Тема: Что мы читаем?

ЧТО МЫ ЧИТАЕМ?

                                                        «Хочешь быть обеспеченным – хорошо работай.
                                                        Хочешь быть богатым – хорошо соображай».

   Вполне современная сентенция. Точнее – краткое изложение главной мысли Генри Форда, книга которого предлагается вниманию склонного к анализу читателя.

               Генри Форд сегодня

     Кто он, Форд?
     Для одних – успешный предприниматель, автопромышленник, даже философ.
     Для других – создатель потогонного конвейера. Автор поточного производства, эксплуататор и капиталист.
     А вот его книжка: «Моя жизнь. Мои достижения». По сути – учебник премудрой жизни для бизнесмена, откровения для любопытных, загадки для любознательных. Для меня – тоже. Тем более, что это подарок нехилго в городе предпринимателя с аннотацией: «Это – коммунист! Я за него!»
      Первая же фраза на обложке заставляет поверить в деловитость автора: «Думать – самая трудная работа, вот почему этим занимаются не многие».
      Для взгляда сторонника «пролетарской» трактовки образа Форда, неожиданной покажется позиция автора, утверждаемая от первой до последней страницы, что главное в успехе любого дела есть забота о рабочем. И без насилия над слогом, автор подтверждает свой лозунг фактами и расчетом. Сошлюсь на мысль, поразившую меня неожиданностью: забота об инвалидах. Это надо прочитать, чтоб поверить в невероятное! Фордовцы рассчитали, сколько процессов на предприятии фирмы может выполняться безногими, безрукими, слепыми, однорукими без ущерба производству и без потерь в оплате перед здоровыми. «…вполне развитая промышленность в состоянии дать максимально оплачиваемую работу для большего числа пригодных рабочих, чем в среднем можно найти в человеческом обществе».  Чем не философский вывод на уровне государства? И Форд приветствовал эту систему на своих предприятиях. И ещё читайте: «Понижение заработной платы самый лёгкий и в то же время самый   возмутительный способ справиться с трудным положением, не говоря уже о его бесчеловечности. В действительности это значит свалить неспособность администрации на рабочих».
     Форд заигрывает с читателем? Нет. Внимательный промышленник оценит его честность, не без пользы и для себя: «Работодатель никогда ничего не выиграет, если поставит себе вопрос: «Сколько я могу выжать из рабочего?» Обе стороны должны держаться предприятия и задавать себе вопрос: «Как можно помочь данному призводству достигнуть плодотворного сотрудничества, чтоб это дало всем комфортабельное существование?» Но, замечает Форд, «…работодатели и рабочие далеко не всегда мыслят последовательно: привычку поступать близоруко трудно переломить».
      Вот ещё одна «странная» мысль Форда: «На мой взгляд, человек иначе и не может, как быть постоянно на работе. Днём он должен думать о ней, а ночью – она ему сниться».  Уточним его же словами: «Для человека физического труда является даже необходимостью ограничивать свои рабочие часы – иначе он скоро истощит свои силы…. Но, если он хочет идти вперёд и чего-нибудь достигнуть, то гудок для него только сигнал поразмыслить над своим трудовым днём и найти, как бы ему делать лучше прежнего. Кто обладает высшей мыслительной силой и работоспособностью, неминуемо будет иметь успех
      Форд – сторонник плана?  Не у него мы этому когда-то учились? (насколько успешно?): « Я лично знаю, - пишет он, - что мы всегда имели недостаток товара и никогда – перепроизводство.  Если и был избыток, то это производство, лишённое плана».
      Любопытен взгляд на консервативность спецов. «Таковы все умные люди, они так умны и опытны, в точности знают, почему нельзя сделать того-то и того-то, видят пределы и препятствия. Поэтому я никогда не беру на службу чистокровного специалиста. Если бы я хотел убить конкурентов нечестными средствами, я представил бы им полчища специалистов.  Получив массу хороших советов, мои конкуренты не смогли бы приступить к работе». Не оттуда ли вывод для изобретателей: «Хочешь изобрести лучше – не знай предыстории процесса». 
      Хотите о рекламе?  О партнёрской честности? «Случайный рекорд и реклама недостаточны для завоевания рынка. Настоящее дело не то же самое, что спорт! Нужна деловая этика».
      Форд заботился о здоровье людей? Не врёт? Он перечисляет дюжину причин травматизма и несчастных случаев, даже переутомления. И заявляет: «С дефектами конструкций и машин, с  недостатком места, с нечистоплотностью, с дурным воздухом и освещением, с дурным состоянием духа и с недостатком спайки – со всем этим мы легко покончили. Никто из наших людей не переутомляется на работе». Так у них?!
      А вот любопытный и неожиданный совет любителям кредитов, таких популярных и «полезных» сегодня: «Денег становится в обрез. Но ведь можно же занять кое-что. Нет ничего легче. Это самое утончённое искушение, которому можно подвергнуть молодого дельца. Но займом только увеличивают убыток. Он поддерживает болезнь. Но повышают ли занятые деньги сообразительность данного лица? Обычно нет. Занимать при таких условиях - значит обременять закладными терящую ценность собственность».
      Триста пятьдесят страниц занимательного текста не вставишь в статью. Книга Форда  по сути – энциклопедия деловой этики, умного и достойного ведения бизнеса. «Когда прибыль выжимается из рабочих или покупателей – это свидетельствует о плохом ведении дела. Её должно дать более искусное руководство делом. Берегитесь ухудшать продукт, берегитесь понижать заработную плату и обирать публику. Побольше мозга в вашем рабочем методе – мозга и ещё раз мозга! Работайте лучше, чем прежде, только таким путём можно оказать помощь и услугу для всех людей».
      Форд учит неожиданным поворотам и во взгляде на жизнь: «Жизнь, как я её понимаю, не остановка, а путешествие. Даже тот, кто думает, что он «остановился отдохнуть», не пребывает в покое а, по всей вероятности, катится вниз». «Сколько людей боятся, что их сочтут за дураков. Несмотря на это, вовсе не так плохо быть дураком во имя справедливости. Утешительнее всего то, что такие дураки живут достаточно долго, чтобы доказать, что они вовсе не дураки, или же начатая ими работа продолжает жить и доказывать это».

     Вот, оказывается каким должен быть цивилизованный капитализм. А что имеем сегодня мы?