Тема: Хопёрские казаки

Хопёрские казаки

Хопёрские казаки (иногда — «верховские», «чиги»)́ — казаки Хопёрского казачьего войска (ХКВ) и их потомки, населявшие бассейн реки Хопёр. Казачье присутствие в данном регионе является непрерывным с весьма давних (по всей видимости, с античных) времён вплоть до настоящего времени[1].

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_cNj9FhmEkc.jpeg


Под именем брадасов

В средние века местное население Хопёрского бассейна состояло, главным образом, из бродников — одного из казачьих племён[2]. В персидском географическом трактате X века «Гудуд-аль-Алэм» местные бродники именуются брадасами… В соседстве и вперемешку с бродниками издавна жили чиги (зихи)[3] и мещеряки[4].

Под именем червлёноярцев

Первые письменные источники о хопёрских казаках, где фигурирует именно слово «казак»[5], относятся ко временам Золотой Орды, когда в актах Московского княжества упоминаются христиане Сарской и Подонской епархии в пределах Червлёного Яра живущие: «по Великую Ворону возле Хопор, до Дону по караулам» — «народ христианский воинска чина живущий, зовомии Козаци». В т. н. Комиссионном списке I Новгородской летописи (XIV век) упоминается город Урюпеск, «в верхь Дону». Имелся же в виду город Урюпинск (станица Урюпинская[6]) на Хопре. В летописном «Списке русских городов дальних и ближних» Урюпеск фигурирует как пограничная крепость Великого Рязанского княжества. Возможно, хопёрские казаки были в то время вассалами рязанских князей... В середине XIV века возник спор между Сарайским и Рязанским епископами о том, кому в церковно-административном отношении подчинены христиане Червлёного Яра? По этому поводу митрополит Феогност послал в 1353 году[7] на Червлёный Яр грамоту, которая начиналась словами:

Благословение Феогноста митрополита Всея Руси к детем моим к баскаком, к сотником и к попом и ко всем христианом Червленого Яра и ко всем городом на Великую Ворону...

В 1354 году левая сторона Верхнего Дона отошла в ведение Рязанского епископа — и уже в грамоте Святителя Алексия, Митрополита всея Руси, 1360 года послано было благословение

ко всем христианам, обретающимся в пределах Черленого Яру и по Кораллу возле Хопор и Дону.    

Есть основания полагать, что Червлёный Яр тех времён являлся несуверенным казачьим государством (вассалом Рязанского княжества или Золотой Орды), так как в нём присутствовала система станиц и караулов, а также было собственное устойчивое название, система управления и военная организация[8]. С падением же Монголо-татарского ига и усилением Москвы на счёт Рязани, на Хопре усиливается влияние Московских великих князей…



Википедия

LiveJournal Russian Om

Re: Хопёрские казаки

Как вам не стыдно постить такую ахинею? К тому же её уже выкладывали на форуме. И, по-моему, неоднократно sad
Кстати, ещё более упоротый форумчанин С.К. давеча доказывал, что вы и все прочие бэбские "казаки" вовсе не "казаки", а фраера, косящие под блатных просто мужики (как я понял, страшное оскорбление для любого ряженого).

Кто жил в Борисоглебске, тот в цирке не смеётся

3

Re: Хопёрские казаки

Мещеряков пишет:

Казачье присутствие в данном регионе является непрерывным с весьма давних (по всей видимости, с античных)

?? Вообще в восторге ! Это что-ж ,получается Хопёрские казаки потомки хазар ?...Ну-ну тогда ясненько почему намедни выкладывалось видео с нетленкой " Когда еврейское казачество восстало..."   кровь возвала ....?

Я за свободные джунгли!..

4

Re: Хопёрские казаки

А я слышал что "казак" это сословие. И как представители сословия могут быть потомками какого-то племени - ума не приложу

5

Re: Хопёрские казаки

Roman пишет:

А я слышал что "казак" это сословие. И как представители сословия могут быть потомками какого-то племени - ума не приложу

Сословия в XIX веке: их права, привилегии и обязанности

Источник: http://histerl.ru/kratkie_kurs/konspekt … slovia.htm

Права и привилегии. Казаки имели право владеть землей, освобождались от выплаты податей.

Обязанности.Казаки обязаны были нести военную службу (срочную и в запасе) с собственным снаряжением.


Roman не понимаете как это владеть землёй и не платить податей?
Или как нести военную службу с собственным снаряжением?
И ,что это может распространятся на целый народ.
Тоже не понимаете?

Re: Хопёрские казаки

АХАХА! Заметьте, что первым идентифицировал Костика ещё вдобавок и как "казака"  именно я smile

Кто жил в Борисоглебске, тот в цирке не смеётся

7

Re: Хопёрские казаки

Костик пишет:

Roman не понимаете как это владеть землёй и не платить податей?
Или как нести военную службу с собственным снаряжением?
И ,что это может распространятся на целый народ.

"Дорогой друг", пожалуйста, читайте все слова а не через одно. Чего я не понимаю - я четко написал

Сословие это группа лиц выделенная по профессиональному признаку: духовенство, крестьяне, служивые или по проживаю: городское сословие.
Городское сословие, к примеру, тоже делилось на мещан, рабочих людей и т.д.

В России, насколько я знаю, не существовало сословного деления по национальному признаку или по тому от каких племен произошли предки.

Если знаете такой пример - приведите.

Только не надо говорить о казачьем сословии. Оно сформировалось из маргиналов вроде беглых крестьян, полубандитов и прочей шпаны. И, хотя позже они были очень полезны - вести родословную казачества от каких-то определенных племен  - безосновательно

8

Re: Хопёрские казаки

Roman пишет:

В России, насколько я знаю, не существовало сословного деления по национальному признаку или по тому от каких племен произошли предки.

Если знаете такой пример - приведите.


...в мае 1918 года в Новочеркасске было провозглашено создание Всевеликого Войска Донского — государственного образования, временно (до восстановления легитимной российской власти) независимого. Верховная исполнительная власть передавалась выборному атаману, законодательно-совещательные функции оставались за Кругом. Флагом Всевеликого Войска Донского стало трёхцветное полотнище с горизонтальными полосами: синей, жёлтой и красной, которые символизировали единство трёх народов Дона: казаков, калмыков и русских.

9

Re: Хопёрские казаки

Roman пишет:

Только не надо говорить о казачьем сословии. Оно сформировалось из маргиналов вроде беглых крестьян, полубандитов и прочей шпаны. И, хотя позже они были очень полезны - вести родословную казачества от каких-то определенных племен  - безосновательно

Отличительные черты казачества как сословия де-факто в Российской империи

    особый порядок отбывания воинской повинности;
    освобождение от подушной подати;
    освобождение от рекрутской повинности;
    освобождение от государственного земского сбора;
    право беспошлинной торговли в пределах войсковых территорий;
    особые права на пользование государственными землями и разными другими угодьями, как то: рыбной ловлей, добыванием соли и тому подобное.

В видах развития торговли и промышленности почти во всех казачьих во́йсках были учреждены торговые общества казаков, так как купцы были ограничены в правах торговли в сельской местности, этим также отчасти устранялась необходимость перехода значительного числа казаков в купеческое сословие — купцов из-за их разъездов было трудно мобилизовывать.

Казаки были освобождены от налогов в пользу Российской империи,
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0 … 0%BA%D0%B8

Roman очень крутые полубандиты и шпана которые даже налоги не платили.
Вы поосторожней.

Re: Хопёрские казаки

дядя Серёжа пишет:

Как вам не стыдно постить такую ахинею?

Откуда мне знать, что это ахинея? В Википедии просто так не будет висеть же, народ пишет, читает, правит.

Вам мне что ли верить, анонимному историку и специалисту во всех науках?

LiveJournal Russian Om

11

Re: Хопёрские казаки

Костик пишет:

Отличительные черты казачества как сословия де-факто в Российской империи
    особый порядок отбывания воинской повинности;

И в этом списке нет происхождения. О чем я и говорил. Выводить свое происхождение от каких-либо племен могут только "казаки" не знающие своей истории.

Костик пишет:

Roman очень крутые полубандиты и шпана которые даже налоги не платили.
Вы поосторожней.

Не налоги а подати. smile
Льготы эти им были дарованы не "крутизну", а за то что числились на военной службе.
Что касается сброда и полубандитов то они ими немного ранее, лет на 200-300 smile Вы зря рефликсируете, путь от бандита/наемника начинает большинство именитых родов Европы и России

PS И не надо меня пугать smile

12

Re: Хопёрские казаки

Roman пишет:

Льготы эти им были дарованы не "крутизну", а за то что числились на военной службе.

Да что Вы говорите.
Солдатские рекруты тоже числились на военной службе.
За военную службу в Русской Армии давали звания,а так же дворянство которое и было льготами.

13

Re: Хопёрские казаки

Хм-м-м-м-м...прошу прощения что вмешиваюсь в ваш спор Костик и Roman ...а куда хазары то делись?

Я за свободные джунгли!..

Re: Хопёрские казаки

Мещеряков пишет:

Вам мне что ли верить, анонимному историку и специалисту во всех науках?

"Казак" должен знать всегда, как никто другой, что верить в наше время нельзя никому. Порой даже самому себе. Мне - можно! smile

Кто жил в Борисоглебске, тот в цирке не смеётся

15

Re: Хопёрские казаки

Костик пишет:

Да что Вы говорите.

То, что вы не слышите, судя по вашим ответам. Как написанное вами опровергает тот факт, что казаки были освобождены от податей за военную службу?
То, что рекруты служили и в армии звания давали не означает, что казаков не могли освободить от выплат. Это вообще разные темы.
Кстати, вспомните в чем разница между рекрутами и казаками. А то вы их так лихо приравняли.

16

Re: Хопёрские казаки

dima1 пишет:

.а куда хазары то делись?

Потерялись wink Примерно когда укры черное море выкапывали - у нас хазары козаков плодили

17

Re: Хопёрские казаки

Roman пишет:
dima1 пишет:

.а куда хазары то делись?

Потерялись wink Примерно когда укры черное море выкапывали - у нас хазары козаков плодили

!!! А-а-а-а-а-а !! Так вот значит как !  таки выходит что Хопёрские казаки и есть потерянное колено .....

Я за свободные джунгли!..

Re: Хопёрские казаки

dima1 пишет:
Roman пишет:
dima1 пишет:

.а куда хазары то делись?

Потерялись wink Примерно когда укры черное море выкапывали - у нас хазары козаков плодили

!!! А-а-а-а-а-а !! Так вот значит как !  таки выходит что Хопёрские казаки и есть потерянное колено .....

Ну, вот же, древо казачье:


https://ic.pics.livejournal.com/awrus7/35373874/15221/15221_original.jpg

Рассмотреть в деталях ...

LiveJournal Russian Om

Re: Хопёрские казаки

"Древо" - увы, очередное антиисторическое фуфло для двоечников sad

Кто жил в Борисоглебске, тот в цирке не смеётся

Re: Хопёрские казаки

дядя Серёжа пишет:

"Древо" - увы, очередное антиисторическое фуфло для двоечников sad

Ну, вам то, повторюсь, верить тоже нельзя. Закадровый голос форума )

На веру ничего не принимаю, но версия интересная, а картинка красивая smile

LiveJournal Russian Om

21

Re: Хопёрские казаки

А-а-а-а-а...!(опять в восторге )  Я же говорил что казакам без хазар никуда....

Я за свободные джунгли!..

Re: Хопёрские казаки

Ну, баллада про античных казаков на Хопре даже у фаната Рен-ТВ должна, мне кажется, вызвать некоторые сомнения. По Хопру в античную эпоху кочевали скифы и сарматы, ираноязычные племена. Но какое отношение они могли иметь к казакам? Никакого, естественно. Первая двойка!

Ираноязычных погнали гунны, поломонголы-полутюрки, за ними прошлись по Прихопёрью уже чистые тюрки – авары, хазары, печенеги и прочие булгары. Но всех их автор статьи почему-то пропускает и в предки к казакам не берёт. Думаю, просто в силу невежества и не подозревает об их существовании. Вторая двойка!

Затем википедор приплетает к хопёрским казакам неких бродников. От последних, собственно, не осталось никаких следов. То ли русские, то ли цыгане… Происхождение термина понятно: бродяга, бомж. Вот только упоминаются они только до 13 века и только в местностях типа Молдавии или побережья Азовского моря. Измена их главаря Плоскини (нарушил клятву на кресте, так-то) и антирусская деятельность современных казакствующих сепаратистов наводит на определённые мысли. Но на Хопре никаких бомжей не упоминается вообще. Третья двойка!
Далее автор охреневает окончательно и приплетает к хопёрскому казачеству  зигов (видимо, подразумевая предков черкесов с Черноморского побережья) и мещеряков (мордовское племя с реки Оки). То, что оба племени упоминаются с разницей в 1000-1500 лет и обитали они, скажем мягко, не близко друг от друга, википедора нисколько не смущает. Четвёртая двойка!
«В т. н. Комиссионном списке I Новгородской летописи (XIV век) упоминается город Урюпеск, «в верхь Дону». Имелся же в виду город Урюпинск (станица Урюпинская[6]) на Хопре» - нагло брешет автор.  Увы, Урюпеск находился именно в верховьях Дона в нынешних Тульской или Липецкой областях. А станица Урюпинская начинает упоминаться только с 17 века. И то не совсем нынешняя. (Поскольку данный пассаж слово в слово повторяется в статье Википедии «Урюпинск», автор, предположительно, один – какой-то местный «атаман»). Пятая двойка!
Ну, на этом месте, думаю, автора уже можно выкинуть на мороз, сунув на прощание учебник истории в зубы. Кстати, даже г-н Мещеряков постеснялся выкладывать из Википедии (это, кстати, ничуть не авторитетный источник, как тут некоторые думают) самые смачные фрагменты. Например, что Борисоглебск основан в 1709 (!) году на месте (!!) Станичной слободы. Или что все (!!!) хопёрские казаки к 1782 году покинули Хопёр и очутились на Кавказе. Как говорится, упссс! А откуда же тогда бэбское казачество взялось? То ли хопёрские кзааки дезертировали и нелегально возвращались в любимый Борисоглебск

Кто жил в Борисоглебске, тот в цирке не смеётся

Re: Хопёрские казаки

Донской историк, досоветский, Ефграф Петрович Савельев писал историю казачества, делал свои выводы, отличающиеся от ныне принятых:

В своей „Истории казачества”, древней и средней, изданной в 1915-16 г., в шести выпусках, только в одной тысяче экземпляров, в настоящее время уже разошедшейся, я на основании исторических, археологических, лингвистических, антропологических и других исследований в достаточной степени доказал, что казачество, в том числе и донское, происхождения чрезвычайно древнего и время исторического его существования измеряется не одной тысячью лет. О том свидетельствуют древние письменные памятники и барельефы Карабеля, Ибсам-була, Фив, скалы р. Оронта (в Сирии) и Эйюка (в Малой Азии) и древние этрусские письмена на камнях, а также раскопки Трои и на о. Крите. Камни эти мощно вопиют о глубокой древности этого великого народа, каким явилось на историческое поприще казачество.

Е. П. Савельев

https://2.bp.blogspot.com/-1eR2FyqS9uM/WH_U6-rufaI/AAAAAAAAAGk/NaL1K0BdIy00qhestX3zlHYPgptgH8VaACLcB/s1600/%25D0%25A1%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25B5%25D0%25B2%2B%25D0%25A1%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25BD%2B%25D0%25BE%25D0%25B1%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B6%25D0%25BA%25D0%25B8.jpg

Оглавление

Биография.  ……………………………………………………………..……….…..  5
Вместо предисловия (как нужно писать историю). ….………………...…………. 5
Часть I. Предки казачества.  ……………………….……………….……..………. 13
Глава I ………………………………………………………………………………. 13
Взгляд историков на происхождение казаков. ………………..……….. 13
Глава II …………………………………………………...………………………… 23
Краткий обзор современных народов Северного Кавказа. …………… 23
Глава III ………………………………………………………..…………………… 37
Черкесия и её прошлое. ………………………………………………….. 37
Глава IV …………………………………………………..………………………… 48
Кто были скифы-сарматы? ………………………………………………. 48
Глава V ……………………………………………………………...……………… 69
Черкасия, Чигия, Алания и Казакия. …………………………………… 69
Глава VI ……………………………………………………………………………. 82
Геты – Руссы. …………………………………………………………….. 82
Глава VII …………………………………………………………………..……… 125
Амазонки. ……………………………………………………………….. 125
Глава VIII ………………………………………………………………………… 133
Гунны и Хазары. …………………………………….………………….. 133
Глава IX …………………………………………………………………………… 142
Христианство в Приазовье и древнерусская письменность. ………… 142


Глава X …………………………………………………………………...…………. 153
Хазары-беловежцы и переселение их на Днепр. ……………..………… 153
Глава XI …………………………………………………………………..………… 174
Татарское нашествие. .................................................................................. 174

Часть II. Розыскание о начале русского казачества. ……..………………..…….. 198
Глава I ……………………………………………………...……………..………… 198
Казаки запорожские, северские, рязанские и др. ……….…..………….. 198
Глава II …………………………………………………………...…….….….…….. 230
Движение казачества на Дон. ……………………….…….….….………. 230
Донские казаки служат грозному царю. ……………………………….…..……... 251
Глава III ……………………………………………………………………...……… 251
Казаки Терские и Гребенские. Атаман Ермак. ………………..….…….. 251
Глава IV …………………………………………………………….…….………… 276
Новгородские повольники на Дону. ………………….…………..…….. 276
Глава V ………………………………………………………………………...……. 305
Общий вывод. ……………………………………………………..……… 305
Глава VII ……………………………………………………………………..….….. 314
Отношение Дона к Москве при царе Михаиле Фёдоровиче. …..….….. 314
Глава VIII ……………………………………………………….……………..…… 319
Разрыв с Москвой. Убийство казаками посла Карамышева. Требование от казаков присяги. …………………………………..……………………….……..… 319
Глава IX ………………………………………………………………………..…… 325
Взятие казаками Азова и «Азовское сиденье». ……………………….... 325


Глава X ………………………………………………………………………...……. 343
Казаки помогают России в войне с Крымом и Польшей. ……...……… 343
Глава XI ……………………………………………………………………..……… 347
Степан Разин и его эпоха. ………………………………………..……… 347


Часть III. Дон служит русским царям. ……………………………………..…….. 362
Глава I ……………………………………………………...…………………..…… 362
Присяга казаков на верность службы царю. ……………………..…….. 362
Глава II …………………………………………………………...…………..…….. 364
Последние вспышки разинцев на Волге. ………………………….…… 364
Глава III ………………………………………………………………………..…… 366
Общественный   и   военный   строй,   быт   и   нравы   казаков   в   конце  XVII в .…………………………………………………………………….………… 366
Глава IV ………………………………………………………………………..…… 378
Беглые крестьяне и старообрядцы на Дону. ……………….………..….. 378
Глава V ………………………………………………………………………...……. 389
Участие казаков в азовских  походах  Петра I-го. ……………………… 389
Глава VI …………………………………………………...…………………..……. 395
Булавинский бунт. …………………………………………………...…… 395
Глава VII ………………………………………………………………………..…... 408
Реформы Петра I-го в управлении войском Донским. ………………… 408
Глава VIII ……………………………………………………….………………..… 418
Атаманы Данила и Степан Ефремовы. ………….………………..…….. 418
Глава IX ………………………………………………………………………..…… 426
Пугачёвский бунт. …………………….…………………………..……… 426

Глава X ……………………………………………………………………...………. 428
Атаман Алексей Иванович Иловайский. 1775-1798 г. …………..……. 428
Глава XI ……………………………………………………………………..……… 433
Атаман Василий Петрович Орлов. 1796-1801 г. «Оренбургский» поход казаков. ………………………………………………………………………..……. 433
Альтернативный взгляд советского историка. …………………………..……… 443
Оглавление. ………………………………………………………….…………..…. 453

LiveJournal Russian Om

Re: Хопёрские казаки

дядя Серёжа пишет:

Ираноязычных погнали гунны, поломонголы-полутюрки, за ними прошлись по Прихопёрью уже чистые тюрки – авары, хазары, печенеги и прочие булгары. Но всех их автор статьи почему-то пропускает и в предки к казакам не берёт. Думаю, просто в силу невежества и не подозревает об их существовании. Вторая двойка!

Всё это советская история - здесь недосказали, это упустили, а тут наврали из-за интернационального взгляды или коммунистических воззрений.

У нас же была вечная борьба с царизмом прлетариата и крестьянства, как такая правдивая история? А сейчас мутины и мутинцы мутян новейшию историю - врут уже завтра, а не через 100 лет.

LiveJournal Russian Om

25

Re: Хопёрские казаки

Олег, история это наука. А наука оперирует фактами и доказательствами. В частности в исторической науке принято делать выводы из анализа литературных источников, данных раскопок и подобной технологии. И это именно технология. Работа с историческими документами требует не меньших навыков чем разработка микропроцессоров или проектирование зданий.
В частности при работе с литературными источниками учитывают их достоверность, сравнивают данные множества источников, используют лингвистический анализ.
Этому нужно учится, и долго.
Поищи в интернете есть лекции О.В. Двуреченского о Донском побоище. Там видно как работают историки. В частности он как то говорил, что для того чтобы найти точное место им пришлось объединить усилия с специалистами по древней растительности.
Но почему-то у нас принято считать, что любой персонаж с тремя классами школы за спиной может сходу намутить что-то такое, чего еще на нашли специалисты.
Раз уж мы тут на википедию ссылаемся то

Евграф Петрович Савельев
историк-самоучка, специалист по донскому казачеству, народный учитель, поэт, журналист.
Образование получил в Константиновском приходском училище и в 1-м Донском окружном училище (1872—1874). Затем учился в Новочеркасской учительской семинарии (1874—1879).

Уровень образования уже просматривается. Ни разу не специалист в истории.

С 1880 по 1894 год служил приходским учителем в 2-м и 1-м Донских округах. С 1895 по 1911 год — делопроизводителем Областного Правления Войска Донского, был уволен в отставку по болезни в чине надворного советника.
В конце 1911 года Евграф Петрович Савельев был призван к ответственности по делу донских литераторов и в 1912 году осуждён в связи с изданием второго выпуска «Донского литературного сборника».

Как видишь и при "благословенном правлении императора" его труды не оценили. Можешь ознакомится с приговором тут http://passion-don.org/writer/dov-1911-245.html
Там видно что господа осуждены за

  • поношение Св. Таинства брака, называемого автором „гнусным языческим культом, с его ненужной обрядностью и лицемерным выкрикиванием причитаниями”

  • ложные о деятельности войск сведения, возбуждающие враждебное к ним отношение

  • ложные и возбуждающие неприязненное отношение сведения о деятельности Правительства и его органов, и суждения, вызывающие вражду между коренными жителями Донской области казаками и иногородним пришлым элементом

Скажи, почему ты доверяешь этому человеку. В его книге приведены факты с ссылками на источники, достоверность которых доказана автором или другими авторами? В тех статьх Савельева, что я нашел в Интернете никаких доказательств нет - только голословные утверждения.
Его труды не признаются никем из сколько-либо значимых историков.
А наука, к сожалению болтунов, так не работает.