Тема: "Чапаев" -анекдот или реклама?
Самый популярный фильм советского кино, на мой взгляд, ни "Броненосец Потёмкин", ни "С лёгким паром", а "Чапаев". С первой до последней минуты - для души, ума и сердца.
Что ожидалось от "Страстей по Чапаю?"
Нынешнего прочтения событий.
Нынешнего взгляда на историю.
Нынешнего взгляда на человека вообще, как на физиологический продукт.
Что увидели?
Если все серии стиснуть в одну - то же самое - праздник для ума, души и сердца!
Чапаев - герой! Только ещё более подробный и многоплановый. Абсолютно революционный. Лихой и ЧЕСТНЫЙ. Бабник он был? По нынешним временам такого бы могли напороть! - что мешает? Нет! Показали порядочного мужика. Как настоящий мужик, даже скромнее своих подруг!
Тут возникает вопрос: А не слишком ли приукрашен? Его речь в очень редких случаях опускается до деревенских оборотов, а в отличие от советской версии - даже политграмота его не страдает. Он не блуждает в понятиях "коммунист-большевик". Он сплошь переигрывает Фурманова и Анну! И, если в первом фильме он "академиев-то не кончал...", то здесь вполне грамотно вставляет ума военным "академикам"!
И как быть с массой анекдотов про Василия Ивановича и его друзей, где народная молва отмечает его главную особенность именно противоположного толка? А анекдоты редко врут.
Белые? Им досталось по всей форме! Авторы остались верны идее - ничем не замарать любовь к своему герою! Его враги - в лохматых папахах, как и приевшиеся уже абреки- кавказцы, кровожадные злодеи. Неприязнь к "белым" сохраняется до конца.
Фрунзе? Ну как его не полюбить? Он настоящий строитель армии, психолог, боец! Вот такие и были красные маршалы! Бальзам на раны старых большевиков!
Троцкий? В полном соответствии с советской версией - враг народа, самодур, себялюбец с противной мордой! Такую карикатуру в то время бы и не решились нарисовать!
Татьяна Мальцева? Даже не верится, что только что стрелявшая в "красных" дама, вдруг крепко полюбила пролетариат, и забыв буржуйское прошлое, стала "просвещать" революционных бойцов!
Анна, жена Фурманова? Продукт своей эпохи. При всей правдивости факта - никак не подставили советскую власть. Да, изменила, и прямо призналась. И уехала с ним в Туркестан.
Про автомобиль и броневики в дивизии братьям Васильевым было известно не меньше, чем нынешним постановщикам фильма. Но в фильме Чапаев был всегда на коне! И здесь, разумеется. Зачем портить картину? Хоть и не очень хороший наездник был артист, но в бурке покрасовался. И про красное знамя не соврали. Знаменосец убит - но знамя, большое и красное - вновь впереди полка!
А вот попы - совсем другая песня. Эпизод и поучителен и даже нов. То, что Василий Иванович говорит со священником очень умно и вежливо - может так и было. Но эпизод с несостоявшимся убийством служителя церкви - делает честь авторам фильма. Священник отвратил свою погибель, обратив к лицу красноармейца большую, во всю грудь, икону. И смутил напрочь сознание душегуба. Не одолел он свою робость перед святыней, хоть и прослушал не одну лекцию об опиуме для народа.
На мой взгляд создатели фильма отработали ту же задачу, о которой говорит "Мальчиш". Оба фильма, конечно, пропаганда. Только первый, советский, преследовал цель героизации революции, а нынешний, хоть и подыграл чувствам простых людей, для которых Чапаев, однозначно герой, но напомнил о боге. Нынче это так же важно для власти, как и вера в революцию в те времена.
Ну, и если не обращать внимания на издёвку над комиссарами, как институтом, что было тогда (да и много позже) явлением не таким уж редким, фильм, по советским меркам, очень хороший!