Тема: Учитель-краевед

В раздел журнала: Наследие края.

                        Учитель – краевед  И.П.Мерзликин
                                                                       

История нашего края знает немало имён, с которыми связаны исследования в области естественных и общественных  наук, открывшие для нас уникальность природы и культуры региона.
   Это и ученый-лесовод Г.А.Корнаковский, прославивший наш край не только изучением жизни Теллермановского леса, создавший универсальный, до сих пор инновационный,  способ чересполосной рубки леса для воспроизводства дуба, но и являющий для нас примером мужества и самопожертвования ради народа, когда он погибает ( в 1907 году) за народное добро от рук грабителей и хулиганов. Это и И.С.Закусин, который разработал оригинальную концепцию озеленения малых городов и реально воплотивший её идеи при создании городского парка и сквера в городе Борисоглебске (в 1905 г.). Это ученый-энтомолог Е.Н.Павловский, исследовавший жизнь энцефалитного клеща и открывший причину  опасной болезни, это и профессор медицины Н.Н.Еланский, и многие другие.
Особую, ёмкую, оригинальную, жизнью оправданную модель формирования экологического сознания и экологической культуры учеников разработал и воплотил в жизнь  учитель биологии Третьяковской средней школы Иван Павлович Мерзликин. Инновация его в том, что он  при школе создал музей природы. На это ушли годы, вся жизнь. В музее собраны  экспонаты, отражающие уникальность и многообразие нашей природы. Здесь спилы деревьев-гигантов, плодовые тела грибов-трутовиков, образцы горных пород, минералов и чернозёма, чучела птиц, скелеты рыб, коллекции насекомых,   плоды и семена  культурных растений и плодовых деревьев, куст мха-ягеля (свидетель ледникового периода, имевшего место в нашем крае) и ещё много, много других объектов. Кроме объектов природы, экспонатами музея стали артефакты, найденные археологами при раскопках вблизи села. Это  кремневый нож, базальтовое тесло, зернотерка, чаши, вазы и другая домашняя утварь, использованная нашими предками, жившими на территории несколько веков назад. Почти во всю стену здесь размещена шкура волка, некогда обитающего вблизи села и убитого из-за опасности для людей. Среди горных пород можно встретить обломки пород с Уральских гор. Да, эти  объекты не из наших мест, но имеют тоже ценность. Среди тем, которые исследовали ученики и сам Иван Павлович: выявить  маршрут движения горных пород, по которому  к нам прибыли отложения в холмах. Вроде  бы наш край не гористая местность, но часто образцы горных пород выходят на поверхность. Остаётся загадкой: откуда они прибыли сюда.
Разная принадлежность экспонатов музея потребовало их объединить по разделам. Раздел природы называется «Полна чудес могучая природа». И уже в названии  выражена позиция автора: природа хранит тайны, которые человек может только исследовать и разгадывать, но не переделывать. Как отдельное направление исследовательской деятельности выполнялось научное фотографирование. В результате была подготовлена коллекция фотографий, запечатлевшие явления в природе, экологические ситуации, природные объекты и сообщества. Отсюда в разделе природы  появились фотостенды «Прихопёрье мое», «Мир в объективе», «Я люблю эту землю».  Отдельный модуль раздела включает детские поделки из природного материала.
        Раздел истории и археологии – «История земли Третьяковской». В материалах раздела фотостенды: «Древнейшее Прихопёрья», «Рождение Третьяков», «В борьбе и тревоге». В выставочных материалах научные  труды ученых-земляков, археологические находки из местных курганов, предметы домашнего обихода древнего поселения и др.
       Раздел этнографии – «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». В этом разделе представлены экспонаты, отражающие генезис культуры края:  утварь, посуда, предметы быта, орудия земледелия и животноводства, музыкальные инструменты, образцы прикладного искусства ( вышивка, кружева и пуховые изделия), народные костюмы, картины  местных художников и др.
       Экспонаты музея – это не только результат собирательства. В первую очередь они являются объектом и предметом исследовательской деятельности учеников. Исследования выполняются через школьное научное общество  «Краевед». Это второе детище И. П.Мерзликина. Темы, которые ведут ученики исходя из их возраста, уровня подготовленности и,  главное, их желания,  следующие: «Черноземы Прихоперья», «Энтомофауна Прихоперья», «Древнейшие насекомые Прихоперья», «Охраняемые насекомые нашего края, причины сокращения видов»,  «Виды рыб бассейна реки Хопёр», «Птицы нашего края», «Охраняемые растения в окрестностях села», «Первоцветы нашего края» и другие. Обществоведческий цикл исследований включает такие темы: «Третьякам – 300 лет», «Творчество художников и поэтов – земляков», «Природа и искусство», « Народные промыслы в культуре и быту односельчан» и др.
    Иван Павлович всю жизнь осуществлял поиск эффективных методов и технологий исследования своего края. Им обоснованы и предложены такие методы исследовательской деятельности обучающихся:
1.    Работа с научной литературой по теме исследования;
2.    Лабораторный анализ (изучение свойств минералов, горных пород,  почв с помощью химических реактивов, микроскопа и др.);
3.    Наблюдения в природе и полевые исследования;
4.    Определение видов растений и животных;
5.    Коллекционирование;
6.    Изготовление чучел, коллекций, гербариев;
7.    Экскурсии, путешествия, экспедиции, походы;
8.    Научное фотографирование;
9.    Изучение и анализ опыта работы других краеведческих музеев, посещение их;
10.    Защита авторской гипотезы ( концепции); защита выполненной работы;
11.    Внедрение результатов исследования: опубликование научных статей; оформление стендов, тематических видеофильмов и газет; издание очерков в СМИ; обращение к руководству; выпуск альбомов и атласов и др.
      Сейчас школьный краеведческий музей - это эколого-этнокультурный центр патриотического воспитания учащихся. Его база является адекватным средством развития экологической культуры. Здесь проходят занятия научного общества учеников,  аттестация учителей по профилю, тематические семинары работников сферы образования, предметные уроки, творческие отчеты  детской студии «Песни родного края».
      Новую роль видел И.П.Мерзликин в печатном слове. Для пропаганды детских   исследований и как форма внедрения их  результатов  была создана газетная рубрика «Окно в природу». В  окружной газете «Борисоглебский вестник», в областной газете «Коммуна» периодически  публикуются материалы наблюдений и открытий. Например «Хопёрское чудовище» ( о бобрах), «Исполины степей» ( о дрофе), «Встреча с волком», « Драма в Захоперье». Печатные материалы выступают краеведческим содержанием для проведения тематических уроков, экскурсий. Вышедшая в печати экологическая сказка (написанная И.П.Мерзликиным) «Мудрая черепашка» стала  сюжетной основой для   постановки  спектакля и вошла в репертуар  Воронежской филармонии. В музее хранится рукописный сборник стихов, которому Иван Павлович дал название «Светлые искры души». Поэтическим слогом автор выразил не только красоту природы родного края и её неповторимость, но и любовь к ней, боль за её состояние. В лирической песне « Третьяки», ставшей гимном родному краю Иван Павлович выразил своё понимание Родины:
      Поля просторные,                         Там, в дымке прячется                                 
      Село старинное                             Судьба и жизнь моя,                                   
      По праву бережку                         Ведь мне всего ещё
      Моей реки                                      Пятнадцать лет,
          Стоит уж триста лет,                         Спрошу у речки я,
          Живет - не старится                           Как быть счастливою -
          И величается                                       И долго буду ждать
          Как Третьяки.                                      Её ответ.                                   
      В лесах, как в кружевах,                Плеснёт мне реченька
     Течет Хопёр-река                            Волною синею,
      Река глубокая,                                 Кувшинка белая
      Не видно дна.                                  Шепнёт привет:
           Туманы белые                                     Люби Россию ты,
           Плывут над речкою,                           Трудись красиво ты,-
           Я под берёзкою                                    И счастья лучшего                             
           Стою одна.                                            На свете нет …
        Эти и другие стихи включают ученики школы в свои литературные вечера и концерты, с них начинают писать сочинение на свободную тему.
         Иван Павлович очень дорожил и стремился к сотрудничеству  с учеными и специалистами-краеведами.  На заседаниях его научного общества «Краевед» трижды побывал известный в нашем крае ученый-эколог, автор натуралистических рассказов о природе Л.Л.Семаго. Он подарил свои книги из рубрики «Сто свиданий с природой». Это  стало  основой для целого направления в исследовательской деятельности учащихся. Осуществлялись  консультации с директором Борисоглебского историко-художественного музея Ю.А.Апальковым.  Научное консультирование усилило исследовательский  компонент материалов музея по истории и археологии края. Обмен экспонатами также вошло в практику работы музея. Ценными приобретениями для музея представляются экспонаты из  курганных захоронений Захоперья, переданные историком-археологом Воронежского государственного педагогического университета Березуцким В.Д.  Подаренная им книга «Край Грибановский» ( очерки по археологии и древней истории Подонья) выступает научным содержанием исследовательских работ краеведов.
          На материалах музея студенты Борисоглебского пединститута выполняют свои дипломные работы, аспиранты пишут диссертации.  Вместе с учёными института ( Н.А.Кучменко, А.А.Покивайловым, Е.И.Полянской) были разработаны и описаны маршруты  тематических экологических экскурсий. В настоящее время обобщаются материалы исследований и готовятся к изданию школьные атласы-определители.
       Задав себе вопрос: Как удалось одному человеку, сельскому учителю, создать целое направление содержательной и разнообразной исследовательской деятельности учеников, то ответ найти только и можно в исключительной незаурядности личности этого Человека. Он знал всю живность как дважды два. И не только ту, что ходит по двору сельчан, но и каждого дикого зверька, букашку и травинку у дороги. Он не просто знал,  как они устроены, он имел способность видеть их жизнь, их красоту, их уникальность. Способность видеть красоту пробудило желание запечатлеть её. Так родился новаторский метод исследования природы -  научное фотографирование. Эту работу можно считать  инновационным  направлением в  исследовательской деятельности. Фотографии отражали формы жизни растений (деревья, кустарники, лианы, травы), размер и особенности внешнего вида животных, видовое многообразие и разнообразие красок, состояние погоды и природные явления, даль родных лугов и богатство полей, ширину реки и глубину разлома. 
                       
            В результате была собрана  огромная коллекция фотографий. Эту красоту надо было показать людям. Отсюда появилась инновационная форма работы – передвижная фотовыставка «ПРИХОПЕРЬЕ – ЛЮБОВЬ МОЯ». Путешествовала выставка из школы в школу, из института в лицей. Она сопровождалась рассказами о природе,  исполнением целого цикла авторских песен и стихов.  Смотрят ученики на природу, восхищаются, любуются, гордятся, что в красоте такой живут. И уж точно, рука разрушить эту красоту не  потянется. В том и  миссия этой фотовыставки,  как и всего труда учителя. В настоящее время создана Интернет-версия выставки. Материалы размещаются на тематическом  сайте школы.   
     Посещают школьный музей не только студенты, учёные, учителя, работники учреждений культуры и образования. Сюда приходят односельчане и оставляют отзывы. В одном из них написано « увиденное в музее заставляет переосмыслить ключевые позиции жизни,  её ценности, приходит осознание, что лучше края, в котором я живу,  на земле просто нет».
         Изучение и анализ лишь малой части педагогического наследия И.П.Мерзликина убеждает, что и один компетентный, любящий свой край учитель способен  создать эксклюзивную  содержательную линию в  краеведении, вписать свою страницу в летопись края, и оставить светлый след в душах своих учеников. В окружающей действительности И.П.Мерзликин увидел нечто  большее, чем в книгах о ней. Оставаясь сыном природы,  он любил её и изучал её всю жизнь. Это и обеспечило, что он смог предложить краеведению новые формы и методы экологического просвещения и формирования экологического сознания.

                                                     Н.А.Кучменко, доцент ФГБОУ ВПО «БГПИ»

Re: Учитель-краевед

Костенко А.Ф.
ГОБУ СПО ВО «БСХТ»,
Россия, г. Борисоглебск
Педагогическая роль музея истории техникума в структуре СПО Борисоглебского городского округа

Актуальность темы обусловлена тем, что ведущими инновационными направлениями развития профессионального образования в России в части содержательной стороны образования многие специалисты считают гуманитаризацию образования и удовлетворение образовательных потребностей личности, как главного действующего лица и действующей силы свободного движения общества, на протяжении всей жизни. Одной из приоритетных задач российской системы образования в целом является ориентация на общекультурное развитие обучающихся. Это утверждение подтверждено Законом РФ «Об образовании» (ред. 2012 г.), где записано: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями». Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования (ст.68 ФЗ «Об образовании»).
Из этих приоритетов складывается направленность социокультурной деятельности учреждений среднего профессионального образования и культуры, в том числе музеев, которая может быть сформулирована следующим образом: в результате специфического музейного педагогического воздействия должна быть сформирована личность, обладающая общекультурными, социальными и профессиональными качествами и компетенциями.
Исследования социокультурной деятельности российских и зарубежных музеев позволяют говорить о том, что ведущим направлением и целью работы современных музеев становится образовательная деятельность и музейная педагогика. Это утверждение в полной мере относится и к муниципальному учреждению культуры Борисоглебского городского округа Борисоглебскому историко-художественному музею, который недавно отметил свой вековой юбилей, к музею истории техникума.
Коллектив техникума – преподаватели, студенты всегда бережно и с трепетом относились к традициям своего учебного заведения. По крупицам собирали материал о своем учебном заведении, его преподавателях и студентах.
Главная цель, которую мы преследовали при создании музея – формирование мировоззрения, культуры и духовности личности студента, воспитания гордости за историю своего учебного заведения, своего края, своей малой Родины.
Основным признаком музея техникума, как и любого музея вообще, является собрание подлинных музейных предметов. Основными направлениями деятельности музея истории техникума является поисковая, фондовая, экскурсионная, лекторская деятельность, а также переписка, как с музеями учебных заведений, так и историко-краеведческими музеями, с Федеральным музеем профессионального образования (г. Подольск).
Музей техникума возник в результате поисковой работы, что позволило собрать достаточно материала музейного значения.
Необходимо помнить, что только сбор подлинных вещевых, письменных, изобразительных памятников эпохи дает основание для создания музея. Это требование обязательно и для музея истории техникума. Подтверждением сказанному является тот факт, что однажды студент первого курса принес в музей газету «Голос пахаря» 1929 года.
В ней мы обнаружили небольшое объявление, в котором говорилось о том, что в Борисоглебске открывается тракторный техникум. Радости не было предела. У нас появился исторический документ, подлинник. Это было для нас находкой.
В настоящее время этот документ хранится на самом почетном месте в экспозиции музея, рядом с первым приказом, в котором перьевой ручкой прописаны первые 40 человек, принятых на обучение в 1930 году в январе месяце.
Вся история Борисоглебского сельскохозяйственного техникума по-своему уникальна: это настоящая кузница кадров для села, для тех, кто решил связать свою судьбу с агропромышленным комплексом.
Менялись эпохи, менялись руководители, как государства, так и техникума, но своих традиций техникум не менял. Он готовил и готовит кадры для сельского хозяйства. В стенах техникума учились не только представители Воронежской, Тамбовской, Волгоградской областей, но и Саратовского края.
Музей истории техникума ведет научно-исследовательскую работу, по результатам которой проводятся научно-теоретические конференции с приглашением ученых, краеведов, выпускников техникума.
Так в 2005 году прошла научно-теоретическая конференция на тему «Не рвется связь времен», в которой приняли участие кандидат педагогических наук, доцент, руководитель научно-методической фирмы «Полярная звезда» Голованов В.М., докторант Санкт-Петербургского университета Мельников П.И.. К конференции была приурочена презентация брошюры «Кузница кадров для села».
В 2006 году совместно с библиотекой техникума и отделением «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» проведена научно-практическая конференция «Техникум вчера, сегодня, завтра», совпало проведение конференции с 60-летием образования отделения.
В октябре 2007 г. на базе техникума была проведена XIV межрегиональная научная конференция «Россия: проблемы истории, методологии и историографии», приуроченная к 70-летию академика Виталия Борисовича Виноградова. Инициаторами проведения конференции были Президент Международной академии наук Кузеванов Леонид Иванович (г. Балашов) и доктор истории, профессор, член-кор. Международной академии наук Голованов Виктор Михайлович.
В сентябре 2008 года состоялась XV межрегиональная научная конференция «Россия: проблемы истории, методологии и историографии», посвященная 70-летию доктора истории, профессора, член-корреспондента Международной академии наук Голованова Виктора Михайловича. В этом же году совместно с библиотекой техникума прошла научно-практическая конференция «Открывая книгу – открываем мир». В мае 2010 года совместно с Воронежским отделением Международной академии наук была организована Региональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы истории и регионоведения», посвященная 10-летнему юбилею отделения и 20-летию возрождения Российского казачества. В ноябре 2010 года совместно с Советом по научной и инновационной деятельности техникума, кабинетом истории была проведена научно-теоретическая конференция «Выдающийся реформатор Российской империи – Петр Столыпин». В 2012 году музей истории техникума и Совет по научной и инновационной деятельности провели научно-теоретическую конференцию студентов «Отечественная война 1812 года и современное общество: 200 лет истории». По решению Совета по научной и инновационной деятельности совместно с музеем осуществлен Проект проведения года Германии в России и России в Германии 2012/2013 гг. Под девизом «Германия – Россия: вместе создавать будущее» прошли научно-практическая конференция по итогам практики студентов в Германии (декабрь 2012 г.) и научно-теоретическая конференция студентов (февраль 2013 г).
Все это свидетельствует о том, что музей истории техникума поддерживает связи с научной общественностью, приобщает молодежь к науке.
Музей также осуществляет издательскую деятельность. Так в 2007 году нами была выпущена брошюра «Не зная прошлого, нет будущего. Сельское хозяйство в прошлые века» (краткая библиография специальной литературы XIX-XX веков из фондов музея истории техникума). В 2010 году увидело свет научно-популярное издание «Сельское хозяйство Борисоглебского уезда в дореволюционный период». В 2013 году в преддверии празднования 70-летия разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 1943 года вышло в свет 2-е, дополненное издание «Человек в отечественной истории» (о выпускниках, преподавателях, участниках Великой Отечественной войны). По инициативе директора техникума Курбанова А.С. создан антикварный отдел, где собраны раритетные издания по сельскохозяйственной тематике. Создание данного фонда не сиюминутная прихоть. Это необходимо для того, чтобы студенты, преподаватели видели преемственность поколений, могли заниматься проблемами исследований в области сельского хозяйства, истории. Так на основе имеющегося репринтного издания 1888 года «Исторический обзор правительственных мероприятий к развитию сельского хозяйства в России от начала государства до настоящего времени» С-Петербург. Автором данной статьи был опубликован материал «Из истории правительственных мероприятий пореформенной России в области сельскохозяйственного образования» в сборнике трудов I Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития современной гуманитаристики: история, филология, философия, искусствоведение, культурология» при Международном исследовательском центре «Научное сотрудничество» (г. Ростов-на Дону, 2012 г.).
Музей ведет переписку с бывшими выпускниками техникума, другими учебными заведениями. Так в сентябре 2007 года состоялась встреча с выпускником техникума 1963 года, кандидатом технических наук Волкодаевым Борисом Васильевичем (г. Мытищи-6).
В мае 2008 года состоялась встреча с выпускником техникума 1967 года,  Главным редактором, Генеральным директором ООО «Редакция газеты «Коммуна» г. Воронеж, Жихаревым Виталием Ивановичем. В октябре 2008 г. Жихаревым В.И. была любезно представлена фотовыставка собственных работ под названием «Мир в объективе».
В июне 2008 года совет музея истории техникума  организовал выставку из фондов музея истории техникума под названием: «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум. Люди и судьбы», рассказывающей о выпускниках техникума разных лет, преподавателях, студентах.
В 2010 г. прошла фото выставка «Прихоперье – любовь моя…» руководителя школьного музея села Третьяки Мерзликина Ивана Павловича. Теперь, когда Иван Павлович покинул нас навечно, в музее техникума осталась на память одна из его фотографических работ, подаренная им в момент встречи.
В настоящее время, когда все вокруг нас меняется, как в калейдоскопе, приходится менять и формы работы музея. Нами проводятся музейные уроки, уроки экскурсии для студентов техникума, учащихся школ, слушателей курсов Центра занятости населения. Таким образом, мы стараемся привлечь студенческую молодежь к пропаганде истории своего техникума, его выпускников. Привить им любовь к родному краю, учебному заведению.
Совет музея, а в него входят не только преподаватели, но и студенты, совместно с преподавателями-программистами, и не без идейной подачи директора техникума Курбанова А.С. подготовил проект интерактивного музея. В 2010 году студентка Бужурак Мария приняла участие в IV Открытом региональном творческом конкурсе «Гордость моего родного края» в номинации «Мой школьный музей» и стала призером, получив Диплом. Сейчас ведется работа по систематизации фондов. Это связано с тем, что, имея небольшое помещение, мы не можем все показать, выставить в экспозиции. Создав интерактивный музей, мы тем самым расширим рамки возможного. Интерактивный музей даст возможность расширить целевые аудитории (родителей, детей, молодежи, студентов).
Процесс формирования личности обучающихся средствами социокультурной деятельности музея будет эффективным при выполнении ряда социально-педагогических условий:
- интеграции социокультурной деятельности музея в образовательно-воспитательный процесс учреждения среднего профессионального образования;
- продуктивного информационно-педагогического взаимодействия музейных педагогов и студентов;
- учебно-методического и педагогического сопровождения социокультурной деятельности музеев учреждений среднего профессионального образования;
-активного включения студентов в социокультурную музейную деятельность;
- приоритетности установки на самореализацию личности студента среднего профессионального образования.
Таким образом, необходимо доказать, что внедрение социокультурной деятельности музея в образовательно-воспитательный процесс учреждения среднего профессионального образования способствует гармоничному развитию и становлению личности студента.
  Таков меняющийся музей в меняющемся мире. Уверены, что связи Борисоглебского сельскохозяйственного техникума, его музея через трансляцию делового, творческого, краеведческого партнерства будут расширяться.