Ежегодно бассейн реки Хопра доставлял к Ростову до 450000 четвертей разного хлеба, который стягивался преимущественно из уездов Борисоглебского, Новохоперского из уездов Балашовского и прилегающих к ним части Тамбовской губернии. Было три значительные пристани на Хопре: в Борисоглебске, Новохоперске и Балашеве. Значительные конторы города Таганрога, особенно Скараманги и Вальяно, ведущие как заграничную торговлю, так и внутри Юга России, покупали хлеб уже подвезенный в самый город и всегда за наличные деньги. Подвоз хлеба в город производился помещиками и коммисионерами, занимающимися скупкою его на местах урожая. Иногда же первоклассными конторами посылались приказчики для скорейшей закупки хлеба в местах урожая. При этом провоз хлеба гужем от места урожая производился за счет продавца, который получал деньги сполна по сдаче хлеба в Таганрогские магазины, причем уплата денег производилась только после пробы качества привезенного зерна. Из числа земледельцев юго-восточной России, непосредственные сношения с большими фирмами Таганрога поддерживались только с лицами, обладающими значительными имениями. Остальные же продавали хлеб на местах урожая особым коммисионерам, которые потом перепродавали его конторам Скараманги, Вальяно и другим. До 1864 года закупка хлеба производилась преимущественно у помещиков, но с этого времени произошел резкий переворот в хозяйстве последних, и большая часть хлеба скупалась в крупных партиях у колонистов и крестьян, обрабатывающих свои и помещичьи земли. Помещики продавали свой хлеб или на базарах, или коммисионерам.
В Новохоперском, Борисоглебском районах в 1868 – 1869 годах цена была:
Пшеница – от 3 рублей 85 копеек до 5 рублей 50 копеек.
Льняное семя –от 6 рублей 50 копеек до 8 рублей 50 копеек.
Рожь – от 3 рублей 70 копеек до 4 рубля 30 копеек.
В 1869 и 1870 годах:
Пшеница от 4 рублей 75 копеек до 7 рублей 20 копеек.
Льняное семя от 8 рублей до 10 рублей 50 копеек.
Рожь от 3 рублей до 4 рублей.
Ячмень – от 2 рублей до 2 рублей 25 копеек.
На пристанях в уездах Балашовском, Борисоглебском и Новохоперском в 1868 – 1869 годах стояли следующие цены:
Пшеница-гирка от 5 рублей 50 копеек до 7 рублей 50 копеек.
Пшеница –гарновка от 7 рублей 50 копеек до 10 рублей.
Льняное семя –от 8 рублей до 11 рублей.
Барки для сплава хлеба по рекам строятся ежегодно на пристанях, за счет значительных хлебных торговцев и контор ростовских негоциантов. Барки 19 ½ сажень длины, 14 аршин ширины и 3 ½ аршина вышины стоили в последние 3 года на Хопре от 3000 до 4000 рублей, на Медведице от 2800 руб. до 3000 рублей. Главная причина настоящей дороговизны барок заключается в быстром вздорожании лесов по Медведице и Хопру, куда строительный материал подвозят из под Саратова и Моршанска. С одной стороны правительство пускает теперь в продажу гораздо меньше лесных участков, а с другой – проведение железных дорог уже отозвалось возвышением тамошних цен на лес. Но вероятно, с открытием Борисоглебско-Царицынской дороги лес подешевеет, так как представится возможность возить его по железной дороге из Царицына, где он гораздо дешевле. Большая часть прибывших в Ростов барок продается на постройки и дрова: они продаются либо разобранные, либо цельные на слом.
В Ростове цена барочного леса находится в зависимости от количества прибывших барок. В 1870 году она была высока, ибо барок прибыло менее обыкновенного. В 1870 году барки с Хопра проданы за 950 рублей штука, с Медведицы –от 900 до 1100 рублей с барки.
В 1869 году Стамантием Скарамангой было построено в Борисоглебске 12 барок, 19-и сажень длины, 14 аршин ширины и 3 ½ аршина вышины (эти размеры признаны удобнейшими). Все 12 барок поднимали 32951 четверть и стоили, с доставкой хлеба в Ростов 58347 рублей. Проданы они были в Ростове за 10900 рублей. За вычетом последней суммы из первой – оказывается, что перевозка водою 32951 четвертей стоила 47447 рублей или одна четверть 1 рубль 44 копеек, в том числе за лес, железо, гвозди и прочие материалы было заплачено 31280 рублей, а наемным барочникам -16167 рублей.
Около 1 рубля 44 копейки обошлась перевозка одной четверти хлеба в Ростов и в 1870 году.
Впрочем, эти цифры, взятыя отдельно от других расходов по доставке хлеба водою, не дают еще полного понятия о стоимости сплава хлеба. Чтобы уяснить себе вполне из каких расходов складывается цена доставки хлеба водою в Ростов, необходимо проследить весь ход операций покупки хлеба на месте и его доставки до Ростовской пристани. Хлеб на пристанях Хоперских, Медведицких и Донских покупается ростовскими негоциантами через приказчиков или у спекулянтов (кулаков), скупивших уже его на местах урожая, или у самих помещиков и крестьян. Доставка до пристани с мест урожая, гужем, обходится в среднем от 30 до 40 копеек за четверть. Сосредоточение хлеба в руках ростовских фирм предполагает известные расходы. Так например из конторских книг господина Скараманги видно, что в 1870 году ими были произведены следующие расходы на четверть хлеба, при покупке в Борисоглебске:
1.) Магазины и бунтовые расходы -16 ½ копейки.
2.) Почта, телеграф, нарочные -3 копейки.
3.) Домашние расходы – 18 копеек.
4.) Лошади – 1 ½ копейки.
5.) Разъезды приказчиков – 6 копеек.
6.) Коммерческие расходы – 5 ½ копейки.
7.) Насыпка, нагрузка, подмотка – 8 ½ копейки.
8.) Мешки – 25 копеек.
9.) Рогожи и кули – 4 ½ копейки.
10.) Жалованье служащим – 15 ½ копейки.
Всего накладных расходов – 1 рубль 4 копейки.
С кем мог иметь дело в Борисоглебске в те дни? По ведомости о городских промышленных заведения за 1868 год в Борисоглебске пять купцов владели сараями для ссыпки хлеба:
1. Борисоглебский 1-й гильдии купец Федор Степанович Архипов.
2. Купец Степан Слетов.
3. Купец Петр Любимов.
4. Почетный Гражданин Петр Кожевников.
5. Купец Фома Казаков.
Можно предположить, что именно они и снабжали Ивана Петровича Скарамангу зерном в Борисоглебске, скупая его в местных крестьян и помещиков.