В центре внимания - искусственные сооружения
В июле планируется завершить ремонт двух мостовых сооружений на федеральных трассах нашей области Р-22 «Каспий» и Р-298 Курск - Воронеж
Мост в районе Борисоглебска и путепровод через железную дорогу в Грибановском районе расположены на федеральных трассах, поэтому организация ремонта этих сооружений возложена на ФКУ «Черноземуправтодор».
История событий
Мост через реку Ворону на 449-м километре федеральной трассы Р-22 «Каспий» в городе Борисоглебске был возведен в 1966 году. Работы по его ремонту начались в 2011 году. В январе прошлого года во время производства работ произошло обрушение пролетов моста. В причинах случившегося разбиралась комиссия, в которую вошли представители руководства ФКУ «Черноземуправтодор», заместитель директора филиала ФКУ «Росдортехнология», представители Управления государственного автодорожного надзора по Воронежской области, научные сотрудники ВГАСУ, ГипродорНИИ. Из-за перегруза крановой установкой третьего пролетного строения 13 января 2013-го произошло обрушение. Согласно проекту производства работ кран не должен был находиться на ортотропных (замененных) плитах моста. По заключению комиссии, это явилось нарушением технологии производства работ, которое было допущено сотрудниками субподрядной организации ООО «В движении». 19 января при разборке железобетонной конструкции четвертого пролетного строения произошло еще одно обрушение. На основании выполненных специалистами Воронежского ГАСУ расчетов воздействия нагрузок, фактически действующих и учтенных в проекте производства работ при разборке железобетонных плит, сделан вывод, что причиной обрушения пролета № 4 стали ошибки, допущенные в проекте производства работ, разработанном ЗАО «Институт Гипростроймост» (Санкт-Петербург).
Идем по графику
Следственные действия, проведение связанных с ними экспертиз, неблагоприятные погодные условия и внесение изменений в проектную документацию прервали на время ход ремонтных работ, из-за чего первоначальные сроки ввода сооружения были перенесены.
О результатах выполненных восстановительных и ремонтных работ спустя год после обрушения пролетов на недавней пресс-конференции в Борисоглебске сообщили начальник ФКУ «Черноземуправтодор» Федерального дорожного агентства Александр Лукашук и первый заместитель генерального директора подрядной организации ООО «Спецсервис-Регион» Юрий Беляев.
- Восстановительные работы после аварии осуществлялись за счет средств подрядной организации, - отметил Александр Лукашук. - Никаких дополнительных финансовых вливаний со стороны федерального бюджета не потребовалось.
Сметная стоимость объекта составляет 243 млн рублей. В связи с обрушением пролетов ремонтируемого моста, по словам Александра Лукашука, в управлении была проведена работа с сотрудниками, осуществляющими контроль ведения строительных и ремонтных работ на объектах. Коллектив был нацелен на повышение ответственности при выполнении своих должностных обязанностей.
- Сегодня мост готов почти на 60%, - отмечает начальник управления Александр Лукашук, - и, чтобы успеть к намеченному сроку, работы ведутся в две смены.
По словам руководства, в настоящее время смонтированы балки пролетного строения в пролетах № 3 и 4, осуществляется подготовка к замене опорных частей и монтажу ортотропной плиты. В пролете № 5 ведутся сварочные работы ортотропной плиты, после завершения которых будет выполняться ее укрепление. Уже завершены сварочные работы в пролете № 6, ведется подготовка к производству работ по усилению конструкции ортотропной плиты.
- В настоящий момент на объекте находится порядка 60 человек, - добавил представитель подрядной организации Юрий Беляев.
Как отмечают дорожники, если не произойдет никаких непредвиденных ситуаций, открыть движение по «Красному мосту» (так называют его борисоглебцы из-за цвета перил моста до начала ремонтных работ) планируется к июлю.
Испытание стихией
Пока же движение осуществляется по временному мосту - САРМу (среднему автодорожному разборному мосту), поэтому сейчас важно сохранить временную переправу и избежать подтоплений во время паводка.
Ежедневно подрядной организацией ЗАО «Дороги Черноземья» САРМ осматривается на предмет возможных разрушений. Меры по устранению выявленных недостатков принимаются незамедлительно.
Предстоящий весенний паводок может внести серьезные коррективы как в ход ремонтных работ, так и в организацию движения транспорта на этом участке. По словам руководителя ведомства, дорожники готовы к встрече весны, и будет сделано все возможное для обеспечения безопасного и бесперебойного проезда по временному мосту.
- Это и организация круглосуточного дежурства бригад с обеспечением необходимого запаса дорожно-строительного материала, техники, вспомогательного оборудования и инструментов, и дежурство катера, и обеспечение ежедневного оперативного получения информации о ледовой и гидрологической обстановке на реке Вороне в районе временного моста, - пояснил Александр Лукашук. И добавил, что комплекс мероприятий включает в себя работы по укреплению откосов насыпи подходов временного моста для предотвращения размывов мешками с песком, защиту опор временного моста ледорезами от воздействий ледохода и карчехода. Будут также задействованы катер и лодки. Есть соглашение с МЧС по организации рыхления льда взрывным способом в случае необходимости.
Через железнодорожный переезд
Участники пресс-конференции побывали на мосту через Ворону и сами убедились, что результат работы налицо. Сильный снегопад в тот день не снизил темпов работы мостовиков.
В ходе рабочей поездки журналистам показали и еще один объект, расположенный недалеко от моста через Ворону. Это путепровод в Грибановском районе. По нему автотранспорт, движущийся по федеральной трассе Р-298 Курск - Воронеж, пересекает железную дорогу.
Ремонтные работы тоже находятся под контролем ФКУ «Черноземуправтодор». Из федерального бюджета на капитальный ремонт путепровода выделено 98 млн рублей.
Ввод в эксплуатацию данного объекта планируется в июле 2014 года. Конкурсные торги на производство работ выиграла подрядная организация ООО «Автомост» из Белгорода. Посетив объект, Александр Лукашук отметил: «Срывов и отставаний от графика нет». Строители пообещали, что неудобств для жителей Борисоглебска и Грибановского района и всех участников дорожного движения на этом участке не будет. Объезд осуществляется через поселок Грибановский. Особенностью работ на объекте является то, что они идут на фоне не прекращающейся работы железной дороги. С РЖД все графики пришлось согласовывать.
Инновационное отступление
Согласно утвержденной Росавтодором в ноябре 2011 года стратегии развития инновационной деятельности на 2011 - 2015 годы, при ремонте мостовых сооружений на федеральных трассах нашего региона применяется ряд новых технологий. Об этом рассказал начальник ФКУ «Черноземуправтодор» Александр Лукашук в ходе общения с журналистами. Одной из инноваций является установка перильных ограждений из композиционных материалов. Легкие и прочные, они имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционно применяемыми стальными конструкциями, чугунным литьем или железобетонными конструкциями. Это и малая масса конструкций, и коррозионная стойкость. Еще одним преимуществом является морозобезопасность. Так, из-за низкой теплопроводности композиционных материалов перильные ограждения остаются теплыми даже при отрицательных температурах. Их использование значительно удлиняет межремонтные сроки. По словам руководителя ведомства, за 2013 год на подведомственных управлению трассах объем замены перильного ограждения с использованием композитов составил 725,8 метров. В планах 2014 года - 477 метров.
Новые технологии используются и при ремонте водопропускных труб. Если раньше для установки нового трубопровода под дорогой приходилось рыть траншеи, переносить коммуникации и перекрывать трассы, то теперь можно обойтись без этих лишних, а главное - затратных, мероприятий. Восстановление водопропускных труб методом санации «труба-чулок» позволяет в течение дня восстановить до 300 метров трубопровода. Суть такого метода заключается во введении в полость трубы пластичного полимерно-тканевого рукава, который принимает форму трубы и под воздействием ультрафиолетового излучения застывает. Таким образом внутри старого трубопровода формируется новая труба, обладающая несущей способностью, сравнимой с несущей способностью реконструируемой трубы. Срок службы таких труб - не менее 50 лет. Преимущества данной технологии: восстановление прочности, устранение протечек, повышение коррозионной стойкости.
28 февраля 2014. Воронежский курьер№16
Текст: Вячеслав Волдочинский