Зачем воронежский губернатор синтезирует либерализм с русским национализмом
Зачем воронежский губернатор синтезирует либерализм с русским национализмом 5 Мая 2015
Ряд заявлений воронежского губернатора Алексея Гордеева на недавней пресс-конференции, которые позволяют трактовать его взгляды как лежащие на перекрестке русского национализма и либерализма, противоречат его реальной политике. К тому же вызывает большие сомнения сама идея синтеза двух идеологий.
Вернуться к теме идеологических предпочтений губернатора Воронежской области меня подвиг пост русского публициста и националиста Святослава Иванова в социальных сетях к Дню советской печати, 5 мая. Именно 5 мая в 1912 году вышел первый номер газеты «Правда». «Помнится, когда уже в ельцинские времена День печати стали отмечать в день выхода первой русской газеты «Куранты» 13 января, ироничная Наталья Шулик, долгое время работавшая со мной в воронежской газете «Береге», мудро заметила: «Лучше мордой в газон, чем в сугроб», - отмечает Иванов. - Вспоминая советскую печать, надо признать, что по крайней мере воронежские СМИ были тогда гораздо свободнее. Сегодняшнюю региональную прессу как в помойную яму сливают в РИА «Воронеж» под руководством Сахарова (Илья Сахаров, заместитель руководителя департамента связи и массовых коммуникаций области. - авт.). Газеты стали похожи друг на друга как бессловесные матрешки. Гордеевский режим оказался самым жестким в отношении воронежской журналистики. Свободу слова закатали в асфальт. Заметьте, что факт передачи 100 тыс. подписей от экоактивистов, протестующих против добычи никеля на Хопре, в администрацию президента не стал новостью для «ведущих воронежских изданий». А на встрече Алексея Гордеева с так называемыми аналитиками СМИ вопрос даже «не заметили». Просто встреча, как и все остальные, была срежиссирована заранее, и все роли были расписаны. Вопросы, как и ответы на них, были заранее подготовлены. Советская пресса предперестроечного и перестроечного периода при всех издержках все-таки в лучших своих образцах служила народу, реально помогала людям. Но сегодняшняя российская журналистика совершила великое предательство в отношении своего читателя. Она служит чиновнику и толстосуму».
Со Святославом Ивановым в главном трудно не согласиться. Но позволю себе несколько идеологических добавлений. Либеральная цензура, к сожалению, оказалась более жесткой и тоталитарной, чем даже советская. Казалось бы, в основе либерализма лежит свобода. Но, как показала практика, она является свободой только для избранных, что касается, разумеется, не только массмедиа. На место красного комиссара пришел либеральный. Так что светлое будущее журналистики я вижу в отказе от либерализма, развороте к национальной демократии.
Надо напомнить, что на так называемой встрече с аналитиками Гордеев, с одной стороны, заявил, что население России якобы выбрало либеральный путь развития, хотя Конституция РФ, вообще-то, запрещает любую идеологию в качестве государственной или обязательной, а, с точки зрения наличия в ней некоего многонационального народа, там заложена левая парадигма. С другой, Алексей Гордеев впервые за долгое время произнес слово «русский», говорил об умерщвлении провинции, исчезновении с карты страны целых сел и деревень и даже о том, что хватит кормить Кавказ и Среднюю Азию, как русский националист.
Впрочем, реальная политика противоречит словам губернатора. Приведу небольшой отрывок из пресс-релиза с недавнего заседания Национальной палаты региона, в которой практически не находится места русским: «О вкладе Национальной палаты в воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения с докладами выступили член координационного совета народов Кавказа, председатель совета ВРОО «Воронеж - многонациональный» Ишхан Хачатрян, представитель еврейской общины Воронежской области Юрий Сегал и представитель Общественной организации региональная национально-культурная автономия евреев Воронежской области Елена Брыкина». То есть вопреки заявлениям Алексея Гордеева об умерщвлении провинции, исчерзновении с карты страны целых сел и деревень патриотическую повестку дня в русской губернии определяют два еврея и один кавказец.
Или другой пример из реальной практики. Губернатор раскритиковал качество госуправления в стране, выступая на конференции в Высшей школе экономики, а в работе одного из ключевых чиновников его команды Максима Увайдова, руководителя департамента имущественных и земельных отношений области, - все призраки «деградации специалиста» (выражение Гордеева): непрозрачная деятельность по установке рекламных конструкций, когда областной бюджет по итогам конкурса теряет, а не приобретает, попытка откусить участки земли у Михайловского кадетского корпуса и отобрать подсобку у Театра оперы и балета, непонятный приказ о списании имущества старой бобровской больницы, фактически приведший к сносу дома священника (относился к комплексу зданий участковой больницы), где останавливались писатели Антон Чехов и Алексей Суворин.
Примечательно, что вслед за Гордеевым с его критикой госуправления с аналогичными тезисами выступил в Екатеринбурге глава Сбербанка Герман Греф. Греф сообщил, что «главной задачей для страны является реформа абсолютно неэффективной системы управления»: «Россия не готова ни к каким реформам... Как только мы реформу госуправления сделаем, можно будет проводить все остальные».
«Греф - олицетворение нынешней системы управления, ее творец и ее плод, - комментирует высказывания главы Сбербанка военный эксперт Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид). - Уже поэтому можно весело позубоскалить про унтер-офицерскую вдову и забыть. Вот только не все так просто. Во-первых, в глаза бросается место произнесения речи. Екатеринбург - город, куда недавно приезжал посол США и по совместительству ключевой элемент многих цветных революций Джон Теффт. И был принят весьма радушно. К тому же Екатеринбург, с точки зрения либерального оппонизования нынешнему режиму, стоит в первых рядах. И тут не прикормленные фрики, залегендированные Кремлем в качестве либералов и оппозиционеров как в Москве, а жесткие сторонники слогана «Больше либерализма». Еще Екатеринбург - столица бывшей почти состоявшейся Уральской республики, к которой близко подошла первая постсоветская администрация, жравшая суверенитета даже не сколько могла проглотить, а до тошноты и через не могу. В некоторые моменты Татарстан, Башкирия и даже Чечня выглядели по сравнению со свердловским Эдуардом Росселем милыми пасторальными местами вечного покоя и радости. И все никуда не делось - если потребуется, раскрутить идею «Урал понад усе» найдется кому. С чем, возможно, и была связана поездка Джона Теффта. Так что Герман Греф попал туда, куда нужно. И аудиторию он тоже выбрал со значением. Не перед московскими бездарями, неспособными ни на что, ему ведь выступать?
Во-вторых, слова про «абсолютно неэффективную» - сигнал не кому-нибудь, а лично Самому. Который гордился ею, как одним из своих ведущих достижений, спасших страну. Слова Грефа - слова серьезной и ресурсно обеспеченной элитной группировки, причем той, которая более других страдает от западных санкций и прочих безобразий, связанных с событиями последнего года. Ее пытаются умаслить, выделяя ей фантастические деньги из накопленных запасов, спуская резервы фактически туда же, куда она вообще все спускает. Любопытно, что если сравнить выделяемые банковскому и финансовому сектору деньги под так называемую антикризисную программу правительства, то они близко коррелируют с вынутыми из американских трежерис средствами. Очень похоже на перекладывание из одного кармана в другой. Только если о выходе из доллара пропагандисты, роняя слюну, самозабвенно рассказывают из каждого утюга, то куда они идут далее - глухая тишина. К пропагандистам претензий нет - до них не довели всю картину, и поэтому они распевают «Харе Путин» исключительно про одну сторону двустороннего процесса. Ведь если откуда-то убыло, куда-то оно должно прибыть? А раз речь идет о деньгах - то к кому-то. И нынешняя ситуация Грефа, его подельников и их хозяев не устраивает. Греф де-факто ультиматирует по адресу: Москва, Кремль. Деньги их уже не устраивают, им нужны гарантии. А гарантии в олигархическом государстве может дать только один ресурс - власть. Вот ее Герман Греф и требует. Если перевести с екатеринбуржского на русский. И ничего иного за спичем главы Сбербанка нет. Просто ультиматум. Пока ультиматум. А там - будут посмотреть на реакцию».
Что касается синтеза либерализма с русским национализмом, то вот как рассуждает на тему его возможности один из столпов русского национализма Александр Севастьянов: «Среди наиболее влиятельных общественных сил, формирующих образ будущей России, мы видим две, на мой взгляд, взаимоисключающие: либералов и русских националистов. У первой - огромные ресурсы: финансовые, информационные, организационные (особенно, если учесть, что либералы-западники составляют основу как оппозиционной контрэлиты, так и правящей элиты). И практически полное неприятие у абсолютного большинства, свыше 90%, граждан России. У второй - максимальная динамика роста, огромная скрытая (латентная) поддержка населения, приз народных симпатий. И практически полное отсутствие вышеозначенных ресурсов. Такой расклад порождает мечты и надежды у каждой из сторон. У либералов - как бы попользоваться народной поддержкой за счет националистов? У националистов - как бы обрести толику ресурсов за счет либералов? В результате принципиальные политические противники порой оказываются склонны к вполне беспринципному политическому союзу. Таким образом возникает вполне противоестественный проект национал-либерализма, сочинителей которого можно встретить по обе стороны баррикад. Почему я считаю данный проект противоестественным? Либерализм и национализм в принципе противоположны - истинно, онтологически. Как минимум по двум причинам.
Во-первых, если либерализм выражает идеалы и мотивы индивидуализма, то национализм, как и социализм, выражает идеалы и мотивы холизма (от английского whole - целый). Индивидуализм постулирует приоритет личности над обществом и государством, холизм - наоборот, постулирует приоритет общественного (классового либо этнического), а значит и государственного, над личным. Причем социализм имеет в виду классовый аспект холизма, а национализм - этнический. Проблема проста в своей основе и является зримым выражением закона диалектики о единстве и борьбе противоположностей. Которые в данном случае борются в едином существе интеллигента. Чтобы стать истинным националистом, интеллигенту следует отказаться от индивидуализма и поставить себя на службу целому: в данном случае - своей нации. Все просто. В теории. И с огромным трудом осуществимо на практике. Во-вторых, западничество, неотделимое свойство либерализма, в принципе не пристало какому бы то ни было национализму, кроме национализма стран и народов Запада, к которым Россия и русские не относятся. Отрицание русского национального своеобразия в пользу евроидентичности однозначно свидетельствует: перед нами не русский националист - либо и вовсе нерусский националист. По определению не может быть националистом тот, кто добровольно предпочитает чужую идентичность - собственной, природной, кто чужой эталон ставит выше своего».
Таким образом, смысл заявлений Гордеева может быть не тем, чем он представлялся при их первичном анализе. Более того, кардинально отличаться.
Константин Чаплин
5 мая 2015 г.
4 пера