1

Тема: История российской повседневности

Источник: проект Прагмема.

Лекция проф., д.ф.н. Светланы Адоньевой "Стигматы сословия" (Клуб "Русло" 30.05.18)

Часть 1

Аннотация.
Каждый из нас хотя бы одним предком упирается в крестьянский мир, и неважно какой: комякский, русский, украинский или мир еврейского местечка. Но это мир, который очень близко к нам находится. В силу особого идеологического фокуса поколению 1930-х годов объяснили, что они воспитаны на великой русской литературе, а также на народной культуре. Но последняя вовсе не соответствовала реальному опыту и знанию крестьянства, это была культура, конструируемая «по заданию партии и правительства». Вопрос, который возникает в этом случае, состоит в том, какой семейный опыт мы транслируем? Часто оказывалось, что семейные ожидания и сценарии, которые мы воспринимаем как свой опыт был не опытом, но знанием, которое мы получили в советской школе. И он конфликтовал с тем опытом, который мы получили из семьи на уровне привычек и навыков. Обычно в советских семьях этот опыт и нормы не проговаривались. ситуация замалчивания и разрыва семейной исторической памяти дала особый рисунок современной жизни россиян.

Часть 2.

Аннотация.
Трагедия разрушения традиционного уклада жизни в 20-30 годах XX столетия в СССР.
Мужское знание перестало передаваться от отца к сыну. Был разрушен институт почитания и уважения старцев. Старшее поколение стало представляться, как  выжившее из ума и отставшее от жизни.
Парадокс произошедший в СССР, что вместо культуры своих родителей, обществу была предложена культура сословия к которому мы не принадлежали (дворянская). Выход из крестьянства переживали, как опасность сравнимую со смертью. Причем не совместно с общиной, но по одиночке и без поддержки. Был дан выбор - либо мимикрируй под советского человека либо умри.  Люди скрывали своё происхождение и стыдились предков. Что предки дремучие люди, живущие суевериями и предрассудками, ничего не знающие, которых надо всячески просвещать.  Идея просвещения дремучего крестьянства, это ещё идея имперская, это не советская идея.

P.S. Лекция интересна тем, что материалом для нее послужили фольклорные экспедиции, которые проводила автор со своими студентами. Задуматься есть над чем.

Re: История российской повседневности

Не устаю поражаться всеобщему упадку РФ. Ну ладно 95 %, широкие народные массы... И при царях, и при Советах звёзд с неба не хватали, чего уж там. А ведь тогда серьёзные Люди играли на повышение! Так что когда после 1991 года по понятным причинам решили играть на понижение и включили дебилизацию на максимум - оставалось только вздохнуть. Но почти мгновенная моральная и умственная деградация науки и учёных в пост-СССР?! Подхалимаж, мелкое и неуклюжее воровство, подлость и профессинальная ничтожность, переходящая в клоунаду.

Nerve пишет:

Каждый из нас хотя бы одним предком упирается в крестьянский мир, и неважно какой: комякский, русский, украинский или мир еврейского местечка.

В первой же фразе чудовищно всё. Тут и филологический уродец "комякский". И неизбежные для россиянских многонационал-толерастов евреи-хлеборобы (местечки - посёлки городского типа, вообще-то). Тут и общий безвкусный и неуместный надрыв в смысле стиля. "Каждый!" "Из Нас!!" И почему неважно, в какой мир упираться-брыкаться? Думается, миры оленевода, киббуцника и украинского куркуля настолько отличны друг от друга, что это и определяет жизнь их обитателей, а не какая-то мифическая солидарность крестьянства.
Но огорчает не подобная чухня.
Огорчает то, что эта самая Адоньева - доктор(!) филологических (!!) наук.

Кто жил в Борисоглебске, тот в цирке не смеётся

3

Re: История российской повседневности

Дядя Серёжа а не нравится не слушай....а я в выходные послуХаю...

Я за свободные джунгли!..

Re: История российской повседневности

"Во всяком случае, несомненно: нам необходимо прежде всего учиться читать, писать и понимать прочитанное". wink

Кто жил в Борисоглебске, тот в цирке не смеётся

5

Re: История российской повседневности

дядя Серёжа пишет:

"Во всяком случае, несомненно: нам необходимо прежде всего учиться читать, писать и понимать прочитанное". wink

...А-а-а-а-а ! так Вы про себя...ну коли Вам необходимо....а мне с моим образованием в русско-туземной школе достаточно эмоционального понимания собеседника...

Я за свободные джунгли!..

6

Re: История российской повседневности

Nerve пишет:

Парадокс произошедший в СССР, что вместо культуры своих родителей, обществу была предложена культура сословия к которому мы не принадлежали (дворянская). Выход из крестьянства переживали, как опасность сравнимую со смертью. Причем не совместно с общиной, но по одиночке и без поддержки. Был дан выбор - либо мимикрируй под советского человека либо умри.  Люди скрывали своё происхождение и стыдились предков. Что предки дремучие люди, живущие суевериями и предрассудками, ничего не знающие, которых надо всячески просвещать.  Идея просвещения дремучего крестьянства, это ещё идея имперская, это не советская идея.

Ужас то какой.
В СССР обществу была предложена дворянская культура... к которой мы никогда не принадлежали.
1.В СССР за принадлежность к дворянству убивали.
2.Дворянство получали русские люди за подвиги.
3.Больше всего дворян было из крестьян получивших дворянство за службу и подвиги.
У царя не было столько отпрысков что бы поставить на все офицерские должности в армии и на должности гражданской  службы.

То ,что в СССР была предложена культура русских героев лживый бред.
В СССР была культура героев-братоубийц , гражданской братоубийственной войны,воевавших против русских дворян героев.

7 (2023-02-03 09:53:53 отредактировано nachoperot)

Re: История российской повседневности

Костик пишет:

2.Дворянство получали русские люди за подвиги.

А кто за будущие подвиги?
"Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя В., близкого нашего родственника."

8 (2023-02-03 11:34:43 отредактировано Костик)

Re: История российской повседневности

nachoperot пишет:

"Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом

    Матушка была еще мною брюхата , как уже я был записан в Семёновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя Б., близкого нашего родственника. Если бы паче всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось. <...> С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. <...>

    Бопре в отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, <...>. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостию была страсть к прекрасному полу; не редко за свои нежности получал он толчки, от которых охал по целым суткам. К тому же не был он (по его выражению) и врагом бутылки. <...> Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, — и потом каждый из нас занимался уже своим делом.

Обучение у француза, впрочем, долго не продлилось: однажды отец Петруши обнаружил «преподавателя» мертвецки пьяным и прогнал со двора. Больше никакого образования главный герой не получал. Когда же Гринёву-младшему исполнилось шестнадцать лет, отец решительно отправил его на службу — и лично позаботился о том, чтобы юношу отправили не в Петербург или ещё какое-нибудь «модное» место, а в настоящую глушь — подальше от картёжников и дуэлянтов. Так Петруша и оказался в Белогорской крепости;


nachoperot,как то  Пушкин скромно промолчал,что кроме немецкого и фрнцузского ещё надо было латынь учить,то есть с русским четыре языка.
Что делать,если учебники были на немецком,французском и латыни.
Учили на языке оригинала.
А потом аттестация на младшее офицерское звание.
Про это можете узнать так же из художественного произведения "Табачный капитан ".

И зачем надо было записывать сержантом если на звание офицера  аттестация нужна?

9

Re: История российской повседневности

Костик пишет:

кроме немецкого и фрнцузского ещё надо было латынь учить,то есть с русским четыре языка.

Ну, мы знаем таких полиглотов. Ленин "хорошо знал немецкий, французский, английский, изучал их, переводил с этих языков, читал по-польски, по-итальянски." smile

10

Re: История российской повседневности

Костик пишет:

И зачем надо было записывать сержантом если на звание офицера  аттестация нужна?

Институт записи дворянских недорослей в военную службу возник в петровскую эпоху, и вплоть до середины XVIII в. нижний рубеж учетного возраста составлял как правило двенадцать лет. Однако злоупотребление "достигло такой степени, что можно было записывать <...> самых и маленьких и не только детей, но самых еще младенцев грудных; и бешенство сие достигло до того, что отыскивались такие, которые записывали еще не родившихся и получали на них паспорта с оставленными для имени пустыми местами <...> И вся мелюзга сия не только записывалась, но жалована была прямо в унтер-офицеры, либо в сержанты... [Болотов 1875. II: 63]."

Прежде, во время оно, запишут тебя в колыбели в сержанты гвардии, да отпустят в домовый отпуск, ан посмотришь, из сержантов на пятнадцатом году и ротмистр армии, хоть от роду не видывал ни коня, ни всадника [Булгарин II/4: 259].

Чтобы получить офицерский чин, нужно было отслужить не менее 15 лет. Поэтому дворянин записывал своих детей в полк с рождения, а потом брал для них что-то вроде учебного отпуска. И вот 16-летний юноша попадал в армию уже в звании, например, подпоручика. Конец этому положил Павел I, который уволил из рядов армии почти три тысячи офицеров. Об этом сообщает "Рамблер".

Звание давали за выслугу лет, а не по аттестации.

11

Re: История российской повседневности

nachoperot пишет:
Костик пишет:

кроме немецкого и фрнцузского ещё надо было латынь учить,то есть с русским четыре языка.

Ну, мы знаем таких полиглотов. Ленин "хорошо знал немецкий, французский, английский, изучал их, переводил с этих языков, читал по-польски, по-итальянски." smile

Ну даа... выучил в отсталой царской гимназии.
Где вместо учёбы секли розгами.
А знаменитые советские конструкторы обычно оканчивали церковно-приходскую школу.

12

Re: История российской повседневности

nachoperot пишет:

Чтобы получить офицерский чин, нужно было отслужить не менее 15 лет.

Или выслуга ,или образование.
Я же привёл Вам пример "Табчный капитан " .Там как раз аттестуют на флотских офицеров после обучения.

13

Re: История российской повседневности

дядя Серёжа пишет:

Не устаю поражаться всеобщему упадку РФ. Ну ладно 95 %, широкие народные массы... И при царях, и при Советах звёзд с неба не хватали, чего уж там. А ведь тогда серьёзные Люди играли на повышение! Так что когда после 1991 года по понятным причинам решили играть на понижение и включили дебилизацию на максимум - оставалось только вздохнуть. Но почти мгновенная моральная и умственная деградация науки и учёных в пост-СССР?! Подхалимаж, мелкое и неуклюжее воровство, подлость и профессинальная ничтожность, переходящая в клоунаду.

Nerve пишет:

Каждый из нас хотя бы одним предком упирается в крестьянский мир, и неважно какой: комякский, русский, украинский или мир еврейского местечка.

В первой же фразе чудовищно всё. Тут и филологический уродец "комякский". И неизбежные для россиянских многонационал-толерастов евреи-хлеборобы (местечки - посёлки городского типа, вообще-то). Тут и общий безвкусный и неуместный надрыв в смысле стиля. "Каждый!" "Из Нас!!" И почему неважно, в какой мир упираться-брыкаться? Думается, миры оленевода, киббуцника и украинского куркуля настолько отличны друг от друга, что это и определяет жизнь их обитателей, а не какая-то мифическая солидарность крестьянства.

Спасибо за неравнодушие. Вы упустили ключевое слово - "аннотация". В видео информация не вполне соответствует описанию, печально, но факт. Вы можете обратиться к авторскому каналу "Русло", разместившему данную лекцию (с аннотацией): "РУСЛО - народное собрание". Портал по сетевой актуализации народных традиций. Дискуссионный клуб - это паблик в ВК. Собрания клуба проводятся на базе Центра славянских культур библиотеки иностранной литературы им. М.И.Рудомино (сообщество Центра славянских культур в ВК - смотреть под ссылкой). Наверное, у них нехватка в историках наблюдается... Можете проконсультировать онлайн, например, о том, как надо составлять тексты-описания.

дядя Серёжа пишет:

Но огорчает не подобная чухня.
Огорчает то, что эта самая Адоньева - доктор(!) филологических (!!) наук.

Причинно-следственная связь какая? Вероятно, вина профессора заключается в том, что она не отследила тексты работников культуры, какими они сопроводили ее лекцию в аннотации.

К самому содержанию лекции претензии, стало быть, нет. Впрочем, вы ее не слушали и слушать не будете. Что ж, это и необязательно совсем. Тем более, что там может быть интересное про крестьян? Или там про сословную ломку. Она уже и не актуальна после 90-х гг., стратификация все равно новая.

Однако, за реакцию - спасибо! Интеллигенция отметилась.

dima1 пишет:

.а я в выходные послуХаю...

Есть текстовая версия - очень короткая:
Адоньева С.Б. Деревня: стигматы сословия // /Диалоги о Шукшине : материалы первой международной научно-исследовательской конференции / [ред. В. Степанов]. - Москва : Фонд возрождения национального культурного наследия имени В. М. Шукшина "Формула успеха" , 2017. - С. 7-18.

В свое время пришлось читать две любопытные статьи на Прагмеме той же Адоньевой:
"История о ёлке" - первая - об эволюции  ритуалов празднования нового года в нашей стране. На понятном языке, что тоже хорошо. И вторая - "Культ мертвых в постсоветской России". Конечно, это научные статьи, антропология, но написано доступно.

Re: История российской повседневности

Nerve пишет:

Однако, за реакцию - спасибо! Интеллигенция отметилась.

Я рад, что вы правильно меня поняли.

Кто жил в Борисоглебске, тот в цирке не смеётся