Тема: История российской повседневности
Источник: проект Прагмема.
Лекция проф., д.ф.н. Светланы Адоньевой "Стигматы сословия" (Клуб "Русло" 30.05.18)
Часть 1
Аннотация.
Каждый из нас хотя бы одним предком упирается в крестьянский мир, и неважно какой: комякский, русский, украинский или мир еврейского местечка. Но это мир, который очень близко к нам находится. В силу особого идеологического фокуса поколению 1930-х годов объяснили, что они воспитаны на великой русской литературе, а также на народной культуре. Но последняя вовсе не соответствовала реальному опыту и знанию крестьянства, это была культура, конструируемая «по заданию партии и правительства». Вопрос, который возникает в этом случае, состоит в том, какой семейный опыт мы транслируем? Часто оказывалось, что семейные ожидания и сценарии, которые мы воспринимаем как свой опыт был не опытом, но знанием, которое мы получили в советской школе. И он конфликтовал с тем опытом, который мы получили из семьи на уровне привычек и навыков. Обычно в советских семьях этот опыт и нормы не проговаривались. ситуация замалчивания и разрыва семейной исторической памяти дала особый рисунок современной жизни россиян.
Часть 2.
Аннотация.
Трагедия разрушения традиционного уклада жизни в 20-30 годах XX столетия в СССР.
Мужское знание перестало передаваться от отца к сыну. Был разрушен институт почитания и уважения старцев. Старшее поколение стало представляться, как выжившее из ума и отставшее от жизни.
Парадокс произошедший в СССР, что вместо культуры своих родителей, обществу была предложена культура сословия к которому мы не принадлежали (дворянская). Выход из крестьянства переживали, как опасность сравнимую со смертью. Причем не совместно с общиной, но по одиночке и без поддержки. Был дан выбор - либо мимикрируй под советского человека либо умри. Люди скрывали своё происхождение и стыдились предков. Что предки дремучие люди, живущие суевериями и предрассудками, ничего не знающие, которых надо всячески просвещать. Идея просвещения дремучего крестьянства, это ещё идея имперская, это не советская идея.
P.S. Лекция интересна тем, что материалом для нее послужили фольклорные экспедиции, которые проводила автор со своими студентами. Задуматься есть над чем.