Re: Национальная политика
Парад самоидентификации
28 Мая 2014
Святослав Иванов
События на Украине не только ее жителей, не только граждан России, но фактически весь мир заставили заново самоопределяться. Кто мы, с кем мы, во что веруем и что, наконец, защищаем? Напомню, что самоидентификация - устойчивое отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и системы ценностей, осознание себя членом такой группы или общности. Предлагаю читателям несколько своих наблюдений на указанную тему.
Национализм и Иосиф Абрамович
Иосиф Абрамович - большой ученый. В языкознании он знает толк примерно так же, как Иосиф Виссарионович. В апрельском номере бесплатного приложения к газете «Воронежский курьер» «Семерочка» (№15, апрель 2014) тиражом 90 тысяч экземпляров (!) в рубрике «Служба русского языка» он растолковал понятия «толерантность» и «терпимость», «патриоты» и «националисты». О толерантности мы поговорим как-нибудь в другой раз. Обратим внимания на вторую статью профессора Стернина в «Семерочке» - «Патриоты и националисты». «Иногда, - пишет ученый-консультант, - говорят, что между двумя понятиями трудно провести грань. На самом деле ничего подобного - разница в значениях двух слов очень четкая и легко определяется. Патриот - тот, кто любит свою страну, а националист - тот, кто ненавидит другие страны… Для него главное - как можно громче и резче выразить свою ненависть к другим странам и их представителям».
Запомним категоричность и совсем не академическую легкость, с которой доктор филологических наук проводит грань между двумя понятиями. Действительно, если брать старые советские словари, к примеру, толковый словарь Ушакова 1935-1940 годов издания, то мы там прочтем о национализме следующее. «Буржуазная идеология и политика, ставящая свою, господствующую нацию в привилегированное положение и направленная на угнетение других национальностей, на создание вражды между ними». И далее идут цитаты из товарища Сталина. Но Иосиф Абрамович Иосифа Виссарионовича цитировать не хочет, а вот сталинское понимание национализма охотно использует. Однако современный толковый словарь Ефремовой, 2000 года издания, отнюдь не так категоричен, как оба Иосифа. В нем национализм: «1. Идеология, политика и социально-психологическая установка, основа которых - национальная исключительность и национальное превосходство, трактовка нации как высшей формы общества. 2. Защитный рефлекс и мощный инстинкт национального самосохранения на массовом уровне, когда нации угрожает опасность (в начале XX века в СССР и в начале XXI века в России)».
Ну и совсем не так, как Иосиф Абрамович, толкуют понятие национализма современные специальные словари. «Национализм возводит принадлежность к своей нации в политический принцип или программу. Таким образом, он имеет иное измерение, чем патриотизм, который подразумевает чувство привязанности к своей стране или нации, не связанное с какой-либо программой политических действий...» (Политика. Толковый словарь. - М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001). «Национализм (nationalism) - 1. Чувство принадлежности народу, объединенному обшей исторической, лингвистической и, возможно, «расовой» или религиозной связью, с верой в то, что он идентифицирофан. 2. Любая связанная с таковым идеология, защищающая состояние нации как наиболее соответствующую форму современного правительства». (Большой толковый социологический словарь. - 2001). Таким образом, есть достаточно доказательств того, что понятие «национализм» в современном мире толкуется по крайней мере неоднозначно. На что и должен был указать, выступая перед многотысячной аудиторией, всякий добросовестный ученый. Тем более доктор филологических наук, профессор и заведующий кафедрой общего языкознания и стилистики. Не знаю, существуют ли в Воронежском госуниверситете нормы научной этики, но вот, к примеру, у Общества Макса Планка (Германия) они есть. И в перечне поступков, квалифицируемых как нарушение научной этики, общество рассматривает ложные заявления путем фабрикации, а также фальсификацию путем тайного отбора данных и отказа от нежелательных результатов.
Между нами, патриотами…
Очевидно, что Стернин, по-видимому, охотно позиционирует себя патриотом. А вот к какой нации он «испытывает любовь и заботится о ней», можно только догадываться. Любопытно было бы, к примеру, узнать от профессора-консультанта толкование понятия «сионизм». С учетом того, что до 1991 года он квалифицировался как «форма расизма и расовой дискриминации».
Хотя тираж у «Семерочки» огромный (бюджетных денег не жалко), просветительский эффект статей Иосифа Абрамовича и его «Службы русского языка», однако, небольшой.
Вот недавно в Фейсбуке главный редактор популярного у нас интернет-портала прямо так и заявил: «У кого есть хотя бы тень сомнения, я - русский националист». Далее завязался не то что бы спор, но обмен репликами:
- Национализм - ведь плохо, разве нет? У нас ведь многонациональное государство, так в Конституции написано.
- Национализм - отлично! Нацизм - мерзко!
- Вы же понимаете, что в головах большинства людей нацизм равен национализму? Что с ассоциациями делать будете?
- Нацизм проявляется, когда ты говоришь, что русские (украинцы, таджики, литовцы...) лучше других. Знака равенства здесь быть не может.
- Прежде чем решать, кто тебе нравится, надо самому себе понравиться. Нужно решить, кто ты сам. А вообще всякий русский националист будет за равенство народов.
Разговор, впрочем, закончился, когда некто N.S. объявил себя русским, патриотом и интернационалистом. Последовала реплика: «Русский и интернационалист - уже выбери или застрелись». Но товарищ упорно стоял на своем, заявив, что «русский патриот - всегда интернационалист». А затем завел речь об «истинной национальности» участников диалога. После чего неадекватность N.S. стала для всех очевидной, и обмен репликами затих сам собой.
Но обмен репликами в соцсети - пример того, что «национализм» сегодня - отнюдь не ругательное слово.
Ну и напоследок новость для тех, кто хочет проверить свою русскость. Недавно на Соборных слушаниях Всемирного русского народного собора обсуждалась Декларация русской идентичности. В итоге предложено следующее определение русской идентичности: «Русский - человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа».
Автор: Святослав Иванов