Тема: Шоссе и мост

http://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_vvdPmmC9W8.jpeg

Шоссе и мост. (От нашего корреспондента).

БОРИСОГЛЕБСК • NEWS

Отрадное ввпечатление производит начатая земством прокладка шоссе между селами Большие Алабухи и Богана и сооружение моста через реку Ворону. Пока еще производятся только подготовительные работы. Около ста человек рабочих заняты сейчас разбивкой камня для приготовления цемента, из которой будет сооружен большой мост. рабочие каменщики приехали из других губерний, напр. Ярославской, работают также и местные крестьяне. Мост предлагается соорудить каменный на прочных, слитых из камня быках, проведен он будет выше водяной мельницы Маликова.

Крестьяне очень сочуственно относятся к предпринятой земством работе. Дело в том, что вследствие северной топкой дороги сильно задерживается сообщение этих сел с борисоглебском. Пожелаем земству успеха в начатом деле и будем надеяться, что оно в этом направлении будет и еще много работать, устроив например шоссе, по всем известной своими неудобствами дороге между Большой Грибановской и Борисоглебском.

Газета "Борисоглебский листок" № 3 от 10.05.1914 Шоссе и мост. (От нашего корреспондента).

Источник.страница в ВК:
Александр Мураев

LiveJournal Russian Om

Re: Шоссе и мост

История строительства.

ДОКЛАДЪ УПРАВЫ  №35.

Из журнала с докладами и другими приложениями Борисоглебскаго уезднаго Земскаго Собрания за 1913 год.
Сессии 1913 года.

Объ осуществлении постройки дороги отъ села Боганы до села Больших Алабуховъ.
Борисоглебская Уездная Земская Управа два раза уже обращалась съ докладами къ Уездному Земскому Собранию по вопросу объ оборудовании пути между селами Богана и Большия Алабухи.
Вопросъ объ оборудовании этого пути, какъ известно Земскому Собранию, возникъ уже давно, и необходимость иметь оборудованный подездной путь къ городу Борисоглебску въ этомъ направлении признана Уезднымъ и Губернскимъ Земскими Собраниями. За последнее время вопросъ о скорейшемъ осуществлении постройки этой дороги принялъ особенно острую форму, благодаря сносу мельничной плотины, no которой направляется проездъ на Большия Алабухи въ летнее время, и Уздное Земское Собрание признало необходимымъ приступить къ осуществлению проекта этой дороги немедленно, для чего предполагалось затратить на эти работы всю имеющуюся наличность дорожнаго капитала, a недостаюшую сумму восполнить путемъ займа, для чего просить Губернское Земское Собрание ходатайствовать передъ  Министерствами Внутреннихъ Делъ и Финансовъ объ устройстве этого займа изъ специальнаго фонда, образованнаго на основании ВЫСОЧАЙШЕ утвержденнаго закона 1 июля 1895 г. и Высоч.утвержд. Мнен. Госуд. Сов. 1898г.; въ случае невозможности воспользоваться означеннымъ фондомъ  устроить этотъ заемъ для Борисоглебскаго Земства изъ дорожнаго или Пенсионнаго капитала.  Уездная Управа съ своей стороны приложила все усилия къ тому, чтобы осуществить единогласное постановление,  Собрания и приступить къ постройке дороги. Въ этомъ направлении Управе далось добиться отъ Губернской Управы разрешения приступать къ заготвке материаловъ  до окончательнаго утверждения проектовъ и сметъ Губернскимъ Земскимъ Собраниемъ. Постановлениемъ Губернской Управы на этотъ предметъ отпущенъ былъ кредитъ въ размре 20000 р. и сделалось возможнымъ частично осуществить проектъ— устроить дамбу и мостъ на пойме реки Баклуши.
Вопросъ о займе тоже прошелъ на Губернскомъ Собрании, осуществление проекта признано необходимымъ и отправлено въ Министерство соответствующее ходатайство.
Къ сожалению вопросъ осложнился совершенно неожиданно для Управы съ технической стороны.  Первоначальный проектъ, составленный инженеромъ  Л.И.Гусевымъ, не удовлетворилъ  дорожный отделъ Губернской Управы. Главнымъ пунктомъ разногласия между дорожнымъ отделомъ и уезднымъ инженеромъ былъ вопросъ о постройке  одного или несколькихъ мостовъ по поймамъ рекъ Баклуши и Вороны.
Вопросъ былъ переданъ на разсмотрение техническаго совещания, состоявшагося 7 марта текущаго года, и последнее присоединение к мнению старшаго инженера Губернской Управы,  постановивъ сделать по одному отверстию на каждий пойм, причемъ признало необходимымъ соорудить еще глухую дамбу въ месте перелива воды изъ Вороны въ Баклушу, дабы разобщить поймы обехъ рекъ во избежанию возможности увеличения расхода воды черезъ русло Баклуши.
He входя въ обсуждение техническихъ достоинствъ того или другого проекта, т.-е . съ однимъ или несколькими мостами,  Управа, чтобы не задерживать постройки, сочла возможнымъ  согласиться съ мнениемъ техническаго совещания въ части проекта, касающейся оборудования Боганской поймы, темъ более, что сооружение дополнительной дамбы, казалось, не заставитъ Управу выйти изъ ассигнованной Узднымъ Земством  собраниемъ суммы 164000 руб. такъ какъ имелись значительные остатки отъ кредитовъ , назначенныхъ на отчуждение земли, и эти суммы вполне компенсировали дополнительный расходъ на сооружение указанной дамбы.
Проектъ, представленный инженеромъ Гусевымъ, основывался отчасти на данныхъ, добытыхъ изысканиямы  его предшественника инженера A.П.Разума, подъ руководствомъ котораго были сделаны отметки наивысшаго горизонта полой
воды, измерены скорости и определено место направление моста на главномъ русле р.Вороны. Предполагалось поверить еще эти наблюдения новыми наблюдениями полой воды, и, кроме того, согласно пожеланию техническаго совещания поверить расходъ воды р. Вороны наблюдениями расходовъ воды у другихъ земскихъ мостовъ Борисоглебскаго уезда.
Текущимъ летомъ техническимъ отделомъ были произведены самыя тщательныя изыскания,— наблюдения течений, определения скорости, нивелировки и частичныя съемки местностей в  местахъ постройки сооружений. Въ результате этихъ
изысканий инженеромъ Л.И.Гусевымъ были представлены два варианта оборудования поймы р.Вороны—одинъ, согласно постановления техническаго совещания съ однимъ отверстиемъ , другой по первоначальному проекту съ некоторыми сметными добавлениями, согласно даннымъ, собранымъ изысканиями текущаго года. Между прочимъ, отметка наивысшаго горизонта весеннихъ водъ оказалась слишкомъ малою, a вследствие этого сделалось необходимымъ повысить дамбу, от чего увеличилось количество земляныхъ работъ. Смета по первоначальному варианту определилась въ 164000 рублей. Другой вариантъ предполагаетъ несколько крупныхъ дополниительныхъ работъ, какъ-то; отводъ русла реки Алабушки, a вследствие этого укрепление мостовой, соответствующихъ откосовъ дамбы и устройство траверсовъ, а также сооружение глухой дамбы въ месте перелива. Смета по этому варианту
определилась 240000 р. Въ объяснительной записке, представленной при проекте, инжеенеръ Л.И.Гусевъ даетъ свои разъяснения: по какимъ техническимъ соображениямъ онъ остается при своемъ убеждении въ необходимости постройки
двухъ капитальныхъ мостовыхъ сооружений по концамъ поймы реки Вороны, и одного дополнительнаго отверстия на протоке въ середине поймы.
Въ виду того, что проектъ, составленный инженеромъ, Л.И.Гусевымъ, является наиболее дешевымъ, а производство работъ по 2-му варьянту неизбжно привелобы къ значительному повышению сметнаго ассигнования, Управа решила поддерживать первый варьянтъ. Проектъ этотъ вторично поступилъ на разсмотрение очередного Техническаго Совещания, на которое вместе съ инженеромъ Гусевымъ былъ командированъ отъ Управы Членъ Уздной Управы инженеръ Г.А.Колобовъ.
Техническое Совещание пришло къ совершенно неожиданнымъ  результатамъ. Ссылаясь на то, что проектъ въ полномъ его виде впервые подвергается обсуждению, Совещание запрашивало самое направление дороги и предложило выбрать по течению реки Вороны другое место для постройки моста, причемъ удобнымъ местомъ для перехода реки  Техническое Совещание наметило то место, где въ настоящее время устроенъ общественпый мостъ крестьянъ с. Малыхъ Алабуховъ. Въ этомъ направлении Совещаниемъ и предложено произвести изыскания. Такимъ образомъ, если согласиться съ постановлениемъ Совещания, то придется забросить все результаты работ по изысканиямъ, ведшихся въ течении двухъ слишкомъ летъ подъ руководствомъ двухъ инженеровъ, и начать работы сызнова, причемъ, конечно, нетъ никакихъ гарантий того, что и новое направление по какимъ либо причинамъ окажется неудачнымъ, такъ какъ оно выбрано Совещаниемъ, лишь руководствуясь картой генерального штаба, безъ местнаго осмотра и безъ какихъ- лыбо данныхъ, полученыхъ непосредственными наблюдениями. При этом Управа не вполне сносно представляетъ почему Техническое Совещание при первомъ разсмотрении проекта не нашло возможнымъ воспользоваться картой генеральнаго штаба и высказать заключение, которое оно дало позднее. Тогда еще возможно было бы использовать текущую весну и лето для  производства дополнительныхъ изысканий въ новомъ направлении и дать все данныя для суждения по вопросу о выгодности постройки дороги по этому направлению. Теперь же, если исполнить постановление Техническаго Совещания, придется отложить постройку по крайней мере на годъ, а можетъ быть и на более продолжительный срокъ. Такое решение вопроса для Управы представляется положительно невозможнымъ въ виду обострившейся за последнее время настоятельной необходимости въ оборудовании означеннаго пути. Притомъ же новое направление, увеличивая на 8 версть дорогу отъ Борисоглебска на Уварово, захватываетъ часть Большого тракта передъ селомъ Большия  Алабухи, весьма
плохо оборудованнаго. Придется оборудовать эту часть тракта незаливной дамбой черезъ пойму р.Алабушки и при этомъ неизбежно опять так и считаться съ той же подпорной водой съ Вороньы, которая въ значительной степени усложнила расчеты мостовъ по изследованному варьянту. Кроме того Управа обращаетъ  внимание Собрания на то обстоятельство, что  все работы no отчуждению земли уже произведены въ данномъ направлении и составлены приговора крестьянъ 3-хъ
селъ на передачу земли  Земству подь дорогу. Отчужденная земля въ текущемъ году крестьянами не обрабатывалась.
Впрочемъ Техническое Совещание на случай, если Уездное Земство не пожелаетъ изменить направление дороги, разсмотрело вторично проектъ инженера Л.И.Гусева и его возражения против постройки одного моста, вторично съ нимъ не согласилось, но и неостановилось окончательно на постройке одного моста, а предложило такую комбынацию, которую Уздная Управа никакъ неможетъ считать приемлемой.
Техническое Совещание постановило: отсыпать дамбу, оставивъ два отверстия вь ней для пропуска воды, не перекрывая ихъ мостами, потомъ произвести наблюдения надъ проходомъ весеннихъ водъ черезъ эти отверстия и изъ результатовъ этого опыта вывести заключение о возможности устройства одного или двухъ отверстий. Такое решение вопроса откладываетъ открытие дороги по крайней мере на 2 года, если даже считать, что опыты могутъ ограничиться однимъ годомъ, а между темъ весьма возможно, что разливъ вь будущемъ году будетъ незначителенъ и не дастъ достаточныхъ данныхъ для решения вопроса. He отрицая полезность всякаго рода опытовъ, Управа не можетъ не указать, что въ данномъ случае вопросъ поставленъ на совершенно необычную почву. У Борисоглебскаго Земства есть уже опыть постройки крупнаго железобетоннаго моста у с.Уварова и тамъ никакихъ предварителъныхъ опытовъ произведено не было. Между темъ, настоятельность постройки этого моста ощущалась населениемъ несравненно мене, чемъ въ данномъ случае, такъ какъ Уваровский мостъ  имеетъ  главным образом местное назначение. Условия въ которыхъ этоть мостъ находится, едва-ли выгоднее техъ, при которыхъ предполагается соорудить мостъ у с.Б-Алабуховъ. Уже одно то, что новый деревянный мостъ у с. Уварова, в место котораго построенъ железобетонный, былъ вынесенъ ледоходомъ. Кроме того, на пойме  р.Вороны  у с.Уварова имеется еще два дополнительныхъ  отверстия, расчитанныхъ очевидно па принятие части общаго расхода воды, такъ какъ сечение главнаго моста для принятия всего расхода по
измерениямъ текущаго года мало и скорость подъ мостомъ довольно значительна. Но, оставляя даже въ стороне все эти соображения техническаго свойства, Управа не можетъ понять почему именно въ данномъ случае- необходима затяжка въ выполнении постройки, настоятельность которой ощущается почти всемъ населениемъ узда. Мосты строятся и не на такихъ речкахъ какъ Ворона, течение которой сравнительно спокойно, и при обстоятельствахъ несравненно худшихъ, чемъ
данныя, причемъ- обычно въ этихъ случаяхъ ограничиваются предварительнымъ учетомъ всехъ могущихъ встретиться неблагоприятныхъ обстоятельствъ, не откладывая эксплоатацию сооружения на более или менее продолжительный срокъ.
Принимая во внимание все выше изложенное, Управа, желая найти выходъ изъ создавшагося положения, предлагаеть Собранию остановиться опять- таки на первомъ вариянте дороги, какъ более дешевомъ.  Это решение темъ более рационально, что, очевидно, и само Техническое Совещание не вполне уверено въ правильности своей точки зрения, такъ какъ, котегорически отвергнувъ возражения Уезднаго инженера противъ сооружения одного отверстия, оно въ тоже время постановило оставить для наблюдения два отверстия. т.е. создать для опыта такую обстановкy, которая, очевидно, не можетъ дать никакого материала  для заключения о возможности постройки одного моста. Съ другой стороны и Членъ Уездной Управы инженеръ Г.А.Колобовъ,  бывший на заседании Техническаго Совещания, обсуждавшаго возражения узднаго инженера противъ оставления одного отверстия на пойме, вынесъ впечатление, что съездъ не далъ достаточнаго материала для опровержения этихъ возражений.
Управа представляетъ на утверждение Собрания смету на оборудование дороги Богана- Алабухи по прежнему варьянту съ теми добавлениями и измнениями, которыя вызваны дополнительными работами по изысканиям, произведеннымъ текущей весной и летомъ . Смета определилась почти въ той же сумме, которая была аккредитована Уезднымъ Земскимъ Собраниемъ при первомъ разсмотрении проекта.
Общая смета расчленяется по отдельнымъ назначениям на следующия работы.
Оборудование Боганской дамбы.
1.Отсыпка дамбы по пойме р.Баклуши, протяжениемъ 957 сажень съ укрплениемъ откосовъ, одернованиемъ и плетневой одеждой на сумму …..23931 р. 28 к.
2.Сооружение деревяннаго моста на главномъ русле р . Баклуши протяжениемъ 40 сажень съ устройствомъ струенаправляющей грушевидной дамбы и замощениемъ конусовъ и подъздовъ  к мосту на сумму.... .13297 р. 25 к.
3.Сооружение пяти-саженнаго деревяннаго моста въ селе Богане съ мощеными подъздами къ нему на сумму..... .1921 р. 57 к.
Итого по Боганской дамбе …….39150 р.10к.

Оборудование Больше Алабуховской дамбы.
1 .Отчуждение земли у к-нъ М.-Алабухскаго Общества подъ устройство дороги Богана-Алабухи на сумму ….. 3000 р.-к
2. Рубка леса и корчевание пней подъ устройство дамбы черезъ пойму р.Вороны у с.
Б.-Алабухи на сумму.... .1442 р.—к.
3 .Устройство дамбы черезъ пойму р.Вороны у с. Б-Алабуховъ, протяжениемъ включая
длину мостовъ 1266 п. с. при ширине проезжей части 3.50 п.с. на сумму.... .33044 р.06 к.
4. Устройство железобетоннаго моста черезъ р .Ворону у с.Б.-Алабуховъ, длиною 65 с. на сумму....... .61972 р. 38 к.
5. Устройство деревяннаго моста на пойме р. Вороны черезъ протокъ „Башкова лощина" длиною 10 саж. При ширине между перилами 2.33 саж. На сумму.... .2517 р. 21 к.
6.Устройство железобетоннаго моста черезъ р.Б.-Алабушку, длиною 25 саж. На сумму 18747 р. 49 к.
7.Замощение подъездовъ къ мосту на пойме р.Вороны у с. Б.-Алабуховъ на сумму….3436 р. 33 к.
Итого по  Б –Алабухской дамбе 124159 р. 47 к.

Всего на сумму  ….163309 р. 57 к.
Въ эту смету не вошла отсыпка дамбы въ месте перелива воды изъ Вороны в Баклушу, такъ какъ по объяснительной записке, приложенной къ проекту, эта дамба является не только безполезной, но даже вредной; а расходъ водъ черезъ переливъ уже учтенъ при расчете отверстия мocтa черезъ русло р. Баклуши.

Председатель Управы Н.Гусевъ.
Члены:
И. Долговъ.
Г. Колобовъ.
М. Козловскій.
В. Шемешъ.

Мнение Докладной Комиссии.
Комиссия постановила: докладъ Управы согласовать и просить Губернское Земское Собрание согласиться на предложение Уздной Управы.
Подлинний за надлежащми подписями.