Тема: Борисоглебский драматический театр
Новые краски актёрской палитры
Афиша премьерного спектакля
Воронежские критики обсудили спектакли Борисоглебского драматического театра имени Н.Г.Чернышевского
Как раз накануне нашего визита на его здании появилась новая мемориальная доска. Установлена она в честь Почётного гражданина Борисоглебска, Заслуженного работника культуры РФ Владимира Мальшина. С 1974 по 2011 год он был директором театра. Театром жил, здесь и умер.
Поводом для этого события стал Международный день театра – как и для состоявшегося вечером бенефиса главного режиссёра и ведущей актрисы труппы Анны Бондаренко. Пьеса была подобрана как нельзя более подходящая – классические «Без вины виноватые» А.Н.Островского. Поставил спектакль режиссёр и актёр Максим Потапов, который ещё и блеснул на сцене в одной из ролей.
Виталий ЧЕРНИКОВ
г.Борисоглебск
Показанные в тот вечер в первый раз «Без вины виноватые», конечно, ещё не обрели окончательную форму; конечно, интересно, каким станет спектакль после трёх-четырёх показов. Пока же напомню, что к творчеству великого русского драматурга театр имени Н.Г.Чернышевского обращался на протяжении всей своей истории. Островского ставили здесь и в 1938-м, и в 1953-м, и в 1993-м. История известной актрисы Кручининой, которая приезжает на гастроли в провинцию, где прошла её юность и где её настигает прошлое, актуальна и в 2013 году. Для провинциального театра, наверное, даже вдвойне. Легко вообразить, что действие пьесы происходит именно в купеческом Борисоглебске.
Современный быт провинциальных артистов, кстати, борисоглебцы пару лет назад показали в «Курице» по пьесе Николая Коляды. Страсти людей века девятнадцатого выглядят, конечно, более «возвышенными»… Хотя Островский этому, наверное, удивился бы.
На другой день гостям предстояло увидеть ещё три спектакля: «Мэри Поппинс», «До свидания, овраг!», «Миссис Пайпер ведёт следствие».
Труппа невелика, и почти для каждого артиста нашлась роль во всех постановках. Конечно, работать в таком режиме непросто, но, с другой стороны, это серьёзная школа перевоплощения. Хочешь не хочешь, а постоянно нужно менять амплуа: сегодня ты герой-любовник, завтра – комический старик. В первую очередь это касается, разумеется, молодых актёров.
По большей части, это ученики Анны Бондаренко, выпускники театральной студии. Начинали они с участия в массовке. Теперь Максим Кудрявцев – ведущий актёр; сегодня он играет в спектакле «Без вины виноватые» Незнамова, чтобы следующим вечером стать пожилым, вечно простуженным инспектором Бакстером в ироническом детективе про чересчур любопытную сотрудницу офиса миссис Пайпер.
Павел Алейников и Павел Бельков начинали с ролей комических, но теперь в их актёрской палитре заметны новые краски: в мрачноватой сказке про обречённую на исчезновение стаю бродячих собак «До свидания, овраг!» Алейников очень органичен, играя её вожака Чёрного, Бельков в «Миссис Пайпер» убедительно показывает превращение ироничного обаятельного клерка в злобного завистливого убийцу.
Но и маститые артисты от молодёжи не отстают. Гости из Воронежа особо отметили Татьяну Гущину, которая утром поразила их в роли Мэри Поппинс, а вечером рассмешила в образе миссис Пайпер. Причём в обоих случаях ей пришлось конкурировать с классическими, можно сказать, образами из телевизора: из отечественных актёров в Мэри Поппинс перевоплощалась Наталья Андрейченко, сюжет же второй постановки знаком нам по кинокомедии «Ищите женщину»: в этом случае Гущиной пришлось конкурировать с Софико Чиаурели (а Кудрявцеву – с Леонидом Куравлёвым; в обоих случаях влияния артисты избежали).
Со стороны сегодняшний состав борисоглебского театра кажется если не семьёй, то чем-то вроде коммуны. Режиссёр Максим Потапов ставит бенефисный спектакль для Анны Бондаренко, а затем выходит в её спектакле как актёр. Азат Марабян значится в программке потаповской постановки «До свидания, овраг!» не только как исполнитель одной из ключевых ролей, но и как композитор.
Помню, в интервью, которое давал мне, он признался, как странно было в одном из спектаклей танцевать под собственную музыку. А Максим Кудрявцев ещё и исполняет обязанности помощника режиссёра. А Дарья Абоимова (кстати, любимая жена Потапова) не только сыграла в драме А.Н.Островского обаятельную стервочку Нину Павловну Коринкину, но и сочиняла аннотации ко всем спектаклям сезона как заведующая литчастью.
Конечно, нынешняя атмосфера в стенах старого театра – прежде всего результат работы тандема директора Натальи Авдеевой и главного режиссёра Анны Бондаренко. Здесь по-прежнему жив дух Владимира Мальшина, но в то же время и случилось уже немало важных и обнадёживающих изменений.
После спектакля мы просидели в кабинете Натальи Геннадьевны часа три. Спорили о литературе и методах её преподавания в современной школе, слушали рассказ директора о том, каким должен стать театр в скором времени. И речь, конечно, шла не только о новом облике фойе или ремонте в бухгалтерии.
Впереди – новые спектакли, новые гастроли… А там, глядишь, и новыми талантами труппа пополнится.
Источник: газета «Коммуна» № 48 (26070), 06.04.2013г.