Re: История Борисоглебска, документы, фотографии, предметы

Длинны и загребущи руки монахов уже тогда были. Речка Распердяйка - какая прелесть smile

Кто жил в Борисоглебске, тот в цирке не смеётся

Re: История Борисоглебска, документы, фотографии, предметы

первачек пишет:

1702 год.

Спорное дело Савина Сторожевского монастыря о земельных угодьях.

Лет 20 назад я перепечатывал для Владимира Васильевича Самошкина нечто похожие тексты - запомнились казаки, которые жили у новопостроенного городка еще до.., бортные угодия. Ну, и монастырь Сторожевский.

Это не тот же самый текст? Или архивы те же.

LiveJournal Russian Om

Re: История Борисоглебска, документы, фотографии, предметы

В чате Телеграма спрашивают, в каком месте находился фонтан и бульвар? Я предполагаю, что на месте "пьяного сквера".

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_wEoj77J9Gm.jpeg

LiveJournal Russian Om

Re: История Борисоглебска, документы, фотографии, предметы

Об огнеборцах.

У города Борисоглебск – городская (общественная) пожарная команда. О времени ея создания не имеется надлежащих сведений. В составе команды числятся: брандмейстер, помощник брандмейстера и 27 пожарных  служащих. Из форменной одежды пожарная команда имеет одни только шапки.
Хозяйственная часть пожарной команды состоит из восьми труб, десяти бочек, одного багрового хода и двадцать семь упряжных лошадей.
Статистика пожаров при команде не ведется.
В районе выезда пожарной команды считается 2189 домов с населением в 16000 душ.
В Борисоглебском уезде, при восьми волостных правлениях, существует значительный пожарный инвентарь, состоящий из 18 пожарных труб, 2 насосов, 110 бочек, 16 багровых ходов, 11 линеек, 52 багров и двух фургонов для рукавов пожарных труб
При пожарном обозе помянутых волостных правлениях считается 70 постоянных лошадей.
Что же касается личного состава составляемых на случай пожаров при означенных волостях сельских пожарных команд, то из имеющихся по сему предмету данных видно, что весьма значительное число людей (683 человека) числится  лишь при команде, находящейся при Павлодарском волостном правлении, в остальных же командах число пожарных рабочих не определено.
Кроме перечисленных пожарных команд, находящихся при волостных правлениях, обращают на себя внимания сельские пожарные команды, существующие с 1869 года, в селениях: Сукмановка и Ивановка, Борисоглебского уезда. В составе этих команд определенных пожарных служителей не имеется, хотя при пожарных обозах состоят два начальника команд под руководством коих очевидно, тушатся пожары самими местными обывателями. В хозяйстве означенных команд имеется: 3 пожарных трубы, 18 бочек, 3 багровых хода и 5 упряжных лошадей.

(О пожарных командах. 1892 год.)

Re: История Борисоглебска, документы, фотографии, предметы

На антикварном "мешке" продают историю, в том числе и Борисоглебска.

http://images.vfl.ru/ii/1600097475/14fd2aa5/31631260_m.png

Милая Нюра!
Как ты там поживаешь?
Ходишь ли на бульвар, в иллюзион и часто ли вспоминаешь нашу компанию?
Я постоянно вспоминаю последние дни, проведенные в Б. Хорошо бы было если бы они когда нибуть повторились.
Открытку твою получила, благодарю за пожелания. В свою очередь на имен. Третью рюмку я выпила за твое счастье и исполнение твоего желания, (чего я тебе от души желаю.)
От Мануши получила три открытки, а ему послала письмо, жду ответа. Как дела с Ш?
PS.Недавно была у Зины, ея дела ничего Москва аккуратна. Пиши кратко целую тебя. Маня шлет привет. …..
Борисоглебск.
Тамбовской губ.
Синявина улица.
ЕВБ.
Анне Семеновне Зотовой.

http://images.vfl.ru/ii/1600097610/671d413d/31631286_m.png

Христос Воскрес Дорогой Иван Казьмич и Мария Емельяновна и Т(П)оля.
Поздравляю вас с великим праздником Святой Пасхи. Дай бог всем встретится и провести в радости и благополучии.
Семен Лукян. (Г)ришин. 1916 год. 5 апреля.
Г. Борисоглебск.
Тамбовской губернии.
В Канцелярию Воинского Начальника Иван Казьмичу Васильеву.

Re: История Борисоглебска, документы, фотографии, предметы

А табачек в Борисоглебске был никудышный.

http://images.vfl.ru/ii/1600098395/51d1f17a/31631381_m.png

http://images.vfl.ru/ii/1600098526/3b7182e5/31631392_m.png

157

Re: История Борисоглебска, документы, фотографии, предметы

Хм-м-м-м...а Анна Семёновна Зотова видать была докА  в деле счастья своих родственников,интересно а сколько она рюмочек в тот день подняла ??

Я за свободные джунгли!..

Re: История Борисоглебска, документы, фотографии, предметы

В старом семейном альбоме я нашла вот это фото. С обратной стороны единственная надпись " Борисоглебск 1954г" Может кто нибудь узнает своих родных и близких людей?

Светлана Корчемкина

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_nq2vYCvBel.jpeg

Подслушано - Борисоглебск

LiveJournal Russian Om

159

Re: История Борисоглебска, документы, фотографии, предметы

Здравствуйте.
Думаю, что мой вопрос подходит под эту тему.
Меня интересует информация о каком-либо мистическом месте в Борисоглебске (бывшее старое кладбище не предлагать) или районе. Возможно, с таким местом связаны какие-либо исторические события. Буду признателен за краткий рассказ на эту тему.

Re: История Борисоглебска, документы, фотографии, предметы

Если кто читал книгу о Борисоглебске «Крепость на Хопре», историка-краеведа, директора Борисоглебского музея Апалькова Юрия Александровича, и В.М.Голованова, то на странице 35 есть такой текст:

…»В начале 18 века разбойничьи опустошительные набеги на окрестные деревни и села совершали татары. Такой набег был совершен в 1713 году. Сам Борисоглебск был разграблен и сожжен. Вскоре попавших в плен стали продавать на невольничьих базарах Востока. Сохранилась челобитная (т.е. жалоба) на имя государя от священника Макария Корнилова, бежавшего из татарского плена. В ней говорилось: «Державнейший царь, Государь милостивейший! В прошлом, Государь, 1713 году крымские и кубанские татары приходили под город твой Тамбов и Борисоглебск и под иные многие места, и великое разорение учинили: церкви Божьи, села и деревни пожгли, людей в полон (т.е. в плен) побрали многое число, и в отчине светлейшего князя Александра Даниловича русских и черкас (т.е. украинцев) взяли в полон 3000 человек, в том числе был взят и я, богомолец, с женой и детьми, и отведен был на Кубань, а из Кубани помощью Божью я, богомолец твой, от басурманских рук ушел, а жена и дети доныне на Кубани в полону. А когда по указу Вашего царского Величества с турецким султаном договор был предложен, чтобы  русских пленников возвратить, то татары собрали в улусе Ковыля пленных малое число, и то старых и малолетних, и привели на Дон в станицу Черкасскую, а за прочих пленных они, татары, привезли с собой 5 тысяч рублей денег, что весь этот полоненный народ весь они продали в дальние места.»

Самое главное в этой челобитной, а насколько было правильно было утверждение в том, что город Борисоглебск был сожжен. Так как история, это такая наука, где утверждать категорично в правдивости источников, или же домыслов к ним, весьма трудно, то попробуем разобраться еще в одном документе давних лет.

Некий Алексей Титов, желая уйти с государственной службы, подал прошение в Правительствующий Сенат, с просьбой освободить его на заслуженный отпуск. Описывая годы и места своей службы, он указывал очень интересные данные, которые касаются и истории нашего Борисоглебска.

Вот тот документ: (Интересующие сведения выделены).

«2 июля 1741 года По указу Его Императорского Величества, правительствующий сенат слушал учиненного в геродмейстерской конторе экстрата по челобитью ассесора Алексея Титова, которым объявляет: служил он с новогородскими дворяны и в 700 году был под Нарвою, а в 702 году взят, по указу адмиралтейский приказ к делам и послан был для сбора корабельных денег в 704 году в Юрьевец-Поволжский, в Балахну, в 706 году в Лух и в Шую, в 707 году в Кинешму, в 708 в Вологду, в 710 в новопостроенный город Борисоглебск, который построен на реке Хопре, устье Вороны, на перелазах, для удержания кубанских татар, и велено ему прежняго воеводу переменить в том городе; в том же 710 году по определению азовской губернии губернатора Толстова и ландрихтера Кикина, велено ему быть во оном городе Борисоглебске комендантом, в котором и был по 716 год, и от набега кубанских татар как градских, так и уездных людей охранял со всяким прилежанием, а паче в 713 год, в приход кубанской орды татар, как градских, так и уездных людей ни до какого разорения, паче же до взятия в плен, не допустил; в 716 год определен он в Воронежскую губернию коммисаром, в которой и был по 722 год; а в 722 год явился в правительствующий сенат на смотр и, по выбору из шляхетства, был в Суздальской провинции от земли коммисаром у сбора подушных денег на Киевский пехотный полк, а в 739 году, по разсмотрению прав. Сената, определен он в коллегию экономии ассесором в которой и был, а в 740 году, по сообщенному из прав. Сената в Москву, в сенатскую контору, ведению, приговором оной конторы определен в московскую дворцевую счетную комиссию ассесором же, и в той коммисии при делах был же; в том же 740 году, по именному Е. И. В. указу, велено в той коммисии счеты по 740 году оставить, а бывшим в той коммисии членов и служителей, по отдаче в надлежащие места книг и счетов и прочих дел, которые определены были из других мест, а места их не заняты, тех определением сенатской конторы велено определить на прежние места, а излишних, для определения, к другим делам отослать в герольдию, и по силе того определения, к другим делам отослан он в герольдмейстерскую контору, а ныне он весьма одержим головою и другими неисцелимымы болезнями, також и глазами мало видит, затмение в голове его, а в глазах помрачнение, и за теми его болезнями, за старостью и дряхлостью, при штатских делах быть не может, а служил от при штатских делах 38 лет и положенныя дела отправлял со всякою ревностью безпорочно, и просит он, Титов, чтоб за старостью и дряхлостью и за выше писанными болезнями и за долговременния его при штатских делах безпорочныя службы, без взятия рекрут, оставить вовсе, с награждением ранга; а по справке в герольдмейстерской конторе, он Титов, к смотру с городовыми дворяны, а в приезде показал: был в Воронежской провинции коммисаром, февраля 14 дня того года с смотра сенатского отмечен: был у того дела, а марта 22 дня того же года, с смотра сенатского, отмечен в валовой: декабря 20 дня 739 года, по приговору прав. Сената, велено быть в коллегии экономии ассесором; июля 5 дня 740 года, по приговору прав. Сената, велено оного Титова из той коллегии отослать, для определения к другим делам, в герольдмейстерскую контору, который и отослан: ноября 2 дня того же года, по приговору прав. Сената, определить в Московскую дворцевую счетную коммисию ассесором же, которая коммисия, по силе именного Е. И. В. указа декабря 13 дня 1740 года, отставлена, а того же декабря 16 дня, по силе же прав. Сената приговора, он Титов, из той коммисии отослан в герольдию для определения к другим делам, - приказал: оного Титова от дел отставить вовсе, без взятия рекрут.»

Есть ли возможность у кого либо задать этот  вопрос директору нашего музея в его  в группе, интересно бы услышать его ответ. Документ этот напечатан в "Сенатский архив Журналы и определения Правительствующего Сената" - за 1741 год,  электронная библиотека.

161 (2020-12-29 20:32:48 отредактировано дядя Серёжа)

Re: История Борисоглебска, документы, фотографии, предметы

первачек пишет:

историка-краеведа, директора Борисоглебского музея Апалькова Юрия Александровича, и В.М.Голованова,

Ну, первого ещё можно с натяжкой так назвать. Хотя любые его изыскания нуждаются в тотальной проверке. Тенденциозен до невозможности, так что - глаз да глаз! А уж Голованов... Не хочу останавливаться на уровне интеллектуального развития и моральном облике покойного. Они, в общем, известны широкому кругу лиц. Но человек называл себя "генера-лейтенантом казачьих войск" и имел наглость являться в "форме" и с десятком "боевых орденов" на лекции в БГПИ! По-моему, усё ясно - верить нельзя ни в чём ни на гран.

Кто жил в Борисоглебске, тот в цирке не смеётся

Re: История Борисоглебска, документы, фотографии, предметы

дядя Серёжа пишет:
первачек пишет:

историка-краеведа, директора Борисоглебского музея Апалькова Юрия Александровича, и В.М.Голованова,

Ну, первого ещё можно с натяжкой так назвать. Хотя любые его изыскания нуждаются в тотальной проверке. Тенденциозен до невозможности, так что - глаз да глаз! А уж Голованов... Не хочу останавливаться на уровне интеллектуального развития и моральном облике покойного. Они, в общем, известны широкому кругу лиц. Но человек называл себя "генера-лейтенантом казачьих войск" и имел наглость являться в "форме" и с десятком "боевых орденов" на лекции в БГПИ! По-моему, усё ясно - верить нельзя ни в чём ни на гран.

Спасибо дядя Сережа и на том, что не Костик откликнулся и не приволок очередную порцию трупов с фиг знает откуда. Но про меня пускай хоть горшками обзываются, но как бы от него хотя бы какой ни буть комментарий почитать. Может постепенно надо начинать дописывать то, что с годами открывается новое?

Re: История Борисоглебска, документы, фотографии, предметы

Это само собой!

Кто жил в Борисоглебске, тот в цирке не смеётся

164

Re: История Борисоглебска, документы, фотографии, предметы

?? А я так и не понял,а что всё-таки было в 1713году то?Был сожжён Борисоглебск или наврал поп ??

Я за свободные джунгли!..

Re: История Борисоглебска, документы, фотографии, предметы

dima1 пишет:

?? А я так и не понял,а что всё-таки было в 1713году то?Был сожжён Борисоглебск или наврал поп ??

Не поп наврал, а то как интерпретируют источник иногда наши историки.  Поп ведь говорит: -приходили под город твой Тамбов и Борисоглебск и под иные многие места, и великое разорение учинили:  церкви Божьи, села и деревни пожгли, людей в полон (т.е. в плен) побрали многое число.
Это по всей видимости и объясняют и  сожжения Борисоглебска.
Но. если других источников по ранней истории города мало есть, то описаний епархий, в том числе и Тамбовской, много. И составленное в 1722 году описание Борисоглебского благочиния ни в одном слове не упоминает такого события, хотя в нем очень много упоминаний о переходе попов, и др. служащих церкви в другие церкви, в связи с тем, что "церковь был сожжена бусурманами".
Как мне кажется, если бы хоть одну церковь тогда сожгли, а татары жгли их наверное в первую очередь, то воспоминание бы об этом было обязательно.

166 (2020-12-31 03:54:04 отредактировано Костик)

Re: История Борисоглебска, документы, фотографии, предметы

dima1 пишет:

?? А я так и не понял,а что всё-таки было в 1713году то?Был сожжён Борисоглебск или наврал поп ??


»В начале 18 века разбойничьи опустошительные набеги на окрестные деревни и села совершали татары. Такой набег был совершен в 1713 году. Сам Борисоглебск был разграблен и сожжен. Вскоре попавших в плен стали продавать на невольничьих базарах Востока. Сохранилась челобитная (т.е. жалоба) на имя государя от священника Макария Корнилова, бежавшего из татарского плена. В ней говорилось: «Державнейший царь, Государь милостивейший! В прошлом, Государь, 1713 году крымские и кубанские татары приходили под город твой Тамбов и Борисоглебск и под иные многие места, и великое разорение учинили: церкви Божьи, села и деревни пожгли, людей в полон (т.е. в плен) побрали многое число, и в отчине светлейшего князя Александра Даниловича русских и черкас (т.е. украинцев) взяли в полон 3000 человек, в том числе был взят и я, богомолец, с женой и детьми, и отведен был на Кубань, а из Кубани помощью Божью я, богомолец твой, от басурманских рук ушел, а жена и дети доныне на Кубани в полону.


и в вотчине светлейшего князя Александра Даниловича русских и черкас (т.е. украинцев) взяли в полон 3000 человек, в том числе был взят и я, богомолец,

Богомолец был взят в плен не в Борисоглебске ,а в вотчине  светлейшего князя Александра Даниловича.

Вотчина, родовое, наследственное земельное владение.

Борисоглебск не был наследственным владением светлейшего князя Александра Даниловича.

Так,что про Борисоглебск богомолец ничего не писал.

Re: История Борисоглебска, документы, фотографии, предметы

В описании церквей Борисоглебска писано:

"В городе Борисоглебском построена и освящена святая соборная церковь во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба по указу Императорскаго Величества и по благословению преосвященнаго Стефана, митрополита Разанскаго и Муромскаго, из патриаршаго казеннаго приказа в 1704 г.; служба в ней повседневная.
При той церкви служит поп Иван Ксенофонтов, уроженец он Тамбовскаго уезда, села Темешева, попа Ксенофонта сын, посвящен в попы к оной соборной церкви преосвященним Игнатием, еп. Суздальским и Юрьевским, в 1714 г., на место бывшаго попа Иосифа Диомидова, по прошению борисоглебских подъячих и городских воротников.
При той же соборной церкви служит диакон Михаила Феодоров, уроженец города Борисоглебска, Чегарадской слободы, попа Федора сын, посвящен во диаконы преосвященным Пахомием, митрополитом Воронежским и Елецким, в 1718 г, на место бывшаго диакова Василия Сафонова, по прошению борисоглебских подъячих и городских воротников.
При оной же соборной церкви служит дьячек Ларион Васильев по указу преосвященнаго Пахомия, митрополита Воронежскаго и Елецкаго, уроженец города Доброва, соборнаго понамара Василья сын."

Кто же это такие - городские воротники? Сначала думал, может быть городских жителей, так именуют. Оказалось, что слово это от - ворота. ВОротники, те кто на воротах. Так столько же их было?
Самый подробный ответ нашел в описании города Петровск, можно сказать, брата Борисоглебска, ибо они были основаны одним указом Петра.
Вот что пишет М. Полубояров на сайте  https://www.petrcity.ru/?s=ocherk12 об воротниках:

"....не совсем близко от обочины располагалась караульная изба, в которой дежурили ворутники. В краеведческой литературе укоренилось мнение, будто бы в обязанность воротников как особой категории служилых людей входило лишь отпирание и запирание крепостных ворот. Но это слишком простая и легкая работа, не требующая особой квалификации. (В данном случае речь идет о простейших, не каменных крепостях, где ворота представляли собой сложное инженерное сооружение). В нашем случае воротники - это люди, контролировавшие проезд по дороге, безопасность которой обеспечивала Петровская крепость. Ворота делались там, где их невозможно или трудно было объехать. Они запирались тяжелым бревном наподобие шлагбаума, чтобы проезжающие не могли открыть их с ходу. Встреча воротников с незнакомыми людьми всегда таила в себе опасность. Так что при приближении путников воротники готовили оружие к стрельбе, занимая оборонительные места в караульной избе или в шанцах (окопчике). Караульная изба или шанец располагались с учетом того, чтобы неприятель не ворвался в них с ходу. Для этого строили надолбы и чеснок (наклонный частокол с заостренными вершинами). Навстречу проезжающим выходил воротник. Из-за запертых ворот он приглашал к себе одного из путников и требовал подорожную грамоту. Таким образом, воротник должен был уметь читать. Тем временем остальные следили за действиями проезжающих, чтобы в случае надобности прикрыть огнем из мушкетов отход товарища. Если документ не вызывал подозрений, ворота отпирались, и проезжающие следовали дальше. Подозрительных лиц задерживали и вели в крепость для допроса в воеводской канцелярии."

По всему, где то и вокруг Борисоглебска стояли такие воротники на дорогах, охраняя город от напасти.

Re: История Борисоглебска, документы, фотографии, предметы

Костик пишет:

Богомолец был взят в плен не в Борисоглебске ,а в вотчине  светлейшего князя Александра Даниловича.

Вотчина, родовое, наследственное земельное владение.

Борисоглебск не был наследственным владением светлейшего князя Александра Даниловича.

Так,что про Борисоглебск богомолец ничего не писал.

Богомолец пишет все верно:  "...крымские и кубанские татары приходили под город твой Тамбов и Борисоглебск и под иные многие места."

Под Борисоглебск. А не в самый город. Владения Меншикова - за рекой Вороной, - Нижняя Грибановка, Верхняя Грибановка и Алабуги. Вполне возможно, что подняв стрельбу из нашей музейной пушки (вроде бы как есть такая), городские воротники отбили напасть бусурманов через реку. Был ли в то время мост, не могу сказать. Может быть, что мостов в то время и не было - река Ворона имела наверное в то время три-четыре русла в районе современного Красного моста.

Re: История Борисоглебска, документы, фотографии, предметы

Чтобы найти истину, или хотя бы определится с предположением был ли сожжен Борисоглебск, попробуем найти сведения о времени прихода татар, их пути, ведь Борисоглебск находится за землями Войска Донского, и пройти такое расстояние бесследно татары не могли.
Итак: (из инета.0)

"Наиболее разорительные набеги были совершались в районе Дона и Волги, слабо прикрытом пограничными оборонительными сооружениями. Ещё в марте 1713 года татары под командованием Бахти-Гирея и Джантемир-мурзы разорили Донские городки около Черкасска. Далее орда прошла через Волго-Донское междуречье и разорила деревни в Усердском, Валуйском, Верхососенском, Ольшанском и Полатовском уездах Воронежской губернии. Татары атаковали городки по Изюмской черте, попытались преодолеть саму черту, но узнав о приближении регулярных сил под командованием генерал-майора Келина, отступили в степь.

Сильные набеги продолжились и в августе 1713 г., уже после заключения русско-турецкого мира. Татары Бахти-Гирея и некрасовцы (25 тыс. человек) сожгли по Хопру, Медведице и Дону девять станиц. И.А. Толстой писал, что у Азова собралось 20 тыс. татар и они пошли «по ногайской стороне меж Волги и Дона вверх под казачьи городки и Русь». Татары разорили русские земли по Хопру, Битюгу, дошли до Тамбова, Козлова, Пензы, разоряли деревни под Саратовым. Лишь только выдвижение казанским губернатором П.М. Апраксиным отряда в 4 тыс. человек позволило защитить оборонительную черту и не дать татарам пройти дальше вглубь. Ущерб от набегов Бахти-Гирея в 1713 г. был очень велик. Всего татарами было убито 1554 человека, взято св. 14 тыс. «ясыря», отогнано 38 тыс. голов крупного и 79 тыс. голов мелкого скота, разрушено 26 церквей. Общий ущерб от этих набегов составлял свыше 275 тыс. рублей.

1713 г. май    Кубанские татары Бахти-Гирея и некрасовцы- 20 - 25 тыс. чел.
    Харьковский и Изюмский полки, Лебедин, Донские городки. Разорили поселения по рекам Хопёр и Медведица.    215 чел. убито, 1654 пленных, разорили 3 церкви, разорено дворов на 138323 руб., угнано 6427 лошадей, 11133 коровы, 19696 голов мелкого скота.

1713 г. май-август    Мелкие отряды крымских татар
    Окрестности Тамбова, Пензы, Саратова.    102 чел. убито, 3110 пленных, разорена церковь, разорено дворов на 27290 руб., угнано 4610 лошадей, 5050 коров, 24417 овец на 7293 руб., 32 верблюда."

Из перечня нашествий можно склонятся ко второму, тем более, что даже захваченное количество пленных приблизительно совпадает -3000 человек. То есть, это были мелкие отряды  татар - как пишет в челобитной " крымские и кубанские татары приходили под город твой Тамбов и Борисоглебск".

Может быть, что, пройдя по правому берегу реки Хопра и Вороны, мелкие отряды и не стали переправляться через реку Ворону, и брать штурмом город. Как пишут в описании этих набегов, -"Татары, не любившие и не умевшие брать штурмом крепости, больше интересовались грабежом деревень и захватом «ясыря». Вполне возможно, что буквально недавно основанный город Борисоглебск в 1713 году представлял для мелких отрядов весьма трудную добычу.

А вот к 1722 году город опустел намного. Может быть именно набеги в 1716 году, которые были еще более жестокие, способствовали этому, хотя город и в тот раз оставался в стороне.

Re: История Борисоглебска, документы, фотографии, предметы

Так, как город Борисоглебск был по всей видимости, одним указом Петра «повелено» к строительству, то изучаем историю двух этих городов одновременно. Ведь многое пересекается.

Еще одна загадка.

«…Мы уже упоминали об указе патриарха Адриана, в котором говорится об указе царя Петра от 5 ноября 1697 г., по которому следовало город строить на реке Медведице. Однако патриаршия грамота интересна, кроме того, загадочной историей со строительством первого в городе храма. Патриарх велел возвести соборную церковь во имя святых великомучеников Бориса и Глеба, а построили во имя святых Петра и Павла. Читаем грамоту патриарха:
«Божьей милостью великий господин святейший Кир Адриан, архиепископ Московский и всея России и всех северных стран патриарх. В нынешнем 206 году ноября в 5 день в указе великого государя из приказу Казанского дворца за приписью дьяка Данила Никитина написано: в нынешнем 206 году, по именному великого государя указу, велено меж Саранска [Саратова] и Пензы на реке Медведице сделать город, чтобы впредь в украинные города и тех городов в уезды, и в села, и в деревни, которые поселились вновь за чертою Синбирскою, и Пензою, и Ломовскою, и Керенскою, и Шацкою, и иных городов, воинские люди не приходили и разорения никакого не чинили, и в том городе построить церковь во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. А о благословенной грамоте и освящении тоя церкви и об антиминсе и о служении у той церкви попу и дьякону учинить указ нам, святейшему патриарху. И аз, великий господин, святейший Кир Адриан, Божею милостию архиепископ Московский и всея России и всех северных стран патриарх, благословил, велел на новую церковь лес готовить и в том новопостроенном городе на угодном к церковному строению месте построить вновь церковь во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. А верх бы на той церкви был не шатровый, и алтарь велеть сделать круглый, а в церкви в алтарной стене царские двери были б посреди, а по правую их сторону - южные, а по левую - северные. А подле царских дверей меж южных в начале поставить образ Всемилостивого Спаса, а подле Спасового образа поставить образ настоящего того святого храма, по левую сторону царских дверей меж северных в начале поставить образ по чину. А как та церковь построится и ко освящению совсем изготовлена будет, и освятить тое церкви священнику, которого по нашему, святейшего патриарха, указу велено у той церкви служить по новоисправленному чиновнику, и антиминс в тою церковь выдать. А взяв антиминс, везти попу или дьякону, а не простолюдину. А тое церкви попу и дьякону и церковным причетникам под селидьбу и дворы отвесть земли близ церкви во все стороны по сороку сажень, а денежная и хлебная руга и церковная земля и сенные покосы священнику и дьякону с причетники учинить по указу великого государя против соборов иных городов, которые также вновь построены.
Писан в Москве лета 7206 ноября в 6 день.»
На подлиннике грамоты по скрепам приписка казначея монаха Тихона Макарьевского: «Скрепил Дмитрий Аврамов».
Есть в приведенном документе о строительстве храма загадка, выходящая за пределы региональной истории. В указе патриарха предписывается построить в крепости церковь во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Но... предписание патриарха реализовано не было! Хотя официально никем не отмененялось. Не отменялось, а во всех последующих документах говорится о постройке в Петровске соборной церкви во имя святых Петра и Павла. Кто посмел ослушаться патриарха? Только один человек - царь!
Михаил Полубояров. https://www.petrcity.ru/?s=ocherk12 

Так, почему же церковь во имя страстотерпцев Бориса и Глеба не была названа именами этих святых? Ответ кроется может быть в том, что Петр Алексеевич решил самолично переименовать новопостроенную крепость Павловскую в город Борисоглебск, где и решил строить церковь во имя этих святых? Ведь уже в 1701 году, через четыре года, издавая указ о «1701 же года мая в 15 день, по указу государя Петра Алексеевича велено Танбову, Козлову и Доброму городам с уезды, да двум новопостроенным при Танбовских архиреях городах Петровскому на реке Медведице, да Борисоглебскому на Вороне быть во владении и управлении у Стефана митрополита Рязанского в Рязанской епархии по прежнему»,- государь именовал крепость Павловск городом Борисоглебск.

А дальше --

«В городе Борисоглебском построена и освящена святая соборная церковь во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба по указу Императорскаго Величества и по благословению преосвященнаго Стефана, митрополита Разанскаго и Муромскаго, из патриаршаго казеннаго приказа в 1704 г.; служба в ней повседневная.»

«…по указу Императорскаго Величества» - значит, был где-то указ государя о строительстве церкви во имя Бориса и Глеба, такой же как и в Петровске, значит был его указ о переименовании Павловской крепости в город Борисоглебск.

Найти пока не удалось в тех док., которые доступны в открытом доступе.

И еще. В грамоте на постройку церкви в Петровском, такие слова:

«А верх бы на той церкви был не шатровый, и алтарь велеть сделать круглый, а в церкви в алтарной стене царские двери были б посреди, а по правую их сторону - южные, а по левую - северные. А подле царских дверей меж южных в начале поставить образ Всемилостивого Спаса, а подле Спасового образа поставить образ настоящего того святого храма, по левую сторону царских дверей меж северных в начале поставить образ по чину.»

А вот описание нашей церкви:

«Четверик храмовой части был завершен массивным восьмигранным фигурным куполом с луковичной главкой на фигурном основании. К квадратной четырехстопной трапезной примыкала трехъярусная колокольня с аттиковым глухим ярусом и шатром. Четырехгранный первый ярус был завершен ложными закомарами. Тамбур входа в колокольню оформлен в виде перспективного портала. В декоративную отделку фасадов включены элементы классицизма».


Есть ли люди сведущие в таких вопросах, как знание о строительстве церквей, что бы пояснили – есть ли сходство с тем что надобно было строить в Петровске, и тем что построено в Борисоглебске?

Re: История Борисоглебска, документы, фотографии, предметы

Современная Карла Маркса улица. Раньше Почтовая, и была до совр. Советской. Дальше Гавриловская. Дом 87.  Где было фотоателье данного фотографа?

http://images.vfl.ru/ii/1627322404/a9307f04/35289239_m.png

Re: История Борисоглебска, документы, фотографии, предметы

В начале XVIII века на юге российского государства сформировался территориально-административный Азовский округ. Тамбов, основанный в 1636 г. и находившийся в ведении приказа Большого дворца, по приказу от 3 июля 1700 г. был приписан к Азову. Администрация Тамбова переходила в подчинение азовскому воеводе .
18 декабря 1708 г. издается указ Петра I о новом административно-территориальном делении государства. Создаются Ингерманландская, Московская, Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Сибирская и Азовская губернии. Тамбов и большая часть территории будущей Тамбовской губернии вошли в состав Азовской губернии - территория Тамбовского и Козловского уездов, а также города: Борисоглебск, Данков, Демшинск, Добрый, Елец, Инсар, Керенск, Козлов, Красная слобода (Красно-слободск), Лебедянь, Верхний и Нижний Ломовы, Наровчат, Романов, Ряжск, Сокольск, Троицк, Усмань и Шацк, Елатьма, Кадом и Темников - ставшие в будущем северной частью Тамбовского наместничества, оказались приписаны к Казанской губернии
(Шутов Р. Н.)

В 1710 году по указу царя Петра Алексеевича, была проведена перепись населения Российского государства, которая показала резкое снижение количества поданных хозяйств с периода 1678 года, с последней проводимой переписи. Это означало высокое падение сбора государственных податей, и Петр Алексеевич, расширяя владение своего государства, и нуждаясь в огромном количестве человеческого и финансового ресурса для воплощение в жизнь своих начинаний, отверг результаты проведенной работы, отдав распоряжение собирать подати по переписным книгам 1678 года, а заодно организовать дополнительно новую перепись.

Была ли перепись населения в Борисоглебске и Борисоглебском уезде? По книге "Крепость на Хопре" Ю. Апалькова, директора Бор. музея, первая перепись Борисоглебска была в 1719 году.

Но по мне, это не верно. В 1713 году, Петр 1 дает указ провести дополнительно перепись "новопоселенных" сел и деревень, не вошедших в прошлую перепись 1710 года.

Документы эти отражены в докладе в 1714 года. Так как это длинное повествование о селах и деревнях Азовской губ, то выложу только то, что касается Борисоглебского уезда.

…за светлейшим князем Александром Даниловичем Меншиковым в Тамбовском уезде в поселении Черкас: село Ключи и 2 деревни Алабука и Царевка в них 218 дворов,

…по справке Воронежской провинциальной канцелярии, новопоселенныя чоркаския села и деревни за светлейшим князем Александром Даниловичем Меншиковым в Тамбовском уезде село Ключи, деревни Алабука да Царевка и то село и две деревни, в прошломъ 713 г. от прихода неприятельских людей: кримцов и кубанцов будто разорены,

… и переписав тое вотчину, приехал он в его же, светлейшаго князя,Тамбовския вотчины в вышеписанное село Ключи и деревни Алабуку да Царевку, и по наезду его, Татищева, разорено явилось только вышеписаное село Ключи, и с деревни, которыя поселены по реке Саволе, а две деревни Алабука и Царевка явились в целости и разорения никакого в тех деровнях не явилось.
Да сверх даннаго ему с Ельца ведения, по сказке тех вотчин старосты Ивана Черешнева, который теми вотчинами управляет вместо прикащика, явились за этим же, светлейшим князем,

новопоселенныя же деревни Верхния да Нижняя Грибановки, да по реке Саволе разоренныя деревни Русанова, Бродки, Голская, Петрова Поляна, а про переписку 710 г. в той своей сказке он, староста Иван Черешнев, не написал, а написал переписку прошлаго 713 г. свою домовую. А что по переписке, в новопоселенных селах и деревнях, с вышеозначеннаго 27 января по 27 июня сего 714 г., разных городов разночинцев ныне на лицо явилось, по доношениям и по сказкам детей боярских, дворцовых, архиерейски, монастырских 4 помещиковых крестьян и дворовых людей мужеска и женска полу, и о том явно ведении, каково он, Татищев, послал к Москве в Канцелярию Прав. Сената с сею отпискою. А многие помещики на крепостных своих крестьян и дворовых людей крепостей не кладут, которые и пo распросам сказываются теми ж помещики крестьянами и дворовыми людьми, для того, что за отлучкою, помещики их служат в армии, а иные живут в дальних растояниях. А что, по доношениям и по сказкам, и по наезду его, сыскано беглых драгун и солдат, а иные сысканы кроющиеся от службы из недорослей и их имена писаны под ведением, именно в росписи. Да вишепомянутых же новопоселенных деревень жители: Тамбовскаго уезда, деревни Русановой староста Семен Симонов сын Крылов, деревни Голской староста Тимофей Иванов сын Орехов, деревни Петровой-Поляны староста ж Иван Андреев сын Воротников, Борисоглебскаго уезда деревни Стараго Корочана пятидесятник Григорий Иванов сын Телятников и другие тех же городов и уездные разных сел и деревень жители подали ему, Татищеву, за своими руками сказки: что бегут из разных городов и сел разночинцы всяких чинов люди мимо их новоселенных сел и деревень разными дорогами на Хопер, на Дон, да Медведицу и на Бузулук в казачьи городки;

1714 г. апреля 1 дня в Тамбовском уезде, деревни Нижней Грибановки, на съезжем дворе перед присланным с Москвы из Канцелярии Прав. Сената, стольником Федором Алексеевичем Татищевым, Тамбовскаго уезда деревни Русановой староста Семен Симонов сын Крылов, десятник Семен Макаров сын Шамшин сказали по святой непорочной евангельской заповеди господней еже «Ей Ей» в правду: беглых драгун, солдат, крестьян и людей боярских сходцев из разных городов пришлых никаких людей, после переписи 710 г., у них в деревни Русановой никого нет и впредь без указа великаго государя принимать никого не будут. А которые из разных городов и сел разночинцы всяких чинов люди бегут, и такие беглецы к ним в деревню Русанову не пристают и принимать их им невелено, а бегут разными дорогами, а иные мимо их деревни на Дон, Хопер, Медведицу и на Базулук в казачьи городки. А буде они в сей сказке сказали ложно и за ложную их сказку указал бы великий государь учинить их наказанье по своему указу. Таковы же сказки поданы: деревни Гольской старостою Тимофеем Ивановым и пятидесятником Степаном Матюшниковым (апр. 1); деревни Петровой Поляны старостой Ив. Воротниковым и лучшими людьми (апр. 2); деревни Стараго Корочана пятидесятником Григорием Телятниковым и лучшими людьми (2 апр.); деревни Верхней Грибановки старостой Тимофеем Конаныхиным и лучшими людьми (апр. 6); деревни Н. Грибановки лучшими людьми, детьми боярскими Микитой Филатовым с товарищами (апр. 6); деревни Новаго Корочана пятидесятником Кирсаном Шипиловым и лучшими людьми (апр. 7); деревни Верх. Грибановки лучшими людьми Захаром Чашовым с товарищами (апр. 7). Борисоглебскаго уезда деревии Шапкиной пятидесятником Григорьем Щапкиным и лучшими людьми (23 апр.). А в сказках, поданных от пятидесятников деревни Богана Сидора Дольшина и Савостьяна Перфильева (апр. 10); пятидесятника слободы Карайской Василья Кишкопарова (апр. 13); Салдацской слободы Василья Караидеева (14 апр.) показано: въ 1-ой—«по переписным книгам 710 году в селе Богана написано 171 двор, изъ того числа, после той переписи, бежало 37 дворовъ, а ныне на лицо 134 двора беглых солдат, которые, по разбору Пензенскаго дворянина Федора Литовина взяты в 708 году и велено им быть из города Борисоглебскаго для сгонки лесных припасов до Азова 13 человек да из того же набора 4 человека солдат Казанскаго полку, которые были в 711 году в походе в Казанском же полку при ближнем боярине и воеводе при П. М. Апраксине, как ходил он под Кубань и, по возвращении его из под Кубани назад, те солдаты жили в домах своих за скорбью; да пришлых разных городов и сел разночинцев которые пришли после переписи 710 года и живут у них в селе 3 дворов; во 2-ой—«что поселена Карайская слобода тому лет 15, по указу государя, переведены из Симбирскаго уезда из разных сел служилые люди 130 дворов, и в 708-мъ году воровские калмыки Карайскую слободу разорили и выжгли и людей мужеска и женска полу в полон взяли 424 человека и, за тем раззореньем остаточных и в переписных книгах 710 года написано 60 дворов, в том числе 1 двор попов, да пономарский двор, и после тех переписных книг из той слободы бежали 51 двор а ныне на лицо 15 дворов, да в Карайской же слободе беглых солдат 3 человека; в 3-й—«по переписным книгам 710 года в Салдацкой слободе написано 74 двора, с тех дворов бежало, в той же слободе живет беглых солдат 6 человек и 1 солдат с отпуском.»

…за им же светлейшим князем Меншиковым в Тамбовском уезде село Ключи да 8 деревень: Царевка, Алабуха, Верхняя Грибановка, Нижняя Грибановка, Русанова, Бродки, Голская и Петрова Поляна в них 371 двор, в коих служилых и работных людей, черкас, сходцев из разных городов, разночинцев, детей боярских, священноцерковнослужителей и других всяких чинов людей 1.862 человека обоего пола, а в обоих уездах в вышеписанных селах и деревнях 479 дворов, в коих 2.529 человек.

…В Борисоглебском уезде: в деревне Старом Корочане станичников по переписным книгам 710 года написано 21 двор, а в сказке и в росписи их написано на лицо 34 двора, в том числе попов двор, да в той же деревне поселились, после вышеписанных переписных книг, вновь разных городов сходцев 11 дворов, а в тех дворах людей обоего пола 77 человек, в деревне Новом Корочане, Самодурка тоже, Нижней Пятины станичников по переписным книгам 710 года написано 41 двор, да после той переписи отделились, из тех же дворов, брат от брата и поселились особо, 5 дворов, а в переписных книгах писаны, итого 46 дворов, да после переписных книг поселились вновь разных городов сходцы 13 дворов, а в тех дворах людей обоего пола 36 человек.
Итого в Борисоглебском уезде в деревнях Старом и Новом Корочане, новопоселенных прибылых, что поселено после переписи 710 года, 24 двора, в них людей обоего пола 113 человек.

Итого в Тамбовском уезде 134 двора, в них людей обоего пола 892 человека. Итого в Шацком, в Верхоломовском, Керенском, Козловском, Лебедянском и в Тамбовском уездах по переписным и после переписных книг 710 г. явилось 973 двора, в них людей обоего пола 6.195 человек. Да по указу же великаго государя, сыскано октября по 26 число 714 г. отставных и беглых разных городов драгун, солдат, беглых детей боярских, дворцовых и монастырских, помещичыих дворовых людей, задворных деловых людей, крестьян, бобылей и церковников 451 человек обоего пола, да не сыскано, против сказок, беглых солдат и крестьян с женами и детьми 24 человека. Да по делам, разных чинов людей, о приводе беглых крестьян и дворовых людей, собрано приводных денег 149 руб. 3 алт., да прогонных, и за бумагу и за чернила 7 руб. 32 алт., всего 157 руб. 1 алт. 4 деньги, донять приводных денег 10 руб. 31 алт. 4 деньги.

Ну и еще - ни одного упоминания о разоренном Борисоглебске и его округе в 1713 году в документе нету. От Карайская слобода - да пострадала, но это Саратовской губ.

Re: История Борисоглебска, документы, фотографии, предметы

первачек пишет:

Верхния да Нижняя Грибановки, да по реке Саволе разоренныя деревни Русанова, Бродки, Голская, Петрова Поляна, а

Большая и Малая Грибановки, Русаново, Братки, Новогольское и... Лавровка или Кутки?

Кто жил в Борисоглебске, тот в цирке не смеётся

Re: История Борисоглебска, документы, фотографии, предметы

первачек пишет:

бегут из разных городов и сел разночинцы всяких чинов люди мимо их новоселенных сел и деревень разными дорогами на Хопер, на Дон, да Медведицу и на Бузулук в казачьи городки;

На волю бегут, молодцы. Причём, заметим, уже после Булавинского бунта.

Кто жил в Борисоглебске, тот в цирке не смеётся

175

Re: История Борисоглебска, документы, фотографии, предметы

дядя Серёжа пишет:
первачек пишет:

бегут из разных городов и сел разночинцы всяких чинов люди мимо их новоселенных сел и деревень разными дорогами на Хопер, на Дон, да Медведицу и на Бузулук в казачьи городки;

На волю бегут, молодцы. Причём, заметим, уже после Булавинского бунта.

Как то с трудом верится ,что бежали навстречу крымским татарам.


http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Kozlov_02.pdf
Одними из самых тяжёлых и болезненных были набеги крымских татар на приграничные территории и их опустошительные походы вглубь страны. На протяжении более чем
двух столетий (вплоть до присоединения Крымского ханства к России в 1783 г.) российским
властям приходилось мириться с захватом в плен сотен русских людей и продажей их в раб-
ство на невольничьих рынках Кафы и Стамбула. Крымские татары рассматривали русских
пленных только как товар, и поэтому основной формой их освобождения был выкуп, все
остальные формы («розмен» и т. д.) играли незначительную роль. Выкуп пленных у крым-
цев мог быть осуществлён следующими способами: 1) русский полон привозили на заранее
условленное место, где сперва крымцы проводили «розмен», а за оставшихся брали выкуп.
Нередко, захватив на южных окраинах России большой полон, крымцы, расположившись
неподалеку, звали жителей разорённых приграничных городков выкупать своих соплемен-
ников;
Мирное население приграничных территорий власти также постоянно предупреждали: если в случае оповещения о приближении
неприятеля они не уйдут со своим имуществом из селений в укреплённые города «в оса-
ду», то будут отданы на произвол судьбы, и «полонное терпенье будет от себя, и из полону
государь окупать их и на обмену имать не велит»23.
Российские власти всячески поощряли побеги из плена. Полоняникам удавалось бежать из неволи следующими путями: 1) побег в одиночку; 2) групповой побег; 3) освобождение из плена с помощью вольных казаков, живших по Днепру, Дону, Волге и Тереку. Не-
обходимо отметить, что казачество не только сдерживало опустошительные набеги крымских и турецких отрядов на южные окраины России, но и предпринимало ответные походы на территорию противника, доходя до Бахчисарая и Стамбула. Казаки освобождали из
позорного «бусурманского» плена русских людей и являлись признанными посредниками
в деле «розмена» и окупа соотечественников из неволи. Наконец, часть полоняников вливалась в казачьи общины, деятельно участвуя в отражении внешних угроз и отстаивании
привилегий и вольностей казачества запольных рек.

После подписания 8 апреля 1783 г. Екатериной II Манифеста «о принятии полу-
острова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны под Российскую державу»
окончательно был «истреблен корень» «стократного разорителя» пограничных террито-
рий и работорговца русских полоняников на восточных рынках «живого товара»