Тема: Учитель-краевед
В раздел журнала: Наследие края.
Учитель – краевед И.П.Мерзликин
История нашего края знает немало имён, с которыми связаны исследования в области естественных и общественных наук, открывшие для нас уникальность природы и культуры региона.
Это и ученый-лесовод Г.А.Корнаковский, прославивший наш край не только изучением жизни Теллермановского леса, создавший универсальный, до сих пор инновационный, способ чересполосной рубки леса для воспроизводства дуба, но и являющий для нас примером мужества и самопожертвования ради народа, когда он погибает ( в 1907 году) за народное добро от рук грабителей и хулиганов. Это и И.С.Закусин, который разработал оригинальную концепцию озеленения малых городов и реально воплотивший её идеи при создании городского парка и сквера в городе Борисоглебске (в 1905 г.). Это ученый-энтомолог Е.Н.Павловский, исследовавший жизнь энцефалитного клеща и открывший причину опасной болезни, это и профессор медицины Н.Н.Еланский, и многие другие.
Особую, ёмкую, оригинальную, жизнью оправданную модель формирования экологического сознания и экологической культуры учеников разработал и воплотил в жизнь учитель биологии Третьяковской средней школы Иван Павлович Мерзликин. Инновация его в том, что он при школе создал музей природы. На это ушли годы, вся жизнь. В музее собраны экспонаты, отражающие уникальность и многообразие нашей природы. Здесь спилы деревьев-гигантов, плодовые тела грибов-трутовиков, образцы горных пород, минералов и чернозёма, чучела птиц, скелеты рыб, коллекции насекомых, плоды и семена культурных растений и плодовых деревьев, куст мха-ягеля (свидетель ледникового периода, имевшего место в нашем крае) и ещё много, много других объектов. Кроме объектов природы, экспонатами музея стали артефакты, найденные археологами при раскопках вблизи села. Это кремневый нож, базальтовое тесло, зернотерка, чаши, вазы и другая домашняя утварь, использованная нашими предками, жившими на территории несколько веков назад. Почти во всю стену здесь размещена шкура волка, некогда обитающего вблизи села и убитого из-за опасности для людей. Среди горных пород можно встретить обломки пород с Уральских гор. Да, эти объекты не из наших мест, но имеют тоже ценность. Среди тем, которые исследовали ученики и сам Иван Павлович: выявить маршрут движения горных пород, по которому к нам прибыли отложения в холмах. Вроде бы наш край не гористая местность, но часто образцы горных пород выходят на поверхность. Остаётся загадкой: откуда они прибыли сюда.
Разная принадлежность экспонатов музея потребовало их объединить по разделам. Раздел природы называется «Полна чудес могучая природа». И уже в названии выражена позиция автора: природа хранит тайны, которые человек может только исследовать и разгадывать, но не переделывать. Как отдельное направление исследовательской деятельности выполнялось научное фотографирование. В результате была подготовлена коллекция фотографий, запечатлевшие явления в природе, экологические ситуации, природные объекты и сообщества. Отсюда в разделе природы появились фотостенды «Прихопёрье мое», «Мир в объективе», «Я люблю эту землю». Отдельный модуль раздела включает детские поделки из природного материала.
Раздел истории и археологии – «История земли Третьяковской». В материалах раздела фотостенды: «Древнейшее Прихопёрья», «Рождение Третьяков», «В борьбе и тревоге». В выставочных материалах научные труды ученых-земляков, археологические находки из местных курганов, предметы домашнего обихода древнего поселения и др.
Раздел этнографии – «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». В этом разделе представлены экспонаты, отражающие генезис культуры края: утварь, посуда, предметы быта, орудия земледелия и животноводства, музыкальные инструменты, образцы прикладного искусства ( вышивка, кружева и пуховые изделия), народные костюмы, картины местных художников и др.
Экспонаты музея – это не только результат собирательства. В первую очередь они являются объектом и предметом исследовательской деятельности учеников. Исследования выполняются через школьное научное общество «Краевед». Это второе детище И. П.Мерзликина. Темы, которые ведут ученики исходя из их возраста, уровня подготовленности и, главное, их желания, следующие: «Черноземы Прихоперья», «Энтомофауна Прихоперья», «Древнейшие насекомые Прихоперья», «Охраняемые насекомые нашего края, причины сокращения видов», «Виды рыб бассейна реки Хопёр», «Птицы нашего края», «Охраняемые растения в окрестностях села», «Первоцветы нашего края» и другие. Обществоведческий цикл исследований включает такие темы: «Третьякам – 300 лет», «Творчество художников и поэтов – земляков», «Природа и искусство», « Народные промыслы в культуре и быту односельчан» и др.
Иван Павлович всю жизнь осуществлял поиск эффективных методов и технологий исследования своего края. Им обоснованы и предложены такие методы исследовательской деятельности обучающихся:
1. Работа с научной литературой по теме исследования;
2. Лабораторный анализ (изучение свойств минералов, горных пород, почв с помощью химических реактивов, микроскопа и др.);
3. Наблюдения в природе и полевые исследования;
4. Определение видов растений и животных;
5. Коллекционирование;
6. Изготовление чучел, коллекций, гербариев;
7. Экскурсии, путешествия, экспедиции, походы;
8. Научное фотографирование;
9. Изучение и анализ опыта работы других краеведческих музеев, посещение их;
10. Защита авторской гипотезы ( концепции); защита выполненной работы;
11. Внедрение результатов исследования: опубликование научных статей; оформление стендов, тематических видеофильмов и газет; издание очерков в СМИ; обращение к руководству; выпуск альбомов и атласов и др.
Сейчас школьный краеведческий музей - это эколого-этнокультурный центр патриотического воспитания учащихся. Его база является адекватным средством развития экологической культуры. Здесь проходят занятия научного общества учеников, аттестация учителей по профилю, тематические семинары работников сферы образования, предметные уроки, творческие отчеты детской студии «Песни родного края».
Новую роль видел И.П.Мерзликин в печатном слове. Для пропаганды детских исследований и как форма внедрения их результатов была создана газетная рубрика «Окно в природу». В окружной газете «Борисоглебский вестник», в областной газете «Коммуна» периодически публикуются материалы наблюдений и открытий. Например «Хопёрское чудовище» ( о бобрах), «Исполины степей» ( о дрофе), «Встреча с волком», « Драма в Захоперье». Печатные материалы выступают краеведческим содержанием для проведения тематических уроков, экскурсий. Вышедшая в печати экологическая сказка (написанная И.П.Мерзликиным) «Мудрая черепашка» стала сюжетной основой для постановки спектакля и вошла в репертуар Воронежской филармонии. В музее хранится рукописный сборник стихов, которому Иван Павлович дал название «Светлые искры души». Поэтическим слогом автор выразил не только красоту природы родного края и её неповторимость, но и любовь к ней, боль за её состояние. В лирической песне « Третьяки», ставшей гимном родному краю Иван Павлович выразил своё понимание Родины:
Поля просторные, Там, в дымке прячется
Село старинное Судьба и жизнь моя,
По праву бережку Ведь мне всего ещё
Моей реки Пятнадцать лет,
Стоит уж триста лет, Спрошу у речки я,
Живет - не старится Как быть счастливою -
И величается И долго буду ждать
Как Третьяки. Её ответ.
В лесах, как в кружевах, Плеснёт мне реченька
Течет Хопёр-река Волною синею,
Река глубокая, Кувшинка белая
Не видно дна. Шепнёт привет:
Туманы белые Люби Россию ты,
Плывут над речкою, Трудись красиво ты,-
Я под берёзкою И счастья лучшего
Стою одна. На свете нет …
Эти и другие стихи включают ученики школы в свои литературные вечера и концерты, с них начинают писать сочинение на свободную тему.
Иван Павлович очень дорожил и стремился к сотрудничеству с учеными и специалистами-краеведами. На заседаниях его научного общества «Краевед» трижды побывал известный в нашем крае ученый-эколог, автор натуралистических рассказов о природе Л.Л.Семаго. Он подарил свои книги из рубрики «Сто свиданий с природой». Это стало основой для целого направления в исследовательской деятельности учащихся. Осуществлялись консультации с директором Борисоглебского историко-художественного музея Ю.А.Апальковым. Научное консультирование усилило исследовательский компонент материалов музея по истории и археологии края. Обмен экспонатами также вошло в практику работы музея. Ценными приобретениями для музея представляются экспонаты из курганных захоронений Захоперья, переданные историком-археологом Воронежского государственного педагогического университета Березуцким В.Д. Подаренная им книга «Край Грибановский» ( очерки по археологии и древней истории Подонья) выступает научным содержанием исследовательских работ краеведов.
На материалах музея студенты Борисоглебского пединститута выполняют свои дипломные работы, аспиранты пишут диссертации. Вместе с учёными института ( Н.А.Кучменко, А.А.Покивайловым, Е.И.Полянской) были разработаны и описаны маршруты тематических экологических экскурсий. В настоящее время обобщаются материалы исследований и готовятся к изданию школьные атласы-определители.
Задав себе вопрос: Как удалось одному человеку, сельскому учителю, создать целое направление содержательной и разнообразной исследовательской деятельности учеников, то ответ найти только и можно в исключительной незаурядности личности этого Человека. Он знал всю живность как дважды два. И не только ту, что ходит по двору сельчан, но и каждого дикого зверька, букашку и травинку у дороги. Он не просто знал, как они устроены, он имел способность видеть их жизнь, их красоту, их уникальность. Способность видеть красоту пробудило желание запечатлеть её. Так родился новаторский метод исследования природы - научное фотографирование. Эту работу можно считать инновационным направлением в исследовательской деятельности. Фотографии отражали формы жизни растений (деревья, кустарники, лианы, травы), размер и особенности внешнего вида животных, видовое многообразие и разнообразие красок, состояние погоды и природные явления, даль родных лугов и богатство полей, ширину реки и глубину разлома.
В результате была собрана огромная коллекция фотографий. Эту красоту надо было показать людям. Отсюда появилась инновационная форма работы – передвижная фотовыставка «ПРИХОПЕРЬЕ – ЛЮБОВЬ МОЯ». Путешествовала выставка из школы в школу, из института в лицей. Она сопровождалась рассказами о природе, исполнением целого цикла авторских песен и стихов. Смотрят ученики на природу, восхищаются, любуются, гордятся, что в красоте такой живут. И уж точно, рука разрушить эту красоту не потянется. В том и миссия этой фотовыставки, как и всего труда учителя. В настоящее время создана Интернет-версия выставки. Материалы размещаются на тематическом сайте школы.
Посещают школьный музей не только студенты, учёные, учителя, работники учреждений культуры и образования. Сюда приходят односельчане и оставляют отзывы. В одном из них написано « увиденное в музее заставляет переосмыслить ключевые позиции жизни, её ценности, приходит осознание, что лучше края, в котором я живу, на земле просто нет».
Изучение и анализ лишь малой части педагогического наследия И.П.Мерзликина убеждает, что и один компетентный, любящий свой край учитель способен создать эксклюзивную содержательную линию в краеведении, вписать свою страницу в летопись края, и оставить светлый след в душах своих учеников. В окружающей действительности И.П.Мерзликин увидел нечто большее, чем в книгах о ней. Оставаясь сыном природы, он любил её и изучал её всю жизнь. Это и обеспечило, что он смог предложить краеведению новые формы и методы экологического просвещения и формирования экологического сознания.
Н.А.Кучменко, доцент ФГБОУ ВПО «БГПИ»