Viperson.ru, 16.06.2017, Корчагин Юрий Александрович
Экономика Воронежской области в ХХI веке
Уровень развития региона или страны определяется качеством жизни населения, включая состояние дорог и инфраструктуры. В Воронежской области - очень плохие дороги. Воронеж в 2017 году получил статус города с самыми плохими дорогами в ЦФО. Инфраструктура областного центра представляет жалкое зрелище за исключений 2-3-х показушных центральных улиц. На окраинах особо плохо. Даже ямочный ремонт не делается. Раньше хотя бы это делалось ежегодно ко Дню Победы. ("ОНФ назвал воронежские дороги худшими в Центральной России")
Воронежская область, наряду с Белгородской и Калужской областями, относится к регионам с устойчивым трендом роста экономики. И со средним уровнем развития экономики (35 место по ВРП на душу населения), со средними уровнями качества жизни населения и коррупции.
В соседней Белгородской области качество жизни населения заметно выше, а дороги и инфраструктура гораздо лучше. Губернатор там местный, работает давно и качественно для своих близких, друзей детства и всего населения области.
Особенно разбиты дороги в Воронеже. Связано это с тем, что бюджет Воронежа из года в год урезается, и выживает миллионный город лишь на поспешных неплановых «подачках» в течение года. Годовое планирование с их учетом невозможно осуществлять, и ими затыкают текущие дыры. На 2017 год Воронежу оставили всего лишь 10% налогов с его территории - минимум за все времена его существования. При этом любой мэр Воронежа остается крайним и без вины виноватым. Без денег даже гений не способен надлежаще содержать хозяйство миллионного города.
Воронежская область - самый крупный субъект РФ в ЦФО по численности населения, за исключением Московской области и Москвы. В обеспечение продовольственной безопасности страны область играет весьма заметную роль. Сельское хозяйство с переходом к рыночной экономике области успешно растет и развивается, поддерживая рост пищевой промышленности.
В 2000-2008 годах средний индекс физического объема ВРП Воронежской области (период губернаторства Владимира Кулакова) составил 106,4%, в период губернаторства Алексея Гордеева в 2010-2015 годах - 105,1%. У Белгородской области, для сравнения, в 2010-2015 годах этот средний индекс составил 105,9%.
Из сравнения этих показателей следует, что при губернаторе Владимире Кулакове средний годовой рост экономики (ВРП) был заметно выше (средний ежегодный прирост 6,4%), нежели при губернаторе Алексее Гордееве (средний ежегодный прирост 5,1%). А экономика соседней Белгородской области росла быстрее Воронежской.
И надо отметить, что свобода слова при губернаторе Владимире Кулакове была много выше, чем нынешняя.
Эти сравнения полезны с точки зрения оценки истинных достижений Воронежской области. Индексы роста ВРП и реального качества жизни, включая инфраструктуру и среднюю зарплату - главные показатели интегральных достижений. А качество жизни населения в регионе почти не повышается.
Вместе с тем находятся рейтингопроизводители, у которых область выведена в группу лидеров по качеству жизни и находится на 7 месте в 2016 году.
(РИА-Новости: "Рейтинг российских регионов по качеству жизни-2016")
Откуда же такие успехи у экономически средней области по ВРП на душу населения и по средним доходам населения (зарплате)? Методики расчетов недостоверны или руководители области слишком ретиво заботятся о своем имидже? Дороги хуже всех в ЦФО даже в областном центре, а по качеству жизни Воронежская область в лидерах?
В Воронежской области все посредственное - финансирование образования, здравоохранения, инфраструктуры, очереди в поликлиниках, плохие дороги, необустроенные пригороды, неважные места отдыха, очень плохая ситуация с наркоманами, слабо растут новые обрабатывающие производства, за исключением пищевой промышленности, почти исчезли независимые от власти СМИ и другие зачатки демократии и т. д.
Или может в большинстве других субъектов РФ ситуация еще хуже воронежской? Вряд ли, просто авторы рейтинга придали слишком большой удельный вес второстепенным факторам и показателям, а не ключевым, главным показателям. Таким как ВРП на душу населения, средние доходы населения и уровень развития инфраструктуры.
Город Воронеж, судя по темпам его развития, не получит современных дорог даже в ближайшие полвека. К сожалению, мы плохо перенимаем опыт передовых стран мира и не учимся у них. Зайдите в Интернет и посмотрите города Китая, Сингапура, Японии, любой европейской страны. И сравните с Воронежем. Или сравните эстонскую Нарву и российский Ивангород, которые были в СССР одним городом, а теперь разделены рекой. Небо и земля по ухоженности и чистоплотности (читайте здесь https://t.me/varlamov/1896). Учиться нам надо жить культурно и чистоплотно хотя бы у соседей. Окрестности Воронежа, Ивангорода и других городов по-прежнему замусорены.
Воронежская экономика вышла на траекторию сравнительно стабильного роста экономики (ВРП) в начале XXI века и росла сравнительно высокими темпами до введения международных санкций и наступившей стагнации экономики России.
Повышенные темпы роста ВРП Воронежской области по сравнению со среднероссийскими обусловлены долгосрочными факторами, слабо зависящими от воли и усилий губернаторов и других уровней власти. В их число входит опережающий рост объемов промышленного производства предприятий ОПК, электроэнергии (за счет НАЭС), сельского хозяйства и пищевой промышленности. Росту выпусков продукции последней способствовали и международные санкции, заметно «зачистившие» внутренний рынок от зарубежной продукции.
«Дополнительный» вклад в повышение показателей роста экономики области внесли методические изменения их расчетов Росстатом в сторону увеличения. Согласно доклада Сергея Миронова, для того, чтобы создать видимость хотя бы сохранения уровня жизни и исполнения заданий из Указов Президента Владимира Путина Росстат и Правительство изменили методики расчетов основных исходных показателей типа минимальная потребительская корзина, прожиточный минимум и т.д.
Сергей Миронов заявил по этому поводу: «Правительство, очевидно, понимая, что по факту достигнуть обозначенных целей не получается, решило изменить систему расчета важнейших показателей. Это и замена расчета средней зарплаты на расчёт "среднемесячного дохода от трудовой деятельности на субъект Российской Федерации", и изменение методики расчёта минимальной потребительской корзины, и иные аналогичные ухищрения. В результате - хорошо стало жить на бумаге. А реальная жизнь большинства граждан нашей страны далека от отчётной». ("Выступление Сергея Миронова на совместном заседании Госсовета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития страны")
Денег у Воронежа нет даже на примитивный ямочный ремонт улиц. А не то, чтобы на асфальтирование грунтовых. Почти все налоговые поступления с территории Воронежа уходят в областной и федеральный бюджеты. А обратно подкидывают иногда крохи на ремонт избранных улиц.
Нынешние губернаторы и высшие московские чиновники, по существу, продолжают разрушать инфраструктуру городов России, включая Воронеж, путем снижения их бюджетов. Оставляют городам лишь 10-15% налогов, собираемых с их территорий. А именно в городах живет основная доля населения страны, в городах воспроизводится национальный человеческий капитал.
Нынешние «успехи» Воронежской области на фоне общего российского кризиса носят прозаический характер: выросли государственные затраты на ОПК, продолжают оставаться на плаву из-за роста спроса в условиях санкций с/х и пищевая промышленность. Но перспективных заделов в ведущей обрабатывающей промышленности в части производства мирной конкурентоспособной высокотехнологической продукции почти нет. К тому же, инфраструктура Воронежа в очень плохом состоянии. А по наркомании Воронеж в ЦФО - лидер. Поэтому инвестиционная привлекательность Воронежа низкая и ожидать ее скорого улучшения пока не приходиться. Не смотря на то, что областью руководит академик РАН (как и соседними) не эффективна региональная власть, низка конкуренция - мотор развития экономики, разбиты и не построены дороги, подавлены независимые СМИ и, соответственно, конструктивная критика власти. И со снижением инвестиций падает уровень и качество воронежского человеческого капитала. // Читать оригинал статьи.