Тема: Борисоглебское уездное училище.

http://images.vfl.ru/ii/1611203618/f95c2f45/33032677_m.png

http://images.vfl.ru/ii/1611209650/ab97cf38/33033308_m.png

Директор Борисоглебского уездного училища Николай Ефимович Артюхов.
Здание Борисоглебского уездного училища.

(Из журнала "Санкт-Петербург" за 1886 год.)

Борисоглебскому уездному училищу 10-го июля текущаго года минуло ровно 50 лет с того времени, как оно было открыто. Событие полстолетней жизни учебного учреждения, бывшего для местных жителей первым светильником просвещения, вызвало среди борисоглебских граждан и думы устроить юбилейное торжество, совершившееся 16-го июня. Это чествование, можно сказать, небывалый пример на Руси, потому, что уездние училища никогда не чествовались городскими обществами и находились в городах во все время существования, как бы в забвении.
Полвека назад и в Борисоглебске, при его промышленном значении и богатых хлебородных условиях, совсем не было официальных учебных заведений и дело народного развития находилось в печальных условиях, потому, что первыми просветителями в то время были люди, далеко не отвечающие высоким задачам образования народа. Руководителями обучения грамотности в отдаленное прошлое время состояли лица большею частью из малограмотных отставных солдат, заштатного старого духовенства и разных дворовых людей; на образование лица эти смотрели, как на ремесло, доставлявшее им источник материального дохода к их жизни. Идейные начала значения научного развития у прежних борисоглебских просветителей не были и в помине, им чужды были всякие учебные системы и педагогические методы преподавания. Вся учебная задача их сводилась к тому, что бы возможно скорее, способами зубристики, при помощи жестоких приемов, вколотить в головы учащихся несложную азбучную науку. Очевидно такие приемы и суровая строгость учащих не развивали юношество, а скорее создавали уродливые взгляды и превратные понятия о пользе науки, которые, воспрынимаясь учащимися, несомненно обобщались в безотрадном виде в семьях, что и порождало недоверие к науке и ее воспитателям.

Развитие грамотности в Борисоглебске во все прошлое время от сказаных причин шло весьма плохо, да плодотворных результатов и ожидать было невозможно. Плохое обучение готовило безграмотных членов общества, которые и образовывали из себя антагонистов науки, но не последователей ее, находя образование совершенно лишним делом.

Местное общество в дореформенное время нисколько не заботилось об учреждении в городе правильно организованного училища, не видя пользы и авторитета от него, а училось наскоро и неохотно  у не признанных грамотеев-самоучек. Вообще учение свои детей борисоглебскими гражданами в то время игнорировалось и сыновья их уже в позднеейшее время (50-60-е годы), редко допускались окончить даже второй класс уездного училища, а большею частью кончали науку в первом и выбывали по воле родителей. О женском вопросе и образования женщин не могло быть тогда и речи.

Степень нерасположения граждан к введению казенного учебного заведения в г. Борисоглебске видна из того противодействия, какое они оказали при самом начале мысли правительства организовать уездное училище, а апатичные отношения к вопросу образования служат яркой иллюстрацией умственного развития общества.

В марте 1836 года сюда был назначен первый учитель И.И. Иванов (впоследствии штатный смотритель), которому поручено было набирать учеников для проектируемого казенного училища. При первых попытках учитель Иванов встретил тормозы в самых жителях востановленных советами учителей-самоучек, вследствие чего новому педагогу пришлось обратится к содействию местных властей; последние повидимому официально хотя и принимали меры, но под влиянием почетных граждан и других подогревательных причин, меры эти оказались пассивными и мало помогали комплектованию учеников. Главные меры заключались в том, что администрация в то время (1836 -1837 г.г.) отбирала подписки от частных лиц, воспрещая им учить детей на домах чтению и письму, но тем не менее келейным путем обучение практиковалось по-прежнему и желавших учить детей у самоучек среди граждан было немало.
Тогда г. Иванов прибегал к репрессивным способам – жаловался на бездействие местной власти высшему начальству (*).

Энергичные действия учителя Иванова, его долгая и устойчивая борьба с предрассудками горожан послужили началом основания комплекта учеников в достаточном количестве для открытия первого класса.
Набранный им комплект учеников (24 человека) не более как в четыре месяца был приготовлен на столько, на столько возможно успеть в такое короткое время и притом без книг и каких-либо учебных пособий. Быстрые успехи и правильное обучение по новой методе, обратили внимание родителей, которые мало-помалу начали относится доверчивее к казенному училищу.

Вот при какой борьбе и трудных условиях, ровно пятьдесят лет тому назад состоялось открытие (10-го июля 1836 г.) Борисоглебского уездного училища. После каникул, с августа, вновь начались деятельно учебные занятия; с этого времени прибавился штат учителей. Комплект учащихся начал расти без всякого уже вербования смотрителем учеников, недоверие к казенному училищу исчезло, и граждане стали усваивать понятия о превосходстве обучения в правильно организованном училище.
Борисоглебское уездное училище за пол-столетнее существование не мало пережило всяких реформ по учебной и воспитательной частям: в области последней резкой полосой запечатлилась в памяти каждого ученика суровая и грубая школа сороковых и шестидесятых годов. В этот период редко кто избегал наказания розгами, самого жестокого и безчеловечного. Теперь, благодаря гуманным заботам правительства и лиц, коим вверенно учебно-воспитательное дело, применимость строгих и особенно телесных наказаний для детей не признана целесообразной, отменены бичевания в училищах, и все ненормальности по вопросу воспитания постепенно сходят со сцены, уступая разумным системам.

Здание уездного училища хотя и находится в центре города, но своим жалким видом, внешнею и внутреннею ветхостью представляет неприятное зрелище. Это не большой в два этажа флигель с тремя окнами на фасаде, где в нижнем этаже на девяти старинного типа партах помещается в одной маленькой комнате 45 человек. Недостаточность света, мрачные стены, низкие комнаты, отсутствие надлежащего количества воздуха (на одного ученика около 4 куб. аршин) положительно делают невозможным учебные занятия. Улучшение помещений уездного училища является необходимым ввиду того, что в Борисоглебске два приходских училища с двумя при одном параллельными классами, в которых более 400 учащихся, из этого количества ежегодно выходит до 100 учеников, что ожидается и в этом году. Указанные неудобства, а главное теснота помещения не дают возможности принять желающих поступить в уездное училище, потому, что и в этом году можно будет принять только 30 человек, а остальные лишаются права учиться за неимением помещения. Само собою разумеется, что помощь в этом случае может придти не иначе, как от лиц, которых общество избрало представителями для выражения и удовлетворения общественных нужд, а также и от лиц, которые пожелают оказать посильную помощь.

Помещаем портрет директора Николая Ефимовича Артюхова, деятеля шестидесятых годов по просвещению в Тамбовской губернии. Он памятен многим ученикам и по уездному училищу, как гуманный начальник-директор. Николай Ефимович отличался отзывчивостью на все педагогические вопросы и нужды учащихся и учащих.
Юбилейное торжество совершилось 22-го июня. Ко всенощной, отслуженной накануне в Преображенском соборе, была принесена учениками икона «благословение детей», написанная в память этого события и пожертвованная художником г. Замотиным.
Утром следующего дня отслужена литургия, на которой присутствовали масса учащихся и вся учебная корпорация. По окончании литургии последовало перенесение с торжественным крестным ходом той же иконы обратно в здание училища, где она поставлена была в раму. В зале училища, декорированной зеленью и украшенной портретами Государей: Николая Павловича, Александра Николаевича и Александра Александровича III, перед молебном настоятелем Преображенского собора была прочитана речь о значении просвещения, окончившегося благодарным словом всех лицам, покровительствующим развитию грамотности в народе. Церковное торжество окончилось пением гимна «Боже, царя храни!»

По окончании церковного торжества начался публичный акт чтением протокола педагогического совета о переводе учеников в высшие классы и об окончании курса, во время которого г. инспектором народных школ были розданы награды отличным ученикам и сказано прощальное слово к ученикам, окончившим курс; после чего г. Павловский прочитал «Историческую записку об уездном училище»., в которой весьма подробно изложил факты из прошлой жизни училища. Между прочим г. Павловский указал на плохие средства училища, на отсутствие учебных пособий, что охарактеризовано положением в 1837 году библиотеки училища, весь состав книг которой заключался в 4-х томах учебников (1 латинский, 1 французский и 2 тома беллетристических). Затем учитель истории и географии г. Пашков, сказал речь, в которой указал на общее печальное положение училищ в России и апатичное отношение к ним обществ, заключив свое слово желанием «лучшаго обеспечения уездных училищ, тогда и эти забытые училища могли бы быть полезными проводниками просвещения в обществе.»
В заключении училищного торжества хор учеников стройно пропел «Славься, славься, наш русский царь!».
За окончанием юбилейного акта уполномоченные думы пригласили всех присутствовавших «разделить хлеб-соль» за товарищеским завтраком в клубе. На завтраке присутствовало до 70-и человек. Первые тосты сопровождались восторжественным «ура», были провозглашены городским головою г. Гавриловым за Государя Императора, Государыню Императрицу, Наследника Цесаревича и весь царствующий дом. Затем последовали тосты: за министра народного просвещения, попечителя учебного округа г. Воронцова-Вельяминова, Тамбовского губернатора, за директора училища, за распорядителей по устройству юбилея и т.д. Было послано множество приветственных телеграмм.

Товарищеский завтрак, начавшийся в час, окончился в 4 часа дня. Присутствовавшие, увлеченные симпатичною товарищескою беседою под торжественные звуки музыки, пробыли до 6-ти часов вечера.
Юбилейное празднество закончилось детским праздником: ученики все были приглашены в общественный городской сад, где играла музыка, а потом в театр, где дети с превеликим удовольствием смотрели пьесу Островского. В антракте, после исполнения Пьесы, хор учеников пропел на сцене театра несколько раз по желанию публики народный гимн «Славься» и «Коль славен».

http://images.vfl.ru/ii/1611228008/8efb8289/33038022_m.png


В заключение несколько слов о гербе г. Борисоглебска, Тамбовской губернии. Он представляет в голубом фоне на верху улей с летающими над ними пчелами, а внизу три связанных мешка пшеницы (в зерне). Верхний рисунок улей присвоен всей Тамбовской губернии и указывает на развитие пчеловодства в этом крае, а нижний рисунок – мешки с пшеницею – изображает эмблему хлебородия в районе Борисоглебского уезда и принадлежит самому городу.
Времени утверждения герба и его описания в местных архивных летописных данных нигде не имеется.

Ив. КАВЕРИН.

Re: Борисоглебское уездное училище.

Из жизни Борисоглебского уездного училища.

13-го августа 1896 года. Положение о стипендии имени действительного статского советника Матвея Михайловича Филиппова при Борисоглебском уездном училище.
(утверждено управляющим министерством народного просвещения г. товарищем министра.)

На основании Высочайшего повеления 5-го декабря 1881 года, при Борисоглебском уездном училище, Тамбовской губернии, учреждается стипендия имени действительная статскаго советника Матвея Михайловича Филиппова на счет процентов с капитала в одну тысячу пятьсотъ рублей, ассигиованнаго на этот предме Борисоглебским земством, в ознаменование долговременной и полезной службы его в должности председателя уездной земской управы.
§ 2. Стипендиальный капитал, заключающшся в 4% свидетельствах государственной ренты, составляет неприкосновенную собственность Борисоглебскаго уезднаго училища и хранится в числе его специальных средств в местном казначействе.
§ 3. Проценты с означеннаго капитала, за удержанием суммы, подлежащей отчислению в казну по закону 20-го мая 1885 года, назначаются на взнос платы за учение одного ученика названнаго училища и на другия нужды его.
§ 4. Могущий почему либо образоваться остаток от стипендии присоединяется к стипендиальному капиталу для увеличения размера стипендии
§ 5. Выбор стипендиата предоставляется действительному статскому советнику Матвею Михайловичу Филиппову, а после его смерти—Борисоглебскому земству, из беднейших учеников Борисоглебскаго уезднаго училища, отличнаго поведения, оказывающих удовлетворительные успехи в науках, без различия сословия и вероисповедания, русских подданных.
§ 6. Стипендиат пользуется стипендией до окончания курса или выбытия из училища, причем педагогическому совету предоставляется право, за неуспешность в науках и неодобрительное поведение, лишить его стипендии о чем училищное начальство доводить до сведения распорядителя стипендии, для выбора другого стипендиата.
§ 7. Стипендиат, оставшийся в первый раз на второй год в том же классе, не лишается стипендии, если причиною безуспешности его занятий была болезнь, или другия уважительныя по мнению педагогическаго совета обстоятельства; при оставлении же стипендиата на второй год в классе в другой раз в течение училищнаго курса, стипендия может быть сохранена за ним не иначе, как с coгласия распорядителя стипендии.
§ 8. Пользование стипендией не налагает на стипендиата никаких обязательств.
§ 9. В случае преобразования Борисоглебскаго уезднаго училища в другое учебное заведение, стипендиальный капитал передается этому заведению, сохраняя свое назначение; но если бы училище впоследствии совсем было закрыто, то стипендиальный капитал должен быть передан для той же цели другому учебному заведению, избрание которого принадлежит Борисоглебскому земству.

Re: Борисоглебское уездное училище.

Из жизни Борисоглебского уездного училища.

8-го декабря 1899 года. Положение о шести стипендиях имени управляющего Борисоглебским отделением государственного банка, надворного советника Павла Филипповича Одарченко при Борисоглебском уездном училище.
(На основании Высочайшего повеления 1-го августа 1873 года, утверждено г. министром народного просвещения).

§ 1. На основании Высочайших повелений 5-го декабря 1881 г. и 26-го мая 1897 года при Борисоглебском уездном училище учреждаются шесть стипендий имени управляющего Борисоглебским отделением государственного банка, надворного советника Павла Филипповича Одарченко, из коих четыре по 5 рублей и две по 10 рублей 90 копеек, на счет процентов с капитала в одну тысячу сто рублей пожертвонаннаго борисоглебским городским головою Д. А. Гавриловым и другими лицами в память П. Ф. Одарченко.
§ 2. Стипендиальный капитал, заключающейся в свидетельствах 4% государственной ренты, хранится в Борисоглебском уездном казначействе в числе специальных средств училища, составляя неотъемлемую собственность Борисоглебскаго уезднаго училища и оставаясь навсегда неприкосновенным.
§ 3. Проценты со стипендиального капитала, за удержанием из них в казну государственнаго сбора по закону 20-го мая 1885 г.. употребляются на взнос платы за учение избранных стипендиатов.
§ 4. Стипендиаты избираются из числа беднейших учеников Борисоглебскаго уезднаго училища, отличающихся хорошим поведением и успехами в науках.
§ 5. Право назначения стипендии принадлежит Дмитрию Алексеевичу Гаврилову до тех пор, пока он состоит городским головою, или Председателем правления общества вспомощестнования бедным ученикам уезднаго и приходских училищ гор. Борисоглебска, а затем право назначения стипендии и определение размера их переходят к Борисоглебской городской думе.
§  6. Кандидаты на стипендии рекомендуются педагогическим советом Борисоглебскаго уезднаго училища, за которым остается право, в случае безуспешности или неодобрительнаго поведения стипендиатов, лишать их стипендии.
§ 7. Могущие образоваться от процентов со стипендиальнаго капитала остатки прибавляются к основному капиталу для увеличения размера стипендий.
§ 8. Пользование стипендиями не налагает на стипендиатов никаких обязательств.
§ 9. В случае преобразования Борисоглебскаго уезднаго училища в какое-либо другое учебное заведение, стипендиальный капитал передается в ведение последняго для употребления по назначению.


ОДАРЧЕНКО Павел Филиппович, р. 1862.  В сл. и класс. чине с 1887 (ХарУ). ДСС с 1909. Чин. особ. пор. МФ. В эмиграции во Франции. Ум. 19 мар. 1930./1.3.1916/. управляющий отделением государственнаго банка, надворный советник Павел Филиппович Одарченко при Борисоглебском уездном училище

Re: Борисоглебское уездное училище.

Из жизни Борисоглебского уездного училища.

30 июня 1838 года по прошению уволен от должности Почетного Смотрителя Борисоглебского Уездного Училища Коллежский Регистратор Садомцев.

27 января 1844 года Коллежский Секретарь Граф Кутайсов – назначен Почетным смотрителем Борисоглебского Уездного училища.

Сверхштатный с 20-го сентября 1895 года – Завадский,  Борисоглебского уездного училища, из коллежских секретарей в  титулярные советники.

Из титулярных советников  в колежские ассесоры – учитель Борисоглебского уездного училища Пушкарев с 15-го января 1900 года.

Re: Борисоглебское уездное училище.

первачек пишет:

Из титулярных советников  в коллежские ассесоры – учитель

Неплохо - аналог капитана, а то и майора, и личное дворянство в придачу (нелишнее в сословном обществе). А директор гимназии - считай, штатский генерал!

Кто жил в Борисоглебске, тот в цирке не смеётся