., Монгайт А. Л. Что такое археология? 3-е изд. М., 1966.
Вагнер Г. А. Научные методы датирования в геологии, археологии и истории. М., 2006.
Гарден Жан Клод. Теоретическая археология. М., 1983.
Клейн Л. С. Археологическая типология. Л., 1993.
Клейн Л. С. Археологические источники. Л., 1978; 2-е изд., доп. СПб., 1999.
Мартынов А. И., Шер Я. А. Методы археологического исследования. М; 2002.
Монгайт А. Л.Археология СССР. М; 1995.
Москаленко А. Н. Памятники древнейшего прошлого Верхнего и Среднего Дона. Воронеж, 1955.
Петров Н. И. Археология: учеб. пособие. СПб., 2008.
Проблемы реставрации. М., 1981.
Пряхин А. Д. История советской археологии. Воронеж, 1986.
Пряхин А. Д. Теоретические основы советской археологии. Л; 1969.

2

Re: Археология в Борисоглебске

Да любой горожанин роя туалет или прокладывая водопровод у нас археолог...

Я за свободные джунгли!..

Re: Археология в Борисоглебске

Тема затронута интересная, но как-то так обще, неконкретно. У меня вот воспрос к специалистам. Что же на самом деле такое "лабиринт у Власовки"? Действительно ли это сложная система ходов под землёй, причём расчитанная (ограничение по росту) на пользование карликами или детьми? Или всего лишь досужие вымыслы тайнознатцев или уфологов? Или плод баек под чаёк самих археологов? smile

Кто жил в Борисоглебске, тот в цирке не смеётся

Re: Археология в Борисоглебске

Ушков М.А.
      Раскопки            поселений.

ТЕЗАУРУС:

хозяйственная яма - углубление в земле (прямоугольной, овальной формы), служащее для хранения продуктов или утилизации отходов

укреплённые поселения - поселения (городища), имеющие фортификационные сооружения (вал, ров)

консервация – сохранение (сбережение) объекта от воздействия окружающей среды

шанцевый инструмент - необходимое оборудование для проведения раскопок (лопаты, совки, кирка и т.п.)

бровки и профили – разделяющие квадраты раскопок границы

полевая документация - описательные документы по материалам раскопок


    Методические указания и рекомендации.                                     Одним из главных и основных видов археологических исследований являются раскопки поселенческих памятников.
Необходимо уяснить и помнить особенности поселений разновременных эпох, от первобытных открытых или пещерных стоянок до многофункциональных и сложных поселений эпохи средневековья. При подготовке данной темы эта специфика всегда касается разнообразных параметров: площадь, мощность и насыщенность культурного слоя, сохранность обнаруженных объектов и их элементов, включая жилища, постройки, хозяйственные ямы, укреплённые поселения  и т.п.

Ввиду того что исследование этих объектов отличаются своими особенностями, то это необходимо рассматривать специально. Весьма часто археологу приходится сталкиваться с неопределенностью четких границ поселения, для чего по специальным правилам разбиваются шурфы, или  разведочные раскопы и всевозможные, не противоречащие правилам траншеи. Эти правила необходимо знать и выполнять всем  участникам полевых экспедиционных работ.
Последующим пунктом логично рассматривать первичную полевую документацию: планы модулей и раскопов, дневниковые записи работ извлеченных из слоев раскопа материалов и артефактов с последующей (обязательной) фотофиксацией. Участники полевых экспедиционных работ должны уметь обрабатывать, а если необходимо, консервировать от воздействия природной среды и шифровать находки.
Особое внимание необходимо уделить на технику безопасности при проведении раскопок: пользование шанцевым инструментом, поведение в зоне раскопок и вне её.





Вопросы к теме
1.    Специфика поселений различных типов.
2.       Поиски границ поселения.

3.       Шурфы и виды траншей.
4.       Раскопки площадью.
5.  Стратиграфия, Бровки и профили.
6.      Зачистка.
7.      Фиксация находок.
8.      Полевая документация.
9.   Обработка и консервация находок.
10. Исследование различных объектов на поселениях.
11.     Техника безопасности.






Рекомендованная литература:
№№   5,29,33,44,46,96,104,105,108,111,112,136,138,144,145,167.


«Ночь прошла, а день приблизился; итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света»       
    Св. апостол Павел

Re: Археология в Борисоглебске

Учебник по археологии цитировать будете? А нет ли чего повеселее?

Кто жил в Борисоглебске, тот в цирке не смеётся

Re: Археология в Борисоглебске

У меня рыли погреб - понаходили всего валом. Корочки какого-то профсоюза, ордер на ткань, поминальная книжка, гильзы, тесак для колки дров, но самое интересное - штык от трехлинейки. Я им теперь спину чешу, очень удобно, он шершавый такой после проржавления

7

Re: Археология в Борисоглебске

Миронкин Петр Николаевич пишет:

теперь спину чешу, очень удобно, он шершавый такой после проржавления

Поосторожнее всё-таки,эдак и инфекцию занести ненароком можно...

Я за свободные джунгли!..

Re: Археология в Борисоглебске

Раскопки грунтовых могильников.
                                     
Методические рекомендации.


ТЕЗАУРУС:
грунтовый мо-гильник – могильная яма, вырытая в мате-рике, овальной, четы-рёхугольной или квад-ратной в плане формы

шурф – верти-кальное углубление, с целью выявления иско-мого материала

могильное пят-но – отличающееся по цвету на материковой поверхности, пятно, обозначающее древнюю могилу

Грунтовые могильники, по сравнению раскопками посе-лений имеют свои отличия, поэтому раскопки грунтовых могильников осуществляются «площадью». Во-первых, не-обходимо уяснить особенности грунтовых могильников различных эпох, вариации их стратиграфии, глубины погребений и другие возможные параметры. Если использование траншей и шурфов необходимо для поисков границ, то подробности нужно изучить по тому же плану, что исследования поселенческих памятников.
Главной обязанностью практикантов должно быть изучение горизонтальной стратиграфии при поисках «могильных пятен». Наиболее специфических операциями являются раскопки  запол-нений могилы и расчистки погребения. Исключительно важно де-тально и подробно ознакомиться с этими разделом, уяснить пра-вила, последовательность, а  также особенность применения спе-циальных инструментов. Кроме этого, необходимо рассмотреть возможные особенности фиксации погребальных комплексов (одиночных захоронений), включая фотосъемку, чертежи, нивелировку, в т.ч. ведение  полевой документации.
Вопросы к теме
1.    Специфика могильников различных эпох.
2.    Планировка  могильников.
3.    Шурфы и траншеи.
4.    Раскопки площадью.
5.    Стратиграфия.
6.    Бровки и профили.
7.    Зачистка. Поиски погре-бений. Зачистка погребений.
8.    Полевая документация. Фиксация погребений.

Рекомендуемая литература:

№№ 5,33,56,104,105, 108,111,112,136,138,167.


     

   
   



                                   

Методические  рекомендации.

Курганы в своем первоначальном значении синоним сло-ва «городище», и  в этом значении оно употреблялось в Новго-родской Летописи (1224 г.). Но уже в XV в.  (Переяславская  ле-топись) он (курган) понимается под термином «могильный холм».
Раскопки курганов серьезно отличаются от других раско-пок, т.к. курган имеет более сложную стратиграфию и планиров-ку. Курганами в археологий называют очень широкий круг погре-бальных памятников,  от «древнеямных курганов» до условно го-воря, «древнерусских» и «золотоордынских».
Поэтому, курганы имеют свои хронологические и состав-ные части или отдельные элементы. Именно они и составляют элементы, которые в своей совокупности воссоздают общий (еди-ный) поминально - погребальный объект со всеми особенностя-ми религиозных представлений исследуемой археологической культуры.
Такие элементы структуры кургана необходимо знать, что-бы быть готовым к их изучению. Приступая к раскопкам кургана, необходимо его подготовить: произвести обмер и разметку. До-пускается использование небольших траншей, обязанностью ко-торых подчинено строгим правилам.
Подробно и детально необходимо исследовать кольцевой способ раскопок курганов, а так же их разновидностей.
Важно помнить, что кольцевой способ раскопок курганов лежит в основе других способов раскопок курганов, которые в том числе нуждается в детальном рассмотрении.
В отдельных случаях при раскопках курганов применяется тракторно-экскаваторная техника, поэтому этот вопрос требует более серьезного внимания.

Вопросы к теме


1.    Варианты соору-жения курганов и погребения в них.
2.    Планировка курга-нов.
3.    Подготовка к рас-копкам.
4.    Траншеи. Разбивка раскопа.
5.    Различные способы раскопок кургана. Кольцевой способ.
6.    Механизация при раскопках курганов.






Рекомендуемая литература: №№ 3,5,33,55,70,80,87,93,104, 105,108,110-112,136,138,148,151,167,180.
«Любой наш недостаток более простителен, чем уловки, на которые мы идём, чтобы его скрыть»
Ф.Ларошфуко

Re: Археология в Борисоглебске

Про такую интересную тему - и так уныло sad

Кто жил в Борисоглебске, тот в цирке не смеётся

Re: Археология в Борисоглебске

dima1 пишет:
Миронкин Петр Николаевич пишет:

теперь спину чешу, очень удобно, он шершавый такой после проржавления

Поосторожнее всё-таки,эдак и инфекцию занести ненароком можно...

Я его вымочил в преобразователе ржавчины. Это ортофосфорная кислота. Т.е. из земли там ничего не осталось.

Re: Археология в Борисоглебске

Миронкин Петр Николаевич пишет:

Я его вымочил в преобразователе ржавчины. Это ортофосфорная кислота. Т.е. из земли там ничего не осталось.

Всё никак не выложу фотки - 9 сентября прошлого года во дворе родительского дома рыли под фундамент канавы и выкопали саблю в ножнах, завернутую то ли в тряпицу, только в бумагу... Сабля в плохомп состоянии.

Вот думаю, зачем её закапывать было моим дедам? Не карабин же, и не обрез.

LiveJournal Russian Om

Re: Археология в Борисоглебске

ВОПРОС ОБ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАЗВЕДКАХ В РЕГИОНЕ.
                                                                             Ушков М.А.
Исследование и изучение археологических источников в современных условиях требует привлечения междисциплинарных связей и методов естественных наук. Археология позволяет понять органичное единство прошлого и настоящего, показывает органическую связь истории человечества и природной среды обитания. В хронологическом плане археология предваряет и дополняет изучение общеисторических дисциплин: История Древнего Мира, История России, История Средних веков. Археология призвана решать общеисторические цели и задачи, но отличается характером основных источников. В силе разных причин археологическое источниковедение имеет свою специфику из-за особого характера источников и разделение процесса их научного исследования на несколько ступеней
          Первая ступень – это выявление и накопление источников, вторая – изучение и обработка обнаруженных материалов, где подразумевается определение материала, технологии изготовления, назначения и конечный результат – классификация. Третья ступень является итоговой, здесь производится изучение и критика источников для исследования Древней истории человечества, что находит итоговое выражение в подготовке археологических отчетов, написании публикации, а также статей и монографий. Все эти ступени исследований и изучении неразрывно связаны между собой и обязаны присутствовать в работе любого археолога.
Под первичными  археологическими исследованиями понимают археологические разведки. Следовательно, от изучения данной темы зависит настоящее понимание методики археологических исследований, анализа источников и, как итог, собственно исторических исследований.
Во-вторых, следует обратить внимание на определение терминов и понятий: « археологические источники, «археологические памятники», «археологические культуры» и на их совместимость как ступенчатую структуру археологических исследований.
Универсальное понятие «культурный слой» подходит для большего количества памятников и как может показаться на первый взгляд, не только для погребальных, но  и поселенческих. Важно уяснить различные варианты и особенности образования и структуры ее «культурного слоя» для отдельных категорий памятников.
Также важным является вопрос о закономерностях расположения отдельных памятников на местности, как на местном (региональном уровне), так и в более крупном масштабе. Это объясняется, прежде всего, необходимостью внимательного и тщательного выявления новых и неизвестных ранее памятников при составлении археологической карты местности (района) или на территории масштабных строительных работ.
       В системе гуманитарного, а особенно исторического знания место археологии постоянно возрастает. Нельзя обойтись без археологии и в общеобразовательном плане, особенно на уроках краеведения. Главную роль в этом играет постоянное ежегодное накопление количества археологических открытий и ввод в научный оборот новых источников.
                 ТЕЗАУРУС: этнография (греч. ethnos – племя, народ и grapho – пишу, буквально народоописание). За рубежом этнографию называют этнологией (греч. logos – слово, знание);
палеоботаника – наука, изучающая окаменевшие останки ископаемых растений; 
палеозоология -  наука, изучающая окаменевшие останки ископаемых животных; 

палеоклиматология – наука об истории изменения климата Земли;
антропология (термин впервые был применён в IV в.  до н. э. Аристотелем) – комплекс дисциплин, занимающихся изучением человека и человеческого общества;
артефакт – созданный человеком предмет, вещь;
антропогенез (происхождение и развитие человеческих рас); культурогенез  (зарождение и развитие культуры),
архантропы - древнейшие предки человека (древнейшие гоминиды – питекантропы, синантропы),
палеоантропы - обобщенное название ископаемых древних людей мустьерской эпохи.
неоантропы – люди современного морфологического строения,
геология - комплекс наук о составе, строении, истории развития земной коры и размещении в ней полезных ископаемых.
погребения – обряд захоронения умершего человека. Выделяют два способа захоронения: кремация (трупосожжение) и ингумация (трупоположение).
археологическая разведка  - является началом процедуры научного исследования в археологии, проводится с целью исследования территории для выявления памятников и составления археологических карт.
археологические источники - совокупность археологических объектов, несущих информацию о прошлом.
археологические памятники – в эту группу входят поселения, стоянки, селища, городища, погребальные сооружения, архитектурные и изобразительные памятники.
культурный слой – слой земли, образованный в результате жизнедеятельности человека. Содержит археологическую и хронологическую информацию.
открытый лист – выдаётся на проведение археологических работ специалисту (организации), имеющих профессиональную подготовку.
      Помнить, что археологические изыскания не проходят «спонтанно», они всегда являются итогом предшествующих исследований, материалами которых необходимо пользоваться при подготовке к разведкам.Важно и необходимо четко знать на какие археологические работы выдаются «Открытые  листы» четырех форм и в чем их различие и конкретные особенности, как и самих работ. Для проведения разведок необходимо как специальное оборудование, так и обыкновенное, начиная от кисточек и ножей, заканчивая лопатами. Студенты обязаны знать назначение и использование этих приборов и оборудования, т.к. они необходимы для выполнения изыскательных работ и точной фиксации памятников. В современных условиях организации и проведении разведок применяются различные способы фиксации обнаруженных памятников и артефактов способных дополнять, а иногда дублировать друг друга.     Исходя из выше сказанного, важнейшим моментом для обеих археологических разведок в т.ч. исследований, является правильная работа с полевой документацией.
Именно от этого зависит точность исследований памятников, их расположение, ориентировка, привязка и дальнейшее исследование.
Также важно учитывать, что способы поиска памятников и передвижение по местности зависит от ландшафта особенностей района и постановленных задач. Весьма схожим, но более эффективным в научном плане являются археологические разведки с кратковременными и ограниченными раскопочными работами. Это дает возможность более точно определить культурно-хронологические характеристики определенных объектов.
Следует помнить, что даже незначительные закладки шурфов должны быть изучены по всем правилам раскопок, несмотря на ограничение по площади, задачам и возможностям исследований.

Re: Археология в Борисоглебске

ВОПРОС ОБ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАЗВЕДКАХ В РЕГИОНЕ.
                                                                             Ушков М.А.
Исследование и изучение археологических источников в современных условиях требует привлечения междисциплинарных связей и методов естественных наук. Археология позволяет понять органичное единство прошлого и настоящего, показывает органическую связь истории человечества и природной среды обитания. В хронологическом плане археология предваряет и дополняет изучение общеисторических дисциплин: История Древнего Мира, История России, История Средних веков. Археология призвана решать общеисторические цели и задачи, но отличается характером основных источников. В силе разных причин археологическое источниковедение имеет свою специфику из-за особого характера источников и разделение процесса их научного исследования на несколько ступеней
          Первая ступень – это выявление и накопление источников, вторая – изучение и обработка обнаруженных материалов, где подразумевается определение материала, технологии изготовления, назначения и конечный результат – классификация. Третья ступень является итоговой, здесь производится изучение и критика источников для исследования Древней истории человечества, что находит итоговое выражение в подготовке археологических отчетов, написании публикации, а также статей и монографий. Все эти ступени исследований и изучении неразрывно связаны между собой и обязаны присутствовать в работе любого археолога.
Под первичными  археологическими исследованиями понимают археологические разведки. Следовательно, от изучения данной темы зависит настоящее понимание методики археологических исследований, анализа источников и, как итог, собственно исторических исследований.
Во-вторых, следует обратить внимание на определение терминов и понятий: « археологические источники, «археологические памятники», «археологические культуры» и на их совместимость как ступенчатую структуру археологических исследований.
Универсальное понятие «культурный слой» подходит для большего количества памятников и как может показаться на первый взгляд, не только для погребальных, но  и поселенческих. Важно уяснить различные варианты и особенности образования и структуры ее «культурного слоя» для отдельных категорий памятников.
Также важным является вопрос о закономерностях расположения отдельных памятников на местности, как на местном (региональном уровне), так и в более крупном масштабе. Это объясняется, прежде всего, необходимостью внимательного и тщательного выявления новых и неизвестных ранее памятников при составлении археологической карты местности (района) или на территории масштабных строительных работ.
       В системе гуманитарного, а особенно исторического знания место археологии постоянно возрастает. Нельзя обойтись без археологии и в общеобразовательном плане, особенно на уроках краеведения. Главную роль в этом играет постоянное ежегодное накопление количества археологических открытий и ввод в научный оборот новых источников.
                 ТЕЗАУРУС: этнография (греч. ethnos – племя, народ и grapho – пишу, буквально народоописание). За рубежом этнографию называют этнологией (греч. logos – слово, знание);
палеоботаника – наука, изучающая окаменевшие останки ископаемых растений; 
палеозоология -  наука, изучающая окаменевшие останки ископаемых животных; 

палеоклиматология – наука об истории изменения климата Земли;
антропология (термин впервые был применён в IV в.  до н. э. Аристотелем) – комплекс дисциплин, занимающихся изучением человека и человеческого общества;
артефакт – созданный человеком предмет, вещь;
антропогенез (происхождение и развитие человеческих рас); культурогенез  (зарождение и развитие культуры),
архантропы - древнейшие предки человека (древнейшие гоминиды – питекантропы, синантропы),
палеоантропы - обобщенное название ископаемых древних людей мустьерской эпохи.
неоантропы – люди современного морфологического строения,
геология - комплекс наук о составе, строении, истории развития земной коры и размещении в ней полезных ископаемых.
погребения – обряд захоронения умершего человека. Выделяют два способа захоронения: кремация (трупосожжение) и ингумация (трупоположение).
археологическая разведка  - является началом процедуры научного исследования в археологии, проводится с целью исследования территории для выявления памятников и составления археологических карт.
археологические источники - совокупность археологических объектов, несущих информацию о прошлом.
археологические памятники – в эту группу входят поселения, стоянки, селища, городища, погребальные сооружения, архитектурные и изобразительные памятники.
культурный слой – слой земли, образованный в результате жизнедеятельности человека. Содержит археологическую и хронологическую информацию.
открытый лист – выдаётся на проведение археологических работ специалисту (организации), имеющих профессиональную подготовку.
      Помнить, что археологические изыскания не проходят «спонтанно», они всегда являются итогом предшествующих исследований, материалами которых необходимо пользоваться при подготовке к разведкам.Важно и необходимо четко знать на какие археологические работы выдаются «Открытые  листы» четырех форм и в чем их различие и конкретные особенности, как и самих работ. Для проведения разведок необходимо как специальное оборудование, так и обыкновенное, начиная от кисточек и ножей, заканчивая лопатами. Студенты обязаны знать назначение и использование этих приборов и оборудования, т.к. они необходимы для выполнения изыскательных работ и точной фиксации памятников. В современных условиях организации и проведении разведок применяются различные способы фиксации обнаруженных памятников и артефактов способных дополнять, а иногда дублировать друг друга.     Исходя из выше сказанного, важнейшим моментом для обеих археологических разведок в т.ч. исследований, является правильная работа с полевой документацией.
Именно от этого зависит точность исследований памятников, их расположение, ориентировка, привязка и дальнейшее исследование.
Также важно учитывать, что способы поиска памятников и передвижение по местности зависит от ландшафта особенностей района и постановленных задач. Весьма схожим, но более эффективным в научном плане являются археологические разведки с кратковременными и ограниченными раскопочными работами. Это дает возможность более точно определить культурно-хронологические характеристики определенных объектов.
Следует помнить, что даже незначительные закладки шурфов должны быть изучены по всем правилам раскопок, несмотря на ограничение по площади, задачам и возможностям исследований.