Тема: Воронежский никель: инвестиции без будущего

5 февраля, 15:49

Оригинал взят у from_khimki в Воронежский никель: инвестиции без будущего

"Так разве же не все равно для практического результата, имеем ли мы в данном случае дело с глупостью или с изменою?" - П.Н. Милюков

Похоже, Воронежская область вот-вот станет точкой очередного «горячего» экологичесчкого конфликта. С одной стороны  –УГМК г-на Махмудова,  поддерживающие ее местные и федеральные власти, проплаченные  СМИ и блогеры. На другой – экологи, казаки, активисты и просто местные жители,  опасающиеся что строительство никелевого комбината обернется экологической катастрофой. Ведь даже в Финляндии с ее традиционным вниманием к экологии и безопасности никелевое производство – источник больших проблем .

Сторонникам проекта, который экологи уже успели окрестить «Ворникель" (по аналогии с «Норникелем») предстаквляют свой план благодеянием для россиян , и жителей Воронежской  губернии – в особенности. Но давайте попробуем разобраться – насколько вообще «Ворникель» нужен стране?

Производство не является благом само по себе. Его ценность определяется тем, насколько оно:

1. способно выпускать  нужную стране продукцию,
2. способно создавать оплачиваемые рабочие места.
3. способно  обеспечивать устойчивую выручку
4. создает перспективы устойчивого развития для региона в целом, предприятия и сотрудников

Заметим, что Воронежская область – не только бескрайние поля и Хоперский заповедник с выхухолью. Здесь уже есть довольно много «продвинутых» промышленных предприятий. Например – известное Воронежское акционерное самолётостроительное общество (ВАСО). Именно в Воронеже построили АНТ-25, на котором Чкалов летал в Америку, а позже – «Советский Конкорд» Ту-144.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/90/Tu-144LL_in_flight.jpg/790px-Tu-144LL_in_flight.jpg

Несмотря на славную историю, ВАСО переживает не лучшие времена – в 2011 году, например, заказчикам поставлено лишь 2 самолета (Ан-148).  В 2012 появились планы увольнения аж тысячи человек. Но завод жив: остался еще кадровый костяк, производственные здания, территория, летная база, оборудование - хотя изношенное и устаревшее. Оживить его с помощью инвестиций – вряд ли сложнее, чем построить новый комбинат с нуля в чистом поле. Да и казаки с экологами мешать не будут.

Но это – вместо преамбулы. Давайте все-таки попробуем понять, что стране нужнее – «Ворникель» или обновленное ВАСО? Без эмоций, с цифрами в руках -  так что понадобится немножечко терпения.

Начнем с продукции – что России нужнее: никель или самолеты?

Мощности существующего Норникеля с лихвой перекрывают потребности нынешней хилой промышленности, и все больше и больше добытого никеля приходится продавать за рубеж. Уже в 2007 году Россия была способна потреблять лишь около 10 % добытого никеля. Иными словами, никель сам по себе России не нужен вовсе.

Зато гражданские самолеты России очень нужны.

По итогам 2012, в России было произведено 22 гражданских самолёта. При этом,  по оценкам Минтранса, до 2025 года стране нужно минимум 1600 самолетов, т.е., не менее 120 самолетов в год  .  Получается, Россия удовлетворяет свою потребность в самолетах менее чем на 20%. Или, иначе: потребность России в самолетах составляет 545% от ее собственного производства.

Хорошо, но, может, никелевое производство создаст в области множество высокооплачиваемых рабочих мест?

Несмотря на обилие демагогических утверждений, найти конкретную цифру мне так и не удалось. Чтобы оценить способность никелевой отрасли создавать рабочие места, воспользуемся примером флагмана отрасли, благо есть официальные данные  . Численность сотрудников  Группы компаний «Норильский никель» в Норильске и на п-ове Таймыр  в 2010 году  составила примерно 55 тыс. человек.

Только Норильское предприятие добывает более 120 тыс. тонн никеля в год. Запасы Еланского и Елкинского месторождения в Воронежской области - около 450 тыс. тонн никеля . Значит, если добыча будет продолжаться около 20 лет, получим около 22 тыс. тонн ежегодно - т.е.  в 5,5 раз меньше чем в Норильске. Соответственно, и количество рабочих мест будет намного скромнее, чем в Норильске   - вряд ли более 10 000.

Исходя из стоимости тонны никеля порядка $17500 получим оценку выручки "Ворникеля" примерно $385 млн. в год. Даже с учетом дополнительной добычи меди и кобальта - она вряд ли она  будет больше $500 млн. в год
Теперь оценим, сколько рабочих мест мог бы создать обновленный авиазавод

Выручка ВАСО  в 2011 составила  2 462 650 000 руб ( $82 млн.) При этом количество сотрудников - 7011 чел. Это, напомню, при более чем слабой загрузке предприятия.

Посмотрим, насколько реально для ВАСО выйти на тот же уровень выручки, что планируется для «Ворникеля». Допустим, ВАСО достается сравнительно скромная часть  ежегодного рынка в 120 самолетов, которые нужны России: всего 20 самолетов ежегодно. Примем стоимость одной машины: ~35 млн. долл. – как у Sukhoi Superjet .  Тогда выпуск 20 машин ежегодно  дает выручку 700 млн. долл., что на 200 млн. долл. больше, чем наша оценка для никелевого комбината.  Если пересчитать увеличение численности персонала пропорционально объему выручки,  то  работу получит почти 60 тысяч человек. В реальности, конечно, меньше, т.к. в настоящее время положение завода таково, что персонал вряд ли используется эффективно. Но если ориентироваться на зарубежный опыт - активно работающий завод по сборке самолетов (например, Boeing Everett ) дает работу примерно для 30,000 человек. Эту цифру и примем дальше в выкладках.

Что же касается долгосрочных перспектив - то для никелевого производства они отсутствуют: в течение 15-20 лет местные месторождения будут исчерпаны, сотрудники потеряют работу (причем их квалификация не будет востребована в регионе), а построенные производственные сооружения превратятся, по сути, в мусор.

Если же удастся успешный "перезапуск" авиазавода - то он имеет все шансы на долгую жизнь . Специфика России делает самолет незаменимым видом транспорта. Во многих регионах Севера и Сибири авиация - единственный вид пассажирского транспорта вообще. Неудивительно, что рост рынка авиаперевозок в России опережает мировые темпы.

Итак, суммируем:

                     Потребность  страны      Создается рабочих мест           Выручка                Перспективы

Никель         ~10% от выпуска                       ~10000                            ~$500 млн.  Отсутствуют ввиду исчерпания запасов руды (15-20 лет)

Гр. самолеты      545% от выпуска                -30000                       ~ $700 млн.           Устойчивый рост вместе с авиаперевозками

Цифры говорят сами за себя: гигантские инвестиции (порядка нескольких миллиардов долларов) пойдут в отрасль, производящую ненужную стране продукцию, со сравнительно невысокой эффективностью в плане создания рабочих мест, и не сулящую никаких перспектив устойчивого развития.  При этом - инвестиций не досчитается отрасль, где они реально необходимы. Добавлю, что касается авиации -   государство готово обеспечить значительную часть портфеля заказов ВАСО на более чем льготных условиях , но главная проблема, по мнению экспертов - как раз способность предприятия справится с заказами. Чтобы обеспечить эту способность - и нужны инвестиции в производство. Но их не будет - деньги "выберет" никелевый комбинат. А ведь для того, чтобы потеснить "Боинг" или "Аэробус" - стране стоило бы сконцентрировать максимум усилий на некогда приоритетной для нее авиационной отрасли.

Добавим, что инвестиции в никель наносят  максимальный ущерб  для окружающей среды и не увеличивают национальное богатство: ведь добыча полезных ископаемых - всего лишь конвертация уже имеющихся природных ресурсов в денежную форму.

Разумеется, найдутся сторонники неоколониализма международного разделения труда,  которые завопят: зато ведь  никель дает валюту! Да, это так. Но ведь, во-первых, не производя своих самолетов – страна будет вынуждена потратить еще больше валюты на закупку самолетов импортных. А во-вторых – с чего бы Махмудову оставлять валюту в России, а не перевести в какое-нибудь более надежное место?

Все-таки интересно понять, почему так происходит. Если отбросить популярную некогда версию о недремлющих «врагах народа» -  есть как минимум одна простая причина, лежащая на поверхности.

Налог на добычу полезных ископаемых для никеля – 8%, еще 5% - экспортная пошлина.  В итоге получается, что «налог на никель» будет составлять менее 15% от выручки. 

А вот налоги на «человеческий капитал» - другое дело : сначала на начисленную зарплату "накручивается" 13% НДФЛ , потом - еще добавляется 30% страховых взносов. Самое интересное, что 13% НДФЛ начисляется на ФОТ, определенный уже с учетом этого налога, а страховые взносы - на сумму ФОТ с учетом НДФЛ. Т.е., налоги берутся с налогов - что повышает их реальные ставки по сравнению с декларированными. Получаем, что в налоги идет  примерно 50% от суммы зарплат "на руки", или 33% от суммы выручки без НДС, полученной  за счет использования человеческого капитала.

Теперь мы видим, как минимум одну вескую причину вкладываться в добычу никеля - причем так, чтобы доля человеческого труда в себестоимости конечного продукта была как можно ниже! Получается - налоговая политика стимулирует, чтобы  инвестиции шли в добывающую отрасль, а не туда, где возможно создание большого числа рабочих мест с высокими зарплатами. И здесь ситуация с самолетами и никелем в Воронежской области - всего лишь один из печальных примеров.

bsk-online.livejournal.com

LiveJournal Russian Om

Re: Воронежский никель: инвестиции без будущего

Валерий Чкалов, выпускник Борисоглебского училища лётчиков на Воронежском самолёте совершил то, чего не могли сделать в то время никто в мире. Вот они высокие технологии и человеческий капитал.А уже в то время знали про Воронежский никель, но никто не думал его добывать, а открыли заповедник.

Депутат Борисоглебской городской Думы, фракция КПРФ
Блог Анатолия Шатилова