Мельников
ЛИК ПОЗДРАВЛЯЕТ ВСЕХ С ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ и продолжает знакомить с книгой о Тёркине своего читателя
Лежало как-то неумело
По-детски
маленькое тело.
Шинель
ко льду мороз прижал,
Далеко
шапка отлетела.
Казалось,
мальчик не лежал,
А
все еще бегом бежал,
Да
лед за полу придержал...
В этих строках, написанных уже в разгар «большой войны
жестокой», впервые, может быть, возникло чувство святого долга перед павшими
(«Я ваш, друзья, - и я у вас в долгу, как у живых...»), ответственности перед
их судом («Суда живых не меньше павших суд...»), неизбывного душевного смятения
и сопричастности их судьбе»[1].
Именно поездки, дававшие возможность видеть все своими
глазами, испытывать на себе трудности, общение с бойцами и офицерами являлись
теми сюжетами, которые и был призван зафиксировать, а затем отразить в печати
писатель. Об этих поездках, их результатах А.Твардовский говорит так: «Когда-то
у меня была хорошая привычка, беспокойная, но полезная потребность - после
каждой поездки в колхозы записывать кратко: что нового по сравнению с тем, что
я знал раньше, получил от этой поездки, с каким добытком внутреннего знания,
окрепшей убежденности возвратился...
Здесь также каждая поездка, если следить и внутренне
не распускаться, дает обязательно новое что-нибудь, и это новое довольно легко
(для себя, покамест) выделяется из того, что является уже повторением виденного
раньше. Так, собственно, и складывается, накапливается всякое знание жизни –
когда следишь и отмечаешь. Правда, есть еще какой-то внутренний процесс, за
которым не уследить, но он - пусть себе совершается»[2].
Из одной поездки помимо газетного материала у
А.Твардовского было еще стихотворение «На привале» — первое, по его словам,
«сносное стихотворение мое в «На страже Родины»:
Дельный,
что и говорить,
Был
старик тот самый.
Что
придумал суп варить
На
колесах прямо[3].
Из другой поездки на о. Койвисто (запись датирована 8
марта 1940 года) – «восьмой день в Ленинграде. Хорошее перемежается с плохим,
ненужным. Написал... “Балладу о красном знамени” и стихи к сегодняшнему номеру
- “Письмо”.
Единственным моим дневником являются стихи, которых
пишу много. Некоторые из них, правда, не содержат в себе никаких следов
пережитого или увиденного мною. А те, в которых хоть что-нибудь есть,
начинаются с “На привале”»[4].
И размышления о своем месте среди окружающих, своей
роли, свойственные любому творческому человеку, у А.Твардовского на этой войне
разноречивы. Могу лишь предположить, что это мнение выработалось в начальный
период «военной строки» в биографии поэта. Развернувшиеся затем события хоть и
скоротечные, но ставшие историческими, натолкнут на другие выводы: «Нужно еще
сказать, что меня до сих пор не покидает соображение о том, что мое место, в
сущности, среди рядовых бойцов, что данное мое положение “писателя с двумя
шпалами” - оно не выслужено (не то слово). Я то и дело мысленно ставлю себя на
место любого рядового красноармейца. Правда, все реже. В том походе (в
Западную Белоруссию) я не мог еще забыть, что я призванный в ряды РККА рядовой
и что только командирская шинель на мне и пр.»[5].
Однако, размышления – сугубо личное дело автора. На
первом месте – работа! Профессиональный долг! Дело, ради которого ты здесь, на
финском фронте! Грандиозность событий, в которых участвует человек,
способствует раскрытию его индивидуальных качеств, преломляя характер в самых
незащищенных или, наоборот, в самых ярких чертах. А.Твардовский получает
сильные впечатления от людей, которых встречает, от судеб, которые наблюдает. «19. 1. 40. - Вчера произошло событие, которое будет
переломным в моей работе и самочувствии. Написал в один присест стихотворение
“Мать героя”[6]. Оно было хорошо встречено
в редакции (газеты «На страже Родины» - авт.
), хотя я опасался, что оно испугает редактора и других лиричностью,
непривычным решением темы. Писалось оно необычно. Я задумал написать что-то
такое о переживаниях родных и близких, жен и матерей наших героев. Но что, как
- ничего не было. Было только перед глазами место на первой полосе газеты («На
страже Родины» - авт.), где должны
были быть стихи. А перед этим я правил очерк Вашенцева, обрамленный двумя
замечательными документами: письмом матери Лаптева в часть (что с ним, почему
не пишет и т. д.) и ответом комиссара, где сообщалось, что он представлен к
званию Героя. А еще раньше я вместе с Вашенцевым читал в полку эти документы в
оригинале. И там уже плакал…
Сейчас, переписывая, я опять чуть не заплакал над
этими строчками и искренне подумал, что эти документы так и остались более
сильными, чем мои стихи, написанные по ним (по памяти). Но когда я писал, мои
стихи казались мне (наверно, по сравнению с тем всем, что я делал до сих пор в
газете) очень хорошими. И я был снова растроган. Слабость эта, возможно,
объясняется еще чем-нибудь, но и стихи при этом писались удивительно легко. Это
совершенно не мой черновик. В нем не вычеркнуто ни одной строфы целиком. Для
меня, страшного марателя, это столь необычное дело, что я решаю дать место в
моей тетрадке “творческой истории” этого стихотворения. С него, может быть, и
начинается настоящая моя работа в газете»[7].
Желание работать в газете, писать, творить, спорить с
товарищами, искать героя или сюжет для очередной публикации становится сильнее,
когда видишь, что твой труд востребован. Это проявляется и в откликах на
публикации, и в интересе, который читатели проявляют по отношению к изданию. А
таких моментов и у А.Твардовского было предостаточно. Вот один из них: «К
раннему рассвету выбрались из лесу, которому, казалось, нет и нет конца.
Увидели костры — ночевала какая-то часть... Я обошел весь бивуак, роздал газеты
(«На страже Родины» - авт.), которые
у меня буквально вырывали из рук»[8].
Просматривая Том шестой собрания сочинений
А.Твардовского, где собраны его письма разным адресатам, обратил внимание на
послание из Ленинграда М.Исаковскому, датированное 3 марта 1940 года.
Упомянутая дата относится к периоду работы
Александра Трифоновича в “На страже Родины”. Вот что он пишет о ней:
«…Втянулся. Езжу непрерывно, приезжаю сюда (в редакцию – авт.) только за тем, чтоб
выписаться, отоспаться, отогреться и отмыться. Люди, с которыми за эти месяцы
довелось встретиться, и все, что привелось увидеть, сделали из меня почти
совсем другого человека. Короче говоря, мне открылся новый, необычайно суровый
и вместе с тем очень человеческий, дружный и радостный мир. Я рад, что он стал
доступен и понятен мне. Красную Армию я полюбил так, как до сих пор любил
только деревню, колхозы. И, между прочим, очень много схожего. Мне кажется, что
армия будет второй моей темой на всю жизнь»[9].
Заслуга газеты в том, что через нее армейской темой
проникся такой талантливый писатель, очевидна. В подтверждение этих моих
наблюдений читаю дальше: «Между прочим, на фронте этот Вася Теркин (он идет в
газете - сериями) имеет ни с чем не сравнимый успех. Его считают за живого
человека»[10].
В редакции хранится
подшивка газеты поры Финской кампании.
Просматривая ее, невольно поймал себя на мысли: как будто руками трогаю
историю. Сопоставил с замечательными в связи с этим воспоминаниями самого
А.Твардовского об атмосфере, царившей в ту пору в редакции…
Последний день «той войны незнаменитой»: «13. III. 40.
- В пятом часу позвонил Березин (редактор газеты «На страже Родины» – авт.) из редакции: “Война - вся,
мир...” Сейчас 7 утра. У нас Саянов. Должны поехать в типографию читать договор
и пр. А затем сразу же по Выборгскому. Первая поездка, когда совсем другое
чувство[11].
А вот отрывок
из письма Михаилу Плескачевскому за 18 мая 1940 года: «Давно уже я не отдыхал,
вернее ‑ не писал. Я не говорю уж о том, что написано мною в армейских и
фронтовых газетах за период польской и финской кампаний. Эта работа была очень
специфическая. Писать приходилось все и во всяких условиях. А так ‑ с августа
прошлого года и тетрадки своей не раскрывал...
…За поздравление (с награждением Твардовского орденом
Красной Звезды - авт.) большое спасибо. Кстати, я работал в газете «На страже
Родины» (фронтовая), которая награждена орденом Красного Знамени ‑ как газета.
Это было очень приятно»[12].
Твардовский постоянно думал о том, что в мирное время
он должен написать о минувшей войне что-то крупное и серьезное. Даже делал
наброски для будущей поэмы. И герой вскоре после Финской кампании нашелся.
Василий Теркин! Из этого замысла получилась настолько народная и понятная
любому русскому человеку поэма, что невозможно не проникнуться ею. Простой
рядовой, бойкий, бывалый Теркин - собирательный образ солдата Великой
Отечественной войны 1941-1945 гг. – шагнул в жизнь со страниц газеты «На страже
Родины».
Литературный герой и его автор двигались на одном
дыхании, что позволило А.Твардовскому в своей автобиографии сделать такое
документально-творческое признание: «…в той же
должности спецкорреспондента военной газеты, участвовал в войне с Финляндией.
Месяцы фронтовой работы в условиях суровой зимы сорокового года в какой-то мере
предварили для меня военные впечатления Великой Отечественной войны. А мое
участие в создании фельетонного персонажа «Васи Теркина» в газете «На страже
Родины» (ЛВО) ‑ это по существу
начало моей основной литературной работы в годы Отечественной войны»[13].
И работа эта была, ох, какой непростой.
КИПЯЩАЯ ПОХЛЕБКА
Так можно, шутя, охарактеризовать атмосферу, в которую
попали прикомандированные писатели. Об этом удалось узнать благодаря
воспоминаниям Н. Щербакова[14]. В
это время жизнь во фронтовой газете, по его образному выражению, бурлила, как в
солдатском котле похлебка.
«На мне, пишет
Николай Александрович, лежали стихи, проза молодых, сатира и юмор, отдел
«Прямой наводкой». Сатирический материал поступал в него стихийно. Надо было
что-то придумать такое, чтобы он стал целенаправленным, содержательным и
веселым. На мой взгляд, «Прямой наводке» недоставало подвала, на который надежно
опирался бы весь сатирический материал, расположенный доверху на трех колонках.
К тому же надо было дать больше работы талантливым художникам Брискину и
Фомичеву... С детства в памяти у меня где-то гнездились серийные рисунки со стихами
о похождениях Фрица и Морица ‑ комичных героев немецкого писателя Буша. Это
была книжка, а тут ‑ газета; три колонки ‑ своеобразные рамки для будущих
рисунков. Не шире, не выше: лучше всего ‑ два ряда по три кадра, шесть
рисунков. Хорошо бы еще воплотить в них законченный сюжет на нужную военную
тему!
Когда пришли в «келью» художники, я придумал и дал им
первое задание на тему как боец-разведчик «языка» захватил. Позднее не только
меня, но и моих именитых товарищей нередко спрашивали: как, откуда возникло
имя Теркина? А возникло оно очень просто. Все началось с розыгрыша. После
возвращения из армейской во фронтовую газету мне довелось познакомиться с
журналистским арго. Иногда весело настроенные приятели разыгрывали друг друга
по телефону примерно таким манером:
‑ Товарищ
Щербаков?
‑ Я!
‑ Что это вы там «маринуете» мои стихи?! Месяц,
как нет ни ответа, ни привета! Долго ли такое
безобразие будет продолжаться?!
‑ Какие
стихи, кто говорит?
‑ Пепкин!!!
Адский смех ‑ и трубка повешена. Злишься, но не
знаешь, кто тебя разыгрывает. «Пепкин», «Тяпкин-Ляпкин», «Теркин» ‑ и другие
подобные «псевдонимы» были в ходу. Привезли эту манеру, сколько помнится,
москвичи, до них у нас такого не было. Во время одного очередного ночного дежурства
по типографии у меня все было сделано. Оставалось только подписать номер к печати
редактору. Приехал Березин. Стал читать газету и остановился на подписи под
памфлетом про Маннергейма «Сивый мерин в своем репертуаре»[15],
который шел в «Прямой наводке». Под памфлетом стояла подпись сотрудника
редакции Кауфмана.
‑ Под сатирической вещью такая подпись не
звучит! Давайте другую.
‑ Как
же без ведома
автора?..
‑ Это
я беру на
себя!..
Стали думать и как-то пришли к одному
решению: Теркин! Тут же подобрали и наиболее подходящее имя: Вася! Наутро Кауфман
возмущался тем, что заменили фамилию автора псевдонимом без его согласия. Но
дело было сделано!»
Подобные случаи - не редкость в редакционной жизни.
Вспоминается один талантливый писатель, который регулярно публиковал в военной
газете детективные рассказы. Подписаны они были разными псевдонимами. А потом
на их основе составилась книжка. И писатель не нашел этому лучшего объяснения,
заявив, что представляет сборник молодых авторов, освоивших литературное
мастерство в студии, которой он сам и руководит. Шутка. Но массовому читателю
она неизвестна… Это происходило в те времена, когда в 90-е годы ХХ века мода на
детективы была в самом разгаре. А когда
стали востребованными прогнозы астрологов, в редакции одной военной газеты
завелся штатный «предсказамус»… Редактор был причастен к таким ходам, ибо
это повышало читательский спрос.
Похоже, что
таким же образом и Вася Теркин оказался памфлетистом. Следующий раз он появился
в газете с «Кратким словарем в помощь читателю»[16],
вышедшим под его редакцией. Написан «словарь» искусно, не понять его
невозможно. В нем разъяснялось значение актуальных на
тот политический момент терминов. Они и сейчас вызывают улыбку. Отчасти своей
простотой, наивностью. Но так и надо. Написан «словарь» искусно, не понять его
невозможно. Значит, на читателя, воина-ленинградца, он своей простотой и
доходчивостью произвел необходимое воздействие.
Высказывался
Вася Теркин и по внешнеполитическим вопросам. Ведь в Финскую кампанию газета
«На страже Родины» была на переднем рубеже противостояния с противником. Рубеже
идеологическом, пропагандистском. С другой стороны, в адрес СССР, его Красной
Армии, ее бойцов несся поток лжи. И Вася не только держал удар, но и достойно
отвечал. Как, например, в «Прямой наводке» за 19 января 1940 год. Под рубрикой
«Брем и Вася Теркин» публикуется «Жизнь животных. Раздел о птицах».
Рассматривается «Утка дикая»: «Водится в западно-европейских странах,
размножается искусственным путем в кафешантанных инкубаторах системы «Гавас» и
«Рейтер», питается исключительно валютой англо-французского происхождения.
Повадки антисоветские, часто гадит,
несет круглый год чушь. Стаями перелетает из лондонских редакций в парижские,
гуано данных уток удобряет газетные поля скандинавской прессы». Не менее
интересна характеристика, данная «Утке домашней». Вот что выдал Вася Теркин на
этот раз: «…Утки домашние делятся на следующие семейства: а) болтунообразные,
б) слухносные, в) паникосейные. Своими базарными сплетнями помогают
антисоветской дикой утке». Вот и верь после этого западным информагентствам…
Слово
Васи Теркина обращено к товарищам-бойцам. И поскольку к середине января 1940
года он уже становится постоянным героем публикаций и обладает авторитетом в
красноармейской среде, то в этом же номере газеты он выступает с… Читаем
«Назидательные изречения Васи Теркина»:
«Если ребята присвоят тебе
звание взводного звонаря, - уразумей - звание сие чести тебе не доставит.
Даже
на берегу Финского залива держи себя так, чтобы тебе никто не сказал:
- Это ты, брат, заливаешь!
Между
паРикмахером и паНикмахером разница далеко не в одной букве…
Береги язык! Говори короткими
очередями!
А
если уж очень почесать язык хочется ‑ разрешаю прочесть вслух эти назидательные
изречения».
Вася Теркин-памфлетист! Вася
Теркин-редактор словаря! И вот теперь Вася Теркин-корреспондент! В номере за 31 декабря 1939 года был помещен
портрет Васи Теркина. Здесь же сообщалось: “Специальный корреспондент нашего
отдела “Прямой наводкой” Вася Теркин, пребывающий на передовых позициях,
готовит материал, который будет печататься у нас в ближайшее время. Кстати,
помещаем последний портрет Васи Теркина”. На рисунке изображен лукаво
улыбающийся боец в буденовке, перепоясанный ремнем. За плечами у него винтовка, карандаш и кисть художника. Эту
публикацию и следует считать рождением легендарного героя. Потому как он
предстал перед публикой во всей своей красе. К его характеристикам уже ничего
не добавлялось ни в период Финской кампании, ни в дни Великой Отечественной
войны. Лишь раскрывались талант бойца, его смекалка и находчивость, приводились
случаи, где настойчивость, храбрость, удача сопутствовали герою. Естественно,
литературная форма была другой. А.Твардовский подошел к этому образу как к
герою эпическому и выстлал вместе с ним масштабное полотно, которым в итоге
стала «Книга про бойца».
…В редакции же газеты «На страже Родины» зимой
1939-1940 годов жизнь, словно похлёбка продолжала кипеть…
«…Но вот, вспоминает далее Николай Александрович
Щербаков[17],
художники принесли в «келью» первую серию рисунков, выполненных по моему
заданию: шесть кадров по три, в два ряда, на три колонки». К ним он дал такие
стихи под заголовком «Как Вася Теркин «языка» добыл»:
Снег
глубок, а сосны редки.
Вася Теркин на разведке.
Белоснежен, без заплат
Маскировочный халат.
Теркин видит, Теркин слышит ‑
Белофинн летит
на лыжах:
Знать, беды
не чуя, он
Лезет прямо
на рожон.
Теркин, взвесив
обстановку,
Применяет
маскировку:
Он уткнулся
в снег ничком
‑
Стал похож
на снежный ком.
Вид заманчивый
«трамплина»
Привлекает белофинна,
Мчит он с маху на «сугроб»...
Дальше
хода нету, стоп!
Так в
разведке, очень ловко
Применивши маскировку.
Добыл
Теркин «языка»
И доставил
в штаб полка.
[1] Р.Романова. «Я СТУПАЛ В
ТОТ СЛЕД ГОРЯЧИЙ…» «Новый мир» №6. М., 1971. С. 221.
[2] Запись датирована
19.01.1940. 2 часа ночи. А.Т. Твардовский. Собрание сочинений: в 5 т. Т.
[3] Опубликовано в газете «На
страже Родины» 11 декабря 1939 года.
[4] А.Т. Твардовский. Собрание
сочинений: в 5 т. Т.
[5] Там же. С 393.
[6] Опубликовано в газете «На
страже Родины» 19 января 1940 года.
[7] Там же. С. 396.
[8] Там же. С. 407.
[9] А.Т. Твардовский. Собрание
сочинений: в 6 т. Т.
[10] А.Т. Твардовский.
Собрание сочинений: в 6 т. Т.
[11] А.Т. Твардовский.
Собрание сочинений: в 5 т. Т.
[12] Р.Романова. «Я СТУПАЛ В
ТОТ СЛЕД ГОРЯЧИЙ…» «Новый мир» №6. М., 1971. С. 223-224.
[13] А.Т. Твардовский.
Собрание сочинений: в 6 т. Т.
[14] Н. Щербаков. «Страницы
памяти листая…» Рожденная октябрем. Л., 1968. С. 162.
[15] Газета «На страже
Родины», 18 декабря 1939 года. С.4.
[16] Газета «На страже
Родины», 25 декабря 1939 года. С.4.
[17] Н. Щербаков. «Страницы памяти
листая». Рожденная октябрем. Л., 1968. С. 163.
Комментарии0
Нет комменариев