Астрихинский пишет: Если поднять научную критику Нового завета, то скажем:
1. Ирод Великий умер в 4 году до нашей эры, после него до 6 года нашей эры правил его сын Архелай; затем римский император вообще лишил Иудею самоуправления, он послал туда наместником Копония и дал ему в помощники Квириния.
Ирод Великий (37-4 гг.до н.э.) действительно был царем (в отличие от его сыновей) Иудеи (по мнению исследователей именно во времена его правления родился Иисус). После его смерти римляне разделили царство между тремя его сыновьями. Ироду Архелаю (4 г. до н.э.-6 г. н.э.) вместе с титулом этнарха достались Иудея с Иерусалимом (в 6-м г. Иудея стала третьеразрядной провинцией Римской империи и управлялась офицером из высшего класса всадников, который был подотчетен губернатору Сирии). Ироду Антипе (правление 4 г. до н.э. – 39 г.), ставшему тетрархом Галилеи и Переи, отдали северную часть Палестины. Именно Ирод Антипа казнил Иоанна Крестителя и участвовал в суде над Иисусом. Ирод Филипп (4 г. до н.э. – 34 г.) – тетрарх Итуреи и Трахонитиды, основатель Кесарии Филипповой. (по «Иудейским древностям» Иосифа Флавия в изложении Эванса К.)
Астрихинский пишет:2. О всеобщей государственной переписи во времена Августа история ничего не знает. Римская перепись вообще не могла быть предпринята в Палестине в царствование Ирода Великого.
Светские источники не содержат информации о переписи, что, однако, не исключает ее проведения по приказу Августа. Возможно, данные о ней не сохранились в источниках, как, например, и упоминание Назарета в Ветхом Завете и литературе, современной Новому Завету, однако, археологические раскопки селение обнаружили. (по Дж. Дрейну «Путеводитель по НЗ»)
Астрихинский пишет:3. Первосвященник всегда был один, а не два или больше. Скажем, представьте себе – около человека стояли Римские Папы, т.е. католические первосвященники. Смешно и нелепо.
Действующий первосвященник, конечно, был один, в Лк. 3:2 не указывается, что первосвященники оба правили одновременно. По поводу римских пап ирония не уместна: в данное время один понтифик управляет католической паствой, а второй находится на покое.
Астрихинский пишет:Кстати, обычая отпускать преступника в праздник Пасхи у евреев никогда не было, и орудием казни служил не крест, а столб с перекладиной в форме буквы Т.
В Иудее как провинции Римской империи судебные дела, которые могли повлечь за собой смертную казнь, были в ведении прокуратора. Он имел право и освобождать заключенных, напр., прокуратор Альбин, по Флавию, покидая должность в 64 г., освободил всех узников, кроме заключенных за убийство. Синедрион же рассматривал дела, относящиеся к традиционному еврейскому закону, но не мог выносить смертного приговора. Если же исполнение закона производилось толпой, то осуществлялось побиванием камнями, а не распятием. Последним римляне казнили мятежников и прочих особо опасных преступников в колониях. (по Дж. Дрейну «Путеводитель по НЗ»)
Астрихинский пишет:Ещё абсолютно неоспоримый факт -- первосвященник Анна умер ещё до первосвященства своего сына Елеазара,--который в свою очередь служил до первосвященника Иосифа (19-36 гг.) (Иосиф из рода Иуды, а не какой-то Каиафа, в храмовых записях обо всех первосвященниках такого имени вообще нет!).
По Иосифу Флавию Анна - сын Сета (22 год до н. э. — 66) — первосвященник Иудеи с 6 по 15 год. Тесть первосвященника Каиафы.
Каиафа - первосвященник Иудеи с 18 по 37 год. О нём упоминает Иосиф Флавий, называя его Иосиф, прозванный Каиафой (Иудейские древности, книга XVIII, 2.2).
Елеазар, сын Анны, - первосвященник в 16-17 годы.
Текст Иосифа Флавия: «Секвестировав имущество Архелая … Квириний сместил первосвященника Иоазара за то, что он не поладил с народом, и назначил на его место Анана (Анну), сына Сефа (Иудейские древности 18.26).
При нем (Тиберии) был послан в Иудею пятый наместник, преемник Аннея Руфа, Валерий Грат. Он сместил священника Анана и поставил на его место Элеазара, сына первосвященника Анана. По прошествии года он удалил и его и передал этот пост Симону, сыну Камифа. Однако и последний удержался не более года, и преемником ему был назначен Иосиф, прозванный также Каиафой. После всего этого Грат возвратился в Рим, проведя в Иудее одиннадцать лет, и вместо него прибыл его преемник Понтий Пилат». (Иудейские древности 18.33-35).
Астрихинский пишет:4. После времён первобытного матриархата ни у одного народа не было обычая вести родословные по материнской линии. Тем более это относится к древним евреям, у которых генеалогическим данным всегда придавалось очень большое значение, причём велись они всегда строго по мужской линии, и оно не могло вестись по родословной Марии. Кстати о родословии. Иосиф был отцом или отчимом Иисусу? (Мт. 1-1).
Сколько колен от Иосифа до Давида – 28 (Мт.1-6 -16) или 42 (Лк.3-23-31).
Формально - отцом, но никак не отчимом. У Луки и Матфея действительно изложение родословия Иисуса отличается, и существуют несколько точек зрения по этой проблеме. Объяснение противоречий:
1. Согласно древнейшей версии, приписываемой Юлию Африкану, Иосиф был рождён в левиратском браке. Так, Евсевий Кесарийский цитирует Юлия Африкана:
«имена родовъ у Израиля исчислялись или по природѣ или по закону. По природѣ, когда подлинно было преемство сѣмени (отъ отца къ дѣтямъ); а по закону, когда во имя брата, умершаго бездѣтнымъ, другой (братъ) рождалъ (отъ жены его) дѣтей. Такъ-какъ тогда еще не было даровано ясной надежды на воскресеніе, то будущее обѣтованіе считали за одно съ воскресеніемъ смертнымъ, лишь-бы то есть имя усопшаго не исчезало. Поелику же изъ лицъ, вошедшихъ въ родословіе (Іисуса Христа), нѣкоторыя подлинно преемствовали отцамъ, какъ сыновья, а другія, родившись отъ однихъ отцовъ, прозвались по инымъ: то (въ Евангеліяхъ) и упоминается о тѣхъ и другихъ, — и о родившихся (отъ своего отца), и какъ будто родившихся (отъ своего отца). Посему, ни то ни другое Евангеліе не лжетъ, исчисляя (имена) и по природѣ и по закону».
Далее Африкан усматривает ряд недочётов в такой версии, и заключает:
«Впрочемъ, такъ, или иначе было дѣло, только едва-ли кому удастся пріискать другое, болѣе удовлетворительное объясненіе: по-крайней-мѣрѣ такъ я думаю, — да вѣрно и всякій здравомыслящій. Сего-то объясненія, за неимѣніемъ лучшаго, и будемъ мы придерживаться, хотя оно и не утверждено свидѣтельствами».
2. Одна из родословных — родословная по линии Марии.
Согласно этой версии, Лука называет Иосифа «сыном» (зятем) Илия в правовом отношении, так как женщина не могла указываться в родословной в качестве звена в цепочке наследования. Перепись населения производилась с целью взимания налогов и касалась владельцев имущества. Участвовать в переписи могли и женщины, если они имели наследство, имевшее значение для налоговой переписи и они были единственными дочерями-наследницами.
Закон о наследстве дочерей описан в Ветхом Завете: «если кто умрёт, не имея у себя сына, то передавайте удел его дочери его» (Чис.27:8). У этого закона было одно ограничение: чтобы сохранить право на землю, такая дочь-наследница имела право выйти замуж только за мужчину из своего же колена (Чис.36:6-9). Как видно из текстов родословных, Мария и Иосиф происходят из колена Иудина и оба являются потомками царя Давида.
И именно потому, что Иосиф взял в жёны дочь-наследницу, его имя оказалось записано в родословной его жены (как это всегда и происходило в Израиле в подобных случаях).
3. Родословия сфабрикованы.
Астрихинский пишет:Кто отец Сала, Каинан (Лк.3-35,36) или Арфаксад (Б.11-12; 1 Пар. 1-18).
Каинан, сын Арфаксада, действительно не упомянут в еврейском тексте Библии, но это имя встречается в Септуагинте (греческий перевод) и Книге Юбилеев (гл.8).
Астрихинский пишет:У правителя Иудеи Зоровавеля отец Салафииль, а у Салафииля кто отец: Нирий (Лк.3-27) или царь Иехония (Мт.1-12).
В родословных у Матфея и у Луки, а также в Ветхом Завете, присутствуют Салафииль и его сын — Зоровавель. Согласно Ветхому Завету и Евангелию от Матфея, отцом Салафииля был Иехония. Согласно Евангелию от Луки, отцом Салафииля был Нирия. В Ветхом Завете подробно перечислены дети Зоровавеля: Мешуллам, Ханания, Шеломиф (дочь), Хашува, Огел, Берехия, Хасадия, Иушав-Хесед. В этом списке нет сыновей, упоминающихся в Новом Завете (у Матфея это Авиуд, а у Луки — Рисая).
Для объяснения этих противоречий используют левират и говорят об ошибках переписчиков. Кроме того, есть версия, что было два разных Салафииля и два разных Зоровавеля. (По статье Древо Иессеево)
Астрихинский пишет:Кто подходил просить за больного слугу – сотник или нет? (Мт. 8-5; Лк.7-2-10).
Суть истории в том, что слуга исцеляется «заочно» по просьбе сотника (непосредственной или переданной через друзей), а не в том, ктО конкретно обращался к Иисусу за помощью.
«… я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф.8:8). «Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле Я не нашел такой веры» (Мф.8:10). «И сказал Иисус сотнику, иди, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф.8:13).
Астрихинский пишет:Горчица (любой сорт) никогда не была выше одного метра – можно ли её называть большим деревом в прямом значении? (Лк.13-19). И т.д.
По Словарю Брокгауза и Ефрона "Горушечное зерно, упоминаемое в Евангелии (Мф., XIII, 31—32), в русск. переводе не точно названо горчичным зерном. Это семя очень обыкновенного в Палестине, Египте и Малой Азии дерева из семейства Salvadoraceae (близкого к масличным), именно: Salvadora persica L., имеющ. мелкие цветы и такие же 1—2-семянные ароматич. плоды."
По Ботаническому словарю (Анненков)/Pircunia abyssinica: "Pircūnia abyssinica Hoffm. Phytolaccac. Syn. Phytolacca dodecandra L'Herit. По Frost'у это есть то растеніе, o которомъ говоритъ Іисусъ Христосъ, называя егоЗерно горушично, Зерно горушно (слав.) Зерно горчичное (русск.) (Ев. Матѳ. XIII. 31. XVII. 20. Марка IV. 31. Луки XIII. 19. XVII. 16). По Lighfoot и др. это есть Sinapis orientalis L., а по другимъ это есть Salvatora indica Royle. Корень и плоды этого раст. извѣстны въ Абисс. и въ Европѣ подъ именемъ Radix et Fructus Schepti, какъ противуглистное средство. Отеч. Абиссинія." (Phytolacca dodecandra)