26 ЯНВАРЯ 1943 года.
Всего в дивизии 87 боевых самолетов, из них: исправных 53, не исправных 34.
Два самолета МИГ-3 573 ИАП отправлены в ремонт в стационарные мастерские.
Погода: ясно, видимость 4-10 клм. ветер северо-западный, 6 м/с, температура -18* -24*.
Авиация противника, одиночными самолетами и группами производила разведку районов: воРОНЕЖ, ЛИСКИ, БОБРОВ, ПОВОРИНО, БОИСОГЛЕБСК, ФИЛОНОВО и бомбардировала ж.д. станцию ФРОЛОВО. Всего зарегистрировано 22 самолето-пролета на Н= 1000 – 7000 мт, из них 3 самолето-пролета в районе объектов, охраняемых частями дивизии.
487 и 894 ИАП, с аэродрома ДУПЛЯНКА, произведено 7 самолето-вылетов с налетом 5 ч. 10 мин., из них на патрулирование 6 самолето-вылетов с налетом 3 час. 21 мин., на перехват два самолето-вылета с налетом 1 час 49 мин.
В 11 час. 13 мин. На КП 894 ИАП, от постов ВНОС, было получено сообщение «самолет противника в районе БОРИСОГЛЕБСК на Н= 5000 мт. Курсом 180*».
На перехват самолета противника были подняты летчики 894 ИАП лейтенант КВИРЕЛЬ и старшина ЛОБКО, но последний из-за опоздания с вылетом и потери своего ведущего, произвел посадку на свой аэродром.
Лейтенант КВИРЕЛЬ, в районе ПОВОРИНО, обнаружил самолет противника типа Ю-88. Первую атаку произвел со стороны солнца с дистанции 600-500 мт. Сзади снизу под ракурсом ¼, огонь вел длинными очередями.
Вторую атаку произвел в районе ТАЛОВАЯ на одной высоте под ракурсом ¼ с дистанции 500-600 мт.
Преследование самолета противника лейтенант КВИРЕЛЬ прекратил, так как горючее было на исходе.
ВЫВОДЫ: 1. Ведущий лейтенант КВИРЕЛЬ не интересовался боеготовностью своего подчиненного.
2. Лейтенант КВИРЕЛЬ не сумел использовать полной возможности своего самолета: не догнал противника, огонь вел с больших дистанций.
3. Командование полка не приняло своевременных мер по выпуску второго самолета взамен старшины ЛОБКО.
487 ИАП с аэродрома НИЖНЯЯ КАМЕНКА произведено 8 самолето-вылетов с налетом 7 час. 29 мин., из них на перехват 2 самолето-вылета с налетом 1 час 32 мин.
Всего за день частями дивизии произведено 16 самолето-вылетов с налетом 19 час. 21 мин.
Проведен один воздушный бой безрезультатно.
Связь с частями работала без перебойно.
Источник: Оперсводка Штаба 101 ИАД №027 от 27.1.43 г.
27 ЯНВАРЯ 1943 года.
В дислокации и боевом составе частей 101 ИАД произошли следующие изменения:
573 ИАП, на основании боевого приказа по дивизии №03 от 8.00 27.1.43. в составе 4-х самолетов ЯК-1 и 5 самолетов ЯК-7б к исходу дня перебазировался с аэродрома МАЛАЯ ГРЯЗНУХА на аэродром НИЖНЯЯ КАМЕНКА. Всю остальную материальную часть (4 МИГ-3, 5 ЛАГГ-3, 1 ЯК-1 и 5 самолетов «Харрикейн» группы 963 ИАП 144 ИАД) передал 826 ИАП.
Части дивизии в течение 27.1.43. выполняли прежние боевые задачи.
Погода: ясно, утром туман, днем дымка, видимость 800-3000 мт., ветер западный 2 м/с до штиля, температура -29* -16*.
Авиация противника, одиночными самолетами типа Ю-88, Х-111, ФВ-189 и Ме-110 на Н=1000 -6000 мт. Производила разведку районов: ВОРОНЕЖ, ЛИСКИ, ФИЛОНОВО. Одним самолетом Ю-88 бомбила ж.д. станцию ИЛОВЛЯ, сброшено 6 бомб.
Всего отмечено 13 самолето-пролетов противника, из них один самолето-пролет в районе объектов, прикрываемых частями 101 ИАД.
487 ИАП с аэродрома ДУПЛЯНКА, произвел на патрулирование 4 вылета, 7 самолето-полетов с налетом 7 ч. 19 мин. , с аэродрома НИЖНЯЯ КАМЕНКА – 10 самолето-вылетов с налетом 13 ч. 10 мин.
894 ИАП произвел на патрулирование 6 самолето-вылетов с налетом 7 ч. 14 мин.
Всего за день частями дивизии произведено на патрулирование 23 самолето-вылета с налетом 27 ч. 43 мин.
Связь с частями работала бесперебойно.
Источник: 1. Боевой приказ 101 ИАД №03 за 27.1.43.
2. Оперсводка 101 ИАД №28 от 28.1.43.
28 ЯНВАРЯ 1943 года.
Части 101 ИАД выполняют боевые задачи:
487 ИАП, в составе 17 самолетов и 894 ИАП в составе 10 самолетов с аэродрома ДУПЛЯНКА прикрывают ж.д. узел ПОВОРИНО и ж.д. участок ПОВОРИНО – ЕЛАНЬ КОЛЕНОВСКИЙ.
573 ИАП, в составе 9 самолетов, 3 АЭ 487 ИАП в составе 8 самолетов и 2 АЭ 894 ИАП, в составе 6 самолетов «Харрикейн», с аэродрома НИЖ. КАМЕНКА, прикрывает ж.д. участок ЕЛАНЬ-КОЛЕНОВСКИЙ, ЛИСКИ.
826 ИАП, в составе 17 самолетов, с аэродрома МАЛАЯ ГРЯЗНУХА, прикрывает ж.д. узел БАЛАШОВ и ж.д. участки: ЛЕТЯЖЕВКА, БАЛАШОВ, БАЙЧУРОВО; РОМАНОВКА, БАЛАШОВ, СВЯТОСЛАВКА и не допускать проникновения одиночных и групп самолетов противника с западного и юго-западного направления на ж.д. узел и пункт РТИЩЕВО.
910 ИАП ОН выполняет прежнюю боевую задачу по прикрытию ж.д. станции и участка АРЧЕДА, КАЧАЛИНО.
Основание: Боевой приказ 101 ИАД №03 от 27.1.43.
Дислокация частей дивизии изменилась.
9 самолетов (1 ЯК-1 и 8 ЯК-7б) 910 ИАП, к исходу дня перебазировались с аэродрома ЖЕЛТУХИНО на аэродром БОРИСОГЛЕБСК -1-й.
Погода: ясно, утром туман, днем дымка, видимость 500-8000 мт., штиль, температура -26* -14*.
Авиация противника, одиночными и группами до 3 самолетов, бомбила ж.д. станцию ОТРОЖКА и АРЧЕДА и одиночными самолетами производила разведку районов: ГРЯЗИ, ГРАФСКАЯ, ТРЕХСВЯТСКАЯ, ВОРОНЕЖ, ЛИСКИ, БОБРОВ, КАЛАЧ, НОВОХЕПЕРСК, УРЮПИНСК, БОРИСОГЛЕБСК.
Всего отмечено 14 самолето-пролетов противника типа Ю-88 -10 и Х-111 – 4 на высотах 2000 – 8000 мт., из них 3 самолето-пролета в районах объектов. Прикрываемых частями дивизии.
487 ИАП произведено на перехват 2 вылета, 4 самолето-полета с налетом 2 часа 40 минут.
В 10 час. 10 мин. Летчики 487 ИАП старшие сержанты РОМАНОВ и МАКАРИЧЕВ, на самолетах ЯК-1, с аэродрома ДУПЛЯНКА, вылетели на патрулирование. В 10 ч. 49 мин. По радио с КП полка были наведены на два Ю-88. В 10 ч. 50 мин. Дополнительно были подняты на самолетах МИГ-3, летчики того же полка, зам. Командира АЭ ст. лейтенант ГОРЮНОВ и пилот старший сержант КУРГАНОВ на перехват самолетов противника. В 11 ч. 09 мин. В районе НОВОХОПЕРСК все 4 самолета встретили 1 Ю-88, с которым вели воздушный бой в составе группы 4-х самолетов. После нескольких атак самолет противника с дымящим правым мотором ушел на запад. Преследование прекратили из-за исхода горючего.
Пилот ст. сержант МАКАРЫЧЕВ, израсходовав горючее, произвел вынужденную посадку с убранным шасси в 10 клм. от аэродрома.
Самолет МИГ-3, пилотируемый старшим сержантом КУРГАНОВЫМ, был подожжен и сгорел. Летчик выбросился на парашюте и получил тяжелые ожоги.
В воздушном бою израсходовано патрон ШКАС – 240, БС- 200 и снарядов ШВАК – 40 шт. (см. схему воздушного боя).
573 ИАП на патрулирование произведено 2 вылета, 3 самолето-полета с налетом 1 ч. 33 мин.
894 ИАП на патрулирование произведено 2 вылета, 3 самолето-полета с налетом 2 часа 56 минут.
Всего частями дивизии произведено 6 вылетов, 10 самолето-полетов с налетом 4 часа 28 минут. На перехват 2 вылета, 4 самолето-полета с налетом 2 часа 40 мин.
Проведен один групповой воздушный бой. Свои потери – 1 самолет МИГ-3.
Связь с частями работала бесперебойно.
Источник: 1. Оперсводка штаба 101 ИАД №029 от 29.1.43.
2. Боевой приказ №03 от 27.1.43.
3. Боевое распоряжение №№03, 04 от 27.1.43.
4. Боевой приказ №04 от 28.1.43.
29 ЯНВАРЯ 1943 года
Группа 910 ИАП ОН, в составе 9 самолетов, перелетевшая 28.1.43 на аэродром БОРИСОГЛЕБСК с рассветом 29 января, прикрывает ж.д. участки: БОРИСОГЛЕБСК, ПОВОРИНО: ПОВОРИНО,- НОВОХЕПЕРСК.
Основание: Боевое распоряжение №05 от 28.1.43 г.
Дислокация частей изменилась.
910 ИАП, к исходу дня полностью перебазировался с аэродрома ЖЕЛТУХИНО на аэродром БОРИСОГЛЕБСК 1-й.
Всего в дивизии 85 боевых самолетов, из них исправных 50, не исправных 35.
Один самолет МИГ-3 487 ИАП сбит в воздушном бою 28.1.43.
Погода: облачность 7-10 баллов высоких ярусов, слабая дымка, видимость 4-6 клм. ветер северо-восточный 2-3 м/с, температура -15* -18*.
Авиация противника, одиночными самолетами типа 7 Ю-88, 4 ХЕ-111, 1 Ю-87 на Н= 1000-6000 мт, производила разведку районов: ВОРОНЕЖ, КАЛАЧ, НОВО-АННЕНСКИЙ, ТАЛОВАЯ. Всего отмечено 12 самолето-пролетов, из них: 3 самолето-пролета в районе объектов, охраняемых частями дивизии.
487 ИАП на патрулирование произвел 1 вылет, 1 самолето-полет с налетом 0 ч. 10 мин.
894 ИАП на патрулирование произвел 1 вылет, 2 самолето-полета с налетом 2 часа 40 мн.
573, 487, 894 ИАП на патрулирование произвели 3 самолето-вылета с налетом 6 ч. 00 мин.
ИАП ОН на патрулирование произвел 2 вылета 4 самолето-вылетов с налетом 3 часа 20 минут.
Все части дивизии на патрулирование произвели 8 вылетов – 15 самолето-вылетов с налетом 14 часов 04 мин.
Встреч с противником не было.
Связь с частями работала бесперебойно.
Источник: 1. Оперсводка штаба 101 ИАД №030 от 30.1.43.
2. Боевой приказ 101 ИАД №04 от 28.1.43.
3. Боевое распоряжение 101 ИАД №05 от 28.1.43.
30 ЯНВАРЯ 1943 года.
Части 101 ИАД выполняют следующие боевые задачи:
910 ИАП ОН в составе 19 самолетов, с аэродрома Борисоглебск с рассветом 30.1.43 г. прикрывают ж.д.узел ПОВОРИНО – ТАЛОВАЯ, ПОВОРИНО – БОРИСОГЛЕБСК.
487, 573 и 894 ИАП выполняют прежние боевые задачи.
Основание: Частный боевой приказ №05 от 29.1.43 г.
Погода: облачность 6-10 баллов высокая и средняя, дымка, видимость 2-3 клм., ветер северо-восточный 1-2 м/с, температура -20* -11*.
Авиация противника, одиночными самолетами типа 7 Ю-88, 3 Хе-111 на Н= 3000 -4000 мт., производила разведку района КАЛАЧ, БОБРОВ, ПАНИНО, БОРИСОГЛЕБСК, ПОВОРИНО. В районе БУТУРЛИНОВКА самолет противника сбросил одну бомбу. Всего зарегистрировано 10 самолето-пролетов противника, из них: 2 пролета в районе объектов, охраняемых частями дивизии.
В 11 ч. 35 мин. Летчики ИАП ОН мл. лейтенанты БОРИСЕНКОВ и ВЛАСОВ вылетели на патрулирование. В районе ПОВОРИНО на Н= 4000 мт. Заметили след инверсии, из-за неисправности матчасти самолета, пилотируемого Власовым, летчик сел вынуждено.
В 11 ч. 55 мин. По данным РУС-2 летчики 487 ИАП Капитан КРАСИЛЬНИКОВ и старший лейтенант РОМАХОВ вылетели на перехват самолета противника, при встрече самолеты оказались своими.
487 ИАП, с аэродрома ДУПЛЯНКА, на патрулирование произведено 2 вылета, 2 самолето-полета с налетом 1 час 12 ин.
894 ИАП, с аэродрома ДУПЛЯНКА, на перехват произведено 2 самолето-вылета, с налетом 1 ч. 50 мин.
573 ИАП на патрулирование произведено самолето-вылетов с налетом 4 часа 43 мин.
487 ИАП с аэродрома НИЖ. КАМЕНКА на патрулирование произведено 4 самолето-вылета с налетом 6 час. 34 мин.
ИАП ОН произведено 5 самолето-вылетов с налетом 3 час. 22 минуты, из них на патрулирование 3 самолето-вылета с налетом 1 час 40 мин., и на перехват 2 самолето-вылета с налетом 1 час 52 мин.
Вся дивизия произвела 25 самолето-вылетов с налетом 23 часа 20 минут, из них на патрулирование 15 самолето-вылетов с налетом 16 ч. 22 мин., на перехват 10 самолето-вылетов с налетом 7 ч. 07 мин.
Источники: 1. Оперсводка штаба 101 ИАД №030 от 30.1.43.
2. Частный боевой приказ №05 от 29.1.43.
31 ЯНВАРЯ 1943 года.
С рассветом 31.1.43. части дивизии выполняют следующие боевые задачи:
573 ИАП с приданными в оперативное подчинение 3 АЭ 487 ИАП и 2 АЭ 894 ИАП с аэродрома НИЖ. КАМЕНКА прикрывают ж.д. узлы: ТАЛОВАЯ, ЛИСКИ; ж.д. участки: ТАЛОВАЯ, ЛИСКИ; ТАЛОВАЯ – БУТУРЛИНОВКА, КАЛАЧ. Особое внимание ж.д. участку ТАЛОВАЯ – ЛИСКИ.
487 и894 ИАП с аэродрома ДУПЛЯНКА, прикрывают ж.д. узел ПОВОРИНО и ж.д. участки: ПОВОРИНО, ФИЛОНОВО; АЛЕКСИКОВО, УРЮПИНСК, ПОВОРИНО, РОДНИЧЕК. Особое внимание ж.д. узлу ПОВОРИНО.
826 ИАП и 910 ИАП ОН выполняют прежние боевые задачи.
Основание: Боевой приказ 101 ИАД №06 -43г.
К исходу дня дислокация частей изменилась:
894 ИАП – Штаб полка, 1 и 3 АЭ, в составе 10 самолетов, перебазировался с аэродрома ДУПЛЯНКА на эродром НИЖ. КАМЕНКА.
3 АЭ 487 ИАП (капитана КАЛЮЖНОГО), в составе 8 самолетов перебазировалась с аэродрома НИЖ. КАМЕНКА на аэродром ДУПЛЯНКА к месту базирования своего полка.
Основание: Приказ 101 ИАД №034 от 30.1.43.
Изменение боевого состава дивизии:
В 910 ИАП ОН прибыла с аэродрома АНИСОВКА, 3-я эскадрилья в составе 6 самолетов ЯК-7б.
В 487 ИАП из стационарных мастерских получено 2 самолета, один ЛАГГ-3 и 1 ЯК-1.
Всего в дивизии 93 боевых самолета, из них: исправных 59, не исправных 34.
Погода: облачность средняя 9-5 баллов, дымка, видимость 2-5 клм. ветер северо-восточный 1-3 м/с, температура -18* -12*.
Авиация противника, одиночными самолетами типа: 2 Ю-88, 4 Хе-111 и 1 Нш-126 производили разведку районов: КАЛАЧ, ТАЛОВАЯ, ЛИСКИ, ВОРОНЕЖ, ФРОЛОВО, СЕБРЯКОВО. Два самолета Ю-88 в районе СЕБРЯКОВО сбросили 10 ФАБ и 1 Хе-111, в районе ФРОЛОВО, сбросил две ФАБ.
Всего зарегистрировано 10 самолето-пролетов противника, из них три самолето-пролета в районе объектов, охраняемых частями дивизии.
487 ИАП – аэродром ДУПЛЯНКА, произвел на патрулирование 3 вылета, 5 самолето-полетов с налетом 4 час. 40 мин.
826 ИАП с аэродрома М. ГРЯЗНУХА произвел на патрулирование 1 вылет, 2 самолето-вылета с налетом 1 ч. 30 мин.
ИАП ОН, с аэродрома БОРИСОГЛЕБСК произвел на патрулирование 3 вылета, 6 самолето-полетов с налетом 5 ч. 15 мин.
Всего частями дивизии на патрулирование произведено: 7 вылетов, 13 самолето-вылетов с налетом 11 ч. 25 мин.
Источник: 1. Оперсводка штаба 101 ИАД №032 от 1.2.43.
2. Боевой приказ 101 ИАД №06 – 43 г.
3. Приказ по 101 ИАД №034 от 1943 г.