В одном из ЖЖ переводы действий немецкой армии при наступлении на Сталинград.
https://nordrigel.livejournal.com
О бомбардировке Поворино несколько абзацев.
...Все ночные вылеты совершались на железнодорожный узел Поворино, примерно в 200 км от фронта. Это был важный перекресток железных дорог от Сталинграда на Москву и от Харькова на крупный промышленный район на Волге. Насколько он был важен для русских, мы поняли по возросшей плотности ПВО. Если во время первого налета по нашим осветительным огням стреляли только легкие зенитки и работало 3-4прожектора, то в последующем происходило постоянное наращивание количества средних и тяжелых зениток. Появились даже ночные истребители, а количество прожекторов возросло на порядок.
Тем не менее, авиаразведчики докладывали о хороших результатах наших ночных бомбардировок. Например, в ночь с 9 на 10.7.42 налет на станцию совершала вся группа с небольшими интервалами между отдельными машинами. Зарево пожара было видно за 100 км. Пройдя над целью, было видно жарко пылающие большие склады рядом со станцией. Над поселком стоял столб дыма высотой в 4000 метров. Пролетая через него на высоте 3200 метров, мы едва не получили термические ожоги, настолько воздух там был горячим. Я едва смог проползти через наблюдательский коврик."
3-я эскадрилья 27-й бомбардировочной эскадры, воспоминания Х.Райфа:
"В первую ночь августа нас направили на ночную охоту на волжские суда между Камышином и Быково, чтобы затруднить эвакуацию промышленности из Сталинграда. После стремительных ударов наших войск Волга осталась последней крупной хорошей коммуникацией, которую могли использовать русские.
В следующие дни и ночи мы бомбили важные железнодорожные пункты, которые, соответственно, имели хорошую ПВО в виде прожекторов, зениток и ночных истребителей. Такая комбинация особенно хорошо проявила себя в вечером 3.8.42 над Поворино. В затяжных сумерках на большой высоте было еще довольно светло, тогда как цели на земле уже находились в тени. Мы летели в составе звена, в т.ч. с экипажем фельдфебеля Кёльца, штурманом у которого был фельдфебель Бройер из Кельна.
Мы летели плотной группой в 3 машины и не стали предпринимать испытанный ранее трюк со снижением оборотов. Наземные звуковые службы быстро и правильно определили наше положение. Прожектора сразу же осветили нас и ослепили при сбросе бомб. Тут же рядом стали разрываться чудовищные "чемоданы" тяжелых зениток. Когда я закрывал бомболюки, то неожиданно заметил в свете прожекторов вражеский истребитель, который, не взирая на зенитный огонь, мчался под нами и стрелял вверх. С 30 метров было хорошо видно красные звезды на нем. Стрелок и механик развернули на него свои пулеметы. Огненные очереди протянулись прямо к вражеской машине, однако видимого результата никакого не было, так как истребитель имел хорошую броню. Истребитель промчался выше нас, развернулся и скрылся во мраке. Мы взяли курс на запад. Фельдфебель Кёльц по связи передал, что его правый мотор горит. Мы оставались возле него до тех пор, пока полностью объятая огнем машина не стала падать примерно в 60 км западнее цели, примерно в 140 км до линии фронта. Никаких прыжков с парашютом мы не видели и больше ничего не слышали о своих товарищах."
3-я эскадрилья 27-й бомбардировочной эскадры, воспоминания К.Шмида:
"3.8.42 я участвовал в боевом вылете. Целью была станция Поворино. На нее вылетело 5 машин нашей эскадрильи. Командовал эскадрильей лейтенант Вооге (на 1G+IL). Справа был самолет фельдфебеля Кёльца (1G+CL), слева - мой 1G+BL. За нами летело еще одно звено - самолеты унтер-офицера Калера и фельдфебеля Рихтера. Стартовали в 18.30. Полет к цели прошел без проблем. Первое звено, во главе с лейтенантом Вооге, держалось плотной группой, несмотря на сгущавшийся мрак и ухудшающуюся видимость. Однако цель было видно хорошо и мы успешно накрыли станцию своими бомбами.
После сброса бомб на цель в 20.07, наше звено было освещено прожекторами и сразу же было атаковано одним истребителем, предположительно типа И-16. Истребитель, стреляя, пролетел сзади слева звена, скрылся в темноте, а затем снова появился справа за машиной фельдфебеля Кёльца. Самолет Кёльца получил попадание. Машина лейтенанта Вооге и моя машина открыли огонь по нападавшему, когда еще раз облетел нас слева.. Машина Кёльца стреляла из трех пулеметов, когда истребитель был сзади нас. Наш огонь заставил противника уйти в сторону. Он отвернул вниз вправо, за ним тянулся след белого дыма. Поскольку все вокруг было освещено прожекторами, мы ясно видели все подробности. Также хорошо было видно и советскую звезду на истребителе.
Машина Кёльца после атаки ушла в темноту влево. Я подлетел к ней слева и ясно видел ее на освещенном фоне. После этого состоялся следующий радиообмен: "Самолет Шмида - самолету Кёльца: все ли в порядке?". "Самолет Кёльца - самолету Шмида: все хорошо!" Затем: "Самолет Кёльца - самолету Шмида: правый мотор...". "Самолет Шмида - самолету Кёльца: остаюсь возле вас." Последнее сообщение я повторил дважды, но оно осталось без ответа. На повторные вызовы машина Кёльца больше не отвечала.
Я продолжал лететь возле загоревшейся машины. Огонь распространялся очень быстро. На большой скорости, примерно 10-12 м/с, машина пошла вниз, сохраняя однако курс 265 градусов. Горящее топливо создавало длинные языки пламени сзади, от машины отлетали горящие части. Я летел рядом с нею до высоты 500 метров, затем остановил снижение и в 20.22 увидел удар о землю в виде огненного шара. Падение случилось в квадрате 1279, примерно в 60 км западнее Поворино, на территории противника. Покидающий машину экипаж я не видел."