Тема: Карабах: Война за недра

Война за недра

Недавно оживившийся Карабахский конфликт унес уже многие тысячи жизней. Между тем ядром этого конфликта сегодня является вопрос не столько этно-принадлежности спорных территорий, сколько их богатейшей ресурсно-промышленной базы. Недра, заключающие в себе ценное военно-стратегическое сырье, могут сыграть ключевую роль в экономическом развитии как Армении, так и Азербайджана. Не говоря уже о России.

http://www.rusnation.org/imgsfk/1604-30.jpg

По оценкам Министерства природных ресурсов Азербайджана, в Карабахе и соседних районах сегодня работает около 30 предприятий, добывающих золото и другие ценные ресурсы. Одна из армянских золотопромышленных компаний FDM добыла там с 2001 года более 17 тонн драгметалла. А всего в Нагорном Карабахе находится 155 разведанных месторождений. Среди последних – пять золоторудных, шесть ртутных, два медных, свинцовое, цинковое, девять гипсовых, четыре мраморно-туфовых. Еще четырнадцать залежей самоцветных камней, десять – минеральных вод, семь – лечебных грязей. Имеются также признаки наличия в недрах региона и соседних районов Азербайджана висмута, ванадия, кобальта, хрома, марганца, редкоземельных металлов, серного колчедана. Большинство этих ресурсов было выявлено еще в советские времена, но тогда предпочли развивать не геологоразведку и добычу, а сохранить аграрно-курортную специализацию региона.

Согласно докладу, датируемому маем 1968 года, в Нагорном Карабахе и сопредельных с ним районах имеются следующие запасы промышленной категории: золота – 1250 тонн, серебра – 4550 тонн, меди – 1,84 миллиона тонн, свинца – 660 тысяч тонн, цинка – 775 тысяч тонн, кобальта – 150 тысяч тонн, хрома – 2,25 миллиона тонн, а с учетом смешанных месторождений – 3,5 миллиона. Отмечены также значительные залежи бокситов – до 120 миллионов тонн с высоким более 40% содержанием основного сырья.

Вдобавок в Нагорном Карабахе и ряде соседних районов имеется нефть. По мнению экспертов, вероятность значительных ее запасов промышленного значения там намного выше, чем в Армении. Есть места, где проявления нефти выходят на поверхность, хотя это еще не свидетельствует о возможности промышленной добычи. По многим экспертным оценкам, в Карабахской углеводородной провинции ее прогнозные ресурсы могут составлять до 250–300 миллионов тонн. Залежи разбросаны как по самому Нагорному Карабаху, так и по примыкающим к нему районам.

По оценкам Университета им. Джона Хопкинса, в долине Аракса, часть которой распространяется и на юг Нагорного Карабаха, находятся три месторождения углеводородов с общими запасами не менее 150 миллионов тонн нефти и до 250 миллиардов кубометров газа. В том же регионе известно семь так называемых локальных ловушек, где сосредоточено до 5 миллионов тонн нефти и 10–20 миллиардов кубометров газа.

В Лачинском районе, который с 1991 года контролируется Арменией, еще в начале 60-х выявлены признаки крупных запасов нефтехимического сырья. В исследовании “Геологические экскурсии по Азербайджану”, датируемым 1960 годом, отмечено: “В Лачинском районе известны проявления копала в промышленном количестве. Копал – погребенная затвердевшая смола некоторых растений, легко воспламеняется, при этом пахнет горючей серой. Он является очень ценным сырьем в химической, например в лакокрасочной промышленности”.

Вдобавок в северном секторе границы обеих стран советскими, а затем американскими геологами разведано сравнительно крупное нефтяное поле, частично находящееся также и в Грузии. Армения, заметим, всегда зависела от ввоза нефтепродуктов, но в Москве после 1953 года отвергались или замалчивались проекты создания в республике нефтепереработки и масштабных работ по освоению местных запасов нефти. Хотя в южной и юго-восточной частях республики предполагаемые запасы нефти, в том числе сланцевой, оценивались как крупные.

Кстати, в начале 2000-х существовал проект создания кратчайшего нефтепроводного пути из Азербайджана к турецкому порту Джейхан через Карабах, Армению и Нахичеванский район. Но это было связано с “развязкой” карабахской проблемы, чего тогда не произошло. А действующий нефтепровод Азербайджан – Грузия – Турция местами проходит в 30 километрах от зоны нынешнего конфликта. Что чревато, если она расширится до данной международной артерии, вмешательством Анкары и НАТО. Военно-геополитические последствия такого сценария очевидны.

usnation.org

LiveJournal Russian Om