Первое описание города – из спорной грамоты Савина Сторожевского монастыря за земельные угодья. (Самое главное – упоминания о новопостроенной крепости Новопавловской.)
1702 год.
Спорное дело Савина Сторожевского монастыря о земельных угодьях.
…..верх пятым жеребем и рыбною ловлею и всяким вотчинным угодям. Да на реке Корочан в Лопатине прежняго оброку и с водяным и новой наддачи четыре рубли тринадцать алтын с деньгою.
И в прошлом 191-м году, по Нашему, Великого Государя, указу, а по челобитью Савина монастыря Сторожевскаго архимандрита Селиверста с братьею, послана Наша Великого Государя грамота в Тонбов к стольнику Нашему и воеводе к Ивану Опраскину, а велено в Танбов в Приказной Избе Савинского приписного монастыря Мамонтовы пустыни на бортные ухожьи и рыбные ловли и на всякие вотчинные угодьи обротчиковых всяких крепостей досмотрить и взять с тех крепостей списки, и с тех списков и с оброчных приходных книг те их бортные ухожьи и всякие угодья написать в книги, особ статьею Савинского Сторожевского монастыря за архимандритом с братьею, а не за обротчики их, и оброчные деньги с тех угодией вперед со 192-го году имать и платежные отписи давать на их имяна; да таковые же книги за руками прислать к Москве в Приказ Большого Дворца.
И во 192-м году, генваря в 3-й день, писал к Нам Великому Государю, из Танбова стольник Наш и воевода Иван Опраскин и прислал тем угодьям книги за рукою, а в книгах написано: столник Наш и воевода Иван Опраскин Савина монастыря Сторожевского у стряпчего у Якова Никитина на бортные ухожьи крепости досматривал и с тех крепостей в Приказную Избу взял списки, а по тем крепостям с бортных ухожьев Хоперского, Свинцовского, Воронинского, Вяжлинского, Алаждубенского, от Манзинского с Телермонского, с Карачанского с Тансырева липяга, с Бутаковой луки, с Кижеватовского с трех липягов с Рахминского, с Таволжаной речки и с Березников, и с Чехминских липягов и со всяких вотчинных угодей оброку и с водяным четыре рубли пятнадцать алтын две деньги.
И в прошлом 206-м году маия в 22 день, по Нашему, Великого Государя указу, а по челобитью Савина монастыря Сторожевского архимандрита Селивестра с братьею, послана Наша, Великого Государя, грамота в Тонбов, к стольнику Нашим и воеводам к Ивану Андрееву сыну да к Ивану Иванову сыну Вельяминовым Зерновым, а велено в Танбовский уезд в бортные ухожьи и на рыбные ловли, которые в переоборочных книгах 172-го и в переписных 192-го годов по крепостям написаны приписного Савина монастыря Сторожевского к Мамонтове пустынь послать из Танбовцев из отставных дворян да Танбовской Приказной Избы подъячего от места, и с тем посыльщиком и с сторонними многими людьми тех бортных ухожьев и рыбныхловель и всяких угодьев досмотрить и описать вышеписанные бортные угожьи и рыбные ловли по урочищам, на скольких верстах и с иными бортными угожьи с чьими смежны и ныне они целил, или в тех вышеописанных урочищах бортные делные деревья все вывелись? И буде вывелись сколь давно? И тех пустых бортных ухожьев землю Савина монастыря Сторожевского архимандром с братьею владеют ли? И той порозжей земли много ль будет по мере десятин? И в тех бортных ухожьях в вышеписанных урочищах иные всяких чинов люди землею владеют ли? И буде владеют, какова чину люди, и с которого году, и по каким крепостьям, и по многу десятин владеют? Да о том Нам, Великому Государю, писать и досмотр за руками прислать к Москве, в Приказ Большого Дворца.
И в 208-м году октября во 2 день писали к Нам, Великому Государю, из Тонбова стольники наши и воеводы Иван Андреев сын да Иван Иванов сын Вельяминовы-Зерновы и прислали в Приказ Большого Дворца досмотр и мерные книги, а в книгах написано: в прошлом, 208-м году июля в 1 день, по Нашему, Великого Государя, указу, и по грамоте из Приказу Большого Дворца за подписью дьяка Нашего Михаила Воинова и по наказной памяти стольников Наших и воевод Ивана Андреева сына да Ивана Иванова сына Вельяминовых-Зерновых, Тонбовской Приказной Избы подъячей Мартин Данилов, взяв с собою сторонних людей, и с теми сторонними людьми, против Челобитья Рождества Пресвятой Богородицы и великого чюдотворца Савы Сторожевского монастыря архимандрита Селивестра с братьею в бортных их Хоперских и Воронском ухожьях рыбных ливель и всяких вотчинских угодьей досмотрели, а по досмотру: бортные угожьи на реке Хопре, вверх; по левую сторону, подле Катова затону, стоит дуб: на нем две земецкие грани: одна указывает в Степь прямо к Телермоновскому лесу, другая в Степь через реку Хопер, на Синцов ерек. А с Синцова ерку через Займище на дубь, что стоит на бору, на песках, подле займища под горою без верха: на нем две земецкие тесы: один указыает назад, другая вперед, на сосну же с граньми. А с тое сосны прямо на дуб а дуб стоит подле тресин вполугорье; на нем две грани земецкие и тес: одна грань указывает назад, другая вперед через Степь прямо к Телермонскому лесу. И в тех земецких гранях и тесах. Едучи от первого дубу с граньми, на леве бортной ухожей Савина монастыря архимандрита Селивестра с братьею: по мере того бортного ухожья длиннику, поперек Хоперской черни, сверсту, поперек с полверсты. Да в том же бортном ухожью порублено соснового лесу многое число, да из длинного дуба пчелы выдраны; да из сосны пчелы выдраны и дель вызжена. А степью от того ухожья до Телермонского лесу совсеми угодьи и с липягами против того бортного угожья, по сказке сторонних людей земцем Тонбовского уезда села Черленого полковых Василия и да Карпа Савиных, Правотора Иванова, что тою степью владеют изстари по вотчинным крепостьям Савина монастыря архимандрит с братьею, и они Василий с товарищи, вопче, всяк против своих улешей. А смежен тот Хаперской ухожей и Степь сверху реки Хопра с Тонбовцов с Василием Паромзиным, нижней рубеж Шацкого уезду, села Конобеева с крестьяны с Василием Никифоровым с товарищи; да бортной их, челобитчиков, ухожей промеж реки Хопра и Вороны, на Степи, близь новопостроенного городка отхожей липяг, словеть Отделесь: по мере длиннику и по перечнику с полверсты и больши, на реке Вороны, подле новопостроенного городка, на полугорье, на дубу две грани земецкие: одна указывает через построенный город на липяг, что словеть Отделец, а другая в Телермонский лес через реку Ворона и через Телермонский лес, по граням и по тесам на дубе, что стоит у Степи, подле Телермонского лесу, на крайке; на нем две земецкие старые грани; заросли, да тесы. Одна грань и тес указывает назад, через Телермонский лес к новопостроенному городу. На первый дуб; другая вперед, в Степь, прямо к речке Карачану и к березником. А смежно тот бортной ухожей села Горелова с полковым казаком с Савостьяном Кобелевым с товарищи, с другой стороны в углу промеж Орловского и Долгого отрогов, на дву дубах тесы указывают в Степь на речку Карачану и к березником; другая в Телермонский лес через речку Грибановку и через реку Ворону на дуб. А дуб стоит на полугорке, переехав Телермоновский лес, против новопостроенного города; на нем две грани: одна указывает назад, другая к Хоперской дороге что ездят промеж Хопра и Вороны в Казачьи городки. А смежна села Ивенья с крестьяны с Дмитрием Банниковым с товарищи. А Степь против того их, челобитчикова, Воронского угожья, вверх по Вороне, по правой стороне, подле Телермонского лесу, до Отдельца. И на той Степи новопостроенной город, да круг того города, на посаде, всяких чинов градским жителем срублено изб с двадцать и больши, а лес рублен на городовое и на всякое строение в вышеписанных бортных ухожьях. А по мере того бортного Воронского ухожья, длиннику, поперек Телермонского лесу, верст с десять, поперечнику с версту; против того бортного ухожья Степь к речке Карачану, по отводу подъячего Лаврентья Данилова явилось в гранях в отводе села Крюкова за крестьяны за Остафем Желниным с товарищи. А у досмотру он, Остафев, с Васильем Верещагимым сказали, что по вотчинным крепостьям, в бортных ухожьях и в Степи обротчики коренщики их челобитчиковы те бортные угожьи в монастырь сдавали им, Остафью и Василью, по всем по улешам товарыщи. Да на речке Карачану четыре липяга: один долгой, от речки Карачану к Степи, длиннику и поперечнику с версту и больши, другой от Камменнаго броду вверх по Карочану, длиннику и поперечнику версты с полторы; третей – по речке по Распердяке, на правой стороне, длиннику и поперечнику сажень с полтретя ста; четвертой на переполье, против переезду Каменного броду, длиннику и поперечнику сажень со сто и больши. А Степь против тех липягов в отводе же за Остафьем Желниным с товарищи. А по мере против тех их бортных угожьев земли под пашню будет на реке Хопре триста тридцать три десятины, четвертною пашнею шестьсот шесть десять шесть чети, подле новопостроенного городка сто тритцать десятин, чертвертной пашни двести шестьдесят чети, и тою стапью владеют новопостроенного города жители, от Телермонского лесу к речке Карачану и к березником четыреста двадцать пять десятин, четвертьми пашни восемь сот пятьдесят чети. Сенных покосов против трех поль тысяча двести девяносто четыре десятины.
И в прошлом 1700-м году июня в 10 день, были челом Нам, Великому Государю, Савина монастыря Сторожевского архимандрит Мелетий с братьею: в прошлом 207-м году, по Нашему, Великого Государя, указу и по грамоте из приказу Большого Дворца, Тамбовской подъячей Мартын Данилов с сторонними людьми, монастырскую их вотчину во Хоперском и Воронском ухожьях, землю и сенные покосы, и рыбные ловли и бортные угожьи, и леса, и всякие угодья описал с мерою, и те мерные и опмсные книги из Танбова в Приказ Большого Дворца присланы; и Нам, Великому Государю, пожаловать бы их, велеть ту их оброчную вотчину и земли, и сенные покосы, и рыбные ловли, и бортные ухожьи, и лесные всякие угодья по тем описным и дозорным книгам и по старым межам и урочищам обмежевать и грани и всякие межевые признаки учинить по Писцовому Наказу с мерою, а сверх прежняго оброку с степных и с лесных земель станут платить по рублю на год.
И в прошлом 1700-м году августа в 23 день, по Нашему Великого Государя, указу и по челобитью Савина монастыря Сторожевского архимандрита Селивестра с братьею послана Наша; Великого Государя, грамота к стольнику Нашему к Василью Михайлову сыну Челюстину да к подъячему к Дементью Матвееву, и велено: Савина монастыря Сторожевского приписной Мамонтовы пустыни, в Тонбовском уезде на реках Хопре и Вороне и Карачане оброчные бортные угожьи и в тех бортных ухожьях рыбные ловли и землю и сенные покосы и степные владенья и всякие угодья от иных бортных ухожьев и всяких угодей по вышеписанным переоброчным книгам столника Нашего и воеводы Ивана Аникеева 172-го и по крепостям и по описным книгам же столника Нашего и воеводы Ивана Опраскина 192-го и по описным дозорным книгам Тонбовского подъячего Мартына Данилова 207-го годов по платежу оброку отмежевать и помеж учинить грани и всякие межевые признаки по статьям Писцового Наказу, чтоб впредь были знатны, а на землю что в вышеписанных бортных ухожьев и на степное владение и на всякия угодья положить оброк, применяясь к иным таким же угодьям и тою землею и сенными покосы и степным владеньем того Савина монастыря архимандриту Мелетию с братьею велено впредь с бортным угожьем и в платеже оброку того Савина Монастыря по стряпчем собрать поручную запись, да отом к Нам, Великому Государю, писать и межевые книги за руками и по стряпчем в платеже оброчных денег поручную запись прислать к Москве, в Приказ Большого Дворца.
И по той Нашей, Великого Государя, грамоте: столник Наш Василей, Михайлов сын Челюстин и подъячей Дементей Матвеев что учинил о том к Нам, Великому Государю, не писывал и межевых книг и по стряпчем поручной записи в Приказ Большого Дворца октября по 7-е число ныняшняго 1702-го года не присылывал. И в нынешнем 1702-м году октября в 7 день был челом Нам, Великому Государю, вотчины Савина монастыря Сторожевского Тонбовского уезда, села Мамонтова крестьяня Иван Елисеев с товарыщи: в прошлом 1700-м году по челобитью Савина монастыря Сторожевского властей, послана Наша, Великого Государя, грамота из Приказу Большого Дворца к стольнику к Василью Челюстину, а велено: в Танбовском уезде, на реке Хопре и Вороне и на Карачане оброчные бортные ухожьи и в тех угожьях рыбные ловли и землю и сенные покосы и степные и всякие угодья от иных всяких угодей по переоброчным книгам столника Нашего и воеводы Ивана Акинфова 172-го и по крепостям и по описным книгам же столника Нашего и воеводы Ивана Опраскина 192-го и по описным же и по дозорным книгам Тонбовского подъячего Мартина Данилова 207-го годов по платежу оброку отмежевать и грани и всякие межевые признаки учинить по Писцовому наказу, а на землю, что в тех бортных ухожьев и на сенные покосы и на степное всякое угодье положить оброк применяясь к иным, таким же угодьям и тою всею вотчиною велено Савина монастыря властям владеть по прежнему. И Василей де Челюстин, за зимним временем и за неправым спором Ново-Павловского городка жителей той вотчины не отмежевал, для того что де послушной грамоты в Павловской городок было непослано. И тою де многою вотчиною завладели новопостроенного города Павловского Жители и уездные люди напрасно, без дачь, и оброчные де деньги платят они спуста с 207-го году, а к Ново-Павловскому городу ниже Вороны, по Хопру вотчинных угодей отдавать не велено, а дано указное число; и Нам Великому Государю, пожаловать бы их: велеть ту монастырскую вотчину и рыбные ловли и всякие угодья обмежевать и на землю и на сенные покосы и на всякие угодья положить прибавочный оброк, против иных, таких же вотчин. А что под город Ново-Павловской и уездным людем той их вотчины бортных ухожьев и рыбных ловель и земляных всяких угодьей из оброку их отведено, и то по оброку написать в межевые книги имянно и о том послать к тебе Нашу, Великого Государя, грамоту о межеванье. А в Ново-Павловской городок к воеводе послать Наш, Великого Государя, указ, чтоб грацкие и уездные люди тому посланному межевщику были послушны.
И как к тебе ся Наша, Великого Государя, грамота придет, и тыб, думной Наш дворянин и воевода Степан Богданович с товарищи, о межеванье той монастырской вотчины и всяких угодей по крепостям той монастырской вотчины и всяких угодей по крепостям их и о посылке в новопостроенной городок Павловской, чтоб того города жители и уездные люди в том межевом деле были послушны, Наш, Великого Государя, указ учинил по Нашему, Великого Государя, указу и по своему разсмотренью.
Писан в Москве, лета 1702-го октября в ….день.
Скрепа: Дьяк Григорий Посников.
Справил: Ларион Буков.
Помета: 1702-го октября в 18 день, по указу Великого Государя, думному дворянину и воеводам Степану Богдановичу Ливчикову с товарищи, велеть взять печатных пошлин Савина монастыря Сторожевского с крестьян, сколко по сей грамоте за монастырь в Тонбовском уезде вотчиной земли по мере четвертные пашни отмежевано будет, по полутретьи деньги с четверти, и прислать к Москве объявить в Печатном Приказе думному дворянину и печатнику Никите Моисеевичу Зотову с товарыщи.
Дьяк Петр Швартов.
Надпись: Записать в книгу и справитца о тех землях: челобитья чьего нет ли, и буде есть – выписать.
И против сей Великого Государя грамоты, по помете в Азов в Приказной Палате справлено, а по справке в списку с грамоты Великого Государя 1701-го генваря 20-го числа, какова к воеводе к Никите Скрябину, и с той Великого Государя грамоты тот список прислан вы Азов июля в 11 день 1701-го года написано:
В прошлом 207-м году послана Великого Государя граммота к думному дворянину к Степану Богдановичу Ливчикову с товарищи, велено ему в новопостроенной город Павловской перевести из городов служилых людей и отвесть к тому городу земель и на пашню и на сенные покосы и лесов и всяких угодий на 2500 служеб, да на пашню на 2500 дворов крестьянских или, смотря по угодьям и больши того: и на выпуски и на выгоны и на десятинную пашню. И по той Великого Государя грамоте, против челобитья новопостроенного города Павловского переведенцов пядидесятника Афанасья Ареля с товарищи, к тому городу Павловскому им пашенною землю и сенные покосы и всякие угодья и рыбных ловель и попам и церквам Божиимь, вместо руги, велено отвесть несколько служебь и на пашню на перед того указано в правду, не наровя никому и учинить темь землям межу и тому межеванию книги. И к тому городу приписать земли вверх по Хопру и по Вороне, по 15 верст. А которые в тех местах по дачам и без дачь селятца, и тех велено сослать, и владеть и селитца не велено, по прежнему Великого Государя указу.
Да в прошлом же 1701-м Ноября в 11 день били челом Великому Государю Тонбовского уезду Мамонтовой пустони, Николаевской вдовой поп Иван да села Питерских крестьяне Левон Зерщиков с братьеми и с товарыщи, да села Черькина Ильинский поп Иван с товарыщи, новопостроенного города Павловского уезду, Богонские и Чегорацкие слобод на жителей во всяких обидах и теснений и налогах и вовладенье оброчных их ухожьев и в рыбных ловлях и в степном владенье и с сенными покосы. А в том челобитье и в крепостях написано в даче бортные угожьи и рыбные ловли на оброке за ними.
За Тонбовскими воловыми крепостьми; на отхожей земле дикой степе, на реке Вороне в Вандашеве улеше, в Протоцком и Богонском и Олабуцком, в Телермоне, в Поланином, в Неверове улеше бортные угожьи и рыбные ловли и Богонская поляна и степное владенье и всякие угодья, и темь оборочным землям и бортным угожьем учинены межи и грани в 207-м году и с тех межевых книг в 1700-м году Мамонтовой пустони попу Ивану Моторину с товарыщи из Приказу Большого Дворца, для владенья, дана выпись заприписью дьяка Василия Юдина. И те вышеписанные оброчные ухожьи Мамонтовой пустони попа Ивана с товарыщи, против грамоты Великого Государя и челобитья Савинского приписного монастыря Сторожевского Мамонтовой пустони архимандрита с братьею несходны и тех бортных их, попа Ивана с товарыщи, ухожьев в той Великого Государя их ухожьи на реке Вороне и в Телермонском лесу, а смежны ль? – того познать не по чем.