Дважды Герои Советского Союза
чьи бюсты будут установлены
Зайцев Василий Александрович
Дата рождения 10 января 1911
Место рождения д. Семибратское,Коломенского уезда,Московской губернии
Дата смерти 19 мая 1961
Место смерти Коломна, Московская область
Принадлежность СССР
Род войск Военно-воздушные силы
Годы службы 1932—1946
Звание
Командовал заместитель командира гвардейского авиационного соединения
Сражения/войны Великая Отечественная война
В 1927 году получил специальность формовщика-литейщика, окончив школу ФЗУ (ныне СПТУ № 6 Московского областного управления профтехобразования).
В Советской Армии с 1932 года. Окончил Луганскую военно-авиационную школу пилотов в 1933 году и курсы усовершенствования командиров звеньев в Борисоглебске в 1936 году.
Во время Великой Отечественной войны командовал авиаэскадрильей, был штурманом и заместителем командира истребительного авиаполка, в 1942—1944 командиром гвардейского истребительного авиаполка 2ВА, а в 1944—1945 заместитель командира авиадивизии 3-го смешанного авиационного корпуса 17-й Воздушной армии 3-го Украинского фронта. Воевал на Западном, Калининском, Донском, Юго-Западном, 1, 2 и 3-м Украинских фронтах.
За 115 успешных боевых вылетов и участие в 16 воздушных боях, в которых лично сбил 12 самолётов противника, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Впоследствии за 299 боевых вылетов, в которых уничтожил 22 самолёта, награждён второй медалью «Золотая Звезда». Всего совершил 427 боевых вылетов, в 163 воздушных боях сбил 34 самолёта противника лично, 19 в групповом бою и 2 немецко-фашистских истребителя принудил к посадке на свой аэродром.
Камозин Павел Михайлович
Дата рождения 3 (16) июля 1917
Место рождения Бежица (Орловская губерния,Российская империя)
Дата смерти 24 ноября 1983
Место смерти Брянск (СССР)
Принадлежность СССР
Звание
Годы службы 1937—1946
Часть 269-й истребительный авиационный полк, 66-й истребительный авиационный полк
Командовал эскадрилья
Сражения/войны Великая Отечественная война
Родился 16 июля 1917 года в городе Бежица (ныне район города Брянска) в семье рабочего.
В 1931 году окончил 6 классов школы и поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ). После окончания училища работал слесарем на заводе «Красный Профинтерн» (ныне ОАО «Брянский машиностроительный завод»). В 1934 годуначал учиться в Бежицком аэроклубе. В РККА с 1937 года. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов (ныне Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков), после окончания которой работал лётчиком-инструктором.
Свой первый боевой вылет в Великую Отечественную войну командир звена, младший лейтенант П. М. Камозин совершил 23 июня 1941 года на истребителе «И-16». В этом бою был ранен в ступню. После госпиталя работал в штабе 44-й истребительной дивизии.
5 августа 1941 года медкомиссией допущен к полётам и до 27 декабря 1941 года служил в составе 275-го бомбардировочного авиаполка.
С 27 декабря 1941 года по октябрь 1942 года — лётчик, затем лётчик-инструктор 253-го запасного авиационного полка. За это время, не только сам в совершенстве овладел техникой пилотирования самолёта ЛаГГ-3, но и научил и выпустил 40 лётчиков.
После неоднократных просьб направлен на фронт. С октября по декабрь 1942 года — командир звена в 246-м истребительном авиационном полку. В первом же воздушном бою на туапсинском направлении, под селом Шаумян лично сбил 3 немецких истребителя «Bf-109 F»[1]. Также в течение октября сбивает вооружённый четырьмя пушками и шестью пулемётами бомбардировщик — «Do-217».
С 18 декабря 1942 года — заместитель командира эскадрильи 269-го истребительного авиационного полка.
К концу марта 1943 года младший лейтенант Камозин совершил 82 боевых вылета на сопровождение бомбардировщиков, прикрытие войск, разведку и штурмовку. В 23-х воздушных боях лично сбил 12 вражеских самолётов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Камозину Павлу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза.
После переучивания на самолёт «Аэрокобра» получает назначение в 66-й истребительный авиаполк 329-й истребительной дивизии и вскоре становится командиром эскадрильи. В боях за Севастополь лётчики эскадрильи Камозина сбили 64 самолёта противника, 19 из которых сбил лично командир эскадрильи.
31 декабря 1943 года при возвращении из воздушной разведки Камозин обнаружил транспортный самолёт противника в сопровождении шестёрки истребителей "мессершмитт". Он атаковал его и сбил. В самолёте погибли 18 немецких генералов, которые направлялись в Севастополь.
1 июля 1944 года Камозину было присвоено второе звание Героя Советского Союза.
20 января 1945 года, выполняя боевой вылет, из-за отказа двигателя потерпел аварию: самолёт разбился, Камозин сильно пострадал и долго находился в госпитале.
Всего за время Великой Отечественной войны Павел Михайлович Камозин выполнил 186 самолётовылетов, провёл 90 воздушных боёв и лично сбил 35 самолётов противника, ещё 13 самолётов сбил в составе группы.
Коккинаки Владимир Константинович
Дата рождения 12 (25) июня 1904
Место рождения Новороссийск, Черноморская губерния, Российская империя
Дата смерти 7 января 1985
Место смерти Москва, СССР
Принадлежность Российская империя, СССР
Звание
Из семьи понтийских греков. В 1921 году окончил 3 класса начальной школы. Работал в колхозе на виноградных плантациях, был матросом и грузчиком в порту.
С декабря 1925 года — в РККА, до июля 1927 года служил в пехоте. В1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 году — Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС МВО. В апреле-декабре 1931 года — лётчик-инструктор Ленинградской военно-теоретической школы ВВС.
21 ноября 1935 года на самолёте И-15 достиг высоты 14 575 метров (неофициальный мировой рекорд).
20 апреля 1936 года впервые в мире выполнил петлю Нестерова на двухмоторном бомбардировщике ЦКБ-30.[1]
27—28 июня 1938 года на самолёте ЦКБ-30 «Москва» с штурманом А. М. Бряндинским совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Дальний Восток протяжённостью 7580 километров.
28—29 апреля 1939 года на самолёте ЦКБ-30 «Москва» с штурманом М.Х. Гордиенко совершил беспосадочный перелёт Москва — Северная Америка (по маршруту Москва — Новгород — Хельсинки — Тронхейм — Исландия — мысФарвель (южная оконечность Гренландии) — остров Мискоу) протяжённостью 8000 километров.
2 января 1963 года экипаж под командованием В. К. Коккинаки совершил первый испытательный полет на лайнереИл-62.
Коккинаки принадлежат также 22 мировых рекорда.
Руководитель испытаний новых типов самолётов (1941—1945). Вице-президент (1961), президент (1967—1968), с декабря 1968 года — почётный президент Международной авиационной федерации.
Мыльников Григорий Михайлович
Дата рождения 25 мая 1919
Место рождения д. Егорьевка Землянского уезда Воронежской губернии
Дата смерти 26 сентября 1979
Место смерти Москва
Принадлежность СССР
Род войск ВВС
Годы службы 1939—1945
Звание
Сражения/войны Великая Отечественная война
Родился 25 мая 1919 года в селе Егорьевка ныне Касторенского района Курской области. В 1936 году окончил 7 классов школы в селе Вознесеновка (Касторенский район), в 1938 году — школу ФЗУ в Воронеже. Работал аппаратчиком на Воронежском заводе синтетического каучука.
Могила Мыльникова на Ваганьковском кладбище.
В армии с декабря 1939 года. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Московском военном округе).
Участник Великой Отечественной войны: в августе 1941 — феврале 1945 — лётчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 174-го (с марта 1942 — 15-го гвардейского) штурмового авиационного полка. Воевал на Западном,Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в обороне Ленинграда,Красноборской, Красносельско-Ропшинской, Ленинградско-Новгородской,Выборгской, Нарвской, Таллинской и Восточно-Прусской операциях. За время войны совершил 226 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 для нанесения ударов по живой силе и технике противника.
21 февраля 1945 года был подбит зенитной артиллерией противника (в пятый раз за войну) в районе посёлка Цинтен (ныне посёлок Корнево Багратионовского районаКалининградской области), дотянул до своей территории и совершил вынужденную посадку в районе города Кройцбург (ныне посёлок Славское Багратионовского района). Был тяжело ранен в голову и отправлен в госпиталь.
За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года гвардии майору Мыльникову Григорию Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года гвардии майор Мыльников Григорий Михайлович награждён второй медалью «Золотая Звезда».
После войны до августа 1945 года находился на излечении в госпитале. С ноября 1945 года майор Г. М. Мыльников — в запасе.
С 1948 года работал старшим инженером импортного отдела в Главном управлении снабжения «Главрыбснаб». В 1954 году окончил Институт народного хозяйства имени Г. В. Плеханова, работал экономистом.
Жил в Москве. Умер 26 сентября 1979 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Рязанов Алексей Константинович
Дата рождения 27 февраля 1920
Место рождения село Большая Кочетовка, Тамбовская губерния, Советская Россия
Дата смерти 1 августа 1992
Место смерти Москва, Россия
Принадлежность СССР
Род войск ВВС
Годы службы 1939—1975
Звание
Сражения/войны Великая Отечественная война
Командир эскадрильи 4-го истребительного авиационного полка 287-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Северо-Кзвказского фронта, майор.
Родился 27 февраля 1920 году в селе Большая Кочетовкэ Токаревского района Тамбовской области в крестьянской семье. По национальности русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. В Красной Армии с 1939 года. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.
В годы Великой Отечественной войны А.К. Рязанов сражался на Юго- Западном, Центральном, Брянском, Сталинградском, Южном, Северо- Кзвказском, 2-м Прибалтийском фронтах. Был командиром эскадрильи, а затем помощником командира авиационного полка. Совершил около 550-и боевых вылетов, провёл более чем 100 воздушных боев, сбил лично 32 самолета противника и 16 в группе.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" командиру эскадрильи 4-го истребительного авиаполка майору Алексею Константиновичу Рязанову присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 звгуста 1943 года.
Второй медали "Золотая Звезда" заместитель командира 4-го истребительного авиаполка майор А.К. Рязанов удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года.
По окончании войны прославленный воздушный ас окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе (1950 год), а затем Академию Генерального штаба (1958 год). С 1950 года работал в штабе Московского Военного Округа, затем в штабе ВВС и Войск ПВО страны. С 1959 года на ответственной работе в войсках, с 1962 года в штабе Войск ПВО страны. С 1970 года генерал-майор авиации. Заслуженный военный летчик СССР. С августа 1975 года - в запасе.
Рязанов Василий Георгиевич
Дата рождения 12 (25) января 1901
Место рождения село Большое Козино, нынепосёлок городского типа,Балахнинский район,Нижегородская область
Дата смерти 8 июля 1951
Место смерти Киев
Принадлежность СССР
Род войск Авиация
Годы службы 1920 — 1938 годы, 1939 — 1951 годы
Звание
Командовал 44-я авиационная бригада, 76-я смешанная авиационная дивизия, 2-я истребительная авиационная армия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 1-й гвардейский штурмовой авиационный корпус, 14-я воздушная армия, 69-я воздушная армия
Сражения/войны Советско-финская война, Великая Отечественная война
Родился в семье крестьянина 12 (25) января 1901 года в селе Большое Козино, ныне посёлке городского типа Балахнинского района Нижегородской области.
В мае 1920 года был призван в ряды РККА и назначен на должность лектора-агитатора в Нижегородском губернском военном комиссариате. В том же году вступил в ряды ВКП(б).
В 1925 году был направлен на учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, после окончания которой в 1926 году был направлен на учёбу в Серпуховскую высшую школу воздушной стрельбы и бомбометания, после окончания которой в 1927 году был назначен на должность командира звена учебной эскадрильи Ленинградской военной школы летчиков-наблюдателей, в 1928 году — на должность командира отряда 3-й Оренбургской военной школы лётчиков, а в 1929 году — на должность командира звена Ленинградской военно-теоретической школы ВВС.
В 1930 году после окончания курсов усовершенствования начальствующего состава при Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского Рязанов был назначен на должность командира эскадрильи 8-й Одесской военной школы пилотов, а в 1931 году — на должность командира эскадрильи Московской школы спецслужб ВВС.
В апреле 1938 года полковник Василий Георгиевич Рязанов был уволен из армии, однако в сентябре 1939 года был восстановлен в рядах армии и был назначен на должность преподавателя Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. Вскоре участвовал в ходе советско-финской войны.
С началом войны Рязанов в июне 1941 года был назначен на должность заместителя командующего ВВС 5-й армии (Юго-Западный фронт). В сентябре 1942 года генерал-майор Василий Георгиевич Рязанов был назначен на должность командира 1-го штурмового авиационного корпуса, который вскоре принимал участие в ходе Великолукской наступательной операции и освобождении города Великие Луки, а затем в составе 6-й воздушной армии участвовал в ликвидации демянского плацдарма противника. В середине марта 1943 года корпус под командованием Рязанова был включён в состав 2-й, затем 5-й воздушных армий (Воронежский фронт), после чего участвовал в ходе Курской битвы, а также при освобождении Белгорода и Харькова. С октября 1943 по январь 1944 года корпус под командованием Рязанова принимал участие в ходе наступательных операций Степного фронта, преобразованного в октябре 1943 года во 2-й Украинский. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года за высокое мастерство в управлении частями корпуса в боях, умелую организацию взаимодействия с наземными войсками при форсировании Днепра и личный героизм генерал-лейтенанту авиации Василию Георгиевичу Рязанову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1945 года за отличия в боях на рубеже реки Висла и при разгроме ченстоховско-радомской группировки противника гвардии генерал-лейтенант авиации Василий Георгиевич Рязанов был награждён второй медалью «Золотая Звезда».
Комаров Владимир Михайлович
Страна: СССР
Специальность: Лётчик-космонавт
Воинское звание:
Экспедиции: Восход-1, Союз-1
Дата рождения: 16 марта 1927
Место рождения: Москва, СССР
Дата смерти: 24 апреля 1967
Место смерти: Оренбургская область, СССР
В 1943 году окончил семилетку и поступил в 1-ю Московскую спецшколу ВВС, стремясь стать лётчиком. Спецшколу окончил в июле 1945 года, когда война уже закончилась. После окончания школы ВВС стал курсантом Соловской авиационной школы первоначального обучения, а в сентябре того же года — курсантом Борисоглебского Военного авиационного училища лётчиков.
В июле 1946 года был переведён в Батайское военное авиационное училище имени Анатолия Серова, после окончания которого в 1949 году начал службу военным лётчиком-истребителем в авиационном полку истребительной авиационной дивизии ВВС Северокавказского военного округа, базировавшемся в Грозном. Там он познакомился со школьной учительницей Валентиной, которая вскоре стала его женой.
В 1959 году успешно окончил 1 факультет Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского и был распределён вГосударственный Краснознамённый НИИ ВВС, где занимался испытаниями новых образцов авиационной техники. Именно здесь, в ГКНИИ ВВС, комиссия по отбору в первый отряд космонавтов предложила Владимиру Комарову новую секретную испытательную работу, и в 1960 году он был зачислен в отряд космонавтов (самый первый набор, группа ВВС № 1).
В апреле 1961 года общекосмическая подготовка была завершена, и Комаров начал подготовку к полёту на космических кораблях «Восток» и «Восход».
В сентябре 1965 года он был включён в группу подготовки к полёту по программе «Союз». В августе 1966 года было принято решение, что Владимир Комаров будет пилотировать «Союз-1». Его дублёром назначили Юрия Гагарина (вполне возможно, что будь жив Королёв, было бы наоборот, поскольку генеральный конструктор обещал Гагарину второй полёт на новом корабле). Этот полёт 23 апреля — 24 апреля 1967 года оказался роковым: Владимир Комаров погиб при завершении программы полёта, когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата. Стропы запасного парашюта скрутились из-за вращения спускаемого аппарата. На большой скорости спускаемый аппарат врезался в землю в пустынной местности в Адамовском районе Оренбургской области и загорелся. Аппарат был полностью разрушен при столкновении с землей и вследствие начавшегося после этого возгорания остатков конструкции.
Супрун Степан Павлович
Дата рождения 2 августа 1907
Место рождения село Речки, Российская империя (ныне Белопольский район Сумской области Украины)
Дата смерти 4 июля 1941
Место смерти Витебск
Принадлежность Российская империя, СССР
Род войск авиация
Годы службы 1929—1941
Звание Подполковник
Командовал 401-й истребительный авиаполк
Сражения/войны Японо-китайская война, Великая Отечественная война
Лётчик-истребитель; первый дважды герой Советского Союза в Великой Отечественной войне.
Родился 20 июля (2 августа) 1907 года в селе Речки ныне Белопольского района Сумской области (Украина) в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП(б) с 1930 года. В 1913 году вместе с семьёй эмигрировал в Канаду. Окончил неполную среднюю школу в Виннипеге. В 1922 году вместе с братом Фёдором вступил в Лигу молодых коммунистов. В 1924 году семья Супруна вернулась в СССР. Жил на Алтае, затем в Алма-Ате. Осенью 1925 года семья вернулась на Украину в Белополье. В РККА в 1929 года. В 1930 году окончил школу младших авиационных специалистов в Смоленске, в 1931 году - военную авиационную школу пилотов. Служил в Бобруйске и Брянске, был командиром звена. С 1933 года работал в НИИ ВВС. В ноябре 1937 года избран депутатом Верховного Совета СССР 1 созыва от Севастопольского округа.
С мая 1939 года воевал в Китае. Командовал группой истребителей, которая прикрывала важные объекты от налётов японской авиации. В воздушных боях сбил 6 самолётов противника. 20 мая 1940 года за мужество и героизм, проявленные в боях майору Супруну С.П. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". После возвращения из Китая в январе 1940 гола вновь работал в НИИ ВВС. Испытывал новые истребители И-21, И-26 (Як-1), МиГ-1, ЛаГГ-1. Всего освоил 140 типов самолётов.
С началом Великой Отечественной войны сформировал из лётчиков-испытателей 401-й истребительный авиационный полк особого назначения. Вечером 30 июня полк вылетел на фронт и вошёл в состав 23-й смешанной авиационной дивизии (Западный фронт). В первом же бою 1 июля в районе деревни Зубово Супрун сбил вражеский самолёт-разведчик. Вечером вылетел во второй раз и сбил ещё один разведчик. Утром 4 июля 1941 гола Супрун летал на разведку. Супрун в районе города Толочин Витебской области вступил в бой с 6 истребителями противника. В этом бою сбил Me-109, но и сам был сбит. Посалил горящий самолёт на поляне у опушки леса возле посёлка Крупки, но из кабины выбраться не успел. Раздался взрыв и Супрун погиб.
22 июля 1941 года он посмертно награждён второй медалью «Золотая Звезда», став первым в Великой Отечественной войне дважды Героем Советского Союза.
Прохоров Алексей Николаевич
Дата рождения 19 января 1923
Место рождения село Рождественское, Воронежская губерния, РСФСР,СССР
Дата смерти 27 мая 2002
Место смерти Москва, Россия
Принадлежность СССР
Род войск Военно-воздушные силы
Годы службы 1940—1988
Звание генерал-майор авиации (1976)
Великая Отечественная война
Родился 19 января 1923 года в селе Рождественское Борисоглебского (Поворинского) района Воронежской области в рабочей семье. Русский.
В 1940 году успешно окончил Борисоглебский аэроклуб, затем учился в Балашовской военно-авиационной школе пилотов, по окончании которой в 1942 году был направлен в действующую армию. Воевал в 15-м гвардейском штурмовом авиаполку 277-й штурмовой авиационной дивизии на Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах. Принимал участие в боях по деблокированию Ленинграда и освобождению Ленинградской области, Выборга, Эстонии, Латвии и Белоруссии, участвовал в боях за взятие Кенигсберга. За время войны прошёл путь от рядового лётчика до командира авиаэскадрильи. К ноябрю 1944 года совершил 180 боевых вылетов на штурмовку объектов врага, за что командованием был представлен к званию Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года, за образцовое выполнение боевых заданий, мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, командиру эскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиаполка 277-й штурмовой авиадивизии 1-й воздушной армии гвардии капитану А. Н. Прохорову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
За успешную штурмовку противника в районах Гранц, Мартемсдорф и Айзенберг в феврале 1945 года А. Н. Прохоров был представлен к ордену Александра Невского.
За смелые и решительные действия, нанесение противнику значительных потерь в его боевой технике, командир авиаэскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиаполка старший лейтенант Прохоров А. Н. приказом командующего 1-й воздушной армии № 031/н от 28 апреля 1945 года был награждён орденом Александра Невского № 26943.
Всего к моменту окончания Великой Отечественной войны гвардии капитан А. Н. Прохоров совершил 236 боевых вылетов. За новые боевые отличия, образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, дающее право на получение звания Героя Советского Союза, 29 июня 1945 года он был награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№ 64). В г. Борисоглебске Воронежской области установлен бронзовый бюст Героя. За время войны отважный лётчик был награждён многими наградами, став кавалером ордена Ленина, трёх орденов Красного Знамени, орденов Александра Невского, Отечественной войны 1 степени и Красной Звезды.
После Великой Отечественной войны А. Н. Прохоров решил посвятить свою жизнь дальнейшему укреплению Военно-Воздушных Сил Советской Армии. В 1950 году он успешно окончил Краснознаменную Военно-воздушную Академию, командовал полком штурмовой авиации. С 1968 года полковник А. Н. Прохоров находился на преподавательской работе в Высшем военном авиационном инженерном училище, в том числе являлся заместителем начальника этого училища. В 1976 году ему было присвоено воинское звание «генерал-майор». С 1979 года он вновь на преподавательской работе в Военной Академии им. М. В. Фрунзе. Все свои знания и богатый боевой опыт генерал-майор Прохоров А. Н. передавал молодым командирам.
В послевоенный период к фронтовым наградам ветерана прибавились ещё несколько орденов — Отечественной войны I степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени. Уволен из армии в 1988 году. Жил в Москве. Умер 27 мая 2002 года, похоронен на Троекуровском кладбище.
Челноков Николай Васильевич
Дата рождения 26 апреля (9 мая) 1906
Место рождения Иркутск
Дата смерти 16 июля 1974
Место смерти Москва
Принадлежность СССР
Род войск ВВС
Годы службы 1931—1954
Звание
Член КПСС с 1940 года. В Советской Армии с 1928 года. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков(1929), Севастопольскую школу морских лётчиков (1931), академические курсы при Военно-морской академии (1945),Военную академию Генштаба (1949). С 1931 года Челноков — инструктор-лётчик, затем командир звена, командир отряда, участвовал в советско-финской войны 1939−1940 г. Во время Великой Отечественной войны командовал бомбардировочной и штурмовой авиаэскадрильями, был заместителем командира, а с августа 1942 — командиром гвардейского минно-торпедного авиаполка на Балтийском флоте. В июне — августе 1943 года был помощником, а с декабря 1943 — командиром гвардейского штурмового авиаполка на Черноморском флоте. В августе — октябре 1944 года — командир 9-й штурмовой авиадивизии на Балтийском флоте. Авиаэскадрилья под командованием Челнокова успешно наносила удары по неприятельским портам, кораблям в море, железнодорожным станциям и войскам противника на подступах к осаждённому Ленинграду. За успешное командование эскадрильей, 78 боевых вылетов и проявленные при этом героизм и отвагу Челнокову было присвоено звание Героя Советского Союза. Будучи командиром штурмовых авиаполка и авиадивизии, проявил себя смелым новатором. Штурмовики под его командованием наносили мощные удары по противнику. За проявленный при нанесении штурмовых ударов героизм он удостоен второй медали «Золотая Звезда». Всего за годы войны Челноков совершил свыше 270 боевых вылетов. После войны на командных и штабных должностях в авиации ВМФ и на преподавательской работе. С 1954 года в запасе по болезни. Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва. Награждён 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Ушакова 2-й степени, Красной Звезды, «Знак Почёта» и медалями. Скончался в Москве 16 июля 1974 года, похоронен на Головинском кладбище. Бюст Н.В. Челнокову установлен в Ленинграде, в Аллее Героев Московского парка Победы.
Витрук Андрей Никифорович
Дата рождения 8 июля 1902
Место рождения село Андрушки, Житомирский уезд, Волынская губерния,Российская империя; нынеПопельнянский район,Житомирская область
Дата смерти 3 июля 1946
Место смерти Киев, Украинская ССР, СССР
Принадлежность СССР
Род войск ВВС ВС СССР
Годы службы 1924—1946
Звание
Часть 65-й штурмовой авиационный полк, Московская зона обороны; 10-я Краснознамённая гвардейская штурмовая авиационная дивизия (291-я штурмовая авиационная дивизия (шад), 2-й воздушной армии (2ВА))
Должность командир полка, командир дивизии
Сражения/войны Бои на Халхин-Голе, Советско-финская война, Великая Отечественная война
Родился 8 июля 1902 года в селе Андрушки ныне Попельнянского района Житомирской области Украины в крестьянской семье. Член ВКП(б) с 1926 года. Окончил среднюю школу, работал на сахарном заводе.
В Вооружённых Силах СССР с 1924 года. Окончил Сумское артиллерийское училище, а в 1934 году — Борисоглебскую военную школу лётчиков. Участник боёв на реке Халхин-Гол в 1939 году, освободительного похода советских войск в Западную Белоруссию 1939 года, советско-финской войны 1939—1940 годов. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию. В том же году — на фронте.
Командир 65-го штурмового авиационного полка (Московская зона обороны) подполковник Витрук А. Н. к началу1942 года совершил 21 боевой вылет, проявив при этом исключительное мужество.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1942 года за умелое командование полком, образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм подполковнику Витруку Андрею Никифоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 647).
В последующие военные годы до Победы над гитлеровской Германией А. Н. Витрук командовал 291-й (10-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизией, лётчики которой отличились в ходе Острогожско-Россошанской, Белгородско-Харьковской, Киевской, Ясско-Кишинёвской, Белградской операций, освобождении советских городов:Острогожск, Грайворон, Гадяч, Лубны, Киев, румынского города Яссы и столицы Югославии — города Белграда.
После войны гвардии генерал-майор авиации Витрук А. Н. командовал авиационной дивизией. Скончался на 44-м году жизни 3 июля 1946 года. Похоронен в парке Вечной Славы столицы Украины — города-героя Киева.
Награждён орденом Ленина (1942), 4 орденами Красного Знамени (22.02.1942, 29.08.1943, 24.09.1944, 11.1944), орденами Суворова 2-й степени (1943), Кутузова 2-й степени (1944), Богдана Хмельницкого 2-й степени (1944), Александра Невского (22.06.1945), Красной Звезды (22.02.1941), медалями. Народный Герой Югославии (29.01.1945).
Имя Героя носят улицы в Воронеже, Киеве, Житомире, а также школа, где он учился.
Депутат Борисоглебской городской Думы, фракция КПРФБлог Анатолия Шатилова