Тема: Археология в Борисоглебске
К некоторым вопросам региональной археологии.
«Прошлое со своими историческими эпохами есть вечная действительность, в которой каждый из нас, в глубине своего духовного опыта, преодолевает болезненную разорванность своего
бытия». Н.А.Бердяев.
В последние десятилетия в российском обществе наблюдается положительная тенденция повышения интереса к историческому прошлому отдельных территорий страны, к их культурному и духовному наследию. По сути, с начала 80-х гг. прошлого века начинают активно развиваться глубокие и разносторонние региональные исследования. Региональные подходы представляют собой наиболее разумный ответ на вызовы российского, европейского и американского регионального разнообразия, ключи к его пониманию. Иными словами, если речь идет о попытке подлинного понимания истории страны, то учет регионального фактора неизбежен. Регион – это уникальный субъект, который сам себя выстраивает в процессе исторического развития. Регионы объединяют людей и дополняют друг друга, их корни лежат в глубокой истории и внутренней связи людей с определенными территориями.
И чтобы попытаться восстановить страницы нашей древней истории невозможно обойтись без помощи увлекательной, романтичной и фантастически интересной науки как археология.
В западной массовой культуре будь то художественная литература, кинофильмы или компьютерные игры, археолог изображается суперменом, вовлечённым в поиски некого артефакта наделённого сверхъестественными силами. Но это фильмы, не имеющие ничего общего с реальной профессиональной деятельностью специалиста.
История государств, народов, культур и религий, представленных сегодня на политической карте мира, всего лишь мгновение глобальной человеческой истории. Современная человеческая цивилизация, будь то европейская, азиатская или иная, не что иное, как продукт многотысячелетнего антропогенеза и культурогенеза отдельных и разрозненных популяций архантропов, палеоантропов и неоантропов. Место и время появления, которых до сих пор является предметом научных споров.
Вместе с тем история, предшествующая возникновению первых цивилизаций представлена скупыми материальными фрагментами прошлого: погребениями, посудой, орудиями труда и другими артефактами.
Археология призвана решать общеисторические задачи реконструкции прошлого человечества во всех его проявлениях путем обработки, систематизации и интерпретации вещественных источников, созданных руками человека. И для решения постановленных задач, археология тесно сотрудничает с такими науками как антропология, этнография, палеоботаника, геология и многими другими.
Исследование и изучение археологических источников в современных условиях требует привлечения междисциплинарных связей и методов естественных наук. Археология позволяет понять органичное единство прошлого и настоящего, показывает органическую связь истории человечества и природной среды обитания.
Археология призвана решать общеисторические цели и задачи, но отличается характером основных источников. В силу разных причин археологическое источниковедение имеет свою специфику из-за особого характера источников и разделение процесса их научного исследования на несколько ступеней.
Первая ступень – это выявление и накопление источников, вторая – изучение и обработка обнаруженных материалов, где подразумевается определение материала, технологии изготовления, назначения и конечный результат – классификация. Третья ступень является итоговой, здесь производится изучение и критика источников для исследования Древней истории человечества, что находит итоговое выражение в подготовке археологических отчетов, написании публикации, а также статей и монографий. Все эти ступени исследований и изучении неразрывно связаны между собой и обязаны присутствовать в работе любого археолога.
В системе гуманитарного, а особенно исторического знания место археологии постоянно возрастает. Нельзя обойтись без археологии и в общеобразовательном плане, особенно на уроках краеведения. Главную роль в этом играет постоянное ежесезонное накопление количества археологических открытий и ввод в научный оборот новых источников.
Таким образом, нет особой необходимости доказывать особую роль археологии и археологических исследований в общеисторическом процессе накопления и осмысления полученных данных.
За последнюю четверть конца XX начала XXI веков произошло много событий повлиявших на все сферы нашей жизни. Коснулись эти перемены и практической научно изыскательской деятельности полевой археологии. Изучение археологического наследия всегда было невозможно без качественной профессиональной подготовки. Оно требует также достаточных финансовых средств и материального обеспечения необходимой техникой и оборудованием. И если в 70-80 г.г. XX века на территории Воронежской области в течение одного полевого сезона работало несколько десятков археологических экспедиционных отрядов (экспедиций Института Археологии АН СССР, Воронежского университета, педагогического института, Тамбовского университета, инспекции по охране историко – культурного наследия и многих других), то в начале нового тысячелетия их число сократилось до считанных единиц. Практически всегда в экспедиционных археологических изысканиях принимали участие школьники, члены местных краеведческих и археологических кружков. Многие, из которых в последствии выбрали исторические факультеты наших ВУЗов став профессиональными археологами.
Разумеется, возможности сотрудничества археологии и исторического краеведения в школе сопряжено с рядом определённых трудностей и не может быть сведено только к организации соответствующих музеев. Они могут быть гораздо многообразнее и шире, и это зависит от школьных учителей, учителей краеведов, энтузиастов своего дела. Людей, которые соединяют в себе педагогический талант, любовь к малой Родине и призвание археолога. Такие учителя в нашем регионе есть, они организовывают школьные кружки по историческому краеведению, ежегодно выезжают в полевые археологические экспедиции.
И, тем не менее, приходится признать, что историческое краеведение, к сожалению, пока не занимает в учебно-воспитательном процессе в школе достойного места.
Сами археологи стали заниматься связями с общественностью совсем недавно. Лишь с конца 90-х гг. прошлого века археологические организации существенно активизировали работу по разъяснению целей, задач и характера своей деятельности. Они стали активно пропагандировать общественную значимость изучения и сохранения археологического наследия. Не смотря на все усилия учёных, на карте Воронежской области открытых (зафиксированных) археологических памятников в разы меньше чем не исследованных и не поставленных на учёт.
«Среди лишённой истории домашней обстановки» (Бодийяр Ж.), археология даёт возможность обществу увидеть материальные воплощения чувства исторического времени в виде музейных экспозиций, популярных изданий, публичных выступлений учёных сообщениях средств массовой информации о деятельности научно-исследовательских учреждений. Очевидно, что охарактеризованная общественная функция региональной археологии оказывается одним из важнейших факторов в формировании национального самосознания.
Авдусин Д. А. Археология СССР. М., 1967; 2-е изд. М., 1977.
Авдусин Д. А. Основы археологии. М., 1989.
Авдусин Д. А. Полевая археология СССР. 2-е изд. М., 1980.
Алексеев В. П. Историческая антропология. М., 1979.
Амальрик А. С., Монгайт А. Л. Что такое археология? 3-е изд. М., 1966.
Вагнер Г. А. Научные методы датирования в геологии, археологии и истории. М., 2006.
Гарден Жан Клод. Теоретическая археология. М., 1983.
Клейн Л. С. Археологическая типология. Л., 1993.
Клейн Л. С. Археологические источники. Л., 1978; 2-е изд., доп. СПб., 1999.
Мартынов А. И., Шер Я. А. Методы археологического исследования. М; 2002.
Монгайт А. Л.Археология СССР. М; 1995.
Москаленко А. Н. Памятники древнейшего прошлого Верхнего и Среднего Дона. Воронеж, 1955.
Петров Н. И. Археология: учеб. пособие. СПб., 2008.
Проблемы реставрации. М., 1981.
Пряхин А. Д. История советской археологии. Воронеж, 1986.
Пряхин А. Д. Теоретические основы советской археологии. Л; 1969.