Тема: Борисоглебское уездное училище.
Директор Борисоглебского уездного училища Николай Ефимович Артюхов.
Здание Борисоглебского уездного училища.
(Из журнала "Санкт-Петербург" за 1886 год.)
Борисоглебскому уездному училищу 10-го июля текущаго года минуло ровно 50 лет с того времени, как оно было открыто. Событие полстолетней жизни учебного учреждения, бывшего для местных жителей первым светильником просвещения, вызвало среди борисоглебских граждан и думы устроить юбилейное торжество, совершившееся 16-го июня. Это чествование, можно сказать, небывалый пример на Руси, потому, что уездние училища никогда не чествовались городскими обществами и находились в городах во все время существования, как бы в забвении.
Полвека назад и в Борисоглебске, при его промышленном значении и богатых хлебородных условиях, совсем не было официальных учебных заведений и дело народного развития находилось в печальных условиях, потому, что первыми просветителями в то время были люди, далеко не отвечающие высоким задачам образования народа. Руководителями обучения грамотности в отдаленное прошлое время состояли лица большею частью из малограмотных отставных солдат, заштатного старого духовенства и разных дворовых людей; на образование лица эти смотрели, как на ремесло, доставлявшее им источник материального дохода к их жизни. Идейные начала значения научного развития у прежних борисоглебских просветителей не были и в помине, им чужды были всякие учебные системы и педагогические методы преподавания. Вся учебная задача их сводилась к тому, что бы возможно скорее, способами зубристики, при помощи жестоких приемов, вколотить в головы учащихся несложную азбучную науку. Очевидно такие приемы и суровая строгость учащих не развивали юношество, а скорее создавали уродливые взгляды и превратные понятия о пользе науки, которые, воспрынимаясь учащимися, несомненно обобщались в безотрадном виде в семьях, что и порождало недоверие к науке и ее воспитателям.
Развитие грамотности в Борисоглебске во все прошлое время от сказаных причин шло весьма плохо, да плодотворных результатов и ожидать было невозможно. Плохое обучение готовило безграмотных членов общества, которые и образовывали из себя антагонистов науки, но не последователей ее, находя образование совершенно лишним делом.
Местное общество в дореформенное время нисколько не заботилось об учреждении в городе правильно организованного училища, не видя пользы и авторитета от него, а училось наскоро и неохотно у не признанных грамотеев-самоучек. Вообще учение свои детей борисоглебскими гражданами в то время игнорировалось и сыновья их уже в позднеейшее время (50-60-е годы), редко допускались окончить даже второй класс уездного училища, а большею частью кончали науку в первом и выбывали по воле родителей. О женском вопросе и образования женщин не могло быть тогда и речи.
Степень нерасположения граждан к введению казенного учебного заведения в г. Борисоглебске видна из того противодействия, какое они оказали при самом начале мысли правительства организовать уездное училище, а апатичные отношения к вопросу образования служат яркой иллюстрацией умственного развития общества.
В марте 1836 года сюда был назначен первый учитель И.И. Иванов (впоследствии штатный смотритель), которому поручено было набирать учеников для проектируемого казенного училища. При первых попытках учитель Иванов встретил тормозы в самых жителях востановленных советами учителей-самоучек, вследствие чего новому педагогу пришлось обратится к содействию местных властей; последние повидимому официально хотя и принимали меры, но под влиянием почетных граждан и других подогревательных причин, меры эти оказались пассивными и мало помогали комплектованию учеников. Главные меры заключались в том, что администрация в то время (1836 -1837 г.г.) отбирала подписки от частных лиц, воспрещая им учить детей на домах чтению и письму, но тем не менее келейным путем обучение практиковалось по-прежнему и желавших учить детей у самоучек среди граждан было немало.
Тогда г. Иванов прибегал к репрессивным способам – жаловался на бездействие местной власти высшему начальству (*).
Энергичные действия учителя Иванова, его долгая и устойчивая борьба с предрассудками горожан послужили началом основания комплекта учеников в достаточном количестве для открытия первого класса.
Набранный им комплект учеников (24 человека) не более как в четыре месяца был приготовлен на столько, на столько возможно успеть в такое короткое время и притом без книг и каких-либо учебных пособий. Быстрые успехи и правильное обучение по новой методе, обратили внимание родителей, которые мало-помалу начали относится доверчивее к казенному училищу.
Вот при какой борьбе и трудных условиях, ровно пятьдесят лет тому назад состоялось открытие (10-го июля 1836 г.) Борисоглебского уездного училища. После каникул, с августа, вновь начались деятельно учебные занятия; с этого времени прибавился штат учителей. Комплект учащихся начал расти без всякого уже вербования смотрителем учеников, недоверие к казенному училищу исчезло, и граждане стали усваивать понятия о превосходстве обучения в правильно организованном училище.
Борисоглебское уездное училище за пол-столетнее существование не мало пережило всяких реформ по учебной и воспитательной частям: в области последней резкой полосой запечатлилась в памяти каждого ученика суровая и грубая школа сороковых и шестидесятых годов. В этот период редко кто избегал наказания розгами, самого жестокого и безчеловечного. Теперь, благодаря гуманным заботам правительства и лиц, коим вверенно учебно-воспитательное дело, применимость строгих и особенно телесных наказаний для детей не признана целесообразной, отменены бичевания в училищах, и все ненормальности по вопросу воспитания постепенно сходят со сцены, уступая разумным системам.
Здание уездного училища хотя и находится в центре города, но своим жалким видом, внешнею и внутреннею ветхостью представляет неприятное зрелище. Это не большой в два этажа флигель с тремя окнами на фасаде, где в нижнем этаже на девяти старинного типа партах помещается в одной маленькой комнате 45 человек. Недостаточность света, мрачные стены, низкие комнаты, отсутствие надлежащего количества воздуха (на одного ученика около 4 куб. аршин) положительно делают невозможным учебные занятия. Улучшение помещений уездного училища является необходимым ввиду того, что в Борисоглебске два приходских училища с двумя при одном параллельными классами, в которых более 400 учащихся, из этого количества ежегодно выходит до 100 учеников, что ожидается и в этом году. Указанные неудобства, а главное теснота помещения не дают возможности принять желающих поступить в уездное училище, потому, что и в этом году можно будет принять только 30 человек, а остальные лишаются права учиться за неимением помещения. Само собою разумеется, что помощь в этом случае может придти не иначе, как от лиц, которых общество избрало представителями для выражения и удовлетворения общественных нужд, а также и от лиц, которые пожелают оказать посильную помощь.
Помещаем портрет директора Николая Ефимовича Артюхова, деятеля шестидесятых годов по просвещению в Тамбовской губернии. Он памятен многим ученикам и по уездному училищу, как гуманный начальник-директор. Николай Ефимович отличался отзывчивостью на все педагогические вопросы и нужды учащихся и учащих.
Юбилейное торжество совершилось 22-го июня. Ко всенощной, отслуженной накануне в Преображенском соборе, была принесена учениками икона «благословение детей», написанная в память этого события и пожертвованная художником г. Замотиным.
Утром следующего дня отслужена литургия, на которой присутствовали масса учащихся и вся учебная корпорация. По окончании литургии последовало перенесение с торжественным крестным ходом той же иконы обратно в здание училища, где она поставлена была в раму. В зале училища, декорированной зеленью и украшенной портретами Государей: Николая Павловича, Александра Николаевича и Александра Александровича III, перед молебном настоятелем Преображенского собора была прочитана речь о значении просвещения, окончившегося благодарным словом всех лицам, покровительствующим развитию грамотности в народе. Церковное торжество окончилось пением гимна «Боже, царя храни!»
По окончании церковного торжества начался публичный акт чтением протокола педагогического совета о переводе учеников в высшие классы и об окончании курса, во время которого г. инспектором народных школ были розданы награды отличным ученикам и сказано прощальное слово к ученикам, окончившим курс; после чего г. Павловский прочитал «Историческую записку об уездном училище»., в которой весьма подробно изложил факты из прошлой жизни училища. Между прочим г. Павловский указал на плохие средства училища, на отсутствие учебных пособий, что охарактеризовано положением в 1837 году библиотеки училища, весь состав книг которой заключался в 4-х томах учебников (1 латинский, 1 французский и 2 тома беллетристических). Затем учитель истории и географии г. Пашков, сказал речь, в которой указал на общее печальное положение училищ в России и апатичное отношение к ним обществ, заключив свое слово желанием «лучшаго обеспечения уездных училищ, тогда и эти забытые училища могли бы быть полезными проводниками просвещения в обществе.»
В заключении училищного торжества хор учеников стройно пропел «Славься, славься, наш русский царь!».
За окончанием юбилейного акта уполномоченные думы пригласили всех присутствовавших «разделить хлеб-соль» за товарищеским завтраком в клубе. На завтраке присутствовало до 70-и человек. Первые тосты сопровождались восторжественным «ура», были провозглашены городским головою г. Гавриловым за Государя Императора, Государыню Императрицу, Наследника Цесаревича и весь царствующий дом. Затем последовали тосты: за министра народного просвещения, попечителя учебного округа г. Воронцова-Вельяминова, Тамбовского губернатора, за директора училища, за распорядителей по устройству юбилея и т.д. Было послано множество приветственных телеграмм.
Товарищеский завтрак, начавшийся в час, окончился в 4 часа дня. Присутствовавшие, увлеченные симпатичною товарищескою беседою под торжественные звуки музыки, пробыли до 6-ти часов вечера.
Юбилейное празднество закончилось детским праздником: ученики все были приглашены в общественный городской сад, где играла музыка, а потом в театр, где дети с превеликим удовольствием смотрели пьесу Островского. В антракте, после исполнения Пьесы, хор учеников пропел на сцене театра несколько раз по желанию публики народный гимн «Славься» и «Коль славен».
В заключение несколько слов о гербе г. Борисоглебска, Тамбовской губернии. Он представляет в голубом фоне на верху улей с летающими над ними пчелами, а внизу три связанных мешка пшеницы (в зерне). Верхний рисунок улей присвоен всей Тамбовской губернии и указывает на развитие пчеловодства в этом крае, а нижний рисунок – мешки с пшеницею – изображает эмблему хлебородия в районе Борисоглебского уезда и принадлежит самому городу.
Времени утверждения герба и его описания в местных архивных летописных данных нигде не имеется.
Ив. КАВЕРИН.