Re: 2-я Мировая война

Из музея обороны Финляндии. Осень 1944 года, русский и финн.


http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_te9ywbIJ.jpeg

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_PmTv4m0G3W.jpeg

LiveJournal Russian Om

Re: 2-я Мировая война

Прямо кажется, что сейчас они встанут и пойдут в Лапландию мочить фашистов!

Кто жил в Борисоглебске, тот в цирке не смеётся

328

Re: 2-я Мировая война

Фильм "Кукушка" не про этих?..

Я за свободные джунгли!..

Re: 2-я Мировая война

ВОЕННАЯ ХИТРОСТЬ

Во время Великой Отечественной войны у партизанских радистов были простенькие шифры, которые немецкие дешифровальщики кололи на раз-два. И вот кто-то в штабе партизанского движения предложил делать в шифровках намеренные орфографические ошибки — типа «бранетранспантер», «овтамат», «сомалет»,«антелерия», «банбешка».

Поскольку в русско-немецких словарях таких слов не было, лафа для вражеских дешифровальщиков быстро закончилась.

А всеми известные русские народные пакости в эфире — когда связисты переговаривались на родном, на матерном. Этот язык перевести нельзя — его понимать надо, и как минимум быть носителем.

КАК ОСТАНОВИТЬ КОЛОННУ ТАНКОВ ПРОТИВНИКА БЕЗ ЕДИНОГО ВЫСТРЕЛА   


Невероятные чудеса русской смекалки были продемонстрированы и во второй мировой войне.

В августе 1941 года одну стрелковую роту бросили затыкать дыру в нашей обороне в районе Кривого Рога. Задача была поставлена не дать пройти немецким танкам, держаться до последней капли крови. Роту пригнали на место, отгрузили целую полуторку противотанковых гранат РПГ-40, сказали, что танков завтра, наверное, будет много и уехали. По всем тактическим раскладам жить бойцам оставалось меньше суток.

Командир осмотрел местность и приказал: «Стыдно, люди к нам в гости из Германии едут, а у нас дорога такая разбитая». «Свихнулся, наверно, от страха» – подумали бойцы. Командир продолжил: «Всем вытряхнуть все из вещмешков и за мной.» Рота пошла к ближайшему от дороги холму шлака, вывезенного с расположенного неподалёку криворожского металлургического комбината, оборудование которого уже было эвакуировано в Нижний Тагил. Командир заставил набирать в мешки шлак и нести к дороге.

На саму дорогу шлак сыпался неравномерно, побольше там, где дорога в горочку идет. «Чтоб им не скользко было», – приговаривал командир. Таскали шлак очень долго, все мешки были изорваны в лохмотья, но покрыть шлаком удалось почти два километра дороги. Народ злой и усталый, теперь ведь еще и окапываться полночи.

Утром со шлакогор наблюдатели подали сигнал: «Вижу танки».

Сжимая свои почти бесполезные гранаты, солдаты знали, что жизнь закончилась. Наконец танки начали заходить на «благоустроенную» дорогу. Третий танк колонны потерял гусеницу первым, а через минуту эта эпидемия охватила остальные машины, числом восемь. Стоячий танк, если его не злить, штука безопасная. Не сразу поняв, в чём состоит вас ист дас, немцы угробили и танк-эвакуатор. Пехота у немцев не дурная, вперед без танков не пойдет – затор. Нашим на них нарываться тоже нет резона.

Командир, формально выполнивший боевое задание остановить танки, посылает гонца найти хоть какое начальство и передать: «Задача выполнена. Потерь нет». Гонец принес хорошую новость: «Ночью можете уходить, сзади есть оборона. Будет возможность, накроем потом артиллерией»…

Секрет командира заключался в его образовании. На гражданке он был техником по холодной обработке металлов. Никельшлаки же, – отходы производства высоколегированной стали – страшный абразив, лишь немного уступающий корунду и оксиду алюминия. Никакие пальцы гусениц не выдержат издевательства такой дрянью, и гусеница приходит в негодность целиком, забирая с собой большую часть всего привода.

Знание — страшная сила.

Правдивая история, или из разряда военных баек — удостовериться не представляется возможным, но звучит красиво.

«ДАТЬ ЛЕЩА»   

Эта забавная история произошла во время холодной войны на границе ФРГ и восточной Германии. Светлые головы конструкторов из ФРГ нашли очень оригинальный способ тестировать свои танки в «реальных» условиях – автономно управляемую машину подсовывали под наши пушки, причем специально, сильно нервируя погранцов.

Те в свою очередь тоже не плошали – новые снаряды разрабатывались достаточно регулярно. А подбитый танк ФРГ-шники за привязанный к нему трос затаскивали обратно и изучали повреждения, стараясь максимально улучшить его «непробиваемость». Время шло, прогресс тоже. В один прекрасный день, очередной подарок соседей получил новым, супер крутым снарядом прямо по кумполу но, танк не умер, как это было до этого, а выжил и с успехом был отведен на родину.

Естественно, что нашему командованию такая ситуация очень не понравилась. Пригласили несколько именитых инженеров и поставили им задачу – придумать что-то, способное такой аппарат утихомирить. Инженера же, были люди смекалистые и многоопытные. Решение нашлось очень простое:

— «Товарищи, а не шмалянуть ли нам по этой заразе из ПВО-шной пушки старого образца?».

Сказано – сделано! Притащили старую ПВО пушку, предназначенную для убивания стальной болванкой вражеской авиации на высотах до десяти километров (такие пушки ещё до ракет применяли)…

http://cdn.fishki.net/upload/post/2016/12/28/2177012/original--5.jpg

Фото из Ленинграда для примера, чтобы имели представление, как эта махина выглядит
Пушка была страшна! Длина ствола 6 метров + специально разработанная кинетическая болванка. Её без особых изменений установили на бетонный постамент, только ствол развернули не вверх, а как положено. Итак, пришел час «Че». Очередной ФРГ-шный танк нагло вылез, куда ему не следовало, наши расчехлили новую игрушку и шмалянули. ТАКОГО эффекта не ожидал ни один академик!

Танк не подбили в прямом смысле этого слова. Выглядело это так, словно шестидесятитонный кусок железа «сдуло» со своего места. Тяжелый танк, от попадания кинетический болванки развалился на отдельные фрагменты, которые, подчиняясь естественным законам, улетели на «родину» своим ходом без всякой буксировки…

С тех самых пор натовцы от своей любимой привычки проводить испытания новой техники на нашей границе отказались.


© Fishki.net

LiveJournal Russian Om

Re: 2-я Мировая война

Приятно отметить переход одного из форумчан с пронацистских антирусских позиций на патриотические прорусские.

Кто жил в Борисоглебске, тот в цирке не смеётся

Re: 2-я Мировая война

Первый таран Финской войны

Первый и единственный таран Советско-финской войны был совершен старшим лейтенантом Яковом Михиным, выпускником 2-й Борисоглебской военной авиационной школы летчиков имени Чкалова. Это произошло 29 февраля 1940 года после полудня. 24 советских самолета И-16 и И-15 атаковали финский аэродром Руоколахти.

Чтобы отразить атаку, с аэродрома в воздух поднялись 15 истребителей.

Завязался жестокий бой. Командир звена Яков Михин в лобовой атаке крылом самолета ударил по килю «Фоккера» знаменитого финского аса лейтенанта Тату Гуганантти. От удара киль отломился. «Фоккер» рухнул на землю, пилот погиб.

Яков Михин с обломанной плоскостью сумел дотянуть до аэродрома и благополучно посадил своего «ишачка». Надо сказать, что Михин прошел всю Великую Отечественную, а после продолжил служить в ВВС.

Нашел и прислал dima1

LiveJournal Russian Om

332

Re: 2-я Мировая война

первачек с твоими возможностями-способностями если заинтересовало продолжи судьбу Михина.что там с ним случалось и что дальше было?Может ещё приезжал в Борисоглебск ?

Я за свободные джунгли!..

Re: 2-я Мировая война

Рискну предположить, что всё с ним было хорошо. Много подвигов, куча наград, почёт и уважение.

Кто жил в Борисоглебске, тот в цирке не смеётся

Re: 2-я Мировая война

После войны продолжал служить в ВВС  ( в Эстонии, затем в Румынии ), был заместителем командира полка. С 1951 года командовал полком. С 1957 года полковник Я. Ф. Михин - в запасе. Жил с семьёй в Пензе. Скончался от инфаркта 20 декабря 1958 года.

335

Re: 2-я Мировая война

Спасибо дядя Ваня  ,одно надо пошукать - "...после войны в Румынии..." а там разве были наши войска ? Достойный человек учился в Борисоглебске.Кстати а кто-нибудь пояснит а почему  2 школа ?А где была №1 ?

Я за свободные джунгли!..

Re: 2-я Мировая война

В Егорьевске Московской области, как я сллышал.

Кто жил в Борисоглебске, тот в цирке не смеётся

Re: 2-я Мировая война

Здравствуйте.
А не вот эта?

Качинская Краснознаменная военная авиационная школа пилотов им. А.Ф.Мясникова

В 1910 г. в местечке Кача, расположенного в черте Севастополя, была основана первая в дореволюционной России авиационная школа, которая была создана на добровольные пожертвования граждан в 1910 году. В 1912 г. было подобрано подходящее летное поле в долине реки Кача, где и была основана Качинская летная школа
В апреле 1918 г. в Москве начал формироваться отдел высшего пилотажа народно-социалистической военно-авиационной школы, в июне 1918 г. отдел был переведен в г. Алатырь Симбирской губернии, откуда в сентябре 1918 г. передислоцирован в г. Зарайск Рязанской губернии.
В ноябре 1919 г. отдел переименован в Зарайское отделение Егорьевской школы Авиации.
23.12.20 г. на основании приказа РВСР No. 484 за 1920 г. из отделения была сформирована летная школа авиации No.1 Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного флота республики. Формирование окончено в марте 1921 г.
В марте 1922 г. на основании приказа РККВФ No. 14 от 30.12.21 г. школа передислоцирована в местечко Кача, близ Севастополя. Тренировочная школа Южного фронта, которая дислоцировалась здесь же, была влита в прибывшую школу.
16.02.23 г. на основании приказа РВС СССР No. 53 школа переименована в Военную школу летчиков, а затем на основании приказа РВС СССР No. 225 за 1923 г. в Первую военную школу летчиков.
30.03.25 г. на основании приказа РВС СССР No. 304 за 1925 г. школе присвоено имя т. Мясникова.
14.01.31 г. на основании распоряжения 2 Управления штаба РККА No. 610171776 от 26.11.30 г. школа переименована в Первую военную школу пилотов им. т. Мясникова.
С 09.12.34 г. школа стала называться Первая военная Краснознаменная школа пилотов ВВС РККА им. т. Мясникова.
27.05.38 г. школа переименована на основании приказа НКО No. 067 от 13.05.38 г. в Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу им. А.Ф. Мясникова.
В 1941 г. эвакуирована в Красный Кут, впоследствии на основе оставленного в эвакуации оборудования, самолетов, техников и пилотов было организовано Краснокутское летное училище гражданской авиации.
В 1954 г. перебазирована в Сталинград (с 1961 — Волгоград).
Расформирована 1 ноября 1998 года.

Re: 2-я Мировая война

Вполне возможно.

Кто жил в Борисоглебске, тот в цирке не смеётся

Re: 2-я Мировая война

Интересный случай:

Из Боевого пути  476 осапб 354 сд


…В апреле – май – июнь -месяце 1943 года. 354 Стрелковая Дивизия создает мощную оборону с большим количеством инженерных заграждений и фортсооружений, постройка мостов, дорог.
Исключительно важное значение приобрели инженерные сооружение построенные Сап.батальоном южнее деревни БЕРЕЗОВЕЦ, Орловской области, Комарического района. Силами личного состава батальона была построена подземная галерея по типу шахтных штреков, протяжением в 130 погонных метров, сечением в свету 1,8 Х 1,1 метр. Работа по сооружению галереи производились 3 смены круглые сутки. По мере сближения с противником с целью соблюдения звукомаскировки работа усложнилась, саперам приходилось работать малой саперной лопаткой и в последующем резаками. В течение 18 суток были полностью закончены все строительные работы. Конец этой галереи с открытым люком выходил в глубину вражеской траншеи.
25 июня 1943 года, при выполнении боевой задачи в течение 3-х минут через подземную галерею прошло около батальона пехоты и штрафная рота. Обрушившись с тыла на врага наши подразделения без потерь овладели немецкими траншеями и захватили у противника важную господствующую высоту, взяли в плен 25 немецких солдат и офицеров. В панике немцы понесли огромные потери в живой силе.
Для закрепления завоеванного рубежа, группа сапер во главе с сержантом ЕРЕМИНЫМ принимавшая участие в операции, вырвалась вперед наступающих частей и под сильным неприятельским огнем заминировала подступы к траншеям, поставив при этом более 300 противопехотных и противотанковых мин.
Немцы переходившие 5 раз в контратаку, наскакивали на минное поле сапер, неся потери откатывались обратно.


https://pamyat-naroda.ru/documents/view … 5C354%20сд

Re: 2-я Мировая война

Пленные американцы в Париже летом 1944 года

Видео - №2

17 июля 1944 года в Москве состоялся знаменитый "парад пленных немцев". Но мало кто знает, что в этот же день в Париже прошёл "парад пленных американцев и англичан". Немцы после высадки союзников в Нормандии в июне 1944 года взяли в плен около 20 тыс. американцев, англичан и канадцев, и 17 июля 1944 года их провели по Парижу с одного вокзала на другой (потом отправили в лагеря военнопленных в Германии).

Видно, как возмущённые "англо-американской агрессией" парижане бьют, плюют в пленных. Через месяц с небольшим они же будут встречать американцев и англичан как освободителей.

(Первое видео короткое, 45 секунд, второе - 4-минутное)

LiveJournal Russian Om

Re: 2-я Мировая война

Крушение воинского эшелона 17.07.1942 г. возле станции ТАЛОВАЯ.

Боевое донесение штаба 216 сп
Боевые донесения, оперсводки. Период с 26.07.1942 по 26.07.1942 г.
Архив ЦАМО, Фонд 1163, Опись 1, Дело 29, Документ 25
Автор документа: 216 сп, батал. комиссар Мартыненко, ст. лейтенант Нефедов

1.    Полк 16.7.42 г. погрузился в эшелон на ст. БУТУРЛИНОВКА в составе:
Среднего нач.состава – 106 человек.
Младшего нач.состава – 317 человек.
Рядового состава – 510 человек.
Всего: 933 человека.
Лошадей – 33 головы, пушек 76 мм – 4 шт., 45 мм – 2 шт., кухонь – 4. Повозок – 8 шт.
Вооружение: пулеметов станковых – 8 шт. Ручных – 20 шт.
Винтовок всего – 383 шт., ППД  и ППШ – 75 шт.
Минометов 82 мм – 18 шт. 50 мм – 8 шт. ПТР – 24 шт.
2.    17.7.42 г. в 3.45 на станции ТАЛОВАЯ произошло крушение поезда, имеются следующие жертвы:
Убито: Среднего нач.состава – 16.
Младшего нач.состава – 27.
Рядового состава – 55.
Всего – 98 человек.
Ранено: Среднего нач.состава – 22.
Младшего нач.состава – 51.
Рядового состава – 129.
Всего – 202 человека.
Пропало без вести: Младшего нач.состава – 49.
Рядового состава – 144.
Всего – 193 человека.
Дезертировало: Рядового состава – 3 человека.
Всего потерь:
Среднего нач.состава – 38.
Младшего нач.состава – 127.
Рядового состава - 331.
Всего – 496 человек.
Потери конского состава – верховых лошадей – 4 шт.
Потери вооружения: Всего винтовок – 202 шт. Станковых пулеметов – 4 шт. Ручных пулеметов – 11 штук. ППД и ППШ – 54 штук.
3.    Полк 26.7.42 г. эшелоном в 2.00 прибыл на разъезд 612 км. в составе:
Личный состав: среднего – 60 человек, младшего – 106 человек, рядового состава – 271 человек. Всего 437 человек.
Вооружение: всего винтовок – 181 шт. Ст. пулеметов – 4 шт. Ручных пулеметов – 9 шт. ППШ и ППД – 21 шт. Минометов – 26 шт. пушек 76 мм – 4, 45 мм – 2, ПТР – 24 шт. Лошадей – 29 шт.
Кухонь – 4 шт. Повозок – 8 шт.
После разгрузки Полк совершил марш и в 11.00 сосредоточился в западной окраине х. ГУЛЯЕВКА, где приводит матчасть и снаряжение в порядок.
4.    Обозы в составе: среднего н.с. – 11 человек, МНС – 14 человек, рядового – 169 человек, лошадей – 251 шт., повозок – 94 шт. двигавшиеся своим ходом прибыли без потерь.

За Командира 216 КСП Майор /КОНОВАЛОВ/
Военный Комиссар 216 КСП Бат.Комиссар /МАРТЫНЕНКО/
Нач. Штаба 216 КСП Ст. лейтенант /НЕФЕДОВ/

Re: 2-я Мировая война

…Эшелон № 986, следуя в хвосте главных сил 76-й дивизии, прибыл на станцию Таловая около 15 часов 16 июля. В начале девятого часа вечера он был выставлен за восточный парк, в так называемый караван. Дело в том, что из-за постоянных бомбардировок станций и всей линии Поворино - Таловая поезда с военными грузами отправлялись караванным способом, один за другим, с интервалами прямой видимости. В таком «обозе» было три-четыре состава, которые в случае ЧП могли помочь друг другу. Впереди располагался поезд №987, а сзади – 990-й эшелон. Отправление откладывалось из-за того, что после вечерней бомбардировки на разъезде Чигла был разрушен приемо-отправочный путь. 
Бойцы и командиры, намаявшись в дневной духоте, спали вповалку на двухъярусных нарах. Многие в одном нижнем белье. Не смотря на то, что эшелон отправлялся на фронт, до которого, по нынешним меркам, рукой подать, боевой готовности в полках не было. От новых боев их тогда отделяла дистанция огромного размера. В среднем в июле 1942-го путь из Таловой до Поворино занимал 3-4 суток, от Поворино до Серафимовича – еще примерно столько же. Впрочем, известны факты, когда локомотивная бригада, отправившаяся в Таловую, попала в такой затор, что возвращалась в Поворино только через восемнадцать суток.
В последнем вагоне многолюдно. Здесь находилось командование эшелоном, связисты и четверо офицеров ЗКУ, направлявшихся в распоряжение ВОСО Сталинградского фронта. Солдаты устроились в одной половине, в другой разместились штабные офицеры обоих полков, а в углу сложены катушки с кабелем и прочее имущество. Ближе к середине вагона за грубо сбитым столом, вместо стульев к которому приставлены пустые ящики, спал начальник эшелона, командир 216-го полка майор Николай Артемович Кузьмин. Его тень от тусклого путейского фонаря, слегка подрагивает на когда-то повешенный плакат: женщина-мать, прижав к груди ребенка, в страхе закрывается беззащитной рукой от нацеленного на нее острия фашистского штыка. Кажется, вот-вот рассвирепевший гитлеровец пронзит их насквозь... И тут же надпись: «Воин, спаси!»
Перед раскрытой дверью вагона прохаживается дежурный по эшелону майор Комаров. Пилотка сдвинута на затылок, пряди белокурых волос упрямо сползают на лоб. Его командирская фуражка осталась там, за Доном. Как еще голова уцелела…
В этой дивизии Максим Прохорович менее недели. 12 июля его, командира 1050-го стрелкового полка 301-й дивизии вместе с остатками штаба вызвали в Калач, в штаб фронта. Впрочем, как таковых, ни дивизии, ни полка уже не было. В последнем осталось менее сотни бойцов. Две трети личного состава полегли 30 июня, остальные – в арьергардных боях в последующие шесть дней. В штабе объявили о расформировании дивизии. Его и еще троих офицеров направили в распоряжение 76-й стрелковой. Прибыв в новую для себя часть, получил должность заместителя командира 216-го полка…
Новоиспеченный замком всматривался в темноту, переговариваясь с присевшим в уголке сигналистом. Невысокий, сбитый боец с юным лицом спокоен и не прочь вздремнуть. Майору же, конечно, не до сна.
Четвертый час ночи… Никто мысленно не торопит ни путейцев, наскоро латающих путь на следующем разъезде, ни машинистов. Теперь каждый старается растянуть эти тыловые часы. Никто не спешит обратно в ад войны…
Вагон плавно качнулся. Тронулись? Нет, все снова замерло. Из последнего вагона голову поезда не видно: впереди еще 27 таких же дощатых столыпинских «скотовозов».   
Минут через десять Комаров заметил, что верхушки деревьев, черневшие на фоне светлеющего неба, сперва медленно, а затем все быстрее, поплыли влево. Поезд двигался к станции…   
***
В Центральном архиве ФСБ России хранятся материалы расследования крушения воинского эшелона № 986,  в соответствии с которыми хронология трагедии такова.
В 3 часа 20 минут в будке паровоза вспыхнуло пламя. Как известно, после захвата фашистскими войсками Донбасса, поезда пришлось переводить на нефтяное топливо, поступавшее из бакинских месторождений, нефтяные топки были самодельными, а воспламенение смеси происходило при помощи таких же самодельных форсунок. Неисправность подобной форсунки и стала причиной пожара.
Чтобы огонь не перебросился на состав, а также чтобы не демаскировать последний, поездная бригада отцепила локомотив, в спешке не предупредив ни кондукторов, ни руководство эшелона. Отогнав его метров на сто, машинист и его помощник принялись тушить огонь. Уклон пути в этом месте небольшой, и усилия автотормозной системы хватило бы для удержания обезглавленного состава на месте, но за время длительной стоянки давление магистрали упало. Не застопоренные тормозными башмаками и не поставленные на ручной тормоз вагоны пришли в движение. В локомотиве это заметили только тогда, когда состав откатился более чем на сотню метров. Остановить его можно было, лишь прицепив вагоны, а затем затормозив весом локомотива. Но удар оказался слишком сильным. Автосцепка не успела сработать, вагоны, дрогнув, стали ускоряться. Повторная попытка машиниста вновь закончилась неудачей и придала составу приличную скорость.
Бригада 990-го эшелона, заметив, что стоявший впереди состав приближается, стала подавать сигналы, но ситуация уже вышла из-под контроля. Этот состав был грузовым, и тащил его паровоз-тяжеловес «ФД» («Феликс Дзержинский»). Именно он и принял на себя главный удар. Врезаясь в ФД, вагоны сначала дыбились, а потом падали под откос, круша все, чем были загружены…
Уже через час на место ЧП прибыло представители Лискинского отделения Ю.-В.ж.д. Такая оперативность объясняется тем, что еще в начале месяца руководство отделения было переведено в Таловую. Чуть позже здесь появились уполномоченные НКВД и ВОСО Сталинградского фронта, которым предстояло разобраться в обстоятельствах трагедии.
Картину, представшую перед ними, спустя 43 года в своих воспоминаниях описал один из уцелевших пассажиров эшелона, киевлянин Борис Вениаминович Левин: «Перейдя на другую сторону пути, я наткнулся на лежащего на спине лейтенанта, который обеими руками держал себя за правую ногу выше колена. Ноги ниже колена не было. Крови я не видел. Наложив жгут из куска валявшейся ткани, я подозвал солдат, которые подняли потерявшего сознание лейтенанта и понесли его в сторону станции, от которой уже ехали подводы для эвакуации раненых. Затем мое внимание привлек женский крик. Возле пирамиды колес, поближе к паровозу, я увидел группу солдат, склонившихся над кричащей. Подойдя к солдатам, увидел: на земле лежит молодая женщина. У нее были срезаны обе груди так, словно опытная рука хирурга удалила их вместе с гимнастеркой. Внутри левой груди клокотало сердце... Как я предполагаю, связистка находилась в штабном вагончике, который превратился в лепешку. Девушка, успев разбить окно, выглянула наружу. Вагон, сжимаясь, воздухом вытолкнул ее, при этом срезав груди.
Подойдя к паровозу, я увидел, что передняя часть его была облеплена человеческим мясом, обрызгана кровью, будто это не паровоз, а мясорубка.
Такого крушения ни в одном фильме, даже в партизанской рельсовой войне в тылу врага, я не видел...»
Дополняет картину случившегося рассказ жителя поселка Таловая, бывшего директора районного краеведческого музея, ветерана войны Петра Михайловича Зеленина, который семнадцатилетним юношей принимал участие в аварийных работах: «На место трагедии нас, призывников, привели во второй половине дня для участия в аварийно-спасательных работах и поиске личных вещей погибших. Увиденное мной оставило самое жуткое впечатление: облепленные человеческим мясом обломки эшелона, обезображенные до неузнаваемости тела бойцов, стоны обреченных на смерть воинов, сдавленных железными частями вагонов с такой силой, что не было никакой возможности освободить их из страшного плена. Лично мне удалось обнаружить три красноармейские книжки, перочинный нож и другие личные вещи бойцов.
Из всего состава относительно уцелели лишь два вагона, находившиеся в начале эшелона. Оба они лежали под откосом насыпи. Все остальные вагоны представляли собой груды досок и искореженного металла...»
Около 10 часов утра стали собирать тела погибших. Поднимали остатки вагонов, освобождая убитых и раненых, непохожих на людей.
К 14 часам 18 июля движение по железной дороге было восстановлено.
Следственные мероприятия НКВД завершились 21 июля. Вывод следователей был однозначен: причина катастрофы – нарушение правил эксплуатации транспорта. Обвиняемые в преступной халатности члены поездной и кондукторской бригад эшелона были взяты под арест.

800 или 200?
Если с причиной трагедии все, более или менее, ясно, и аргументированных споров она не вызывает, то вот количество ее жертв, указные в различных источниках, отличается довольно сильно. 
По подсчетам местного краеведа В.М. Кириченко, основанным на переписке с оставшимися в живых воинами, общая численность пассажиров потерпевшего крушение поезда исчислялась девятью сотнями, а в живых осталась одна десятая часть, следовательно, число погибших превысило 800 человек. Эта цифра считалась официальной, что позволяло исследователям произошедшего относить таловскую трагедию к числу крупнейших тыловых катастроф за весь период Великой Отечественной войны. Однако архивные документы хранят совсем другие данные.
В донесении № 788 начальника политотдела 76-й стрелковой дивизии батальонного комиссара Морозова начальнику политотдела 21-й армии говорится о 250 погибших и 500 раненых (ЦАМО РФ, фонд 1163, опись 1, дело 225, листы 217-218). Документ датирован 26 июля 1942 года и составлен по прибытию штаба дивизии на станцию Себряково Сталинградской области – пункт назначения погибшего эшелона. И округленность цифр, и контекст, в котором они приводятся, говорят о том, что это данные предварительные, оцененные «на глаз». Действительно, состав № 987, в котором находились свидетели, на которых ссылается автор донесения, покинул место катастрофы около полудня 18 июля, то есть до того, как стал ясен реальный масштаб трагедии.
Значительно точнее и достовернее выглядят данные из материалов, найденных нами в архиве ФСБ. Здесь речь идет о 176 погибших и 321 человеке, получивших ранения различной степени тяжести.
Есть еще одна группа лиц, для которых война, по-видимому, закончилась у станции Таловая. В списках 216-го полка значатся 27 человек, пропавших без вести 17 июля. Только в одном случае поверх машинописного текста чернилами вписано слово «жив». Еще один боец, оказавшийся в этом списке, погиб спустя почти ровно год под курской Обоянью. Формулировка «пропал без вести», сама по себе не являлась синонимом гибели. Она всего лишь означала: человек выбыл из состава своей части без свидетелей, которые могли бы подтвердить его местонахождение. Тысячи бойцов приходили домой уже после того, как их семьи получали уведомление «Б/В». Но в интересующих нас 25 случаях, похоже, причиной выбытия стала именно смерть. В соответствие с архивными данными, фронтовая биография этих солдат обрывается здесь. Скорее всего, их изуродованные, а то и разорванные на части тела не смогли опознать боевые товарищи. А потому есть основание считать погибшими в эту ночь не 176, а 201 человека.
Слева по направлению к станции в 120-150 метрах от железнодорожного полотна, на ржаном поле, было выкопано три братских могилы. В меньшей захоронили останки офицеров из двух последних вагонов, пострадавших более других. В двух других ямах, длина каждой из которых составляла около 40 метров, погребли солдат обоих полков. Сделали это со всеми воинскими почестями. Изначально это место не было обозначено каким либо памятником, однако, по воспоминаниям таловских старожилов, уже в 1946-м здесь были установлены деревянный обелиск.
К жертвам катастрофы, безусловно, следует отнести и тех, кто, будучи ранен в ту ночь, впоследствии скончался в госпиталях. Военнослужащих, получивших тяжелые травмы, отправляли в воронежские Новохоперск и Поворино, а также саратовский Балашов и сталинградский Фролово. В книгах умерших медучреждений этих городов нам удалось обнаружить 14 таких фамилий. Но жертв, судя по всему, было больше. Дело в том, что в ЦАМО отсутствуют подобные данные эвакогоспиталя №2620, развернутого в эти дни в Таловой. Именно сюда в первые часы после трагедии поступила основная масса раненых. Сколько из них умерло и было похоронено на кладбищах, одно из которых расположено на Комсомольской улице Таловой, а другое – на месте нынешнего мемориала Славы, еще предстоит установить. 
Но даже те цифры, которыми мы располагаем, позволяют оценить масштаб трагедии и ее последствия. Потеря около полутысячи бойцов и, особенно, офицеров, большинство из которых имела почти годичный фронтовой опыт, для и без того неполной дивизии накануне тяжелейших боев в северной части большой излучины Дона была невосполнимой.
Продемонстрировало это новое боестолкновение с противником. Уцелевшие пассажиры эшелона вновь оказались в пекле теперь уже Сталинградского сражения 27 июля, сходу приняв бой у переправы села Нижне-Затонское и в районе станицы Клетская. Понеся незначительные потери, дезорганизованные полки не смогли выполнить поставленную передними командованием 21-й армии задачу, создав угрозу переправы противника на левый берег Дона.
29 июля Сталинградскому фронту было приказано вывести в тыл шесть стрелковых дивизий из состава сохранившихся в 21-й, 28-й и 38-й армий. Из 21-й были изъяты две стрелковые дивизии. Одна из них, 293-я стрелковая, была отправлена в Бузулук на доукомплектование и в штатной численности прибыла на фронт незадолго до контрнаступления ноября 42-го. А вот «ворошиловцев» в тот момент на занимаемом ими участке фронта заменить было некому.
Полноценной боевой единицей Красной Армии дивизия вновь стала только после того, как 10 августа была выведена во второй эшелон обороны, правда, ненадолго. Уже через две недели 76-я стрелковая, пополненная личным составом и вооружением, вновь оказалась на передовой.
Впереди были четыре месяца кровопролитных оборонительных боев в составе Сталинградского, а затем Донского фронтов, в ходе которых «ворошиловцы» не один десяток раз пресекали попытки врага форсировать Дон в этом районе. Гитлеровцы были вынуждены перебрасывать сюда дивизии, направлявшиеся к Сталинграду. Шла упорная борьба за овладение выгодным плацдармом для будущих боев, который мог быть создан на участке фронта дивизии. В начале сентября воинами 76-й СД был занят город Серафимович, а 24 октября – Клетская на правом берегу. Взятие этих пунктов отодвинуло фронт от реки, столь необходимый РККА плацдарм был завоеван. Именно с него 19 ноября 1942 года советские войска перешли в генеральное наступление, которое привело к полному разгрому Сталинградской группировки немецких войск. 
…После разгрома врага на Волге, в конце февраля 1943 года, бывшая 76-я, а к тому времени  51-я гвардейская дивизия, совершая по железной дороге форсированный марш от Сталинграда к Ельцу, вновь оказалась на станции Таловая. Вот только очевидцев июльских событий в ее эшелонах практически не было. Начиная с октября 42-го, состав подразделения сменился почти на 70 процентов. Тех же, кто отступал под ее знаменем из-под Харькова, после сталинградского ада почти не осталось. Это была уже другая дивизия, другая армия. И только война была одна. Одна и для этих вчерашних новобранцев, которым через четыре с небольшим месяца предстояло оказаться на направлении главного удара врага на южном фасе Курского выступа, и для тех ребят, которые навсегда остались в таловской земле. Война, в истории которой еще так много белых пятен… 
            В. Вдовенко.

343

Re: 2-я Мировая война

Спасибо первачек !  Форумчане обратите внимание :- июль 42 (уже год как война полыхает) а в полку на 933 человека 383 винтовки и 75 автоматов,а остальные видать - ..."   добудите в бою"...июль это начало движения немцев к Сталинграду,

Я за свободные джунгли!..

Re: 2-я Мировая война

[CHUZHBINA]

Потрясающая запись немецкой пропаганды времён ВОВ. Идёт 1944 год, немцы уже проигрывают, а сводка повествует (на русском языке!) о мирной жизни на окраинах Европы «Нового Порядка» - во Франции, Болгарии, Моравии (Праге), Польше и успехах (!) на восточном фронте.

https://t.me/chuzhbina

LiveJournal Russian Om

Re: 2-я Мировая война

По-моему, описывается декабрь 1943-го. А чему вы так удивились? Нацистская пропаганда в принципе была рассчитана на людей определённого интеллектуального и морального уровня, слабо способных к критическому восприятию информации... Кстати, если бы вы поменьше увлекались всякой геббельсовщиной, а взялись наконец за школьные учебники, то быстро выяснили бы - Прага не в Моравии wink

Кто жил в Борисоглебске, тот в цирке не смеётся

Re: 2-я Мировая война

Немецкий унтер-офицер рисует портреты двух красноармейцев на границе СССР и Германии. Весна 1940 г.

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_jUjGLfa21.jpeg

LiveJournal Russian Om