Тема: История защиты Хопра, история движения "Стоп никель!"
Из старой эмигрантской прессы.
Отрывок из статьи 1976 г. о состоянии Хопра уже тогда, в сравнении с дореволюционным временем.
ПРЕСТУПНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ДАРАМИ ПРИРОДЫ.
...Урюпинская станица расположена в расстоянии одной версты от левого берега Хопра. До 1920-го года в весенний разлив вода подходила к окраинным домам станицы. Там была весенняя пристань лодок, сдававшихся в наем. От этой пристани ходил паром, перевозивший подводы и людей на правый берег. Лесистый правый берег затапливался вплоть до подъема, соединяющего долину реки с степным плоскогорием. Подъем тоже был покрыт лесом. Красив был Хопер повсюду, но особенно на 5 верст выше Урюпинской станицы. Там лесистый подъем подходил к руслу реки и назывался Святою Горою. Название это дано было потому, что в этом месте на дереве явилась икона Божьей Матери. Ее несколько раз брали в город, в Урюпинский женский монастырь. Она исчезала и ее вновь находили в лесу на прежнем месте. Потом в месте ее появления построена была часовня, в которой она была помещена. После весенних работ, когда Хопер входил в берега, в день явления иконы тысячи казаков и казачек из окружающих и отдаленных станиц шли поклониться Богоявленной Божьей Матери. На Святой Горе были дачи, принадлежавшие монастырю, сдававшиеся летом в наем. Правый берег плоский, украшенный в этом месте могучими тополями, затапливался водой. Какое наслаждение бывало плыть на лодке по широкой водной дороге, любуясь с одной стороны гористым берегом, покрытым лесом, и рощей тополей, выступающих из водной поверхности — с другой. Прогалины между тополями манили развлекающуюся на лодках молодежь, но плавание там было опасным: сильное течение наталкивало лодку на стволы деревьев и выбрасывало из них пассажиров.
На правом берегу в лесу было много впадин, заливавшихся в половодье водой, хранившейся до следующей весны. Это были озера, в которых водилось много рыбы. Живописны были эти озера в дубовом лесу, окаймленные кугой и покрытые водяными лилиями, с причалинными у берега рыбачьими лодками. Весной лес изобиловал ландышами более крупными чем те, которые мы покупаем на улицах Парижа в день первого мая. В весеннее время урюпинская молодежь наслаждалась прогулками в лес и собиранием там цветов. Таковым в 1919-ом году оставили мы Хопер.
«Потом пришел человек», человек новый, особенный, чуждый казаку, с принципами, противоречащими казачьим обычаям и казачьей морали, человек отрицающий все духовное, бесчувственный к красотам природы, строющий всеобщее материальное благо на базе материалистической теории «научного» марксизма-ленинизма. Он обещал гигантскими шагами итти вперед по пути социального прогресса и перегнать самые передовые страны в мире. «Пришел человек», вытеснил коренного жителя — казака и начал руководить жизнью края. В 3-ьем томе Архипелага Гулаг Солженицын пишет, что население Урюпинской станицы поголовно сослано было в концентрационные лагеря, а на его место были поселены демобилизованные красноармейцы. «Пришел человек» и добился того, что Хопер по несколько лет подряд не стал выходить из берегов.
И. Пономарев и В. Кулаков дают нам частичное представление о «достижениях» пришедшего человека, полная картина достигнутых результатов более безотрадна, чем теперешнее состояние Хопра.
В статье «Река просит помощи» В. Кулаков пишет: «Много было разговоров о том, чтобы провести очистительные работы на Хопре, углубить его русло, высвободить затянутые песком и илом родники, но дальше разговоров дело не шло. Не находится на это хозяина. (Подчеркнуто мною В.К.). А ведь река мелеет буквально на глазах».
Прав В. Кулаков: нет хозяина, в стране царит безхозяйственность, ведущая к разрухе и опустошению.
Не один только Хопер находится в плачевном состоянии, но так же и его сын — Бузулук, который в названных статьях не упоминается. Эта красивая речка, раньше одетая в зеленые дубовые леса, с поймами (по казачьи — с займищами) и лугами на них, с плотинами задерживавшими летом воду, и с водяными мельницами, теперь, говорят, почти иссякла.
Не было до революции на Дону такого числа ученых, которым гордится теперь Советский Союз, не было и такого количества машин, созданных в помощь человеку, каким хвастается советская власть, а общественное хозяйство велось в тысячу раз лучше.
Лес станичного юрта принадлежал раньше жителям станицы. Распоряжалось им станичное общество под руководством выбранного им станичного атамана. Лесные угодья делились на участки. Промежуток времени между вырубками участка исчислялся несколькими десятками лет. В лес и луг запрещалось пускать скот. Пойманный в лесу или лугу скот загонялся станичными полицейскими на станичный баз и провинившийся хозяин должен был платить установленный штраф с головы скота. Штраф сильно бил по карману виновного. Бывали протесты, но штраф неукоснительно выплачивался.
Казаки не только старались сохранить существовавшие лесные угодья, но и боролись с неблагоприятными явлениями природы. Так в долине Бузулука, с западной стороны станицы Ярыженской был песок. Площадь его с годами расширялась. Для укрепления песчанной бесплодной почвы станичный атаман по собственной инициативе посадил краснотал, укреплявший почву. Посадка совершена была ранней весной «паевыми» казаками допризывного возраста (казаки от 17 до 21 года). Предвиделось по прошествии нескольких лет, когда почва достаточно укрепится, посадить в краснотале сосны… Проект не был осуществлен полностью из-за революции.
Русло Бузулука около Ярыженской станицы раздваивалось. Второстепенное русло соединялось с главным далеко от станицы. В самом начале оно отделялось плотиной для того, чтобы не ослаблять мощности реки и направлять ее течение к водяной мельнице. Каждый год в половодье плотина разрушалась и каждый год она восстанавливалась по спадении полой воды. Делалось это ни бульдозерами, ни скреперами в несколько сот лошадиных сил, ни грузовиками-самосвалами, а казачьими мышцами да повозками с люшнями и деревянными осями. Работы производились по распоряжению станичного атамана и под его руководством. Атаман не был ни ученым агрономом, ни инженером строителем. Его «академией» была церковноприходская школа, которую он не кончил полностью.
Невольно ставится вопрос: почему налицо разница в результатах управления теперешней администрацией и прежней, представленной выборным атаманом? Причиной этой разницы является то, что теперешняя администрация, строя свое управление на холодной «научной» базе, оторвана как от администрируемых ими, так и от земли, на которой они живут, атаман же был кровно связан с управляемыми им казаками и с кормилицей — землею, питавшей его пращуров и взростившей его самого. Теперешняя администрация — мачеха как по отношению к населению, так и к земле, атаман же был родной сын края и отец управляемых им. Он являлся частью общего тела — станичного общества. Не мог он причинять боль своему телу.
Статья «Охранная зона» сообщает о существовавшей в конце 19-го века специальной экспедиции по исследованию рек и о ее полезной десятилетней работе. Автор ее Т. Андрейкович пишет: «Эти предложения экспедиции не потеряли своего значения и в наше время». Он констатирует, что состояние рек за последние 70 лет ухудшилось. Я сделаю поправку: состояние рек ухудшилось не за 70 лет, а за последние 55 лет, когда ухудшение шло ускоренным темпом и привело к катастрофическому положению. Из изложенного много выше видно, что до 1920-го года луга на Дону не распахивались, леса непланомерно не вырубались и поэтому изменение режима рек не наблюдалось.
Удивительно, как осмелился автор статьи признать заслуги «реакционного» царского правительства. Ведь для коммунистов все дореволюционное заслуживает порицания, до прихода их к власти все было хуже, чем теперь.
Хопер не является исключением: безхозяйственная вырубка лесов, ведущая к оскудению рек, наблюдается по всей территории Советского Союза, не исключая Сибири. Все мы слышим о хронической засухе в нашей стране. Нет ничего удивительного: уничтожение лесов и уменьшение водной поверхности рек и озер неукоснительно ведут к уменьшению атмосферных осадков.
________
Тяжкое впечатление производят статьи И. Пономарева и В. Кулакова.
Несчастный Донской Край, сколько страданий пережил ты за последние 59 лет. Вначале в течение 3-х лет обильной рекой лилась казачья кровь, потом преступная власть приступила к ссылке казаков на острова Архипелага Гулаг. Ссылался в первую очередь лучший элемент казачьей массы: трудолюбивые, зажиточные казаки, окрещенные словом «кулак», и лица, пользовавшиеся уважением. Власть жестоко мстила казакам. Казалось бы, что она ограничится причинением боли человеку, но нет, она пошла дальше, преступно разрушая окружающую природу. Пятьдесят шесть лет длится разрушительное управление и только теперь нашлись лица, поднявшие голос, призывая к спасению рек.
Страждущий Родимый Край,
Прими земной поклон сынов твоих из далеких стран. Думают они о тебе, думают и страдают от бессилия помочь тебе.
В. Кузнецов (Франция)
© “Родимый Край” № 124 СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ 1976