Re: Гражданская война в Хоперском округе 1918-1919 годы.
Кто ковал победу РККА в ГВ? ( https://eugend.livejournal.com/104122.html )
Шорин Василий Иванович (1870-1938).
Строевой офицер, фронтовик, выпускник юнкерского училища, без высшего военного образования – в общем «рабочая лошадка» той войны, «трудяга», делавший свою небыструю карьеру своими руками. Пошел практически сразу воевать на фронты Гражданской войны – и вероятно был приглашен Каменевым. По крайней мере попадает сразу на внутренний, Восточный фронт, и одновременно с приходом туда Каменева. Да и позднее – как только Каменев уходит на Главкома, вскоре вслед за ним с Восточного фронта уходит и Шорин, уходит на направление, непосредственно курируемое Полевым штабом и Главкомом. Шорина ставят во главе группы армий Южного фронта, получающей его имя – которая по задумке командования должна наносить главный удар. Ранее уже писалось – что данный вариант – наступления через казачьи области – считался ошибочным многими военными уже тогда (1), тем не менее у Главкома были свои резоны – в подкрепление новой группы он отправлял дивизии, освободившиеся после достижения перелома над колчаковскими войсками в ходе Челябинской операции, и расформирования 2-й армии – в условиях Гражданской войны с катастрофическим состоянием транспорта перебросить их на соседний географически участок было гораздо проще (2). Кроме того, как отмечал Какурин, в той ситуации над красным командованием еще довлел призрак угрозы потенциального соединения колчаковских и деникинских войск, поэтому оно хотело укрепить именно правый фланг Южного фронта (3).
Для Шорина же назначение командующим группой войск явный шаг вперед – к командованию фронтом, что он и получает с разделением Южного фронта на две части. Примечательно, что обоими вновь образовавшимися фронтами на самом важном направлении руководят Егоров и Шорин - простые полковники старой армии без штабного опыта, высшего образования и провоевавшие почти всю войну на должностях командиров батальонов и лишь под конец – полков.
Во главе своей группы Шорину не удается выполнить задумку Главкома – в том числе и потому, что рейд Мамонтова отвлек практически все резервы, планировавшиеся для подкрепления его армий. С октября 1919 года группа армий становится Юго-Восточным фронтом, а Шорин – его командующим. С самого конца 1919 года основная роль в завершении разгрома ВСЮР ложится именно на Юго-Восточный фронт (география), а Южный фронт переориентируется в большей степени на запад и против Крыма.
Примечания.
1. ТЕЛЕГРАММА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ РЕВВОЕНСОВЕТА РЕСПУБЛИКИ И ЧЛЕНОВ РЕВВОЕНСОВЕТА ЮЖНОГО ФРОНТА ГЛАВКОМУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА *. № 364 5 сентября 1919 г.
Центр тяжести борьбы на Южфронте всецело перешел на курск-воронежское направление, где резервов нет, разрушенные дороги препятствуют переброске с царицынского направления на курское. Между тем обстановка повелительно требует перемещения резервов на запад.
Возможно, может быть, переправить походным порядком конный корпус Буденного. Необходимо еще прибавить, что положение крайне ухудшается полным расстройством фронтового аппарата. Практические задачи представляются нам в следующем виде:
1. Немедленное назначение Селивачева командюжем.
2. Место Селивачева должен занять помкомандюж Егоров.
3. Гнать резервы, в том числе 21 дивизию, по следам Мамонтова на Курск.
4. Загнуть 9 армию с новохоперского направления на старобельское.
5. Передать по возможности на правый центр корпус Буденного.
6. Гнать для 8 и 13 армий маршпополнения и снабжение.
Троцкий, Серебряков, Лашевич.
2. ДИРЕКТИВА ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ КОМАНДОВАНИЮ ЮЖНОГО И ВОСТОЧНОГО ФРОНТОВ О ПРИКРЫТИИ КУРСКОГО, ВОРОНЕЖСКОГО И РТИЩЕВСКОГО НАПРАВЛЕНИЙ. № 1099/ш 6 июля 1919 г.
В районе Ртищево — Лысая Гора сосредоточиваются три бригады. Их совместными действиями можно было бы облегчить положение левого фланга 8 армии и 9 армии, а равно и положение 10 армии, припертой к Волге. Прошу сообщить предположения относительно действий ртищевской группы, которая теперь приобретает весьма важное значение. Восточный фронт организует обеспечение своего тыла на правом берегу Волги, эти действия должны быть
предприняты Восточным фронтом совместно с Южным фронтом.
Главком Вацетис.
Какурин в работе «Как сражалась революция» т.2 отмечал «Обстановка, слагавшаяся в стане белых после потери ими рубежа Уральского хребта, вполне позволяла широкие заимствования из сил Восточного фронта на нужды других фронтов. 30 июля директивой No 03763 командвост т. Фрунзе следующим образом определял задачи фронта и армий: задачи фронта остаются прежними, т. е.: 1) окончательно разбить войска Колчака, отброшенные нами; 2) в кратчайший срок ликвидировать сопротивление уральских, илецких, оренбургских казаков; 3) прочно обеспечить за собою астраханский район и железную дорогу Астрахань - Покровск
3. Егоров А. И. В работе «Разгром Деникина» указывал «Очевидно — повторяем еще раз — здесь решающую роль сыграло сосредоточение за левым флангом фронта резервов, предназначенных также для действий на правом фланге Восточного фронта, чему это сосредоточение и отвечало в гораздо большей степени, чем задачам и обстановке на Южном фронте.»
«К началу августа красные отбросили белых за Уральский хребет. 30 июля командвост товарищ Фрунзе в своей директиве ставил задачей — в кратчайший срок ликвидировать сопротивление уральских, илецких и оренбургских казаков. Таким образом, на первую часть вопроса мы отвечаем определенно отрицательно: никаких серьезных оснований опасаться в конце июля и в начале августа возможности соединения Деникина и Колчака значительными силами не было. В отношении же более тесного соприкосновения необходимо установить, что на всем протяжении Волги от Саратова на юг никакие успехи уральцев и оренбургских казаков не смогли бы отозваться серьезно на положении Южного фронта даже при той сравнительно слабой устойчивости войск, какая наблюдалась в рассматриваемый нами период.»
Хотя, как пишет газета «Донские ведомости» № 168, 23 июля (5 августа) 1919 г. «Связь частей Добрармии с уральцами в районе Эльтонских озёр.
Соединение с уральскими казаками.
Из управления генерал-квартирмейстера штаба Главнокомандующего вооруженными силами на юге России нами получены официальные сведения, что на левом берегу Волги, в районе Эльтонского озера, наши части Кавказской армии вступили в связь с Уральскими казаками.»
По сути это была только встреча конных разъездов в районе Эльтонских озер.