Re: ЗАГАДКА: Как вы думаете где может находиться храм с такими фресками?
В Диканьке,кузнец Вакула малевал...
Re: ЗАГАДКА: Как вы думаете где может находиться храм с такими фресками?
В Диканьке,кузнец Вакула малевал...
Близко. Географически близко.
Диканька в какой губернии находилась?
Re: ЗАГАДКА: Как вы думаете где может находиться храм с такими фресками?
Полтава?
Re: ЗАГАДКА: Как вы думаете где может находиться храм с такими фресками?
Re: ЗАГАДКА: Как вы думаете где может находиться храм с такими фресками?
Часовня Святой Троицы в Люблине
В 2011 году журнал «National Geographic» включил замковую часовню св.Троицы в Люблине в число семи чудес Польши.
Византийские фрески на готических сводах католического храма. Нет, не православная. И никогда православной не была. Строилась как католическая в первой четверти XIV века. Но расписана была много позже. Польшей тогда правил мудрый король Владислав Ягелло. Люблинский замок был для Ягелло особым местом. 2 февраля 1383 года в Люблине король Ягелло был официально избран королём Польши. Коронация проходила в тогдашней столице, Кракове, но Ягелло всегда выделял Люблин среди других польских городов. И фрески византийские появились в Люблине не просто так.
С 1382 по 1389 Великий Князь Литовский, Владислав Ягелло, был сыном Великого Князя Литовского Ольгерда из династии Гедиминовичей. Женившись на Ядвиге (впоследствии канонизирована), королеве Польши в 1386 году, он стал польским королём и правил до 1434 года. Его мать звалась Иулианией (Ульяной) Александровной, и была она дочерью Тверского князя. Поэтому так близка и понятна стала Владиславу византийская культура, искусство. Благословенный король, победитель Тевтонского ордена на Грюнвальдском поле в 1410 году, основатель польской королевской династии Ягеллонов, до конца дней предпочитал восточную живопись западной. Он и в Вавельском дворце предпочитал лицезреть греческие фрески и приказал расписать одну из королевских часовен Вавеля греческим мастерам. Да и в Гнезно, Сандомеже и Вислице храмы были расписаны на манер восточно-христианских церквей.
Владислав Ягелло или Ягайло, как его ещё называли, к глубокому разочарованию и крайнему удивлению современников не употреблял вина и очень заботился о личной гигиене — регулярно мыл руки и ходил в баню (не иначе, Ульяна Александровна приучила), что уж совсем выходило за рамки повседневного поведения. И прожил 83 года, пережив трех жён, четвёртую оставив вдовой.
Заказывая византийские росписи, Ягелло получил одобрение и поддержку местной знати.
Старейшие городские летописи упоминают, что в 1407 году член городского управления Люблина заплатил девять мер серебра (огромная сумма в то время) за работы в часовне. Известна и дата окончания работ — в день святого Лаврентия, 10 августа 1418 года.
Архитектура часовни достаточно обычна для того времени — двухъярусный храм с квадратным нефом. Неф верхнего яруса перекрыт звёздчатым сводом. Опирается конструкция на восьмигранный столп.
Храмы такой же конструкции сохранились в Польше в Вавеле — в королевской часовне, в замке Мальборк и некоторых других монастырях.
Сын и последователь Владислава Ягелло, Казимир Ягеллон, продолжал политику своего отца, жаловал Люблин привилегиями и даже сделал люблинский замок своей резиденцией, где королевская семья останавливалась вместе со знаменитым польским летописцем Яном Длугошем. (На снимке северная стена нефа со сценами Сретения Господня, Крещения Христа и Воскресения Лазаря)
Тяжёлое время пришлось пережить не только Люблину, но и всей стране с конца XVI века до конца XIX. Но самое ужасное для часовни время наступило в первой четверти XIX века — замок был перестроен в тюрьму. Средневековые византийские фрески были безжалостно закрыты слоем штукатурки и извёстки. Лишь в 1899 году Юзеф Смолинский, люблинский художник, случайно обнаружил фрагмент росписи под слоем штукатурки. Он сделал копию обнаруженной фрески и приложил его к прошению на имя Академии Наук в Кракове. Бумага дошла до Археологической комиссии в Санкт-Петербурге.
Представители столичной комиссии Н.Покровский и П.Покрышкин прибыли в Люблин в 1903 году и решили начать работы по консервации и реставрации. Но последующие события ХХ века застопорили все работы. Тем не менее, в 1923 году слои штукатурки были сняты, стены отмыты от побелки и, даже, были реконструированы фрагменты утраченных росписей.
После Второй Мировой войны реставраторы вновь пришли в часовню, но только для того, чтобы провести консервацию. И лишь в 1997 году работы по восстановлению был завершены полностью.
В росписях часовни, как и повсеместно в византийской иконописи, соблюдена религиозная программа. Вся полихромия подчинена строгому канону — своду правил, как писать Спасителя, Богородицу, того или иного святого или праздник. Канон устанавливал строгую иерархию изображений и их местоположение в храме. Таким образом, на сводах изображалось наиболее важные сцены. На стенах пресбитерия и нефа написаны сцены из жизни Христа.
Византийская программа целиком, без малейших изменений была воплощена в Люблинской часовне даже несмотря на ограничения католической церкви. Ведь службы и обряды, здесь проводившиеся, соответствовали канонам римско-католической церкви. Лишь одна деталь противоречит византийскому канону. На южной стене пресбитерия находится сцена суда Пилата над Христом. Она разделена окном. Понтий Пилат изображён в готической короне!
Заказчик росписей — Владислав Ягелло дважды изображён на стенах часовни — на северной стене пресбитерия и на южной стене нефа.