1 (2019-08-18 17:38:13 отредактировано Юрий Николаев)

Тема: Борисоглебский аэроклуб до войны

БОРИСОГЛЕБСКИЙ АЭРОКЛУБ
Краткие сведения


1. История


Борисоглебск – известный авиационный город. Многим известна слава Борисоглебского авиаучилища, выпустившего за время своей работы тысячи военных летчиков. В тени этой славы затерялась память об еще одном авиационном учебном заведении города – Борисоглебском аэроклубе ОСОАВИАХИМа, который функционировал с 1937 по 1942 год. Он был невелик, но, в ряду 182 советских аэроклубов, в предвоенные годы выполнил задачу обеспечения военных авиационных училищ страны подготовленными курсантами-летчиками.

Начало подготовке ОСОАВИАХИМом пилотов в чернозёмье положил Воронежский аэроклуб — один из старейших в России, созданный 2 августа 1933 года. В то время Воронеж, население которого насчитывало 212 тысяч человек, являлся центром огромной Центрально-Черноземной области. В состав ЦЧО, а позже, с июня 1934 года, – Воронежской области, входили также города Борисоглебск (с населением 44 тыс. человек в 1931 году) и Липецк (34 тыс. человек в 1933 году). В двух этих городах были созданы филиалы Воронежского аэроклуба, ставшие затем самостоятельными организациями. Решение о создании Липецкого аэроклуба было принято в сентябре 1934 года. Борисоглебский, по официальным данным, начал работу в 1938 году. Фактически первые наборы курсантов и обучение авиатехников и пилотов Борисоглебский аэроклуб начал проводить в 1937 году.

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_yHCvlLi7b5.jpeg

О Борисоглебском аэроклубе я узнал еще в детстве, когда увидел у отца групповые фотографии курсантов – выпускников аэроклуба 1938 года. Через несколько десятков лет прочитал краткие воспоминания Е.С. Николаева – курсанта и сотрудника аэроклуба в 1937-1939 годах. Другой информации ни в печатных источниках, ни в интернете, по Борисоглебскому аэроклубу (далее – БАК) мне разыскать не удалось.

Воспоминания и фотографии были размещены на сайте Борисоглебского авиаучилища, в котором также учился и в котором служил Е.С.Николаев. В 2018 году эти материалы увидел Юрий Петрович Ржевцев, пишущий на темы, связанные с оборонным обществом ОСОАВИАХИМ, и ведущий известный сайт http://voenspez.ru/. Он разыскал в архивах некоторые сведения о БАК и Е.С. Николаеве, и опубликовал их, а также отрывок из воспоминаний Е.С. Николаева, на своем сайте и в журнале «Военные знания» № 5 за 2018 год. Таким образом, сведения о БАК появились и в печати, и в интернете. Результаты работы Ю.П. Ржевцева также приведены в настоящем материале.

Как было сказано выше, БАК начал обучение авиатехников 1937 году. Было проведено два набора на эти курсы и, в том же году, два выпуска специалистов. Количество выпущенных авиатехников и их имена неизвестны (точнее, известен один выпускник, это – Е.С. Николаев). В последующие годы набор в группы авиатехников уже не проводился.

Первый набор курсантов-пилотов был проведен также в 1937 году, они закончили обучение и были выпущены в 1938. В 1938 году был проведен еще один набор и, соответственно, выпуск пилотов. Аэроклуб досрочно и на 100% выполнил задание по подготовке авиационных кадров на 1938 год. Начальник аэроклуба Н.Н. Сухинин и начлет А.М. Могильниченко были награждены нагрудным знаком «За активную оборонную работу» - высшей наградой ОСОАВИАХИМа СССР.

В аэроклубе работал инструктор-планерист, однако сведений о наличии в аэроклубе планеров и подготовке пилотов-планеристов пока не найдено.

Нет сведений и о подготовке в БАК парашютистов. В воспоминаниях Е.С. Николаева говорится только о прыжках курсантов с парашютной вышки (37-метровая парашютная вышка была построена весной 1936 года у восточной стороны стадиона авиаучилища. В 1960-х годах еще был виден ее бетонный фундамент).

Выпуски обученных пилотов производились Борисоглебским аэроклубом в 1938, 1939, 1940, 1941 и, возможно, в 1942 годах. Официальных списков этих выпускников (за исключением первого выпуска 1940 года) в доступных источниках не найдено.

В архиве Е.С. Николаева сохранились фотографии выпусков пилотов 1938 года. Кроме того, в интернете «гуляет» фотография выпускников БАК 1939 года. По этим фотографиям был составлен (приблизительный) список выпускников и сотрудников за 1938-1939 гг. В 1938 году было выпущено примерно 65 пилотов; в 1939 – примерно 50 (при плане выпуска – 66). В списке первого выпуска 1940 года числятся 50 человек. Данные второго выпуска 1940 года, а также выпусков 1941 и 1942 годов неизвестны.

Установлены имена следующих выпускников и сотрудников Борисоглебского аэроклуба - Героев Советского Союза:

1. Брехов Константин Владимирович, 05.10.1918 – 18.11.1987. Выпущен в 1938. В ВОВ – летчик-штурмовик. ГСС 01.05.1943.
2. Дунаев Николай Пантелеевич, 05.05.1918 – 21.03.1982 (81?). Выпущен в 1938. В ВОВ – летчик-истребитель. ГСС 02.09.1943.
3. Евсеев Евгений Архипович, 19.02.1919 - 25.08.1997. Выпущен в 1939. В ВОВ – летчик-истребитель. ГСС 08.02.1943.
4. Кумсков Виктор Алексеевич, 16.041921- 28.11.2001. Выпущен в 1940. В ВОВ – летчик-штурмовик. ГСС 15.05.1946.
5. Прохоров Алексей Николаевич, 19.01.1923 - 27.05.2002. Выпущен в 1940. В ВОВ – летчик-штурмовик. ГСС 19.04.1945 и 29.06.1945.
6. Середин Владимир Алексеевич, 09.02.1917 - 06.04.1945. Выпущен в 1938. В ВОВ – летчик-истребитель. ГСС 19.08.1944.
7. Занин Иван Дмитриевич, 21.06.1914 – 25.05.1961. Он - не выпускник БАК, но работал в нем летчиком-инструктором и, по некоторым сведениям, некоторое время был и его начальником. В ВОВ – летчик-истребитель, летчик-штурмовик. ГСС 18.08.1945.

Возможно, этот список может быть дополнен.
 
В соответствии с постановлением ГКО № 2103 от 26 июля 1942 г. большая часть аэроклубов оборонного общества была ликвидирована. Работа Борисоглебского аэроклуба тоже была прекращена. Был ли произведен выпуск пилотов в этом году – неизвестно. Имен таких выпускников пока не обнаружено.

Таким образом, БАК работал и готовил пилотов примерно в течение примерно четырех лет, и обучил, по грубой оценке, не менее 200 курсантов. 

Возобновил ли аэроклуб работу в послевоенное время, неизвестно. В интернете были обнаружены одна-две фамилии летчиков, завершивших обучение в БАК после 1945 года. Может быть, эта информация недостоверна.

Возможно, сведения о Борисоглебском аэроклубе удастся дополнить с помощью заинтересованных людей, в том числе и тех, родственники которых работали или учились в довоенные времена в аэроклубе.

2 (2019-08-18 17:57:41 отредактировано Юрий Николаев)

Re: Борисоглебский аэроклуб до войны

2. Размещение

Борисоглебский аэроклуб имел две (минимум) «производственные площадки»: «учебный корпус» и аэродром (летное поле).

Учебные классы аэроклуба - их было шесть - располагались в Борисоглебске, в доме № 14 по улице Советской (сегодняшний адрес дома). Кроме классов, здесь были служебные помещения руководителей и специалистов аэроклуба. Во дворе дома были хозпостройки, а также размещались транспортные средства аэроклуба. Вот как описывает аэроклуб Е.С. Николаев: «...Незаметно дошагал до светлого особняка по улице Советской. Скромная голубая с бронзовыми буквами вывеска – «Борисоглебский Городской Аэроклуб». Ниже – «Осоавиахим СССР». Массивная резная дверь, пять ступенек, коридор, направо табличка «Начальник штаба», прямо – дверь – «Начальник аэроклуба». Влево коридор, по бокам двери классов, заканчивается он выходом во двор. Во дворе гараж, подсобные помещения, щит с баграми, ломами, лопатами, ящик с песком...».
Сейчас в этом здании размещается Борисоглебская детская школа искусств № 1.

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_LaISfFuBlS.jpeg

Об аэроклубе и его аэродроме в «Списке аэроклубов ОСОАВИАХИМа, утвержденных на 1939 год и их краткой характеристике» по состоянию на 22 марта 1939 года, найденном и опубликованным Ю.П. Ржевцевым, говорится следующее: «- Борисоглебский (организован в 1938 г.): категория – 4-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 66, механиков – 0, тренировка пилотов запаса – 12; аэродром 700х700 м, осваивает новый аэродром в 18 км от города. Ранее базировался на аэродроме ГВФ; строится ангар на 10 самолетов; имеет шесть учебных аудиторий; ... выполнение плана за 1938 год – 109 %».

Текст об аэродроме в настоящее время не совсем понятен:

- «Ранее базировался на аэродроме ГВФ». Был ли в Борисоглебске аэродром ГВФ? Возможно, имеется в виду часть 1-го аэродрома Борисоглебского авиаучилища? На моей памяти, в начале 1960-х, этот аэродром использовался для гражданских нужд. Рейсовый Ан-2 Аэрофлота садился на это поле и взлетал с него. Для приема самолета и пассажиров в северо-западном углу аэродрома был построен небольшой домик, в котором, к времени подлета самолета, появлялся специалист, осуществлявший радиосвязь с самолетом, приемку и погрузку грузов, посадку пассажиров и т. д.

Возможно, фразы «аэродром 700х700 метров» и «Осваивает новый аэродром в 18 км от города» относятся к одному и тому же объекту.

В воспоминаниях Е.С. Николаева упоминается только один аэродром в 1938 году: «Аэродром за городом. С запада лес и река, с севера и востока поля, на юг село, за ним в семи километрах – город». Под это описание подходит район к северу от Борисоглебска, между селами Чигорак и Богана.

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_20NKjQqYne.jpeg

3 (2019-08-18 19:20:09 отредактировано Юрий Николаев)

Re: Борисоглебский аэроклуб до войны

3. Обучение

Обучение курсантов БАК, как и во всех аэроклубах ОСОАВИАХИМа, начиналось с теоретической и практической наземной подготовки. Они изучали уставы РКК, теорию полета, штурманское дело, самолет У-2 Н.Н. Поликарпова и его мотор М-11 А.Д. Швецова. Кроме того, проводилась политическая и строевая подготовки курсантов.

По воспоминаниям Е.С. Николаева, учебный процесс в БАК был организован неплохо. Теоретические занятия вели, в том числе, летчики из Борисоглебской авиашколы (в частности, Е.С. Николаев называет преподавателя по «Наставлению...», летчика авиашколы капитана Валерия Федоровича Макеева). Были наглядные пособия, вплоть до разрезных моторов М-11.
Наряду с теоретическим и практическим обучением, большое внимание уделялось физвоспитанию «с лётной спецификой».  Курсанты БАК прыгали с парашютной вышки на стадионе авиаучилища, и в воду с вышки в воду на реке Ворона. Вышек и той и другой давно нет.

После теоретической подготовки курсанты переходили к летной практике на самолете У-2. Имеются сведения о строительстве в аэроклубе ангара на 10 самолетов, однако фактическое их количество неизвестно.

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_TJ06tPxK9E.jpeg

Полеты разделялись на вывозные, самостоятельные и контрольные. Нормы налета курсантов неизвестны. В нескольких найденных свидетельствах пилотов – выпускников других аэроклубов указано фактическое число вывозных полетов - от 37 до 76 с налетом от 8 ч 38 мин до 14 ч 35 мин; самостоятельных - от 95 до 147 с налетом от 12 ч 52 мин до 23 ч 40 мин; контрольных - от 20 до 81 с налетом от 3 ч 08 мин до 9 ч 35 мин.

Из воспоминаний Е.С. Николаева: «Помню первый в жизни полет. Сел, пристегнулся. Во второй кабине сидит начлет т. Могильниченко. Летный состав – все бывшие летчики ВВС. Запускаем от руки мотор, и утренняя тишина наполняется рокотом двигателя. На выхлопных патрубках – фиолетовые язычки пламени. – «Выруливай!» Как выруливать, понятия не имею. Инструктор делает все, конечно, сам, но у меня левая рука на секторе газа, правая на ручке, ноги на педалях. Взлетели. Затихли прыжки, аэроплан преодолевает упругий воздух. Сразу же обдало неповторимыми запахами бензина, горячего масла и эмалита. Самолет мелко дрожит. Лечу сам, ныряю, взмываю. На разворотах довольно сильно прижимает к сиденью. Полет по кругу, по «коробочке». Нужно выполнить четыре разворота. Начало их прозевываю, но, главное, – от полета остается радость. Мелькает мысль: «Может быть, вправду буду летчиком?».

«Меня выпустили самостоятельно (с грузом во второй кабине) после 24 полетов. Первые 2-3 полета выполнял как в тумане, потом, после 8-10 полетов туман начал рассеиваться. После полетов в зону на пилотаж стала приходить мысль: «Летать, наверное, буду». Появилось чувство уверенности в себе. Идя на полеты начал испытывать радость. Появилось чувство гордости за свою, хоть и маленькую пока, причастность к профессии летчика».

«Полеты шли без срывов. Всегда все было. Был бензин, было масло, были водо-маслогрейки, были баллоны со сжатым воздухом. Был свой транспорт – два грузовых автомобиля, один из которых был приспособлен для перевозки людей. При штабе БАК имелся мотоцикл «Красный Октябрь» с двигателем мощностью 5 л.с.».

Неизбежным спутником летной работы в те годы были авиационные происшествия различной степени тяжести. Например, за семь месяцев 1939 года (к августу), в Борисоглебском аэроклубе произошли 1 авария, 6 вынужденных по-садок и 4 мелкие поломки. Был снят с должности И.Д. Занин, ставший к тому времени начальником аэроклуба. Для сравнения: в Липецком аэроклубе за тот же период  произошло 2 аварии, 1 крупная поломка, 5 вынужденных посадок и 26 мелких поломок. Был снят с должности начальник Липецкого аэроклуба полковник М.Ф. Киреев.

4 (2019-08-21 04:33:26 отредактировано Юрий Николаев)

Re: Борисоглебский аэроклуб до войны

4. Постоянный состав аэроклуба

Процесс обучения будущих летчиков обеспечивал так называемый постоянный состав аэроклуба - все сотрудники аэроклуба, за исключением курсантов, проходящих обучение. В общем случае, в их число входят сотрудники, обеспечивающие руководство, теоретическое и практическое летное обучение курсантов, материально-техническую и хозяйственную стороны работы аэроклуба, транспорт, бухгалтерию, охрану и т.д. Возможно, в БАК не было всех этих служб в полном объеме, но функции эти все равно кто-то выполнял, и соответствующие специалисты в аэроклубе были, как работающие на постоянной основе, так и привлекаемые со стороны.

Полных сведений о численности и персональном составе постоянного состава Борисоглебского аэроклуба у нас нет. По фотографиям и некоторым другим источникам были определены некоторые сотрудники, в основном, периода 1938-1939 гг.:

Начальники аэроклуба: - в 1937-1938 гг. – Сухинин Н.Н.; в 1939 г. – Фигон Ч.К., Занин Д.И.; в 1941 – Янковский.

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_dz485CoyIq.jpeg

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_04Zx98NTht.jpeg

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_0shaORJjoK.jpeg

Информации об Янковском найти не удалось.

Комиссары аэроклуба: - в 1938 г. – Семенов А.В., - в 1939 г. – Филиппов В.Г.

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_RacM7NBqCi.jpeg

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_2yTBjnp2P1.jpeg

Начальники штаба:- в начале 1938 г. – Семенов А.В., - с 19.01.1938 по 01.09.1938 г. – Николаев Е.С.,
- с осени 1938 и в 1939 г. – Фигон Ч.К., - в 1939 г. – Горюнов М.М. (о Фигоне Ч.К. и Семенове А.В. сказано выше).

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_N17euwvWEN.jpeg

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_Gl3BZq0lax.jpeg

Начальники летной части: - в начале 1938 г. – Могильниченко А.М., - в конце 1938 года – Скрыль М.Д., - в 1939 г. – вновь Могильниченко А.М.

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_k3JPbFPm8V.jpeg

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_m80FXDl5h.jpeg

Начальники учебной части: - в 1938 г. – Горюнов М.М., - в 1939 г. – Васебуро И.К.

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_MzcQ3Sht7n.jpeg

Начальник хозяйственной части: - в 1938 г. – Мещеряков А.С.

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_u2b3NEvl5o.jpeg

Начальник военизированной охраны: - в 1939 г. – Фисюн К.П.

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_1vaDRLoQdw.jpeg

Командиры звеньев: - в 1938 г. – Могильниченко А.М. (см. выше), - в 1939 г. – Павленко Н.С., Кошмар Н.И.

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_dbUGSaFo9.jpeg

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_rS85iakgoQ.jpeg

Инструкторы-летчики:
- в 1938 г. – Занин В.Д., Кондратьев А.Т., Павленко Н.С. Николаев Е.С (в конце года).
- в 1939 г. – Рожманов П.И. (штурман-летчик), Мордовин М.И., Скрипкина М.К., Николаев Е.С. (в начале года), Бочаров В.И., Осетров П.И., Кошмар Н.И.
- в 1940 г. – Мордовин М.И., Полякова А.П., Шипилов В.В.
- в 1941 г. – Мордовин М.И., Полякова А.П., Шипилов В.В.
- в 1942 г. – Полякова А.П., Шипилов В.В.

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_NzicpwRDr.jpeg

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_y819Ad2QPq.jpeg

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_ERllkCINGy.jpeg

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_ODMXY9VcHI.jpeg

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_3hEdbdg7ML.jpeg

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_RqVXLxKyBn.jpeg

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_cS3G6IsvKk.jpeg

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_pDTENoIvbv.jpeg



Инструктор-планерист: - в 1938 г. – Позднов П.Т.

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_JmpQmALOCz.jpeg

Техники и мотористы аэроклуба:
- в 1938 г. – Бородин А.И., Дятчин И.А., Горин П.А. 
- в 1939 г. – Бородин А.И., Миронов Е.Е., Неблинников А.Е., Сизенев И.И., Федоров И.П.,
Фролов А.В., Языков П.И.

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_r7LtEBmwL9.jpeg

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_LVsq8xYTV.jpeg

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_JH88tJoLg.jpeg

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_mGlFGCB4pj.jpeg

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_iTRBs6byv8.jpeg

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_c0BE2QNEkG.jpeg

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_Nx5NA3d5TU.jpeg

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_TqIijKqScR.jpeg

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_xUaUu9aNht.jpeg

Е.С. Николаев в своих воспоминаниях называет одного из преподавателей аэроклуба: «Занятия по «Наставлению» вел летчик из Школы капитан Валерий Федорович Макеев. Среднего роста, плотный, с открытым приятным лицом, в кремовой индивидуального пошива (тогда это практиковалось) коверкотовой гимнастерке с золотыми эмблемой и шевронами на рукавах, в синих бостоновых бриджах, хороших сапогах, в петлицах такие солидные шпалы. Он был для нас живым олицетворением советского военного летчика».

Имена других сотрудников аэроклуба мне неизвестны.

5 (2019-08-15 21:20:41 отредактировано Юрий Николаев)

Re: Борисоглебский аэроклуб до войны

5. Переменный состав аэроклуба

К переменному составу относятся курсанты-пилоты и курсанты-авиатехники.
Из авиатехников выпуска 1937 года мы знаем только одного курсанта (Е.С.Николаева).
По выпускным фотографиям аэроклуба составлен примерный список выпускников за 1938 и 1939 годы. Кроме того, известен точный состав первого выпуска 1940 года. В других источниках найдено еще несколько выпускников за 1940 и 1941 гг. Не найдено ни одного выпускника 1942 года.
Следует учитывать, что в ряде случаев текст на фотографиях трудно различим или вообще непонятен, поэтому возможны ошибки в расшифровке фамилий и инициалов.

Несколько фотографий выпускников-пилотов БАК:

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIF … cWvk3scGOA

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIF … mmA8b0E5oA

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIF … b5KuHSHWDA

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIF … ajDUruqX-g


При выпуске курсантам БАК давались следующие рекомендации, в значительной степени определяющие будущее выпускников:

- Кандидат в школу ВВС (такие курсанты "прямым ходом" шли в военные школы летчиков);
- Инструктор ОСОАВИАХИМа (такие курсанты обычно оставались в родном аэроклубе пилотами-инструкторами, дальнейшее образование получали в летных школах ОСОАВИАХИМа);
- Пилот запаса (такие курсанты, как правило, не направлялись на дальнейшее лётное обучение и не становились летчиками. Однако известны выпускники - пилоты запаса, сумевшие собственными силами пробиться в военную авиацию).

Список выпускников БАК 1938 года:

1    1938    1    Афанасов Василий Егорович (1-й выпуск)
2    1938    2    Барбушенко Михаил Семенович (1-й выпуск)
3    1938    3    Белогубцев Николай Карпович
4    1938    4    Бескровный Николай Борисович (1-й выпуск)
5    1938    5    Боровик Е.В.
6    1938    6    Брехов Константин Владимирович
7    1938    7    Горбачев В.И. (1-й выпуск)
8    1938    8    Горелова А.Г.
9    1938    9    Дунаев Николай Пантелеевич
10    1938    10    Егоров Михаил Иванович (1-й выпуск)
11    1938    11    Зиброва О.Т. (1-й выпуск)
12    1938    12    Зубков Павел Абрамович
13    1938    13    Иванников Анатолий Константинович
14    1938    14    Иванов В.В.
15    1938    15    Иванов Евгений Дмитриевич (1-й выпуск)
16    1938    16    Иванов С.Д. (1-й выпуск)
17    1938    17    Калдин Виктор Максимович
18    1938    18    Карин М.В.
19    1938    19    Коваленко Василий Федорович
20    1938    20    Коробков К.
21    1938    21    Коробов П.А.
22    1938    22    Кралин Михаил Алексеевич (1-й выпуск)
23    1938    23    Кузнецов Н.М.
24    1938    24    Куличков Василий Петрович
25    1938    25    Лебединский М.А.
26    1938    26    Локтионов А.Ф.
27    1938    27    Макашов Евгений Иванович
28    1938    28    Машаров Иван Алексеевич (1-й выпуск)
29    1938    29    Макеев Н.А. (1-й выпуск)
30    1938    30    Мальцев И.И. 
31    1938    31    Маслов Илья Алексеевич (1-й выпуск) 
32    1938    32    Меньщиков Борис Семенович (1-й выпуск)
33    1938    33    Мещеряков В.Д. (1-й выпуск)
34    1938    34    Мещеряков П.Н.
35    1938    35    Мямлин Александр Александрович
36    1938    36    Мазин (или Марин ?) А.К.
37    1938    37    Николаев Евгений Степанович
38    1938    38    Павловский Г.М.
39    1938    39    Пасеченко Александр Васильевич (1-й выпуск)
40    1938    40    Пирожков Ф.С.
41    1938    41    Позднов Петр Тимофеевич
42    1938    42    Поляков А.М.
43    1938    43    Ревушкин Константин Иванович
44    1938    44    Родионов А.
45    1938    45    Севостьянов Д.В. 
46    1938    46    Семкин Н.С.
47    1938    47    Середин Владимир Алексеевич
48    1938    48    Служеникин Василий Дмитриевич
49    1938    49    Соколов В.И.
50    1938    50    Спицын Сергей Дмитриевич
51    1938    51    Титарев Григорий Иванович (1-й выпуск) 
52    1938    52    Титов В.С.
53    1938    53    Токарев В.М.
54    1938    54    Турбанов Николай Гаврилович
55    1938    55    Филиппов В.С.
56    1938    56    Фокин А.А.
57    1938    57    Чернышов Петр Федотович
58    1938    58    Шаталов Н.К.
59    1938    59    Шевцов Сергей Петрович
60    1938    60    Шилецкий Анатолий Алексеевич (1-й выпуск)
61    1938    61    Ширнин М.П. (1-й выпуск)
62    1938    62    Ширшов Иван Васильевич
63    1938    63    Юрин Александр Сергеевич
64    1938    64    Юрин Н.М.
65    1938    65    Ярыгин Владимир Андреевич

На сегодня известно, что из 65 выпускников 1938 года стали военными летчиками примерно 31. Из них в период ВОВ погибли или пропали без вести примерно 16 человек. Два человека попали в плен и были освобождены в 1945 году.

Список выпускников БАК 1939 года:

66    1939    1    Андрианов Константин Ильич
67    1939    2    Арзамасцев Константин Константинович
68    1939    3    Архангельский Борис Константинович
69    1939    4    Архангельский Михаил Константинович
70    1939    5    Барсуков Михаил Федорович
71    1939    6    Дьяченко Николай Иванович
72    1939    7    Евсеев Евгений Архипович
73    1939    8    Еремин В.С.
74    1939    9    Ефанов В.П.
75    1939    10    Ефанов Г.И.
76    1939    11    Животенко Николай Петрович
77    1939    12    Жовнер Леонтий Моисеевич
78    1939    13    Кавешников Леонид Митрофанович
79    1939    14    Каданцев Иван Данилович
80    1939    15    Казаков Алексей Филиппович
81    1939    16    Козлов А.П.
82    1939    17    Козлов Н. А. 
83    1939    18    Коннов Константин Тимофеевич
84    1939    19    Кочкин Михаил Трофимович
85    1939    20    Кузнецов Алексей Тимофеевич
86    1939    21    Лебедев Вячеслав Тихонович
87    1939    22    Лукьянов Николай Семенович
88    1939    23    Морозов Алексей Михайлович
89    1939    24    Нарваткин Борис Михайлович
90    1939    25    Нырков Василий Дмитриевич
91    1939    26    Оленин Григорий Яковлевич
92    1939    27    Пашин Гавриил Михайлович
93    1939    28    Пендюрин Л.А.
94    1939    29    Плаксин Иван Калинович
95    1939    30    Поздняков И.М.
96    1939    31    Пономарев В.М.
97    1939    32    Рыжков А.В.
98    1939    33    Рясков А.М.
99    1939    34    Семенков Михаил Павлович
100    1939    35    Скопинцев Валентин Михайлович
101    1939    36    Слукин Анатолий Васильевич
102    1939    37    Сорокин Борис Фомич
103    1939    38    Стариков Алексей Яковлевич
104    1939    39    Стерликов Василий Павлович
105    1939    40    Сухинин П.И.
106    1939    41    Тарасов Семен Кузьмич
107    1939    42    Трофимов Гендрих Михайлович
108    1939    43    Трубин Василий Тихонович
109    1939    44    Тяпкина М.Д.
110    1939    45    Хаванский Митрофан Васильевич
111    1939    46    Хвастунов В.Н.
112    1939    47    Хлопков Станислав Иванович
113    1939    48    Хромых П.Д.
114    1939    49    Ясырев Василий Алексеевич
115    1939    50    Ящерицын Федор Васильевич

На сегодня известно, что из 50 выпускников 1939 года стали военными летчиками примерно 29. Из них в период ВОВ погибли примерно 9 человек. Два человека попали в плен и были освобождены в 1945 году.


Список выпускников БАК 1940 года (первая очередь):

116    1940    1    Агафонов А.Л.
117    1940    2    Арзамасцев Михаил Константинович
118    1940    3    Буданцев Николай Павлович
119    1940    4    Ворфаламеев И.И.
120    1940    5    Докучаев Александр Яковлевич
121    1940    6    Жук А.Ф.
122    1940    7    Жирнов Алексей Данилович
123    1940    8    Зубарев Виктор Иванович
124    1940    9    Забора Анатолий Павлович
125    1940    10    Коробов Сергей Иванович
126    1940    11    Коновалов М.Г.
127    1940    12    Кикин Всеволод Александрович
128    1940    13    Конопацкий В.Д.
129    1940    14    Казанский В.А.
130    1940    15    Кумсков Виктор Александрович
131    1940    16    Кулаев Григорий Ефремович
132    1940    17    Кралин М.А.
133    1940    18    Лавренов Василий Иванович
134    1940    19    Лешуков В.С.
135    1940    20    Лобанов Н.В.
136    1940    21    Лунев Василий Владимирович
137    1940    22    Макаров Михаил Иванович
138    1940    23    Меньщиков Иван Николаевич
139    1940    24    Мачнев И.Н.
140    1940    25    Носов Ростислав Петрович
141    1940    26    Овчинников Василий Дмитриевич
142    1940    27    Орлов Семен Васильевич
143    1940    28    Попов Юрий Иванович
144    1940    29    Прохоров Алексей Николаевич
145    1940    30    Полякова Александра Павловна
146    1940    31    Ряшенцев Борис Леонидович
147    1940    32    Р/С...   цев В.П. (утеряно начало слова)
148    1940    33    Р/С...   жин Б.В. (утеряно начало слова)
149    1940    34    Самсонов Алексей Денисович
150    1940    35    Селин Павел Петрович
151    1940    36    Самородов Иван Иванович
152    1940    37    Сторожков П.В.
153    1940    38    Свиридов Павел Максимович
154    1940    39    Смирнов В.И.
155    1940    40    Сергеев Виктор Михайлович
156    1940    41    Исерович И.М.
157    1940    42    Торгашин Иван Романович
158    1940    43    Тихонов И.Р.
159    1940    44    Федоров А.А.
160    1940    45    Харламов Виктор Петрович
161    1940    46    Чернышев Виктор Львович
162    1940    47    Шишкин Владимир Васильевич
163    1940    48    Шапкин Иван Семенович
164    1940    49    Шатунов Николай Иванович
165    1940    50    Щеняев Василий Максимович

На сегодня известно, что из 50 выпускников первой очереди 1940 года стали военными летчиками примерно 23. Из них в период ВОВ погибли или пропали без вести примерно 18 человек.


Найденные имена выпускников БАК 1941 года:

166    1941    1    Барабанов Михаил Степанович
167    1941    2    Погорелов Николай Николаевич


Найденные имена выпускников БАК неизвестного года:

168    неизв.    1    Денисов Дмитрий Васильевич
169    неизв.    2    Рябушкин Павел Егорович


Краткие сведения о некоторых сотрудниках и курсантах аэроклуба можно посмотреть  на моей страничке в ОДНОКЛАССНИКАХ:

История аэроклуба с фотографиями - https://ok.ru/profile/560207905247/album/873517812191
Постоянный состав аэроклуба - https://ok.ru/profile/560207905247/album/877634121183
Курсанты 1937 года - https://ok.ru/profile/560207905247/album/878546456799
Курсанты 1938 года - https://ok.ru/profile/560207905247/album/877634766815
Курсанты 1939 года - https://ok.ru/profile/560207905247/album/877712655839
Курсанты 1940 года, 1-й выпуск - https://ok.ru/profile/560207905247/album/880574361311

Re: Борисоглебский аэроклуб до войны

6. Воспоминания курсанта аэроклуба

(Часть воспоминаний Е.С. Николаева, касающаяся, в основном, Борисоглебского аэроклуба).

Я родился в 1915 г., 23 февраля, в г. Валуйки Курской области, где в то время отец строил мельницу. Вообще жизнь нашей семьи была связана с частыми переездами. Отца направляла Москва по мере необходимости в разные места, и он не отказывался, хотя жизнь кое где, например в г. Уральске на реке Урал, была очень налаженной...
(Пояснение: С.Ф. Николаев, отец Е.С.Николаева, с дореволюционных времен занимался строительством паровых мельниц. Его специальностью был шеф-монтаж оборудования и сдача его в эксплуатацию. Он работал по всей России – в Европейской части, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. По этой причине в довоенные годы семья Николаевых в 1937 году попала в Борисоглебск. В связи с постоянными переездами семья везде жила на съемных квартирах. В Борисоглебске Николаевы жили на улице Набережной).
В семье было еще двое детей – сестра (1913-1978) и брат Николай (1923-1985). Со школьной скамьи он попал на фронт, служил в разведке, демобилизовался в 1949 году.
Когда мне было пять лет, я впервые увидел аэроплан. В небе, как мне казалось, на огромной высоте, медленно двигался, надрывно гудя, какой-то желтый силуэт. В ребячьем моем сердце это почему то сильно отозвалось. Был я еще мал, но ожидание чего-то необычного не покидало меня.
Второй раз я увидел аэроплан в 1922 году. Мы жили тогда в г. Уральске. На широком плесе реки Урал недалеко от берега покачивался, блестя металлической обшивкой, одномоторный низкоплан. Через расступившуюся толпу шли два человека в черных регланах, кожаных шлемах с поблескивающими очками. Мальчишки вскоре убежали, а я толкался как привязанный, пока не стемнело и охрана не прогнала меня. Прибежал домой уже затемно. Долго мерещились мне то гудящий в небе желтый силуэт впервые увиденного аэроплана, то покачивающаяся на уральской волне металлическая гофрированная птица на поплавках. Все казалось мне чем-то необыкновенным – интересным, загадочным.
После этого я долго не видел аэропланов, но стоило лечь в постель, как я вместе с поплавками, удочками, коньками, лыжами и самопалами неизменно видел аэропланы, они мне снились. В эти годы кроме любимой рыбалки я стал клеить змеи. Помню, отец помогал мне сделать и запустить огромный, по сравнению с другими, змей. Это занятие стало на протяжении ряда детских лет моим увлечением.
Годы шли, детство переходило в юность. В 1930 году я закончил 7 классов, поступил в школу ФЗУ. В 1931 году, будучи на практике в г. Липецке, опять столкнулся с самолетами. Город в то время с раннего утра гудел от непрерывно взлетавших Хеншелей. Их в разобранном виде привозили в ящиках под маркировкой сельскохозяйственных машин, собирали, облетывали и увозили. Работа шла интенсивно.
В один из выходных дней я стоял на городской площади возле церковной ограды и смотрел, как зачарованный, на появившийся на большой высоте моноплан с обрубленными консолями крыльев и острым носом. Кроме меня, головы никто не задирал. Пилотировал его, как видно, опытный летчик; некоторые фигуры я видел впервые, да и скорости  были другими. Много позже ряд фактов подвел меня к мысли, что это был, видимо, прототип Мессершмитта (Ме-109В с двигателем ЮМО-210 610 л. с.).
В 1936 году я окончил курсы по подготовке в ВУЗ, а в 1937 судьба занесла меня в благословенный богом город Борисоглебск...
Он стоял на слиянии двух чистых полноводных рек, заслоняясь с запада огромным лесным массивом и рекой Вороной. На восточной его окраине был ипподром (с 1923 года аэродром). С юга он омывался водами реки Хопер, на восток шли поля.
После работы, а работал я электромонтером, я бежал к границе аэродрома и наблюдал за его жизнью. Ну, совсем как иностранный шпион! Смутно как-то хотелось быть причастным к авиации, но как? Пока же я наблюдал полеты аэропланов, особенно их посадки. Я видел движение рулей, видел летчиков в кожаных шлемах с очками, наблюдал касание земли колесами аэропланов. Все меня занимало. Что делать дальше, рисовалось смутно. Я узнал, что в городе начал работать аэроклуб Осоавиахима, но занятия уже начались. И вдруг – набор в две группы авиатехников. Я взял направление с производства, прошел медицинскую и мандатную комиссии, был зачислен и стал учиться. Всеми правдами и неправдами стал подлетывать. Закончив досрочно программу авиатехников, был зачислен в группу пилотов.
... Аэродром за городом. С запада лес и река, с севера и востока поля, на юг село, за ним в семи километрах – город. Раннее утро, прохладно. Из леса слышна россыпь соловьиных трелей. Мы бежим после построения к аэропланам, помогаем техникам. Все пропахли бензином. Приятный запах!
Помню первый в жизни полет. Сел, пристегнулся. Во второй кабине сидит начлет т. Могильниченко. Летный состав – все бывшие летчики ВВС. Запускаем от руки мотор, и утренняя тишина наполняется рокотом двигателя. На выхлопных патрубках – фиолетовые язычки пламени. – «Выруливай!» Как выруливать, понятия не имею. Инструктор делает все, конечно, сам, но у меня левая рука на секторе газа, правая на ручке, ноги на педалях. Взлетели. Затихли прыжки, аэроплан преодолевает упругий воздух. Сразу же обдало неповторимыми запахами бензина, горячего масла и эмалита. Самолет мелко дрожит. Лечу сам, ныряю, взмываю. На разворотах довольно сильно прижимает к сиденью. Полет по кругу, по «коробочке». Нужно выполнить четыре разворота. Начало их прозевываю, но, главное, – от полета остается радость. Мелькает мысль: «Может быть, вправду буду летчиком?». При резковатых движениях ручкой аэроплан волнуется, ремни то слабеют, то врезаются в плечи. Кажется – вот вылетишь из кабины. Но ремни и замок на груди надежны – не слыхать, чтобы кто-нибудь выскочил. Забегая вперед, скажу: переход в воздухе из кабины в кабину был если не любимым, то, во всяком случае, распространенным развлечением летчиков. Хотя парашютов на У-2 не было, а под ногами 500-700 м высоты и иногда и болтанка. Но хватка пальцев за стойки – стальная, движения выверены, а летчик без озорства, по моим наблюдениям, (неразборчиво).
Запомнились ранние подъемы, торопливое шаганье по ночным, наполненным запахом цветущего табака улицам, не прошедший совсем сон в трясущемся кузове полуторки, ран ние завтраки. Даже если не хотелось есть, свиные отбивные по высшему классу, душистые булочки с какао (так называемый «Ворошиловский завтрак»), в конце концов, будили аппетит.
Первая вылетанная заправка, обычно 35-45 минут, вводила каждого окончательно в ровный уверенный рабочий ритм. За хвостом аэроплана на лужайках закуривали. Летчики курили все. Курсанты или не курили совсем, или курили, соблюдая этикет. Курили папиросы: «Беломорканал» – среднего качества,  некрепкие массовые «Поход в Арктику» с длинноволокнистым ярко-желтым табаком, «Казбек» – длинные, душистые, в твердой упаковке. Выбирали фабрики, это было в порядке вещей. Больше всего любили Ростов.
Закончив программу, стал ждать вызова в военкомат, продолжая работать на производстве. В один прекрасный летний день меня прямо со смены (работал дежурным электриком) вызвали к директору мелькомбината (№ 8). Аллюр три креста. Прибегаю к двухэтажному зданию заводоуправления. На первом этаже окрашенная светло-коричневой краской дверь, на ней табличка: «Директор». Никаких секретарей, стукнул согнутым пальцем в дверь, чуть приоткрыл – «Разрешите?» – Вошел. Прямо по курсу стол, за ним полный, даже очень, средних лет человек. Это директор тов. Масон Артур Иванович. Слева от него сидит наш главный механик Петр Яковлевич Ворсунов. Это мой болельщик. Здороваются со мной за руку. Что это значит?
Петр Яковлевич сразу задает неофициальный тон: – «Ты что же это, Женя, молчишь?» и говорит что-то еще. Артур Иванович полуофициально, полудружески говорит: – «Женя, тебя вызывают срочно в аэроклуб. Скажи Шикунову (это наш старшой) что ты уходишь». Помолчал: – «И, наверное, насовсем! Завтра оформим расчет, получишь деньги, не забывай нас!». Вот это номер! Что такое? Я действительно ничего видом не видел, слыхом не слыхал. Вроде ничем особо не выделялся. Был даже небольшой инцидент в аэроклубе.
Занятия по «Наставлению» вел летчик из Школы капитан Валерий Федорович Макеев. ... Он был для нас живым олицетворением советского военного летчика. Мы не так вникали в его речь, как внимательно и с одобрением смотрели на него самого. Где-то подспудно бродило в голове: «Вот бы мне стать таким...». Он довольно монотонно читал: «Для определения направления ветра прилетающими экипажами, при отсутствии посадочных знаков, служит устанавливаемый на специальном месте полосатый полотняный конус...».
– «Колбаса» – чуть слышно прошептал я
– «Никого нет, знаков нет, вот тут и выручает конус»
– «Колбаса» – чуть погромче сказал я опять.
Капитан продолжал: – «Вот так, товарищи курсанты, в аэродромном оборудовании мелочей нет. У хорошего коменданта аэродрома все всегда в порядке, в том числе и конус!»
– «Колб...» начал было я, но вздохнул. Он обернулся: «Курсант Николаев! Вы что, с колбасным производством связаны? Или что?»
– «Нет»
– «Садитесь».
Капитан никому не пожаловался, а я уже следил за своим поведением.
Надо сказать, что учебный процесс был организован у нас неплохо. Полеты шли без срывов. Всегда все было. Были наглядные пособия, вплоть до разрезных моторов М-11, были баллоны с воздухом, был бензин, было масло, были водо-маслогрейки, были две бортовых машины (на одной возили людей). Был при штабе мотоцикл «Красный октябрь» 5 л. с. Нас водили прыгать с вышки (на стадионе училища). Я убедился – с вышки прыгать страшновато: все качается, поскрипывает. Земля вроде бы недалеко, но и не близко. Возили нас летом прыгать и с вышки в воду (там была глубина метров шесть, сейчас – 90-е годы – мель, песок). Вышек и той и другой давно нет.
Меня выпустили самостоятельно (с грузом во второй кабине) после 24 полетов. Первые 2-3 полета выполнял как в тумане, потом, после 8-10 полетов туман начал рассеиваться. После полетов в зону на пилотаж стала приходить мысль: – «Летать, наверное, буду». Появилось чувство уверенности в себе. Идя на полеты, начал испытывать радость. Появилось чувство гордости за свою, хоть и маленькую пока, причастность к профессии летчика.
Анализируя чувства, владевшие мной в то неповторимое время, я свел бы их в одно понятие – романтика. Все – поношенная одежонка, скудная еда (исключая разве ворошиловские завтраки), сон в сарае, непростое совмещение работы с учебой, – все скрашивалось причастностью к авиации. А ее любили тогда все – и руководители и народ. Это не преувеличение. В парикмахерской, помню, раз деды сажали меня, как летчика, в кресло без очереди, чуть ли не силком! На каком языке сказать о своем мироощущении в то время? Наверное, лучше, чем сказал т. Есенин – «Словно я весенней, гулкой ранью проскакал на розовом коне» – не скажешь.
Но все это будет потом, а пока я шагал в аэроклуб, гадая, чем меня удивят. Было 25 июня, около восьми утра. С запада от леса и реки тянуло свежестью.
Река! В городской черте, стоило выйти за Красный мост, начиналась глушь. Наловить полведра разной мелочи на удочку ничего не стоило. Ночью под Гаровым мостом в бредень залезали двухаршинные сомы.
Незаметно дошагал до светлого особняка по улице Советской. Скромная голубая с бронзовыми буквами вывеска – «Борисоглебский Городской Аэроклуб». Ниже – «Осоавиахим СССР». Массивная резная дверь, пять ступенек, коридор, направо табличка «Начальник штаба», прямо – дверь – «Начальник аэроклуба». Влево коридор, по бокам двери классов, заканчивается он выходом во двор. Во дворе гараж, подсобные помещения, щит с баграми, ломами, лопатами, ящик с песком. Все уже достаточно знакомо. Подхожу к двери, приоткрываю: – «Разрешите?». Вхожу.
За письменным столом с авиамоделькой и двумя скромными папками сидит наш начальник тов. Сухинин Олег Николаевич. Это чуть выше среднего роста человек с черной редковатой шевелюрой, черными, нависшими над глазницами бровями, худой, даже костлявый. На нем зеленая суконная гимнастерка с голубыми с черной окантовкой петлицами. В них по птичке и по три осоавиахимовских звездочки. Новый армейский ремень с портупеей и планшет выглядят нарядно. Он поднимается навстречу, приветливо здоровается и без предисловий объявляет: «Товарищ Николаев! Мы решили... вместе с Облсоветом, конечно, – назначить вас начальником штаба!» Я ожидал всего, но не этого. Видя мое недоумение, сказал: «Так и решили: пусть берется за дело молодой, свежий, не испорченный человек! Вы согласны?» – «Вам видней, – ответил я – но, может быть, я не справлюсь, ведь все старше меня и по опыту работы и по возрасту». Он крикнул в дверь: «Дежурный!» Вошел дежурный. «Позовите начхоза!». Через минуту-другую стук в дверь, вошел начхоз тов. Мещеряков Семен Денисович, округлый, с небольшой одышкой, средних лет человек, одетый во все казенное, но без звездочек в петличках. Брюки обтягивали толстенькие ножки, животик перехватывался новым щегольским командирским ремнем. Как оказалось позже, это был хороший, исполнительный и некляузный человек.
– «Товарищ Мещеряков! Это наш новый начальник штаба Николаев Евгений Степанович. Одеть сегодня же по всему формуляру, вечером доложить!»
Началась новая жизнь. Надо ли говорить о новых многочисленных обязанностях, о новых почти неограниченных правах, о новом внешнем облике, о новой зарплате. Вместо 150 рублей я стал получать 550 при полной ненужности партикулярного платья, которое я просто оставил в сарае у товарища, где жил. Но ... интуиция повела меня в дальнейшем от чистенького письменного стола с набором карандашей и ручек, от вежливой машинистки и вежливо звонящего телефона – к пыльному, грохочущему, но милому сердцу аэродрому.
Одним словом, через год я уже в звании инструктора-летчика получил от Облсовета назначение на должность начальника филиала Липецкого аэроклуба в 30 километрах от Липецка (филиал Липецкого аэроклуба на Сырском руднике), с одновременным личным обучением группы курсантов 12 человек на самолете У-2. Этот период был для меня уже по-настоящему интересным. Я успешно обучал своих ребят, участвовал в парадах, катал трудящихся по праздникам, а главное, стал водиться с настоящими, опытными летчиками. Наступило время, приводным ремнем к которому стали моя годичная работа начальником штаба, а затем инструктором. И вот осенью 1939 года я встречаю государственную комиссию ВВС в лице двух летчиков из Борисоглебской авиашколы – капитана Степанищева Антона Федотовича – председателя, и капитана Курдаева Евгения Николаевича – заместителя. Это были отличные летчики, красивые, сильные, с юмором люди. Капитан Степанищев позже стал моим командиром полка, в котором я имел честь командовать эскадрильей. Он любил говорить под веселую руку: «Мир знает трех великих Антонов – Антона Чехова, Антона Рубинштейна и Антона Степанищева!».
Так ли все было хорошо в моей работе? Нет, конечно. В Липецке, демонстрируя посадку вылетающего ученика, так приложил аэроплан, что силовые троса шасси лопнули как нитки, а фюзеляж припал к земле... Никаких укоров мне делать не посчитали нужным.
Работа моя в аэроклубах Борисоглебска и Липецка закончилась 28 августа 1939 года. На старте свежие полотнища, новые флажки, на командном пункте стол с ручками и чернильницей, планшеты с бумагами. Идет сдача экзаменов моими курсантами. Летают по кругу самостоятельно, с грузом во второй кабине, в зону с поверяющими. Садясь в аэроплан, поверяющие оставляют на столе папиросы и спички. Еще на столе стоит графин с водой. Оценочные листы заполняются тут же набело. В воздухе в свои блокнотики ставят значки. Полеты прерываем на обед и продолжаем почти до захода солнца. Летают хорошо.
Противоречивое было время! Анализируя события тех лет, приходим к выводу: страна жила! На главных направлениях дела вообще шли хорошо. Так, например, наши курсанты были нравственно и физически здоровые люди. Медики работали на славу! Я лично проходил медкомиссию с пристрастием. Во первых, нас возили в Воронеж, во вторых, это заняло целую неделю, в третьих, из 60 кандидатов прошли только два человека, в числе их был и я.
Итак, отлетали все, заруливает последний курсант, впору немного расслабиться. Осталось позвонить в Липецк, но вдруг слышу: «А командир не хочет поехать со своими ребятами?» – это говорит председатель комиссии. Я немедленно ответил: «Да, я хочу в Армию, надоели отсрочки!».
Сколько шума поднимут друзья, мелькает в голове. Ведь для всех эта тема больная. Все почти настроены учиться, но не в военных училищах, а в Херсоне. Пугают друг друга одинаково: «Остригут, шагать заставят, дисциплина задушит!».
Слышу, совещаются капитаны. Говорит Степанищев: «Слетать придется для порядка. Заполняй лист. Подписать надо сегодня...»
Взлетаем. Что я могу показать? Делаю виражи, перевороты с выходом боевыми разворотами, потом кручу петли. Слышу в СПУ: «Давай на посадку, хватит!».
Из последующих событий запомнился скандал у начальника (Липецкого) аэроклуба полковника Киреева Михаила Федоровича: «Самовольничаете, бежите, мы вас учили, панимаешь!». Но вопрос был ясный. Все закончилось мирно. С остальными летчиками распрощались душевно. Много было выслушано пожеланий, когда мы с горячностью молодости чокались стаканами с бесцветной жидкостью. Где вы, любимые мною товарищи? Жили в одной комнате с Васей Баркаловым – где он, не знаю. Дружили с начлетом Василием Николаевичем Костиным. На фронте летал на «горбатом». Сделал 180 боевых вылетов, приехал проведать меня в Борисоглебск Героем Советского Союза, потом жил в Воронеже. Мой основной учитель Ваня Занин, уволенный ранее из Армии за горячительные напитки и характер, приехал в Борисоглебск проведать меня, был на полетах, когда я командовал эскадрильей в училище, в полку упоминавшегося Антона Федотовича Степанищева. Ваня Занин летал тоже на Ил-2, тоже остался жив, так же как и Вася Костин был удостоен звания Героя Советского Союза.
Сразу же потерялся след и еще одного друга, штурмана аэроклуба Виктора Алексеевича Григорьева. Разные все были люди! Ленинградец, интеллигент. Было в нем что то неординарное. Помню типичный в его устах анекдот: На корабле едет дама с мальчишкой. Мальчишка ухитряется свалиться за борт, к нему устремляется акула, но ее опережает помощник капитана и вспарывает ей брюхо своим кортиком. Дама в обмороке и сквозь истерику пассажиры слышат: «Какой ужас, рыбу ножом!».
В зиму 1939-40 гг. проходили курс молодого бойца, стреляли в тире из винтовок, из ручного пулемета, много занимались физической подготовкой, грызли теоретические дисциплины, изучали матчасть аэропланов УТ-2 (АИР-10) конструктора тов. А.С. Яковлева с мотором М-11 100 л. с. конструктора тов. Швецова, и И-16 конструктора тов. Поликарпова с мотором М-25 конструктора также Швецова. Строили для себя баню. Ранней весной вышли в лагеря. Нам достался хутор Дуплятский в 45 км юго-восточней Борисоглебска...
(Далее рассказывается об армейской службе).
Источник – Рукопись воспоминаний Е.С. Николаева, а также их публикации:
1. http://www.bvvaul.ru/profiles/2366.php
2. http://voenspez.ru/index.php?topic=105758.0
3. Журнал «Военные знания», 2018, №6