Тема: О кровавых 30-х годах.

За веру в отечестве.

Сколько же лет катился каток ненависти пришедших к власти большевиков по России после революции ко всему старому сложившемуся веками. Тридцатые годы. Казалось бы пора успокоиться, а нет – репрессии только начинались.
Одна из тех, кто сложил голову за веру в своем отечестве София ( Сомова Елена  Константиновна), монахиня, расстрелянная в 1937 году, обвиняемая  по такой статье, что, говорить о каком то законном приговоре, впрочем как и многим другим, совсем не приходится. Просто потому, что служители церкви, были бельмом на глазу еще с 17 года. Дела на них возникали задолго до 37-го. В 1930 году, проживая в г. КОЗЕЛЬСКЕ, была обвинена и арестована за  "организованная к/р деятельность, а/с агитация, организация и непосредственное участие в массовых беспорядках (базарные выступления 9 июня в г.Козельске," – приговор – 3 года в северный край. После ареста находилась в заключении, г.Сухиничи,  Калужской обл. в Домзаке до 27.11.1930 года. 
По всей видимости отбыв срок,  проживала в г. БОРИСОГЛЕБСКЕ, где в 1937 году, была снова арестована, обвинена в «к/р агитации пораженческого характера. Призывала населения оказывать помощь фашистам в случае войны. Распространяла повстанческие настроения. Восхваляла фашистский строй. Клеветала на Советскую власть и ВКП (б). Сожалела о расстрелянных врагах народа.»
16.10.1937 была расстреляна.

София (Сомова Елена Константиновна)

Год рождения 1872
Место рождения Тамбовская губ., Козловский у., д.Плоское (по другим данным в с. Лебедянь, Усманского у., Тамбовской губ.)
монахиня, окончила  Тамбовское Елизаветинское епархиальное училище   служила в Воронежской  губ., Казанском женском монастыре, Новохоперского уезда. ( Современный адрес - Воронежская область, Грибановский район, с.Таволжанка) с  1896, по 1928 г.г.  монахиня, в должности воспитательница в монастырской школе
В 1928г. монастырь был закрыт. После этого монахиня София переехала в Козельск, проживала в Калужской о., г.Козельск, Инвалидная, 45
с 1928 года по  1930 год.
Проживала вместе с монахинями Соловьевой, Левченковой, Талановой.
Жила на средства от продажи вещей и случайными заработками
Арестованная в Калужской о., г.Козельск  18 августа  1930.
В деле в качестве ближайших родственников указана сестра
Осуждена тройкой при ПП ОГПУ по Западной обл.  27/11/1930
Обвинение "организованная к/р деятельность, а/с агитация, организация и непосредственное участие в массовых беспорядках (базарные выступления 9 июня в г.Козельске"
Статья ст.58–10,58–11,59–2 УК РСФСР
Приговор 3 года ссылки в Северный край, считая срок с 18.08.1930г.
Групповое дело "Дело архимандрита Оптиной Пустыни Пантелеимона (Аржаных) и др., Калужская о., г.Козельск, 1930г."
Виновной себя не признала.
По данным [1], [2] приговор — 3 года концлагерей
Места заключения Калужская о., г.Сухиничи, Домзак  Год начала 1930 Год окончания 1930
День окончания 27 Месяц окончания 11 Дальнейшая судьба неизвестна
Реабилитирована Дата 22/06/1989
Кем реабилитирован и.о. прокурора Калужской обл.
По году репрессий 1930
Публикации
1 База данных о жертвах политического террора в СССР. Компакт-диск. 3-е изд. НИПЦ "Мемориал". М.:Звенья, 2004.
282401
2 Из бездны небытия: книга памяти репрессированных калужан. Т. 1–4. Калуга. 1993–2003.
Документы
Архив УФСБ по Калужской обл. Д.П-13910.

В 1937 году, уже по предъявлению нового обвинения, была арестована снова. В течение месяца находилась в тюрьме г. БОРИСОГЛЕБСКА.

ФИО: Софья (Елена Константиновна Сомова, в миру)
Дело №: 24999 Листов: 21
Открыто: 30.09.37 Закрыто: 03.10.37
Арестован: 30.09.37 Содержится: Борисоглебск
Родился в: 1872, с.Лебедянь, Усманского у., Тамбовской губ.
Проживает: г.Борисоглебск, ул.Базарная,19
Семья: Отец секретарь земской управы, дворянин. Одинока
Образование (социальное положение): монашка. Образование среднее. С 1896 года монашка в Таволжанском женском монастыре (Новохоперский р-н), до 1928 года.
Отношение к военной службе: не состоит
Судимости: в 1930 году по ст.58-10 на 3 года высылки в Севкрай.
Приложения к делу (особенности): в деле вшиты рукописные тропари Тихону, Митрофану и Казанской БМ
Допрос: 03.10: виновной себя не признаю.
Приговор: проводила к/р агитацию пораженческого характера. Призывала населения оказывать помощь фашистам в случае войны. Распространяла повстанческие настроения. Восхваляла фашистский строй. Клеветала на Советскую власть и ВКП (б). Сожалела о расстрелянных врагах народа.
Расстреляна 16.10.37 
Использован материал из: https://pol-pot83.livejournal.com/73312.html

(Одна из икон закрывшегося  Казанского Таволжанского женского монастыря нынче хранится в Знаменском храме г. БОРИСОГЛЕБСКА.
С 1881 по 1929 г. в Таволжанском женском монастыре Новохоперского уезда Воронежской губернии находился святой образ Божией Матери "Отрада" (Утешение). Икона написана в 1879 г. на Святой горе Афон иеромонахом Серафимом (Титовым), о чем свидетельствует надпись на оборотной стороне иконы: "Писана и освящена на Святой Горе Афонской в келии Благовещения Пресвятой Богородицы иеромонахом Серафимом Титовым 5 августа 1879 г.". Икона "Отрада и Утешения" представляет поясное изображение Богоматери. На Ее левой руке, как на престоле восседает Богомладенец – Великий Архиерей. Фигура Христа – величественна и монументальна. В левой руке Он держит свиток, а правая – воздета, но остановлена десницей Богоматери. Лик Марии склонился к воздетой руке Божественного Сына, Она как бы припадает к ней устами. После закрытия монастыря была перенесена в Знаменский храм г.Борисоглебска.)


Многих верующих постигла такая же судьба как и Елену Константиновну Сомову.
В Козельске тогда жило около сотни монахов и монахинь из закрытых монастырей – Оптинского и Шамординского; они образовали монастырь без стен, рассеянный по городу, где в квартирах-кельях обосновалось по нескольку монахов, собиравшихся в храм на богослужения, которые мало чем отличались от монастырских.
На Духов день, 9 июня 1930 года, в Козельске по традиции состоялась ярмарка, на которую съехалось несколько тысяч человек. В этот день произошло столкновение крестьян с милицией, во время которого был убит крестьянин. Власти решили воспользоваться случившимся и арестовать часть монахов, обвинив их в подстрекательстве к мятежу. 18 августа 1930 года было арестовано сорок человек – монахов и мирян, и среди них игумен Пантелеимон; его обвинили в руководстве «монашеско-монархической» группой, которая будто бы ставила своей задачей реставрацию монархического строя. Все арестованные были отправлены в тюрьму в Сухиничи.
После предъявления следователем обвинения, игумен Пантелеимон сказал: «Организатором и руководителем, как подпольного монастыря, так и контрреволюционной монархической группы города Козельска я не был. По этой линии никаких указаний и директив никому не давал и никакого участия в этой деятельности не принимал. Работы, направленной против советской власти, никогда не вел... В Козельске подпольного монастыря нет, и не было... Чем вызвана концентрация монашествующих в городе Козельске, мне неизвестно, но думаю, что непосредственная близость монастырей Оптина пустынь и Шамординского после их ликвидации вынудила монахов поселиться в Козельске. Из других же городов и монастырей приезжали просто потому, что в Козельске жили старцы схимонахи, а не потому, что кто-то этим вопросом умышленно занимался и преднамеренно стягивал монашествующих в Козельск».
27 ноября 1930 года тройка ОГПУ приговорила игумена Пантелеимона к десяти годам заключения, но затем срок был сокращен до пяти лет, и отец Панетелеимон был отправлен сначала в Вишерский лагерь, а затем в ссылку в город Елец.

Пантелеимон (Аржаных Павел Тимофеевич)
27/11/1930
Обвинение "организованная контрреволюционная деятельность, а/с агитация, организация и непосредственное участие в массовых беспорядках (базарные выступления 9 июня 1930г. в Козельске)"
Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР
Приговор 10 лет концлагерей, считая срок с 18.08.1930г.
Групповое дело "Дело архимандрита Оптиной Пустыни Пантелеимона (Аржаных) и др., Калужская о., г.Козельск, 1930г."
По данным  был осужден в 1929 г., и приговор — 5 лет концлагерей.
Из материалов дела об иеромонахе Пантелеимоне:
  "Отрицает наличие в Козельске подпольного монастыря...
   Утверждает, что нелегальным пострижением в монахи не занимался..."
29 ноября 1937 был расстрелян.
По  другим данным был расстрелян не 29.11.1937г., а 29.12.1937г.
По другому источнику — до 1940г. был зарублен вместе с двумя священниками в д.Клыково Калужской обл. (недалеко от Шамординского женского монастыря)

Аифал (Панаев Александр Павлович)
Приговор=5 лет концлагерей, считая срок с 18.08.1930г.
Групповое дело "Дело архимандрита Оптиной Пустыни Пантелеимона (Аржаных) и др., Калужская о., г.Козельск, 1930г."
25 декабря 1936 умер, ограбленный и вытолкнутый из вагона с поезда
Место Калужская о., больница
Возвращаясь в Козельск из ссылки, был избит бандитами, которые думали найти
у него деньги, и через несколько часов скончался, восприняв т.о. мученический
венец.
Это произошло 12/25 декабря 1936г.
Из Оптинского Патерика:
  "Отбыв срок, он не захотел возвращаться в мир, ощущая в себе стойкое,
   решительное противление этому шагу. Больше года добровольно оставался
   он в ссылке. Близким же писал, что страшится возвращения в безбожный мир,
   где ему при его строгом монашеском устроении найти свое место будет
   трудновато. Но родные настаивали, сняли ему комнату, и он решился.
   Поговел, написал письмо отцу архимандриту Исаакию II, жившему в то время
   в городе Белеве, попросил благословения и, помолившись, двинулся в путь"
   Предчувствие не обмануло отца Аифала. В поезде его ограбили, а потом
   на полном ходу вытолкнули из вагона.
   Железнодорожники подняли окровавленного человека и удивились, что его
   немеющие губы не переставая шепчут имя Божие.
   Через несколько часов отец Аифал скончался в больнице.
   Погребение было совершено по монашескому чину"

Досифей (Чучурюкин (Чукурюхин) Дмитрий Степанович)
тройкой при ПП ОГПУ по Западной обл. 27/11/1930
Обвинение "организованная к/р деятельность, а/с агитация, организация и непосредственное участие в массовых беспорядках (базарные выступления 9 июня 1930г. в Козельске"
Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР
Приговор 5 концлагерей, считая срок с 18.08.1930г.
Групповое дело "Дело архимандрита Оптиной Пустыни Пантелеимона (Аржаных) и др., Калужская о., г.Козельск, 1930г."
Тройкой при УНКВД по Орловской обл.  27/11/1937
Обвинение "активный участник к/р церковно-фашистской организации"
Статья ст.58–10,58–11 Ук РСФСР
Приговор высшая мера наказания — расстрел
Групповое дело "Дело филиала к-р организации церковников в г.Орле. 1937г. (осуждены по двум разным делам)"
29 ноября 1937 был расстрелян в г. ОРЕЛ.

Мелетий (Бармин Михаил Иванович)
Тройкой при ПП ОГПУ по Западной обл. 27/11/1930
Обвинение "руководил монашеской монархической к/р группой, организованная к/р деятельность, а/с агитация, организация и непосредственное участие в массовых беспорядках (базарные выступления 9 июня 1930г. в Козельске"
Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР
Приговор 5 лет высылки в Северный край через ПП ОГПУ, считая срок с 18.08.1930г.
Групповое дело "Дело архимандрита Оптиной Пустыни Пантелеимона (Аржаных) и др., Калужская о., г.Козельск, 1930г."
Из материалов дела:
   "На допросе показал, что "монашеской монархической группой не руководил, руководили  старцы Анатолий и Нектарий. Последнее время руководства не было, являлся духовником только части монашек...
    Не принимал участия во встрече мнимой дочери царя Анастасии с епископом Михеем""

После возвращения из ссылки жил до конца жизни близ разоренной Оптиной пустыни.
Общался и с о.Рафаилом (Шейченко), и с другими священниками; у него продолжали окормляться шамординские сестры, которых в Козельске было очень много.
12 ноября 1959 умер в возрасте  96 лет. К концу жизни ослеп. Последние три года ежедневно приобщался Святых Христовых Таин.
Место захоронения Калужская о., г.Козельск, городское кладбище.


Преподобноисповедник Рафаил (Шейченко), иеромонах.

9 июня 1930 г. в Козельске произошли крестьянские волнения, вызванные грубыми действиями милиции. Волнения закончились мирно, но власти воспользовались случившимся и обвинили в подготовке и организации возмущения ту часть народа, которую они считали наиболее развитой, сознательной и могущей выработать и передать другим свое суждение об окружающей действительности – монахов, торговцев и независимых зажиточных крестьян. Спустя два с половиной месяца после расследования ОГПУ приступило к арестам потенциальных врагов. Были арестованы все оставшиеся в Козельске монахи Оптиной Пустыни.

18 августа 1930 года арестовали о. Рафаила. Он проходил по групповому делу "Дело архимандрита Оптиной Пустыни Пантелеимона (Аржаных) и др., Калужская о., г.Козельск, 1930г.", был обвинен в "организованной контрреволюционной деятельности, антисоветской агитации, организация и непосредственном участии в массовых беспорядках (базарные выступления 9 июня 1930 г. в Козельске)".

2 сентября на допросе он сказал:

«Виновным себя не признаю... Ни в какой контрреволюционной группе не состоял и работы, направленной против советской власти, не вел... Руководство духовной жизнью братства шло путем исповеди духовников. На базаре... на Духов день в городе Козельске я не был, находился дома и поэтому, что было на базаре, не знаю, да и как общее правило на базары я не хожу. Бывших торговцев, арестованных и находящихся со мной под стражей, знаю всех; как житель города Козельска, иногда с ними встречался, но в их домах я не был...»

Были допрошены свидетели, и в частности хозяйка квартиры, где жил архидиакон Рафаил; она показала: «Из бесед с Рафаилом знаю, что последний является ярым, закоренелым монахом с присущими им старыми взглядами».

В октябре 1930 года следствие было закончено и составлено обвинительное заключение, в котором говорилось:

«В августе 1930 года Сухиническим... ОГПУ в городе Козельске... было выявлено наличие монашеско-монархической контрреволюционной группы, охватывающей своим влиянием как население города, так и смежных деревень. Было известно, что контрреволюционная группа ставит перед собой задачи непосредственной борьбы с советской властью и реставрацию монархического строя...»

27 ноября того же года тройкой при ПП ОГПУ по Западной обл. приговорен к 10 годам лагерей.

Амвросия (Оберучева Александра Дмитриевна)
Тройкой  при ПП ОГПУ по Западной обл.  27/11/1930
    Обвинение "организованная к/р деятельность, а/с агитация, организация и непосредственное участие в массовых беспорядках (базарные выступления 9 июня в г.Козельске"
    Статья ст.58-10,58-11,59-2 УК РСФСР
    Приговор 5 лет высылки в Северный край, считая срок с 12.09.1930г.
    Групповое дело "Дело архимандрита Оптиной Пустыни Пантелеимона (Аржаных) и др., Калужская о., г.Козельск, 1930г."


http://martyrs.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ … 8KZceXb8E*

http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_db … 8ffe8ctmY*

http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/no … 8qiceXb8E*

http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/no … 8qiceXb8E*

http://hramnagorke.ru/life/3419

Re: О кровавых 30-х годах.

Был человек... И нету.

http://images.vfl.ru/ii/1583071764/a19e1991/29744757_m.png
http://images.vfl.ru/ii/1583071819/57b63e9e/29744767_m.png


Министерством безопасности России совместно с обществом «Мемориал» ведется поиск книг из личных библиотек, конфискованных при аресте граждан в период массовых репрессий. Найдены и возвращены родственникам книги, принадлежавшие крупному ученому-экономисту профессору В. Камерницкому, государственным деятелям И. Кравалю, Д. Лебедю, Г. Ломову. В музей им. Глинки переданы книги, изъятые у композитора Н. Жиляева, в комиссию по литературному наследию репрессированных писателей - прозаика М. Карпова.
Были обнаружены также книги из библиотеки Е. Н. Николаева. Их дальнейшая судьба пока не определена, так как наследников разыскать не удалось.
Кем же был этот человек, не только собравший уникальную коллекцию книг на историческую тематику, но и оставивший после себя не менее уникальные дневниковые записи, запечатлевшие события 20-30-х годов?
Евдоким Николаевич Николаев родился в 1872 году в селе Шеметово Коломенского района Московской области в крестьянской семье. Самоучка. До 1917 года работал монтером, затем старшим механиком телеграфа на станции «Москва-1» Казанской железной дороги. В 1920-м арестован ЧК и приговорен реввоентрибуналом «за контрреволюционную деятельность» к пяти годом лишения свободы с отбытием наказания в лагерях особого назначения. Освобожден досрочно в 1922 году. При аресте у него была конфискована библиотека, насчитывавшая около 10 тысяч томов.
В 1937 году особым совещанием НКВД Николаев осужден вторично, опять «за контрреволюционную деятельность», и приговорен к заключению сроком на восемь лет. Для отбытия наказания направлен в Полтавскую тюрьму.
Библиотека, которую Николаеву удалось к тому времени почти полностью восстановить, была вновь конфискована.
Как следует из дела, находясь в заключении, Николаев «своей контрреволюционной деятельности не прекратил, а, наоборот, активизировал таковую», и в 1938 году «особой тройкой» Управления НКВД по Полтавской области он был приговорен к расстрелу с конфискацией имущества. 27 января 1938 года приговор приведен в исполнение.

Своего негативного отношения к советской власти Николаев на допросах не отрицал: «Я сочувствовал конституционно-демократическому строю, при котором оставалась частная собственность на орудия и средства производства, оставалась частная торговля, что способствовало бы развитию производительных сил страны... Я считал, что, рано или поздно, советская власть должна будет пойти на уступки, что она сама поймет, что улучшить положение народа в стране проводимыми ею мероприятиями в области экономики - невозможно» (Архив УМБР по г. Москве и Московской области. Дело по обвинению Николаева. №12326. Т. 1.Л. 40—41.).
Взгляды Николаева получили отражение в дневниковых записях, которые он вел с 1918 по 1937 год. Часть из них - за 1924, 1927, 1928, 1931, 1935 и 1937 годы - приобщена в качестве вещественных доказательств к следственному делу. Судьба остальных материалов неизвестна. Дневники Николаева, как сам он признавал, «не лишены некоторой субъективности», чему, несомненно, способствовал и «ряд незаконных действий, как то: была незаконно взята антикварная библиотека в г. Москве, вторая моя библиотека в г. Коломне, кроме того, я совершенно безвинно был заключен в концлагеря и т. д.» (протокол допроса Николаева от 4.06.37). Но не только (и не столько) эти обстоятельства поддерживают эмоциональную напряженность дневниковых записей. Своеобразным пафосом проникнуты пронизывающие их ткань авторские размышления о чужеродности коммунистической идеи для России. Личность Николаева ярко проявляется и в демонстративном неприятии им тех нововведений, начало которым положил Октябрь: на 20-м году советской власти он упорно придерживается старого стиля летосчисления, не признает современной орфографии, употребляет дореволюционные названия улиц, заводов и т. д.
В то же время Николаев категорически отвергал обвинения в клеветнических измышлениях: «Нет, я не признаю, что в моих рукописях-дневниках на советскую власть возводилась клевета... К этим заключениям я пришел в силу своих личных наблюдений и тех сведений, которые получал в беседе от граждан, которые приезжали ко мне из деревни» (протокол допроса Николаева от 4.06.37).
А круг людей, с которыми общался Николаев, был весьма широк. Выйдя на пенсию, он довольно успешно (и это при отсутствии специального образования) занимался частной юридической практикой: среди его клиентов - крестьяне, рабочие, служащие и даже сотрудники милиции. К собранной им библиотеке проявляли интерес известные библиофилы - Н. Ульяновский и В. Стелецкий. В числе его знакомых - сельские жители и адвокаты, чиновники и священнослужители.
Судьба некоторых из них сложилась трагически. В 1937 году были арестованы и осуждены, как члены якобы возглавляемой Николаевым «контрреволюционной фашистско-монархической группировки церковников», А. Кобзев - кладовщик, сын расстрелянного в 1918 году кулака; И. Макаров - односельчанин Николаева, бывший владелец пекарни; К. Овчинникова - счетовод. Реабилитированы они лишь в 1989 году. В этом же году - 28 ноября - реабилитирован и Евдоким Николаевич Николаев. Дневники Николаева публикуются с сокращениями: исключены повторы, сведения, касающиеся личной жизни автора, наиболее резкие высказывания в адрес конкретных лиц. Купюры в тексте обозначены многоточием в круглых скобках. Недописанные и сокращенные слова, уточнения авторского текста даются в ломаных скобках. Датировка документов унифицирована. При редактировании стиль автора сохранен, явные описки и опечатки исправлены без дополнительных объяснений, текст приведен в соответствие с нормами современной орфографии и пунктуации. Публикация подготовлена по рукописи, приобщенной к хранящемуся в архиве Управления Министерства безопасности РФ по г. Москве и Московской области следственному делу № 12326. Т. 2, Л. 1а, 5, 7, 9, 11, 13-14, 17,20-21,23-24, 32-33, 60-61, 67-69, 78, 95, 97-98, 115, 124, 130-131, 155-157, 171-172. Составитель выражает искреннюю благодарность В. П. Данилову, Е. А. Осокиной, Н. Г. Охотину, иеромонаху Филиппу (Симонову), чьи замечания были учтены при подготовке публикации, а также Г. В. Горской, Н. Е. Елисеевой, Д. Н. Нохотович, Л. П. Стрельцовой и сотрудникам ЦА МБР за помощь в поиске документов. Гонорар за публикацию перечислен на восстановление Знаменского монастыря.


Дневник Евдокима Николаева.
Рабочий, старший механик телеграфа.

13 января (31 декабря). <Январь 1924 г.> Скоро полночь. Уходит старый 1923 год в вечность. Унося за собой много горя и тяжелых испытаний многим людям нашей измученной страны, в том числе и те горькие и невыносимо трудные в этот истекший год испытания. Будем же тверды и будем продолжать борьбу со злом, и будем надеяться на великое светлое будущее, на более лучшую и спокойную жизнь. Не будем отчаиваться, не будем падать духом в несчастии, ибо гнуться под тяжестью — значит увеличивать только ее вес.

18 января (5 января). (...) Завтра Богоявление Господне — большой праздник, но всюду и везде (конечно, за исключением деревни) работают. Большевики для этого и ввели насильственно новый стиль, чтоб сломить религию и породить раскол между верующими и духовенством, ибо духовенство не знает, кому подчиниться, народу или той сволочи, ставшей во главе Церковного управления в лице разных отбросов и бывших беглых попов-проходимцев так называемой Живой Церкви. Но духовенство, то духовенство, которое еще придерживается канонов церкви, оно служит по-старому, а завтра будут служить Богоявлению. И народу в церквах бывает видимо-невидимо, а в «Живой», или, как ее всюду в шутку называют, «мертвой церкви», не насчитается во время их «богослужения» и десятка людей. Если бы эта так называемая Живая Церковь не отняла себе Иверскую часовню, то чем бы она существовала, сказать трудно.

19 января (6 января). Был в церкви Богоявления, что в Елохове. Служил Святейший Патриарх Тихон. Народу было видимо-невидимо, так что в церкви народ не мог весь поместиться и стояли снаружи. Литургия кончилась в час дня. После был молебен и Крестный ход в ограду церкви, где был поставлен большой сосуд, где Патриарх с 4-мя Епископами в митрах совершали Великое освящение воды. Вот тебе и «будни». Откуда такая масса народа, ведь большевики угнали всех на работу, а на богослужении присутствовало не менее 3—4 тысяч человек(...).
1927
25 сентября (12 сентября). (...)Вот я пишу, и кажется много, а смысл моих писаний многим покажется неясен: чего же, собственно, он, мол, хочет и почему он недоволен настоящим положением вещей и той системой правления большевиками Россией? Скажут, не монархист ли он, но об этом я уже неоднократно заявлял в своих записках, что кто меня считает монархистом, тот мною уже наперед трижды проклят. Я хочу только блага русскому народу, и только блага, а главное — народного правительства в полном смысле этого слова. (...) Итак, мое желание есть искреннее желание России полной, демократической, на индивидуальных началах, свободы — свободы выбирать лучших людей, свободы печати, чего в России с 1917 года абсолютно не существует. Как видите, пожелание скромное, но если оно осуществится, то Россия будет и свободна, и богата, ибо она не будет иметь шайки «царей» и будет принята в сонм народов мира.
1928
20 апреля (7 апреля). (...) На вопрос: «Почему так поздно подаешь макулатуру?» он <почтальон> непременно отвечает: «Помилуйте, ведь идут СЕСИ, вот мы и запаздываем». Я долго не понимал, что такое за СЕСИ, оказывается, это сессия. И вот такая сессия продолжается в осином гнезде все 365 дней в году. Вот об этой-то сессии я, главным образом, и намерен сказать несколько слов, собственно говоря не о самой СЕСИ, а о том, что на этой СЕСИ главки болтают, и для чего эти т. н. СЕСИ в продолжение целого года беспрерывно почти (за исключением, когда главки в салон-вагонах совершают свое турне по России) собираются. На эти т. н. СЕСИ искусственно собираются, конечно, за казенный счет, со всех сторон, главным образом из темных и глухих мест, мужики, бабы, преимущественно малограмотные или большею частью совсем неграмотные мужики и бабы, которым дядя Михаила и Нарым Оглы, или как его зовут, Сталин, фанатик Бухарин темнят и без того темные головы этой собранной со всех отдаленных мест России безграмотной чумы и оправдывают всякие действия «банды», имевшие место в ближайшее истекшее время. Например, дядя Михаила оправдывает имевший <место> в последние три четверти года беззастенчивый по всей России грабеж хлеба. Далее, принудительное так называемое самообложение и другие разбойно-бандитские грабежи и махинации. Для этой цели на этом собрании всегда имеются налицо т. н. «беспартийные члены» «банды», которые после болтовни своих хозяев выражают «одобрения», да еще с тенденцией на то, что, мол, не крепко нажимали, с предложением новых репрессий, хотя, кстати сказать, при поголовном по всей России грабеже хлеба этих репрессий было и так хоть отбавляй 3(…)

8 мая (25 апреля). В сегодняшней макулатуре банда печатает выдержки из так называемого «обвинительного акта» по делу о «вредительстве» в угольных шахтах Донецкого бассейна, и, как ни хитра банда, все же проболталась. Оказывается, дело-то совсем не во вредительстве, а просто в старых счетах с интеллигенцией, руководившей на шахтах, которая, по своему мировоззрению, не разделяла и не разделяет бандитские приемы и махинации по удушению и ограблению русского народа (...)
1931
12 января (30 декабря). Сегодня значительно теплей, среди дня только 4 градуса холода. Снега нанесло всюду много, ходил-стоял битый час за хлебом, взял на троих три фунта хлеба, принес такого, какого топором не разрубишь, да еще чуть не потерял талоны. Тогда бы совсем беда, так как хлеб ведь дается только по талонам, по фунту на человека на день, а сколько проклятья посылается красно-банде всюду и за всем стоящими в очередях и иногда ничего не выстаивающими, или какую-нибудь дрянь, или заваль. На углу Покровки и Гаврикова пер<еулка> с полгода отделывали под бывшим трактиром Васильева и в его дому громадный магазин под названием «Мосторг». Наконец отделали, открыли, с полгода поторговали, одну половину его закрыли — нечем стало торговать. Затем подняли полотняную вывеску, что, мол, этот магазин назначен закрытым и в нем могут покупать только одного определенного завода, например, Гет, и так по всей Москве. В магазин этот могут войти только те люди, которые работают на том предприятии, для которых этот магазин предназначен, и вход в этот магазин исключительно лишь по билетам, и так по всей Москве. И так абсолютно нигде ничего нет, и нет никакой возможности чего-либо купить, а тут еще закрытые магазины для избранных. Чем все это объясняется? Да тем, что нигде абсолютно ничего нет и ничего нигде не производится, а одна лишь макулатурная болтовня и очковтирательство, а в действительности всюду и везде стон, вой и плач со скрежетом зубовным и проклятие своим поработителям и угнетателям, и такой стон по всей России.(...)

27 января (14 января). (...Подчас никто не знает, что делается не только в одном городе, но даже на соседней улице одного города: исчез человек и нет его, куда девался — никто не знает. И родные или не знают, или им под страшной угрозой запрещено говорить.

4 февраля (22 января). Холодно. Сегодня утром 15 гр<адусов>. Прямо Господь на нас прогневался. Но за что на нас-то, гневайся он на бандитов, а причем все честные люди. Получил приглашение на «выборы» членов в Моссовет. На завтра, 5-го по новому стилю, к 9 часам утра, в помещение Елоховского кинотеатра, бывший «Макс Линдер», теперь III Интернационал. Для курьеза можно, пожалуй, и сходить, так как, собственно говоря, в сущности никаких выборов нет, а одна лишь комедия и обморочивание дураков. (...)

9 февраля (27 января). Беседовал с Д., который имеет сведения с Донецкого бассейна. Он, между прочим, сообщил, что там полная забастовка, на всех рудниках. Вызвана она по причине недостатка хлеба и других необходимых продуктов питания. Этим и объясняется массовая отсылка рабочих всех категорий на Донецкий угольный бассейн с двойной уплатой жалованья, то есть с сохранением полного оклада здесь и такого же оклада там. Неужели так богата наша страна? Здесь идут полные всюду грабежи, а в другом месте дают двойное жалованье. Конечно, эти махинации вызваны исключительно тем, чтоб как можно скорее и больше обмануть и загнать туда, в Донецкий угольный бассейн, простаков-дураков. Иначе дело будет настолько испорчено, что едва ли будет уже поправимо. К тому же ведь и неблагополучно дело обстоит и на Апшеронском полуострове, на нефтяных скважинах, тоже большая часть рабочих бастует и все по той же причине, а ведь уголь и нефть — это те два предмета, без которых страна обойтись абсолютно не может.

14 февраля (1 февраля). Опять, так же как и вчера, холодно. 15 гр<адусов>. Это черт знает какая стоит холодная, ненормальная погода. Ведь уже февраль, а холода, как в декабре. Страшный кризис топлива. Краснобанда сделала распоряжение отобрать все запасы угля в больших домах, отапливаемых углем и купленных, конечно, на средства живущих в доме. Где успели, там спустили воду, а где нет — там, конечно, порвало все трубы, и население домов отапливается керосинками. Отсюда кризис в керосине, так как все бросились за керосином. И опять новые кары и высылки на почве запаса керосина. Так одно с другим и сцепляется. С получением дров тоже новость: так как дров нет, то все ордера на дрова аннулированы, и дров с большим трудом кой-кому удается только получить чрез так называемую топливную комиссию, которая придет чрез несколько дней и посмотрит, действительно ли у вас нет дров, и... тогда вам разрешат купить осьмушку, самое большее это полсажени, и более ни в каком случае. И тут опять беда, да еще какая: так как подводы очень дорогие (лошадей всех поели), отвезти дрова за версту от склада стоит не менее десяти рублей, и это все равно — что сажень, что осьмушку, то на этой почве разыгрываются целые драмы. В складе говорят: «приезжайте, мы вам чрез неделю еще дадим дров». Вот и ездий к ним чрез неделю и плати по десять рублей. Прямо какой-то хаос, и так во всем, и всюду, и везде. Одним словом, ставка на полное обнищание и без того нищего народа. А ведь кто-то из экономистов сказал, что государство богато богатством своих подданных.

21 марта (8 марта). Утром 3 гр<адуса> холода. День, видимо, будет ясный, и обычная среди дня оттепель. Вчера из Орловской губернии Ливенского уезда получены жуткие и душу раздирающие сведения о том, как там свирепствует красно-банда. У всех и все отбирают и насильно сгоняют в так называемый колхоз. Едят, как сообщают, один только хлеб. И также идут произвольные, ни на чем не основанные аресты более зажиточных крестьян. Всюду, как сообщают, идет вопль, горе и слезы. Народ дошел до того, что разут и раздет. Просто непонятно, как это можно проповедовать какой-то рай таким ужасным насилием. И так по всей стране. Одним словом, творится что-то жуткое, неестественное. Идут убийства, грабежи имущества у населения, аресты, ссылки. Свирепствует страшный и небывалый в истории не только в России, но и вообще где-либо террор. И вот так по всей необъятной России и во имя чего? Во имя какой-то иллюзорной, химерической «Свободы», в которую вгоняют страшным насилием, сопряженным с убийствами и разорением, всех включительно. Что это такое? Кто сможет на это дать разумный ответ?..
По всей России идет бешеная ломка железных оград, главным образом, на кладбищах, а также и крестов, чугунных церковных дверей и вообще всего железного и чугунного, так как чугуноплавильные и железоделательные заводы или стоят, или еле влачат свое жалкое существование, о которых, кстати сказать, лишь только гремят в одной лживой макулатуре.

25 апреля (12 апреля). (...)Вся страна воет волком и распухла от голода, ибо все, положительно все и у всех, не только отбирается, но прямо грабится и отсылается за границу, тогда, как сказано выше, весь русский народ страдает от голода. Ибо все, положительно все, препровождается за бесценок за границу для выручки денег, а главное, это задобрить, чтобы там нас терпели, а народ свой — черт с ним, пускай дохнет с голоду, а чуть зашевелился, так в Нарым, в тюрьму или совсем на тот свет. Террором всего временно можно достигнуть, час да наш — вот как рассуждает свирепствующая красно-банда каторжан правителей, или, точней, душителей и грабителей русского народа.

14 мая (1 мая). С утра день ясный, но, как и предыдущие, холодноватый. Сегодня 1 мая. В прежние благодатные и во всем обильные и свободные годы с полдня весь народ уходил в окрестности Москвы, главным образом в Сокольники, где всегда устраивалось большое народное гуляние. И как весело и радостно всем тогда чувствовалось. Какое во всем было изобилие, и как все было дешево да счастливо. Как было тогда хорошо, как привольно тогда всем жилось, а главное — свободно и весело.
Но все это, как сон, миновало, явилась смута, и пришли с каторги чуждые стране и русскому народу преступные люди, захватили в свои руки власть над русским народом и стали проделывать эксперимент за экспериментом.(…)

21 мая (8 мая). (...)Был у Серпуховской заставы и решил пройти на кладбище Данилова монастыря, и что же? Когда боком пролез в главные ворота, то перед моим носом, как из земли, выросли два-три охранника. Двое из них в форме городовых. Один в штатской форме, и все они гепеушники. И на площади передо мной, прежде благоустроенной, с цветочными клумбами, теперь заваленной камнями и навозом, копошилось около шестисот, или более, оборванных, до невозможности грязных детей в возрасте от десяти до шестнадцати лет. Все это гоготало, кричало, неистовствовало и просило хлеба. Как грустно и дико было смотреть на эти сотни грязных беспризорных малышей — продукт народного бунта, или, как для красного словца теперь зовут, «революции»... Но цель моего туда прибытия — это посмотреть знаменитое кладбище, где похоронено так много знаменитых деятелей на поприще литературы и другой государственной деятельности. Там, между прочим, похоронены: Гоголь, Дмитриев, Завалишин, Кошелев, Морошкин, Перов, Рубинштейн Н. Г., Самарин Дмитр<ий> и Самарин Юрий Федорович, общ<ественный> деят<ель> и участник крестья<нской> реформы Тихонравов, Хомяков А. С., кня<язь> Черкасский, Языков и мн<огие> др<угие>. Но меня на кладбище не допустили. Тем более, когда я заявил, что пришел со специальной целью по некрополю. Когда я вышел из ворот монастыря и справился у живущих там, то оказалось, что там уже кладбища более не существует, оно все до основания снесено, как и многие богатые мрамором кладбища, за исключением только одной могилы Н. В. Гоголя. Заинтересовавшись этим очередным кощунством красно-банды, я все-таки проверил этот слух и посмотрел в проржавленные ворота кладбища, и моим взорам представилась грустная и неприглядная картина полного хаоса и разрушения. На том месте, где было некогда богатое кладбище, там остались лишь кучи мусора и обломки дикого и всякого другого камня. Даже лес — исполинские деревья — и те все были спилены. Все было грустно и пустынно, как будто здесь прошел татарский погром.

23 мая (10 мая). Сегодня день несколько холодней и склонный к дождю. На одной из окраин Москвы были рабочие беспорядки на почве голода, но вызванными сильными нарядами полиции и войск все было быстро подавлено. Конечно, как и всегда, про это в печати ни гуту, хотя были значительные жертвы (Пресня). Беспорядки были в районе Прохоровской мануфактуры.

13 июня (31 мая). (...)Наши «хозяева» в Кремле приказали все продавать по ценам, от которых пришел в ужас самый отъявленный спекулянт, так как большевики все стали продавать в сто раз и более дороже. Если кто-либо и чего-либо продавал за один рубль, то большевики уже продают за ДЕСЯТЬ рублей. И так во всем и повсюду, но я говорю лишь только о Москве и С.-Петербурге, что же касается до провинции, то там вообще нет никакой продажи, так как совершенно уже нечего продавать. Там всюду полный голод и народный рев, по всей уже России разгуливает хозяин — голодный тиф. Такой смертности еще не помнят в России. В Москву, или точней, через Москву громадными партиями прогоняют массы крестьянства, священников, бывших монахинь и вообще кротких, сирых и ни в чем не повинных крестьян, направляя их в Сибирь и другие отдаленные места России. Вообще в России творится что-то жуткое, насилия выходят за пределы насилий.(...)

22 июня (9 июня). Вчера поздно ночью пошел сильный дождь, сегодня день ясный и теплый, но несколько холодней вчерашнего. На улицах Москвы очень много появилось сравнительно молодых и крепких деревенских парней, обутых в лапти и одетых в домотканые армяки. Некоторые из них с сумками. Все они, исхудалые и тощие-грязные, оборванные, жалобно просят милостыню. Я некоторых порасспросил, откуда они. Они назвали свои местожительства, преимущественно из степных губерний, Орловской, Брянской (новое название одной губернии), Калужской и др. Все они убежали из своих родных мест, так как, они говорят, жизнь у них стала невмоготу. С двух часов утра в колхозе выгоняют их на работу, а кончают в одиннадцать часов вечера. Труд равносилен каторжному, так как заставляют вырабатывать норму, причем ничего не дают, да ничего и нет, совершенный голод, так что в этих губерниях, кроме страшного свирепствования большевиков, еще свирепствует голодный тиф, или, как его теперь зовут, «вшивый тиф», люди мрут ежедневно, так что всех объял ужас и многие бегут в леса и разбегаются в разные стороны от этих колхозов, как от чумы. И так по всей и во всей России. Раз в Москве — центре, куда все, положительно все, сосредоточивают, и то уже стало жить почти невмоготу, так что же делается в провинции — это трудно себе представить.
Несколько времени тому назад на резиновой фабрике «Богатырь» в с. Богородском такой был, конечно, не единственный случай. Туда приехала немецкая делегация, так как теперь у нас на фабриках и заводах в большинстве инструкторами все немцы, и живут они, конечно, сравнительно с русскими рабочими в условиях более чем на сто процентов лучше, у них и хорошие помещения, и великолепный стол (им, конечно, за счет общего народа уделяется все, что они захотят), они даже и пьянствуют исключительно лишь в одной гостинице — это гостиница «Европа» на Неглинном проезде. Конечно, тогда, когда они там располагаются, то, конечно, туда никого из простых смертных не пускают. И вот приехавшая из Германии делегация, между прочим, посетила и завод «Богатырь». Когда сопровождающий эту делегацию суфлер стал расписывать их, то есть немецких рабочих, хорошее во всех отношениях житье, то один из русских, хорошо владея немецким языком, обращаясь к немецким делегатам, сказал им: «Что вы смотрите, как живут ваши соотчичи, и что вы слушаете наглое вранье сопровождающего вас коммуниста. Вы посмотрите на этом же заводе, в каких ужасных условиях живут другие — русские рабочие, и чем они питаются, тогда вы и увидите весь ужас и нищету русских рабочих». Результат: в ночь этот рабочий, который это сказал на немецком языке, бесследно исчез в недрах застенка (что на Лубянской площади).(...)

29 июня (16 июня). Утро, дни очень теплые и ясные. Вчера ездили в Измайлово, точнее в Измайловскую Николаевскую военную богадельню.(...) Сие не только не украшается и не поддерживается, но все быстро разрушается. И разрушается сознательно и умышленно. Так, еще года три тому назад туда еще можно было поехать подышать чистым воздухом. А теперь уже нет признаков того, что было даже в прошлом году. Нет гуляющей публики, нет того, хотя и мусорного и бедного, «буфета», и той волынки вроде какого-то, или, точней, пародии, на оркестр. Ничего теперь этого уже нет. Измайлово было родовой вотчиной Романовых и любимой дачей первых царей из этого рода. Основано оно было их предком Никитою Ивановичем Романовым-Юрьевым-Захарьиным-Кошкиным. Он завел здесь образцовый хутор, в котором не только процветало земледелие и скотоводство, но заведен был стеклянный завод даже. Бокалы и кружки с этого завода и теперь хранятся в Оружейной палате. Алексей Михайлович и Михаил Федорович также занимались здесь хозяйством и завели тут прекрасный скотный двор, обширный фруктовый сад и аптекарский огород. Петр Великий провел детство и отрочество в этом селе. На Измайловском пруду (вырытом в царском саду) он плавал на парусном ботике, построенном Брандтом (этот ботик и был знаменитый «дедушка русского флота»). Одноэтажное здание Романовского дворца сохранилось до сих пор. Против дворца — храм, построенный в честь Покрова Б<ожией> М<атери>, по образцу Успенского собора, и освященный 1 октября 1679 г<ода>. В последнее время для нужд Николаевске-Измайловской военной богадельни к собору в 1839—1849 годах пристроено с двух сторон по корпусу, которые совсем исказили величественный и архитектурный вид собора. Постройка эта возведена архитектором К. Тоном. Главной достопримечательностью находится здесь Башня, служившая вначале въездной воротной башней. Она построена в году. Эта Башня служила при царе Алексее Михайловиче Боярской думой. Постройка сохранила в общем свой первоначальный облик, но в последнее время, как и все там и вообще везде в России, запущено и загажено, а также населено чернорабочими или превращено под торговое помещение. Так и эта старинная Башня превращена под кабак и лавку, торгующую керосином и еще чем-то. Находящаяся невдалеке церковь во имя св. Иоасафа по своей древней и красивой архитектуре имеет очень большое значение. Теперь чуть ли не до основания, как и все другие в Москве церкви, снесена.

30 июня (17 июня). День ясный, небо, как и вчера, чистое. Вчера ездили с В. Г. в Кусково, посетили дворец г<рафа> Шереметева. Исчезновение из него двух третей тех ценностей, которые там были и принадлежали графу, производит грустное впечатление.(...)

6 июля (23 июня). С раннего утра день хмурый и моросит очень мелкий дождичек. В полночь шел большой дождь. Встал утром и все наблюдал в окно раннюю утреннюю жизнь. Идет живущий в нашем доме охранник-гепеушник со своей ночной преступной «работы» по хватанию ночью ни в чем не повинных людей. Этот и по физиономии зверь, носящий у нас кличку «лягавый», имеющий за собой шесть человек им расстрелянных, или, как он выражается, ликвидированных, ведет свою громадную собаку-дуру на цепи и вооружен наганом. Немного спустя прошли то один, то другой гепеушники, это все охранники с ночной «работы». Потом стал объезжать автомобиль некоторые дома, где живут такие же субъекты — враги русского народа. Это уже «начальство», оно, видите ли, поехало на дневную свою преступную «работу». И так далее и тому подобное. Как все это гнусно, и как на все это тяжело смотреть. О, жизнь! Да жизнь ли это. Вчера мне передавали из достоверных источников о том, что каждую ночь привозят два-три автомобиля расстрелянных людей-трупов в крематорий в Донском монастыре (теперь, конечно, как и все монастыри в России, упраздненном) и сжигают, и это я слышу уже не в первый раз и от лиц, заслуживающих полного доверия.(...)

10 июля (27 июня). День, как и предыдущие, жаркий и ясный. Вчера истек срок, данный гепеушкой, пока еще о добровольном выезде всех бывших монахинь из пределов Московской области, а Московская область — это теперь что-то около десяти или более губерний. Всюду и всех так называемых кулаков, то есть честных и зажиточных людей, высылают в Сибирь и на принудительные работы.(...)

(Продолжение.)

Re: О кровавых 30-х годах.

(Продолжение.)

1936
6 января (24 декабря). (...)Сегодня Рождественский сочельник. Как ни задушен этот великий Праздник, как он ни превращен в «будни», равно как и Рождество Христово, как ни преследуется всякий невыход в этот великий христианский Праздник на работу, но народ празднует и на последние скудные свои гроши спешит на базар и в лавку купить что-либо к Празднику. Завтра все поспешат на работу. В эти дни, т. е. большие праздники в особенности, невыход на работу преследуется, и преследуется жестоко. Одним выговором не отделаешься, а могут выгнать с «волчьим паспортом». (...)Ночь под Рождество Христово! Сколько возникает в голове воспоминаний о далеком прекрасном прошлом, и как отрадно вспоминать об этом далеком минувшем прошлом, канувшем в вечность. Хорошо и уютно было в родном бедном крестьянском домике, вымытый чистый пол, ряд освещенных лампадами в углу икон, торжественно тихо и тепло в избе. От лампад, освещающих избу, разлит тихий полумрак, на улице сугробы снега, стекла окон покрыты узорами, тепло на большой печке, где обычно насыпали для сушки рожь. Хорошо с нее смотреть на освещенный от ряда мигающих лампад угол. Все тихо кругом. Завтра великий праздник Рождества Христова, скоро придет дядя Максим славить Христа, а мой станет рядом с ним и будет ему подпевать. И вот загудят два хриплых голоса: «Рождество Твое Христе Боже наш» и т. д., потом обычное поздравление и пожелание, получение мзды и уход дяди Максима в следующие избы. Все это торжественно, просто и прекрасно. 55 лет прошло с тех пор, а все это я вижу как сейчас.

16 января (3 января). День хмурый. Т<емпература> в<оздуха>4°. Тихо, мрачно, всюду шпионы, то и дело шмыгают темные кареты, и действительно темные, т. к. не имеют не только, как ранее, хотя маленького окошечка, но даже и отдушины. И вот эти «черные вороны», как их зовут, шмыгают по улицам Москвы, а ночью их <количество> увеличивается в десять раз. Жутко.

28 января (15 января). День хмурый и несколько холодней предыдущих. Т<емпература> в<оздуха> среди дня 4° и вечером 6°. Д<авление> в<оздуха>776,3 мм. Вчера я ехал по Покровке и увидел, что тираны и варвары разрушают знаменитую по своей архитектуре церковь Успения. Эта дивная по своей архитектуре церковь была даже пощажена Наполеоном, и которую очень любил и пленился ею Ф. М. Достоевский. Мне стало грустно и невыносимо тяжело. Разрушение начато с Алтарной части(...)

30 января (17 января). (...)То и дело слышишь, что всюду идут обыски, аресты, все суды переполнены людьми, которых судят за то, что бы ранее только поощряли. Все тюрьмы переполнены. Все дорого, недоброкачественно и почти ничего нет, что составляет первую необходимость. Исповедуется террор, насилие. Все обязаны работать в принудительном порядке, и притом только лишь из-за куска насущного хлеба. Никто не имеет права разинуть рта, все уже стали бояться что-либо в своем уме и мышлении подумать, не только горько сказать о своем бедственном и голодно-рабском положении вслух. Все разрушено, все старинные памятники разрушаются и уничтожаются. Что-то дикое творится, люди стали друг друга бояться, все тихо стонет, ропщет. Все оборваны, разуты и раздеты, голодные. (...)Такова теперь в России жизнь, жизнь, приведшая все население страны в полное отчаяние.(...)

29 апреля (16 апреля). (...)Прошел весь район — нигде нет папирос за 35 к<опеек>, исчезли, оказывается. Зашел к одному знакомому торговцу, он мне сообщил, что у него стоит громадный ящик этих папирос, но не только их запрещено до 1 Мая н<ового> с<тиля> продавать, но даже и откупоривать ящики, в которых они запакованы. Это очередная гнусная большевистская подлость. Например, к Св. Пасхе все молочное и яйца исчезли из продажи, даже деревенских притесняли на рынках эти продукты продавать, в особенности яйца, творог, сметану. Ну времена!

Красная пасха
18 мая (5 мая). День ясный. Т<емпература> в<оздуха> среди дня 11,5°. Д<авление> в<оздуха>777,2 мм. Ездил в Кунцево, в т. н. «дом отдыха». Описания этого пресловутого «дома отдыха» откладываю до более лучшего настроения. (...)Меня, конечно, более всего интересовало посмотреть дом и парк К. Т. Солдатенкова. Но туда теперь доступа нет, там живут солдаты. (...)Большую часть парка, в особенности где построены эти курятники, от вековых деревьев разных пород очистили, т. е. парк истребили, итак, на том месте, где находилась замечательная металлическая оранжерея тропических растений, теперь построен сортир, для женщин и мужчин. И это недалеко от дворца, хоть бы перенесли на другую сторону курятников, а не к дворцу. Кстати, два слова о дворце. Сквозь решетчатый забор его виден правый боковой фасад, окна завешены какими-то тряпками. Около дворца висит «белье» сомнительной чистоты. Дворец облупился, обветшал, и его не окружают уже мраморные статуи и обелиски, вывезенные из Италии, все запустело, все загажено, все заросло бурьяном (...)
1937
2 марта (17 февраля). Был В. Г. Б-н и рассказал ужасы. Он сегодня был на Главном почтамте и наблюдал массу серого степного народа; все они испитые, иссохшие, оборванные, грязные, изнуренные. Он их спросил, зачем они здесь и откуда. Был ответ: «Видишь, посылаем посылки — хлеб и крупяные продукты и все, чем можно питаться, да принимают-то только по 5 кг». А сами они Тамбовской губернии. «Вот он, например, — показывая на другого, — Борисоглебского уезда». На вопрос: «Разве у Вас там нет хлеба и вообще зерна, круп, пшена и др<угого>?» ответ был такой: «Ничего нет». «Как же, ведь это была наша житница, где была масса мельниц, и оттуда все гналось в Москву и другие места вагонами и целыми поездами?» — «Да, — был ответ, — было, да сплыло, а теперь вот все едем к вам в Москву за хлебом и называем ее, Москву, теперь хлебородной стороной». Далее сказал, что «нам за наш непосильный без отдыха труд дали только по одному фунту на трудодень, а остальное все отобрали, и все, что еще нам должно бы получить, то отобрали в семенной фонд». «У нас, — продолжал он, — прямо мор, люди пухнут и помирают, мы вот режем скот — коров, у кого, конечно, есть, и едем сюда покупать хлеб, чтобы не помереть с голоду. Да и не знаем, как мы весной будем работать: кормов для скота совсем нет и лошади валятся — дохнут от голода. Коровье мясо вот везем сюда, а кобылье едим там сами». На заданный вопрос: «Почему вы не едете в губернские ваши города, а в Москву?» последовал следующий жуткий ответ: «Да там тоже ничего нет, хлеба, например, дают только по фунту на человека, а очереди по несколько сот человек. И если до обеда не удастся получить этот фунт на одного черного хлеба, то уже после полудня его, т. е. этот фунт, и не получишь. Так в Тамбове, и были в Рязани, и одно и то же, а так как мясо у нас стоит! р<уб>. 50к<оп>., и не дороже 1 р<уб>. 70 к<оп>. за кило, то, конечно, его есть расчет привезти в Москву, да, кстати, здесь можно купить и хлебца, мучки и каких-нибудь круп». «Где же вы ночуете?» — был задан вопрос. «А на вокзалах», — был ответ. «Да ведь там после 12 ч<асов> ночи всех выгоняют». — «Нет, нас не выгоняют, — последовал ответ, — ведь видят, что мы с мешками с продуктами, нас только перегоняют из зала в зал после уборки, так и коротаем бессонные ночи, потому что если уснешь, то и проспишь все то, что имеешь, украдут — что тогда делать». Я подумал, действительно, что тогда делать? Привез издалека и последнее, там дожидается голодная семья, а тут украли. Это кошмарно-жутко подумать, что может сделать тогда этот голодный, бедный, оборванный и обовшивевший несчастный человек. Плакать? Москва слезам не верит. На себя наложить руки? Боже правый! И так, как оказывается, всюду на периферии. Зачем же такая болтовня, как устная, так и газетная. Ведь все, поголовно все знают, что творится в России что-то кошмарное, жуткое, и все это исключительно от того, что Россией управляют люди — враги России и русского народа, не имеющие никакого понятия о государственном устройстве, придумавшие утопическую, бессмысленную систему какой-то «колхозной» жизни народа, и которая проводится исключительно одним только принуждением и террором.(...)

2 апреля (20 марта). День ясный. Т<емпература> в<оздуха> среди дня +4°К. Д<авление> в<оздуха> 777,5 мм. Во всем идет страшный грабеж со стороны наших головотяпов-тиранов из Кремля, в особенности предметов первой и неотложной необходимости, как, например, лекарства. Оно вздорожало на 1000 % против былого времени.
3 апреля (21 марта). Т<емпература> в<оздуха> +3°R. Д<авление> в<оздуха> 777,8 мм. День, как и предыдущие, ясный...

[На этом записи в дневнике обрываются. 21 марта (3 апреля по новому стилю) 1937 г. Николаев был арестован.]

https://prozhito.org/person/51

4

Re: О кровавых 30-х годах.

первачек пишет:

.. Я считал, что, рано или поздно, советская власть должна будет пойти на уступки, что она сама поймет, что улучшить положение народа в стране проводимыми ею мероприятиями в области экономики - невозможно»

И прадед вот точно так-же был уверен.....и поэтому "поверил"Усатому и несмотря ни на что повёз семью в Совдепию,я его правнук свидетельствую  -  они оказались правы !!

Я за свободные джунгли!..

5

Re: О кровавых 30-х годах.

dima1 пишет:
первачек пишет:

.. Я считал, что, рано или поздно, советская власть должна будет пойти на уступки, что она сама поймет, что улучшить положение народа в стране проводимыми ею мероприятиями в области экономики - невозможно»

И прадед вот точно так-же был уверен.....и поэтому "поверил"Усатому и несмотря ни на что повёз семью в Совдепию,я его правнук свидетельствую  -  они оказались правы !!

Перечитал раз десять,так и не понял,кто они и в чём правы.

6

Re: О кровавых 30-х годах.

первачек пишет:

На углу Покровки и Гаврикова пер<еулка> с полгода отделывали под бывшим трактиром Васильева и в его дому громадный магазин под названием «Мосторг». Наконец отделали, открыли, с полгода поторговали, одну половину его закрыли — нечем стало торговать. Затем подняли полотняную вывеску, что, мол, этот магазин назначен закрытым и в нем могут покупать только одного определенного завода, например, Гет, и так по всей Москве. В магазин этот могут войти только те люди, которые работают на том предприятии, для которых этот магазин предназначен, и вход в этот магазин исключительно лишь по билетам, и так по всей Москве

Эта система ведомственных магазинов просуществовала до конца советской власти.
Самым верхом этой системы стали валютные магазины
Для иностранцев.
Для буржуев ... с которыми так героически боролась столько лет советская власть и все советские люди.

7

Re: О кровавых 30-х годах.

Костик пишет:

Перечитал раз десять,так и не понял,кто они и в чём правы.

Ты Костик удивляешь...эти люди верили что большевики это временное для России,и придёт время и мы их внуки увидим крах коммунистических идей....

Я за свободные джунгли!..

Re: О кровавых 30-х годах.

ЖИТКЕВИЧ Виктор Владиславович
Список от 22 декабря 1937г. [Воронежская область] - 1-я категория - РГАСПИ, ф.17, оп.171, дело 413, лист 354
7-й фонд ЦА ФСБ
Дата сессии ВК ВС: 11.01.1938

Дата расстрела: 11.01.1938

Житкевич Виктор Владимирович (Владиславович)

Род. в 1888, Киевская обл., с. Семище, украинец, обр.: высшее. Главный инженер Грибановского сахарного завода Воронежской области.
Арестован 20.10.1937. Обв. по ст.ст. 58-7, 58-8, 58-11: Обвинялся в участии в антисоветской право-троцкистской диверсионно-вредительской организации. Приговор: выездная сессия ВК ВС СССР в г. Воронеж, 11.01.1938 – ВМН. Расстрелян 11.01.1938.
Реабилитирован ВК ВС СССР 03.08.1957
Источник: Воронежские сталинские списки, дело № П-10531.

Re: О кровавых 30-х годах.

МИХАЙЛОВ Леонид Николаевич
Список от 22 декабря 1937г. [Воронежская область] - 1-я категория - РГАСПИ, ф.17, оп.171, дело 413, лист 355
7-й фонд ЦА ФСБ
Дата сессии ВК ВС: 11.01.1938
Дата расстрела: 11.01.1938
Михайлов Леонид Николаевич
Род. в 1902, Воронежская обл., Борисоглебск, русский, обр.: среднее техническое, член ВКП(б) с 1928 г. Проживал: Липецк, завод "Липецкстанкострой", участок 3, дом 19. Начальник деревообделочного цеха завода "Липецкстанкострой".
Арестован 28.10.1937. Обв. по ст.ст. 58-7, 17-58-8, 58-11: Обвинялся в активном участии в антисоветской право-троцкистской террористической и диверсионно-вредительской организации. Приговор: выездная сессия ВК ВС СССР в г. Воронеж, 11.01.1938 – ВМН. Расстрелян 11.01.1938.
Реабилитирован ВК ВС СССР 23.03.1957
Источник: Воронежские сталинские списки, дело № Р-19324 в гос. архиве Липецкой обл.

Re: О кровавых 30-х годах.

СТОРОЖЕНКО Николай Алексеевич
Список от 22 декабря 1937г. [Воронежская область] - 1-я категория - РГАСПИ, ф.17, оп.171, дело 413, лист 356
7-й фонд ЦА ФСБ
Дата сессии ВК ВС: 10.01.1938
Дата расстрела: 10.01.1938
Стороженко Николай Алексеевич
Род. в 1896, Уральская обл., стн. Лбищенское, русский, обр.: незаконченное среднее, член ВКП(б) с 1917 г. Проживал: Москва, ул. Пятницкая, 3, кв. 6. Временно не работал, до.12.1936 г. - директор Борисоглебской МТС.
Арестован 25.03.1937. Обв. по ст.ст. 58-7, 58-8, 58-11: Обвинялся в том, что с 1935 г. вошел в антисоветскую право-троцкистскую террористическую организацию и проводил в МТС вредительскую работу. Приговор: выездная сессия ВК ВС СССР в г. Воронеж, 10.01.1938 – ВМН. Расстрелян 10.01.1938.
Реабилитирован ВК ВС СССР 21.09.1957
Источник: Воронежские сталинские списки, дело № П-14708.

Re: О кровавых 30-х годах.

ХЛАМОВ Николай Семенович
Список от 22 декабря 1937г. [Воронежская область] - 2-я категория - РГАСПИ, ф.17, оп.171, дело 413, лист 359
7-й фонд ЦА ФСБ
Осужден ВК ВС в период с 10 по 16.01.1938 г. по 2 категории
Хламов Николай Семенович
Род. в 1880, Воронежская обл., Борисоглебск, русский, обр.: низшее, член ВКП(б) с 1917 г. Проживал: г. Борисоглебск, ул. Революции, 2. Пенсионер. До.03.1937 г. - мастер кузнечного цеха Борисоглебского вагоноремонтного завода.
Арестован 22.08.1937. Обв. по ст.ст. 17-58-8, 58-11: Обвинялся в участии с 1937 г. в антисоветской право-троцкистской диверсионной организации. Приговор: выездная сессия ВК ВС СССР в г. Воронеж, 16.01.1938 – к 10 годам тюремного заключения.
Реабилитирован ВК ВС СССР 24.10.1957
Источник: Воронежские сталинские списки, дело № П-10532.

Re: О кровавых 30-х годах.

Расстрелянные в г.Борисоглебске в 1937-1938 годах священно и церковнослужители. Список не полный!

ФИО Сан Год Родился Р-н Проживал Р-н Дата приг. Расстрела

1 Абдулов Еремей Семенович св-к 1870 с.Коптя Токайского с.Николаевка Терновский 21.12.1937 30.12.1937
2 Абрамов Василий Иванович св-к 1874 Е.Колено Карачанский Е.Колено 11.08.1937 21.08.1937
3 Бабенищева Елизавета Ивановна мон 1867 с.Новое Острогожский с.Троицкое Новохоп 15.12.1937 19.12.1937 См.дело №16269 в 20 тт.
4 Балабанов Федор Федорович св-к 1865 с.Конские Раздоры с.Новохоперск Новохоп 25.09.1937 10.11.1937
5 Беликов Терентий Иванович св-к 1895 с.Ниж.Шитряй Уваровский 29.01.1938 14.02.1938
6 Битюков Григорий Филиппович стор 1868 с.Макашевка Песковский 29.01.1938 17.02.1938
7 Бледных Василий Гаврилович св-к 1885 с.Липяги Шпикуловск с.Козловка Терновский 21.12.1937 30.12.1937
8 Богодаров Петр Иванович св-к 1885 с.Ронина Козельский с.Бозгоновка Терновский 21.12.1937 30.12.1937
9 Богословский Дмитрий Александр. св-к 1884 г.Борисоглеб 11.08.1937 21.08.1937 ВК от 09.12.97
10 Бондаренко Иван Иванович св-к 1872 с.Уразово с.Скупое Шаталовск 15.01.1937 07.02.1938
11 Бондарцев Василий Григорьевич св-к 1898 с.Лосевка Хомнянского с.М.Алабухи Грибановск 09.09.1937 19.09.1937
12 Бутинский Егор Петрович св-к 1865 с.Грибановка 25.09.1937 11.10.1937
13 Бунин Николай Степанович св-к 1885 с.Ольшанка Уваровский 21.12.1937 25.01.1938
14 Варзин Иван Григорьевич св-к 1882 г.Тамбов с.Золотовка Ржаксинск 15.12.1937 20.12.1937
15 Ведищев Александр Михайлович св-к 1888 3-я Александровк Алешковск 25.09.1937 10.10.1937
16 Виноградов Петр Васильевич св-к 1875 с.Ср.Лукавка Грязинск 25.12.1937 04.01.1938
17 Волокитин Павел Игнатович св-к 1894 с.Ленино Липецкого с.Алешковка Алешковск 21.12.1937 30.12.1937
18 Волосатов Иван Тимофеевич сект 1902 с.Тугодуково Жердевск 29.01.1938 18.02.1938
19 Гаврюшин Никита Евстигнеевич сект 1894 с.Михайловка Шпикуловск 12.12.1937 30.12.1937
20 Герасимов Василий Матвеевич св-к 1889 с.Русаново Терновск 15.11.1937 19.11.1937
21 Голомазов Михаил Арсентьевич псал 1882 с.Махровка Борисогл \\\\\\\\ \\\\\\\ 11.08.1937 21.08.1937
22 Голубев Дмитрий Иванович св-к 1863 с.Кривки Дрязгинск с.Токаревка Тамбовск 25.12.1937 04.01.1938
23 Грибановский Александр Васильевич св-к 1879 с.Бочана Борисогл с.Кирсановка Борисогл 25.09.1937 11.10.1937
24 Давыдов Федор Спиридонович св-к 1860 с.Сукмановка Жердевск Борисогл 20.08.1937 30.08.1937
25 Дьяков Петр Федорович мон 1868 с.Листопадовка Полянског \\\\\\ \\\\\\ 28.01.1938 14.02.1938
26 Жупиков Аким Васильевич св-к 1875 д.Ястребовка Токаревск 25.12.1937 04.01.1938
27 Захаров Павел Семенович св-к 1873 с.Карганино Ржакск с.Пущино Ржакск 25.12.1937 04.01.1938
28 Ильина Фекла Васильевна мон 1878 с.Листопадовка Полянског 22.09.1937 02.10.1938 Д.№14516
29 Казанский Петр Иванович св-к 1869 с.Б.Грибановк Грибановск \\\\\\ \\\\\\ 25.09.1937 11.10.1937
30 Казюлин Степан Васильевич мон 1873 с.Моисеево-Алабушки Уваровский \\\\\\ \\\\\\ 21.12.1937 15.01.1938
31 Каменцев Владимир Иванович св-к 1878 с.Арнишецы Сходск Борисогл 11.08.1937 21.08.1937
32 Карпов Константин Георгиевич св-к 1867 с.Пески Песковский с.Мазурка Песковск 15.01.1938 04.02.1938
33 Касьянов Андрей Алексеевич ктит 1889 Борисогл \\\\\\ \\\\\\ 11.08.1937 21.08.1937
34 Кожин Парфений Сидорович св-к 1855 с.Репное Балашовск с.Самодуровк Песковск 28.12.1937 09.01.1938
35 Кривобоков Василий Павлович церк 1881 с.Ястребовка Токаревск \\\\\\ \\\\\\ 25.12.1937 14.01.1938
36 Кудрявцев Сергей Харитонович б.св 1870 с.Рождественское Борисогл 09.09.1937 18.09.1937 бывший священник
37 Лебедев Леонид Васильевич св-к 1880 с.Троицкое Новохоперск 15.11.1937 19.11.1937
38 Ледовский Иван Федорович св-к 1897 с.Копыл Токайского 15.01.1938 04.02.1938
39 Ломакин Николай Григорьевич св-к 1891 с.Ладовка Тамбовск с.Богданово Ржакск 15.12.1937 20.12.1937
40 Малыхин Василий Дмитриевич св-к 1881 д.Кривцово Курск с.Троицкое Новохоп 15.12.1937 19.12.1937
41 Матвеев Илья Алексеевич 20 1869 с.Лукино Ржакск 15.12.1937 20.12.1937
42 Мигулин Александр Алексеевич еп. 1887 с.Дворечный Кут Харьковск Борисогл 09.02.1938 25.02.1938 Д.№26012
43 Михайлов Николай Михайлович св-к 1875 с.Н.Березовка Бирского 20.08.1937 30.08.1937
44 Новиков Николай Васильевич св-к 1894 2-я Александровка Шпикуловск 25.09.1937 11.10.1937
45 Новочадов Иван Иванович св-к 1874 с.Даниловка Елаголинск 29.01.1938 18.02.1938
46 Овчинников Игнат Алексеевич ктит 1870 Н.Гольское Полянског 15.12.1937 20.12.1937 15.12.1937
47 Петров Илларион Петрович сект 1874 с.Лукино Ржакск 04.02.1938 молоканин
48 Покровский Петр Алексеевич св-к 1866 с.Осиновка Рассказовск 09.02.1938 25.02.1938
49 Попова Евдокия Ивановна мон 1890 с.Троицкое Новохоперск 15.12.1937 19.12.1937
50 Поспелов Михаил Алексеевич св-к 1902 Б.Алабухи 11.08.1937 21.08.1937
51 Протопопов Иван Дмитриевич св-к 1864 с.Подгорное Липецкого 15.11.1937 19.11.1937
52 Розанов Николай Иванович 1899 с.Посевкино Грибановск 11.08.1937 21.08.1937
53 Рыданов Федор Ефимович 1894 К.Садовка Новохоперск 15.11.1937 19.11.1937
54 Сырачев Василий Григорьевич псал 1879 с.Еремеевка Мордовск 11.08.1937 21.08.1937
55 Сафонова Варвара Петровна мон 1870 с.Солдатское Борисогл 11.08.1937 21.08.1937
56 Селиванов Иван Михайлович св-к 1893 с.Никольское Архангельск 15.11.1937 19.11.1937
57 Семенов Родион Титаевич сект 1855 с.Пески Песковский 15.01.1938 07.02.1938
58 Сидоров Сергей Иосифович мон 1888 с.Троицкое Новохоперск 15.12.1937 19.12.1937
59 Слукина Надежда Андреевна мон 1889 М.Грибановка Грибановск 25.09.1937 11.10.1937
60 Сотников Григорий Николаевич св-к 1864 с.Кузьминовка Мордовск 29.01.1938 19.02.1938
61 Степанов Никодим Леонтьевич св-к 1864 с.Бочарово Сампурског 15.01.1938 04.02.1938
62 Субботин Михаил Федорович св-к 1895 п.Поворино Борисогл 11.08.1937 21.08.1937
63 Титов Василий Дементьевич псал 1893 х.Ярыженский Н.Аннинск 25.09.1937 11.10.1937
64 Тиссен Яков Яковлевич сект 1891 с.Терноватое Запорожск 25.09.1937 11.10.1937 Центаль
65 Торянин Ефим Федорович св-к 1878 с.Генеральское Саблазск Борисогл 15.01.1938 04.02.1938
66 Троянский Петр Ефимович св-к 1874 Н.Клянское Мичуринск 25.12.1937 04.01.1938
67 Тыняный Виктор Антонович св-к 1894 с.Красное Новохоперск Листопадовка Полянск 22.09.1937 02.10.1937
68 Улитов Петр Федорович 1894 с.Ольшанка Уваровский 20.01.1938 10.02.1938
69 Хальзов Григорий Евдокимович ктит 1870 с.Калмык Борисогл 11.08.1937 21.08.1937
70 Харченко Кузьма Николаевич св-к 1874 с.Дубовское Буденовск Троицкое Новохоп 15.12.1937 19.12.1937 архим-т
71 Хоперский Владимир Петрович св-к 1875 Борисогл 20.08.1937 30.08.1937
72 Хреновский Николай Митрофанович св-к 1874 Хохол Хохольк 25.12.1937 04.01.1938
73 Чабыкин Василий Захарович церк 1870 Троицкое Новохоперск 28.12.1937 09.01.1938
74 Шелковников Яков Семенович 1899 с.Кочерга Новохоперск 20.01.1938 11.08.1938 Д№12799
75 Шилов Николай Павлович св-к 1860 г.Ульяновск 29.08.1937 05.09.1937
76 Щербаков Михаил Иванович церк 1873 Новохоперск Новохоперск 15.11.1937 19.11.1937
77 Якимовская Любовь Антоновна церк 1897 г.Вильно Польша Борисогл 09.02.1938 25.02.1938
https://pol-pot83.livejournal.com/90819.html

Re: О кровавых 30-х годах.

20 мая 1939 г.
г. Москва

Произведенным НКВД СССР обследованием работы ОДТО НКВД Борисоглебск и ОДТО НКВД Лиски Юго-Восточной жел. дор. установлено: в ОДТО НКВД в течение 1938 года практиковались аресты железнодорожников, рабочих и служащих транспорта без достаточных к этому оснований.
В процессе следствия допускались незаконные методы допросов арестованных и вымогались от них вымышленные показания.

ПРИКАЗЫВАЮ:
I. За нарушения революционной законности и развал агентурной работы — уволить из органов НКВД:
1) Козина М.А. — бывш. начальника ОДТО НКВД ст. Борисоглебск;

2) Курляндчика С.М. — бывш. начальника ОДТО НКВД ст. Лиски;
II. Материал в отношении Васина И.Г., пом. начальника ОДТО НКВД Борисоглебск, допустившего незаконные аресты и извращения в следственной работе, передать особоуполномоченному УНКВД по Воронежской области для расследования, отстранив Васина от работы.
III. За применение незаконных методов в следствии подвергнуть административному взысканию:
1) Егорова Н.И. — оперуполномоченного ОДТО НКВД Борисоглебск — арестовать на 15 суток;
2) Агапова Г.Д. — оперуполномоченного 1-го отделения ДТО НКВД Юго- Восточной жел. дор. — арестовать на 10 суток;
3) Наумова — бывшего пом. нач. 5-го отделения ДТО НКВД Юго-Восточной жел. дор. (ныне работающего в ДТО НКВД Калининской жел. дор.) — арестовать на 10 суток;
4) Михеева А.С. — оперуполномоченного ОДТО НКВД ст. Лиски — арестовать на 5 суток.
Егорова, Агапова и Наумова после отбытия ареста перевести на работу в другие ДТО НКВД.
Заместитель Народного комиссара внутренних дел СССР
комиссар государственной безопасности 3-го ранга
В. Меркулов.
http://istmat.info/

14

Re: О кровавых 30-х годах.

Хм-м-м-м...май 39го ...т.е документ о том ,что Лаврентий Павлович начал "наводить порядок".....не-не о документе ни капли сомнения,но поверить в то что Лаврентий наказывал за "незаконные методы" не могу поверить...да и наказания то административные и смехотворные 15 суток,5 суток ,увольнения.....за чью-то искалеченную жизнь...

Я за свободные джунгли!..

Re: О кровавых 30-х годах.

Ну почему же? Была серьёзная чистка, бериевцы вырезали ежовцев. Например, двух начальников облНКВД пристрелили как бешеных собак. Другое дело, что, к сожалению, рядовых карателей наказали мало.

Кто жил в Борисоглебске, тот в цирке не смеётся