1 (2014-08-27 17:26:18 отредактировано Мещеряков)

Тема: Археология: Загадочные находки, кто убивает науку, как стать археолог

Новосибирские археологи очень удачно успели найти скифские сокровища до того, как на месте захоронений началось строительство шоссе

Вчера, просматривая англоязычные археологические блоги, обнаружил ссылку на британский таблоид Daily Mail, на публикацию с заголовком «Бриллиантовые бусы Клеопатры: древнеегипетская драгоценность найдена в сибирском захоронении жрицы-девственницы». Под таким истошно-желтым заголовком шла заметка о находке археологов из новосибирского Института археологии и этнографии: в кургане на Алтае они обнаружили мумию девушки с прекрасно сохранившимися бусами на шее.

http://gdb.rferl.org/D5AC7326-17CD-45DD-8335-9C89B6934AE2_w640_r1_s_cx2_cy7_cw98.jpg

Восемнадцать стеклянных бусин, сделанных в технике миннефолли, сохранили пестрые цвета настолько хорошо, что сложно поверить в их возраст – около 2400 лет. «Хотя оно было найдено девять лет назад, фотографии этого бесценного ожерелья археологи опубликовали впервые», – говорилось в статье.

Чтобы выяснить, какое отношение к реальности имеют факты, изложенные в британском таблоиде, я позвонил автору открытия, профессору Андрею Бородовскому. Оказалось, что в истории из Daily Mail вымысла больше, чем правды: ни к бриллиантам, ни к Клеопатре бусы отношения не имеют. Это украшение действительно нашли в 2004 году, и тогда же археологи рассказали о своей находке в русском National Geographic. В 2011-м была научная статья про захоронение с бусами в «Вестнике НГУ». На этом публикации заканчиваются, а жаль, поскольку за десять лет исследовательская группа Андрея Бородовского раскопала больше ста курганов и нашла массу не менее замечательных вещей, о которых мы с руководителем экспедиций проговорили целый час. Также он переслал мне фотографии некоторых сокровищ, опубликовать которые впервые для меня большая честь.

По словам профессора Бородовского, обладательница бус принадлежала к пазырыкской культуре, носители которой жили в железном веке, то есть в 400-300 годах до нашей эры на территории Алтая, Казахстана и Монголии. К счастью для ученых, в этой культуре  было широко распространено мумифицирование, причем, как и в Египте, бальзамировали не только царей, но и менее знатных людей.

В захоронении с мумией девушки с бусами был запас еды, кинжал и другие ритуальные предметы, которые могли пригодиться покойникам в загробном путешествии.

«Очевидно, тот свет был не так далеко, поскольку пищи было немного, – пошутил Бородовский. – Но самое интересное даже не бусы, а бронзовое зеркало, второй комплект еды и второй нож, которые, очевидно, предназначались зеркалу. Там же мы нашли подвески из шаманской атрибутики. То есть зеркало выполняло какие-то особые функции, если его хоронили как нечто одушевленное. Поэтому мы и предположили, что эта женщина отправляла какие-то обряды. Находка действительно уникальная, для скифского времени ничего подобного до сих пор не попадалось, хотя мы уже знаем больше тысячи захоронений того периода».

Имеют ли найденные бусы отношение к Египту, ученые не знают. Для этого необходим химический анализ, который в России не делается, а с зарубежными коллегами новосибирские археологи пока этот вопрос не обсуждали. По виду и косвенным признакам можно определить возраст и примерное происхождение, но рецепт материалов для таких изделий в каждой стране свой, как рецепт теста у хозяйки.

«Мы знаем, что это предмет импорта с Ближнего Востока, – говорит профессор Бородовский. – Такие бусы, выполненные в многоцветной мозаике, делались только там. Техника миннефолли – это когда несколько трубочек сворачивается, стачивается под определенным углом, и получаются такие глазчатые бусы с переливами. И время очень интересное, как раз эпоха завоеваний Александра Македонского, когда импорт с Ближнего Востока усилился».

Нетронутые захоронения на Алтае встречаются нечасто, в основном в области нижней Катуни. Выше по течению, в горном Алтае 90 процентов курганов были разграблены гуннами.

http://gdb.rferl.org/0EF96DBB-705A-485D-8F32-5B4A7DF68BC9_mw640_mh360_s.jpg

http://gdb.rferl.org/E5E00F7D-41D8-41F6-B7D6-03B09FB44225_mw640_mh360_s.jpg

http://gdb.rferl.org/30346D35-8DF0-4781-B322-BC8A3F8E4B20_mw640_mh360_s.jpg

http://gdb.rferl.org/FDCF3816-66EC-4AD4-9EB0-19C6D4FBDFC9_mw640_mh360_s.jpg

http://gdb.rferl.org/BA7921F2-E7E4-4FC9-8D3D-C12A8D450BE6_mw640_mh360_s.jpg

http://gdb.rferl.org/5F1882A5-D70B-4EEB-B439-2AAE11C3E8B7_mw640_mh360_s.jpg

http://gdb.rferl.org/0B3AF9A7-5A8A-4000-B46F-A914B61EFCEA_mw640_mh360_s.jpg

Пазырыкская культура пришла на Алтай с территории Ирана в VI веке до нашей эры, занимала территорию горного Алтая и внезапно исчезла к I веку нашей эры, вероятно, из-за нашествия гуннов. Судя по захоронениям, у представителей этой культуры была четкая иерархия общества и знать. На периферии, где были найдены бусы, вероятно, жили свободные люди, потому что здесь археологи не нашли ни одного царского кургана, только захоронения более и менее знатных людей.

Археологам повезло, поскольку многие захоронения пазырыкской знати оказались на глубине вечной мерзлоты, где прекрасно сохранились. Утварь и одежда из дерева, войлока и кожи, окрашенная в яркие красные и зеленые цвета. Там же сохранилось много золота в виде тонкой фольги.


«Это был очень богатый красками и орнаментами мир, – говорит Бородовский. – Мы знаем греков по их белой классической скульптуре, хотя в действительности она ярких цветов, и храмы у них были раскрашены чуть ли не под Палех. Это доказывают многие серьезные научные работы. Очевидно, что в те времена, с середины до конца первого тысячелетия до нашей эры, мир был таким ярким не только в Греции, но и здесь, на Алтае, люди одевались ярко, почти карнавально. И смерть для них была не концом, а началом, поэтому человека хоронили в яркой праздничной одежде».

В курганах было много металлических вещей из бронзы, золота и серебра. И это тоже интересно, потому что обычно в пазырыкской культуре встречается дерево, войлок и кожа. А тут, казалось бы, не в самых элитных погребениях, много кинжалов из бронзы и железа, хорошей скифской пластики, то есть металлических изделий в виде грифонов, тигров и других животных.
«Когда Геродот писал о скифах, он упоминал племена, живущие на Алтае, которые он называл "стерегущие золото грифы", – говорит Бородовский. – Очевидно, что этот мифический орел с ушами и хохолком был знаком пазырыкской культуры. Также мы нашли целую серию женских заколок с изображениями грифонов и других животных. Что самое удивительное, аналогии им мы находим позже в Туве и Северном Китае. То есть, видимо, мода на такие высокие заколки формировалась в этих местах, а затем распространялась на восток».

У одной из женщин археологи обнаружили в прическе заколку с изображением трех орлов, вписанных в круг. В индоарийских текстах есть упоминание орлов как создателей мира, восседающих на мировой горе. «То, что эти сюжеты встречаются на женских вещах, может означать, что женщины хранили и передавали культурную традицию, – говорит Бородовский. – Что же до животных на элементах мужского костюма, скорее всего, они символизировали качества обладателя костюма. Грифон на кинжале – символ точного и быстрого удара, волк или тигр на поясе означал силу и смелость хищника на охоте. К сожалению, в виде текстов скифская мифология не сохранилась, и мы можем угадывать ее только в изображениях на предметах».

Как и почему история с бусами появилась в англоязычных блогах и таблоидах теперь, неясно. Ни одной работы на английском языке про свои находки новосибирские ученые пока даже не пытались опубликовать. «У меня сложилось впечатление, что нас за рубежом мало читают, – говорит Бородовский. – До западных газет новость 2004 года дошла только теперь, что отражает скорость, с которой информация от нас доходит до них. То же самое, кстати, и внутри страны: то, что публикуется в Сибири, в столице мало читают».
Байка про это ожерелье Клеопатры за девять лет успела попасть даже в местные путеводители по Алтаю. А путеводители по этим местам год от года пользуются все большим спросом, поскольку на Алтае стремительно развивается туризм, и вся сопутствующая инфраструктура. Недавно открылся аэропорт, постоянно строятся дороги. Так что археологам очень вовремя удалось закончить главные работы.

«Большое счастье, что у меня были эти десять лет, чтобы без спешки все раскопать, – говорит Бородовский. – С расширением Чуйского тракта в четырехполосное шоссе эти курганы будут просто уничтожены. На месте захоронения, где мы нашли те бусы, сейчас уже стоит бензозаправка. Мне тогда удалось договориться с ее владельцами, чтобы они дали нам время и даже частично профинансировали работы. И мы все сделали не спеша, а это самое главное в археологии, потому что раскопать-то можно только один раз, второго шанса нет. Теперь на месте этого могильника будет широкий хайвей, по которому будут передвигаться туристы. Кстати, под современной дорогой есть три-четыре кургана, то есть машины проезжают по древним захоронениям. Не знаю, будет ли у меня возможность к ним подобраться».

Карен Шаинян

svoboda.org

LiveJournal Russian Om

2

Re: Археология: Загадочные находки, кто убивает науку, как стать археолог

АиФ-Тамбов, 13:37 26/08/2014

Археолог Сергей Андреев: о чём молчат тамбовские земли?

http://images.aif.ru/004/416/1a27c96c3c1ac875f2b9921c9d4ade26.jpg

15 августа отмечался День археолога. Сергей Андреев – единственный археолог в регионе, имеющий официальное право вести раскопки. О своих исследованиях гость редакции «АиФ–Тамбов» рассказал нашим читателям

Лариса Щербинина, АиФ-Тамбов: – Сергей Иванович, что интересного могут поведать тамбовчанам проведённые вами раскопки?

– Возьмём масштабные раскопки на реке Польной Воронеж, в Красном Городке Мичуринского района. Там в 2005 году во время студенческой экспедиции мы первыми стали исследовать славянские поселения VII–VIII веков. Потом памятником заинтересовался институт археологии. Выявив пласт славянского поселения, стали понимать путь движения славян с запада на восток. Это было так называемое великое переселение народов. Тогда с приходом гуннов одни народы теснили другие, занимали новые земли. Здесь происходила некоторая этническая плавка: к славянам примешивались финские группы с севера. С того времени и началось становление этноса, который населял верхнюю Цну.

– Значит, не только мордва у нас проживала?

– Надеюсь, что все наши исследования наконец–то изменят представление о Тамбовщине как о земле мордвы. Ведь каждому поколению студентов приходится «открывать Америку», что здесь обитали разные народы: и славяне жили, и скифы кочевали.

Около села Никольское Знаменского района мы обнаружили древнерусское поселение XII–XIII веков. Выяснили, что здесь проходила этнополитическая граница рязанского княжества и находилась самая юго–восточная рязанская пограничная крепость, которая стала первой жертвой Батыя, двигавшегося на Русь.

Семь полевых сезонов мы со студентами проводим исследования Давидовского городища в Моршанском районе – ключевого памятника на Тамбовщине. Там в VIII–IX вв. нашей эры располагалось древнемордовское оборонительное сооружение, созданное не без вмешательства хазарских военных мастеров.

Уникальный объект вобрал в себя большинство культур многих народов, заселявших территорию Тамбовщины. Свидетельством тому стала найденная керамика, орудия труда, украшения. Например, две крестовидные подвески – прообразы энколпионов (небольших ковчежцев прямоугольной, округлой или крестообразной формы с изображением Иисуса Христа или святых. – Ред.). Это явно христианские символы, причём происходящие из северных Балкан – современной Болгарии. Т. е. первые христиане у нас появились примерно в VII–VIII вв.

Много «белых» пятен

– Вы – единственный специалист в регионе, имеющий открытый лист на проведение археологических раскопок. Почему у нас не складывается археологическая школа?

– Во–первых, не хватает кадров, поэтому приходится приглашать экспедиции со стороны. Во–вторых, местные власти не видят необходимости изучать прошлое. Между тем у нас много «белых пятен» в истории области. Целый ряд районов вообще не исследовался профессионалами масштабно, поэтому мы не можем судить о том, что там есть, что разрушается. Одному мне не под силу объять необъятное. Зато объёмы работ грабителей всяких, идущих в обход науки, впечатляют.

– Даже сейчас, когда закон стал более суров по отношению к чёрным копателям?

– Да, и сегодня разграбление идёт колоссальное. Ловить нарушителей никто особо не стремится. Полиции до этого нет дела, управление культуры и архивного дела, судя по всему, тоже не желает ими заниматься. Если нас, археологов, постоянно пытаются контролировать, запугивать всякими документами, то чёрные копатели не обременены ничем. Как только сходит снег и до новой зимы копателями вычищается весь культурный слой на памятниках. Они, имея хорошее оборудование, планомерно прочёсывают целые районы. Но после себя даже ямы не закапывают.

– Правда, что у нас не всегда проводят предварительные исследования во время строительства?

– Это стало обычным явлением. Закон же диктует следующее. Вы получили разрешение на строительство. Его надо согласовать с госорганом – областным управлением культуры и архивного дела. И если есть обременение, т. е. на этой земле находится памятник, то нужно проводить раскопки.Следовательно, пока археолог с такими полномочиями не проведёт разведочные расследования, внести памятник в реестр нельзя. А значит, нельзя и начать стройку. Но у нас, к сожалению, так не происходит.

Молодёжь не хочет копать

– Интересно, как проходят сегодня студенческие экспедиции: кто их финансирует, интересны ли раскопки самим молодым людям?

– Наши экспедиции финансируются Министерством образования – 50 рублей в день на человека. Фактически это 50% от командировочных на проведение археологической практики. Выживаем за счёт грантов. В этом году получили специальный студенческий грант, благодаря которому удалось и накормить всех, и пригласить специалистов из других регионов.

Молодёжь сегодня неохотно соглашается проходить практику. К примеру, в текущем году из тридцати практикантов тринадцать человек уклонились по разным причинам. Возьмём соседний регион – Липецкую область. Там студенты платят деньги, чтобы попасть в экспедиции. Особенно там развито детское движение, престижны школьные экспедиции, в которых участвуют сотни детей. Ребята и историю познают со школьной скамьи, и к труду приучаются.

– Кстати, историков–то хватит на наш век в регионе? Или тоже в дефиците, как археологи?

– Абитуриентов в этом году набрали за три дня. Кстати, теперь снова будут готовить учителей истории, чего не делали более десяти лет – с тех пор, как появился классический университет. Но вот зачем идут на этот факультет, для меня остаётся загадкой. Раньше сюда поступали те, кто «пролетал» в других местах или не хотел идти в армию. На исторический брали всех подряд.

По сути, историческое – универсальное образование. Проблема в том, что сейчас наших историков учат всему что угодно – чуть ли не танцам, но не истории. Целый день на физкультуру отводится, математику изучают. А нужная нам археология занимает всего полсеместра. Гуманитарные науки становятся теперь не такими важными. От историков скоро ничего не останется.

Нашёл меч – сдай в музей

– Признайтесь, мечтали когда–нибудь найти клад?

– Замечаю такие закономерности: на клад натыкаются те, кто его не ищет, случайно. Нередко людям, незаинтересованным в каких–то необычных находках, попадаются уникальнейшие вещи. Так, в посёлке городского типа Умёт есть замечательный музей. Туда местные жители, которых можно назвать настоящими бессребрениками, сдают старые вещи. У них подобралась интереснейшая коллекция из шести скифских мечей. Работает, скажем, в поле механизатор: выпахал землю, смотрит – торчит меч. Он не понёс его на рынок, а сдал в музей.

– Как вы думаете, что могут оставить археологам будущих эпох после себя современники?

– Всё? что старше ста лет – уже археология. А что может сохраниться после нас? Возьмём популярный сегодня пластик. Никто пока не знает, как он «поведёт» себя дальше. Так же и с другими современными материалами. Раньше много чего поведать археологам могли украшения, различавшиеся в разных регионах. Теперь же они стали однотипными и не представляют интереса. По ним очень трудно будет что–то определить.

Да и вообще, думаю, что для археологов останется мало интересного, т. к. сейчас много информации в печатной и электронной форме, которой воспользуются историки. А нашему брату, думаю, на ближайшие пятьсот лет хватит того, что есть в земле и сейчас.

Досье
Сергей Андреев родился в 1967 г. в Южно-Сахалинске. Окончил Воронежский государственный университет (исторический факультет). С 2003 года работает в ТГУ им. Г. Р. Державина. Доцент кафедры российской истории. Кандидат исторических наук. Женат. Двое детей.

Re: Археология: Загадочные находки, кто убивает науку, как стать археолог

Nerve пишет:

Нашёл меч – сдай в музей

Мой случай smile

LiveJournal Russian Om

4

Re: Археология: Загадочные находки, кто убивает науку, как стать археолог

Мещеряков пишет:

Мой случай

Может, интервью по теме совпало, однако, я размещала по региональному признаку - тамбовцы - соседи как-никак... А у них в области ещё хуже с раскопками, чем у нас.

В случае подобной находки вряд ли бы отдала в музей, семейная реликвия, всё-таки...
У родителей на огороде регулярно обнаруживаются гильзы ремингтоновские с Гражданской, это по-моему вообще никуда нет смысла сдавать. А более серьезных экспонатов тяпка пока не извлекла.
Однако ж, и с музеями не так просто. В отпуске будучи пыталась в Липецкий краеведческий пристроить антикварный столик (родственнице он стал не нужен), сотрудники вроде бы обрадовались - бесплатно - но забирать так и не приехали, а самовывозом у меня возможности не было. А посему я сделала вывод: если в доме завелся экспонат и есть возможность поддерживать его состояние своими силами - пусть живет дома. А дальше - видно будет.

Re: Археология: Загадочные находки, кто убивает науку, как стать археолог

До шикарной коллекции оружия Павловского всем нам далеко. Подарил музею!

Кто жил в Борисоглебске, тот в цирке не смеётся

Re: Археология: Загадочные находки, кто убивает науку, как стать археолог

Загадочные находки, кто убивает науку, как стать археологом

LiveJournal Russian Om