Тема: Братья Бресткины из Махровки.

http://images.vfl.ru/ii/1622390360/5ff057f7/34642031_m.jpg
(Иван Павлович Бресткин.)


Фото Нежельского из интернета. Сейчас их много продают на сайтах барахолок. Надпись на чистом фоне – Иван Павлович Бресткин, окончивший курс Борисоглебской Александровской гимназии 14 апреля 1916(8?) года. Директор гимназии (роспись). Непонятно для кого предназначалась и откуда она всплыла. На фото неразборчиво-читаемый штамп. Дано кому то для справки? Уже не узнаешь. Лезешь снова в интернет и находишь сведения о этом человеке. Инфа из сайта Подвиг народа – из учетно-послужной карточки. Наградной лист на капитана административной службы, начальника отдела снабжения Ремзавода №9. Карточка коммуниста. Награждение уже майора орденом Красной звезды в 1985 году.
А еще его  брат – Генерал-майор медицинской службы Михаил Павлович.


Бресткин Иван Павлович
Учетно-послужная картотека
Дата рождения: 27.09.1898
Место рождения: Воронежская обл., Борисоглебский р-н, с. Махровка
Дата поступления на службу: 01.10.1918
Воинское звание: капитан админ. сл.
Наименование воинской части: 20 А ЗапФ
Дата окончания службы: 25.12.1946
Награды: Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»


Наградной документ
Дата рождения: __.__.1898
Место призыва: Тамбовский РВК, Тамбовская обл., Тамбовский р-н
Дата поступления на службу: 26.11.1941
Воинское звание: капитан администр. службы
Воинская часть: рем. з-д 9 ГАУ
Даты подвига: 01.04.1943-30.06.1943
Наименование награды: Орден «Знак Почета»
Дата документа: 18.08.1943
Приказ подразделения
от: 18.08.1943
Издан: Президиум ВС СССР

Наградной документ
Дата рождения: __.__.1898
Воинское звание: майор интенд. службы
Кто наградил: Президиум ВС СССР
Наименование награды: Орден Красной Звезды
Дата документа: 17.11.1945


Бресткин Иван Павлович
Картотека личных дел ЦАМО (политработника)
Дата рождения: __.__.1898
Воинское звание: майор
Годы службы: __.__.1918 - __.__.1922; __.__.1941 - __.__.1946
Номер карточки: 2014180

Re: Братья Бресткины из Махровки.

Бресткин Михаил Павлович
Записи из ГУК
Дата рождения: 22.04.1895
Место рождения: Воронежская область Борисоглебский район село Махровка
Дата призыва: 01.02.1918
Воинское звание: генерал-майор медицинской службы
Дата выбытия: 07.06.1986

http://images.vfl.ru/ii/1634220832/9352faf4/36257939_m.png

http://images.vfl.ru/ii/1634220881/db2fd647/36257959_m.png

http://images.vfl.ru/ii/1634221044/92cc1120/36257999_m.png

Re: Братья Бресткины из Махровки.

Основоположник научной школы авиационной медицины (к 120-летию со дня рождения М.П. Бресткина)

http://images.vfl.ru/ii/1634220301/db20034e/36257721_m.png

Михаил Павлович Бресткин – доктор медицинских наук (1951), профессор (1954), лауреат Государственной премии Союза Советских Социалистических Республик (1951), генерал-майор медицинской службы (1946) – человек, вошедший в историю России как основоположник научной школы авиационной медицины и выдающийся физиолог, который внес неоценимый вклад в развитие отечественной авиационной и космической медицины. Михаил Павлович родился 22 апреля 1895 г. в селе Махровка Борисоглебского уезда Воронежской губернии. В 1916 г. после окончания Борисоглебской частной гимназии поступил в Военно-медицинскую академию (ВМА). Во время обучения в академии М.П. Бресткин проявил большой интерес к физиологии человека, учась непосредственно под руководством великого физиолога, академика и первого Российского нобелевского лауреата И.П. Павлова. В 1921 г. после окончании ВМА, по предложению И.П. Павлова, Михаил Павлович был оставлен институтским врачом для усовершенствования. В 1924 г. он под руководством академика И.П. Павлова и профессора В.В. Савича блестяще завершил экспериментальную работу по пищеварению в желудке и двенадцатиперстной кишке.
С 1926 по 1952 г. жизнь и научно-педагогическая деятельность Михаила Павловича неразрывно связана с кафедрой физиологии ВМА, где он проявил себя как блестящий учитель: его лекции характеризовались исключительной четкостью, ясностью изложения и прекрасными и умелыми показательными вивисекциями. Из воспоминаний выпускника ВМА М.М. Кириллова: «Интересными были лекции и занятия по нормальной физиологии. В ее аудитории лекции читал профессор М.П. Бресткин, он умело проводил показательные вивисекции под наркозом на аудиторном столе» [5]. В 1945 г. капитан медицинской службы Олег Георгиевич Газенко прибывает для прохождения курса усовершенствования в ВМА, где непосредственным наставником на кафедре физиологии становиться профессор Михаил Павлович Бресткин. Он предложил Олегу Георгиевичу исследовать влияние гипоксии на высшую нервную деятельность собак. Так начинался научный путь основоположника космической медицины академика О.Г. Газенко. В своих мемуарах О.Г. Газенко, очень тепло отзывался о своем учителе Михаиле Павловиче Бресткене: «С большой симпатией и благодарностью я вспоминаю Михаила Павловича – замечательного ученого и педагога, честность и принципиальность которого были продемонстрированы в период злополучной объединенной сессии. Он был в числе очень немногих людей, которые не изменили Л.А. Орбели» [6]. В 30-х годах ХХ в. при Научно-исследовательском аэроинституте организуется секция авиационной медицины, в которую приглашают М.П. Бресткина в качестве научного сотрудника. С секции авиационной медицины начинается продуктивная деятельность Михаила Павловича в области авиационной медицины, позволившая в дальнейшим стать ему одним из ведущих советских физиологов авиационной медицины. Совместно с П.И. Егоровым и А.А. Сергеевым он начал изучение влияния на организм изменения атмосферного давления для подготовки рекордного полета стратостата «Осоавиахим» на высоту 22000 м. На основе этих исследований были сформулированы основные принципы физиологического подхода к герметичной вентилируемой кабине и кислородного обеспечения стратонавтов, которые легли в основу медицинского обеспечения стратосферных полетов. В 1936 г. Л.А. Орбели и М.П. Бресткину удалось создать при кафедре физиологии специальную баролабораторию, полностью обеспечивающую экспериментальную работу других кафедр. Именно с этого момента ряд кафедр (факультетская терапия, патофизиология, биохимия, физиология, клиника нервных болезней и др.) включаются в разработку новой, сложной и чрезвычайно актуальной проблемы – проблемы кислородного голодания. В годы Великой отечественной войны Михаил Павлович становится заместителем Л.А. Орбели на посту начальника кафедры (1943), одновременно развертывает и возглавляет лабораторию авиационной медицины. В эти годы при непосредственном участии М.П. Бресткина и под его руководством проведены исследования по изучению воздействия на организм ряда экстремальных факторов: повышенного и пониженного давления воздушной среды, гипоксии и гипероксии, гипокапнии и гиперкапнии, повышенного давления азота, высоких температур, интенсивной мышечной деятельности. Под руководством Михаила Павловича Бресткина группа сотрудников кафедры нормальной физиологии (В.А. Винокуров, В.В. Левашев и А.И. Хромушкин) начинают разрабатывать совершенно новую проблему – проблему влияния ускорений на организм животных и человека. Работа была проведена совместно с Летно-исследовательским институтом и стала первой экспериментальной работой в советской авиационной медицине.

В блокированном Ленинграде в баролаборатории кафедры физиологии под руководством М.П. Бресткина проводились исследования по разработке режимов тренировки летчиков к высотным полетам. Там же изучались особенности развития и профилактики декомпрессионной болезни. Еще раньше, под руководством академика Л.А. Орбели, ученые разработали режим выхода из затонувших подводных лодок. Моряки применяли его в Балтийском и Черном морях. В 1943-м М.П. Бресткин возглавил в Москве лабораторию авиационной медицины. Достижения в научной сфере были такими масштабными, что для их осмысления и реализации потребовалось объединить все научную мощь отечественной медицины. 30 июня 1944-го была создана Академия медицинских наук СССР. Успех военных медиков стал возможен благодаря разработанной системе этапного лечения раненых и больных с их эвакуацией по назначению.

Полученные авторами данные в 1946 г. были опубликованы в монографии «Новые данные о влияние ускорений на организм летчика в полете». В 1951 г. Михаил Павлович Бресткин становится лауреатом Сталинской премии «За разработку новых методов физиологических исследований» (за исследования по изучению влияния ударных перегрузок катапультирования в направлении «голова – таз» выполненные в 1946 г.). В этом же году М.П. Бресткин становится начальником кафедры нормальной физиологии ВМА, входит в правление Ленинградского общества физиологов, биохимиков и фармакологов им. И.М. Сеченова. Активно продолжает разработку вопросов физиологии военного труда, что приводит в 1952 г. к созданию в ВМА кафедры физиологии военного труда. В это время на кафедре изучались вопросы адаптации военнослужащих к необычным факторам военного труда.
«После прорыва блокады Ленинграда в горизонтальной затопляемой барокамере ВМедА в 1944 - 1945 гг. была продолжена прерванная войной проверка режимов декомпрессии при дыхании КГС. Работу проводили Е.М. Крепс, А.П. Бресткин, К.А. Павловский, Б.Д. Кравчинский, А.Г. Жиронкин, А.Ф. Панин и др. По сравнению с испытаниями 1941 г. перед исследователями была поставлена более сложная задача - отработать режимы при погружениях в холодную воду при тяжелой мышечной работе. До 100-метровой глубины разработанные Б.Д. Кравчинским и С.П. Шистовским таблицы оказались безопасными даже при выполнении тяжелой работы. Но на больших глубинах случаи декомпрессионных заболеваний заставили прибегать к лечебной рекомпрессии и вносить поправки в режимы. Испытания были успешно проведены на глубины до 80 м с экспозицией на грунте 60 мин, до 100 м - 45 мин и на глубины 160 - 200 м с экспозициями 10 и 15 мин.
В 1946 г. под руководством Е.М. Крепса на Черноморском флоте в районе Сухуми со спасательного судна «Алтай» были проведены глубоководные водолазные спуски. В работе принимали участие К.А. Павловский, А.Г. Жиронкин, З.С. Гусинский, И.А. Александров, водолазы И.И. Выскребенцев, Б.А. Иванов, С.П. Кийко, Л.Ф. Кобзарь и др. Экспериментальные спуски проводились на глубины до 200 м в индивидуально-спасательном аппарате (ИСА) на КГС с использованием открытого водолазного колокола. На завершающем этапе испытаний в них приняли участие Л.А. Орбели и М.П. Бресткин. Проведено 50 парных водолазных спусков, испытаны инжекторно-регенеративное снаряжение ГКС-1 и закрытый водолазный колокол А.З. Каплановского. Однако это достижение осталось неизвестным для мировой общественности, и длительное время рекордами считались спуски английских водолазов Уилфорда Балларда на глубину 166,7 м (1948 г.) и Дж. Вуки на глубину 183 м (1956 г.).
В 1948 - 1949 гг. А.П. Бресткин переработал режимы декомпрессии водолазов и методику спусков на глубины до 200 м с использованием КГС. С целью уменьшения степени охлаждения организма водолазов, сокращения расхода гелия и упрощения конструкции закрытого водолазного колокола в режимы декомпрессии введен с 60 м воздушный этап декомпрессии и с 20 м - кислородный этап.
В 1949 - 1950 гг. под руководством М.П. Бресткина с участием Е.М. Крепса, Н.А. Клименко, А.Ф. Панина, А.Ф. Маурера, З.С. Гусинского, А.Ф. Кобзаря, Н.В. Соловьева, И.А. Александрова, В.В. Смолина, А.П. Бресткина и водолазов Черноморского флота проведено обследование сухогрузного судна «Серов», затонувшего на глубине около 135 м. Экспериментальные водолазные спуски проводились в снаряжении ГКС-3 с использованием КГС, открытого и закрытого водолазных колоколов. В результате этих работ были приняты на снабжение ВМС глубоководное водолазное снаряжение ГКС-3, закрытый водолазный колокол и режимы декомпрессии для спуска водолазов на глубины до 150 м с использованием КГС, воздуха и кислорода. Новые режимы декомпрессии и методика глубоководных водолазных спусков на глубины до 150 м вошли во «Временное наставление по проведению глубоководных водолазных спусков с применением гелиокислородных смесей» (1950). Эта работа была последней для Постоянной комиссии под руководством Л.А. Орбели.»
Чучалин А. Г.Респираторная медицина.

В 1958 г. Михаил Павлович уходит в отставку, а на базе кафедры военного труда формируется новая кафедра – авиационной медицины. После увольнения из рядов Вооруженных сил он продолжил активно заниматься общественной и научной деятельностью вплоть до 1985 года, продолжая совершенствовать медицинское обеспечение полетов. М.П. Бресткин – автор и соавтор около 50 научных работ, посвященных вопросам физиологии труда военных специалистов. Под его руководством выполнено 43 диссертационные работы. Он награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды и медалями. Михаил Павлович внес выдающийся вклад в изучении влияния давления окружающей газовой среды на организм летчиков, одним из первых приступил к изучению воздействия перегрузок при полетах, тем самым заложил фундамент в развитие авиационной и космической медицины в нашей стране и стал одним из основоположников развития школы авиационной медицины в ВМА.
История медицины.
Вестник Российской Военно-медицинской академии. №1(53) – 2016 г.